Программно-методический материал

Сергеева Галина Николаевна

Коррекционно-развивающая программа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников, обусловленных нерезко выраженным общим недоразвитием речи (72 ч.), была разработана с учетом особенностей усвоения письма и чтения детьми, имеющими данное нарушение, программой по русскому языку общеобразовательной школы и спецификой деятельности ЦППРиК " Ирида" ( организационные формы работы, планирование и распределение рабочего времени).  Цель программы: выявление и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников, формирование речемыслительной деятельности, создание предпосылок для полноценного  овладения школьной программой. Программа была согласована и утверждена на заседании  Методического Совета ГБОУ " Ирида" 26 августа 2013 года ( протокол № 1).

Также была  утверждена на МС речевая карта-протокол для дошкольников. Данный материал использовался в работе учителями-логопедами в подразделениях ЦППРиК " Ирида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_doshkolnika_irida.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

                                                                       «ИРИДА»

РЕЧЕВАЯ КАРТА  ДОШКОЛЬНИКА

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________

Возраст   __________________________  детский сад  №_________  группа ________

Жалобы родителей_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Речевая среда______________________________Ведущая рука _________________________________

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ

1.Понимание речи (в полном объеме; не понимает обращенную речь; понимание на бытовом уровне)____ _______________________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ

1.Сила голоса (N, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)

2.Дикция (отчетливая, смазанная, невнятная)

3.Темп (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)

4.Ритм (N, аритмия)___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

(строение, подвижность, особенности) ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

свистящие

шипящие

сонорные

заднеязычные

мягкие

в

б

д

г

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

й

к

кь

г

гь

х

хь

ть

дь

нь

____________________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1. Фонематическое восприятие:

 - * определение наличия заданного звука: 

 (Г) флажок______ балалайка_____ груша______гриб______ключ_____топор____игла _____________

 (М) молоток____вишня_____комар____ворона____ёж___мак___карандаш_______________________

-  подобрать пары картинок  к названным словам-паронимам:

    крыша-крыса _____бочка-почка______ коза-коса_____рожки-ложки______дрова-трава___________

-  выделение гласного звука в начале слова: 

      Облако____________     удочка ___________ аист________________  иголки___________________

  -  выделение гласного звука в середине слова:

      Рак_______дом_________ лук__________ кит___________ сыр______________________________

   - выделение гласного звука в конце  слова:

      Пила_________  грибы__________ кольцо  ____________ кенгуру______________ очки_________

  -  выделение согласного звука в конце слова:

      Кот______ жук______ автобус________ дом___________ шар_____________ стул______________

  - выделение согласного звука в начале слова:

     Танк_______ коза________ санки_______ ракета _______ мышь_________ ландыш _____________

2. Фонематический  слух:

 Дифференциация звуков. Повтори:

           ба-па-па ________________за-жа-за ______________ ча-ца-ща_________________________

           ва-фа-ва________________ са-са-ша______________ по-пу-бо_________________________

           га-ка-ка_________________ла-ра-ла______________ до-ту-до _________________________

           да-да-та ________________ ла-ля-ла______________ ка-ва-да _________________________

 3*. Фонематический анализ и синтез:

- назвать  первый  звук в слове «кошка», последний  звук, на 3 месте. Перечислить по порядку  все звуки в слове__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  -  составь слово:   к,о,т   ____________  р, у, к,а  __________       с,у,м,к,а_____________________

4*. Фонематические представления:

 - подбери название игрушки на звук М_________________, одежды на звук  М___________________

ягоды на звук  М______________________,  дерева на звук  Д__________________________________

- подбери слово со звуком Т_______________ М____________ С_________. Назови место зв. в словах.

ОБСЛЕДОВАНИЕ  СЛОГОВОЙ  СТРУКТУРЫ  И  ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТИ СЛОВ

1.Назови картинки:

Велосипед________________ Полотенце__________________   Регулировщик_________________

Сковорода________________ Телевизор___________________  Мотоцикл____________________

2 .Повтори:  слесарь-инструментальщик, строгий регулировщик.  Экскурсовод Лариса провела интересную экскурсию._______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

1. Предметный словарь

Объяснение значения слов:

Холодильник _______________________________пылесос ____________________________________

Назвать части туловища (кукла)   _______________________________________________________

Назвать части лица  ____________________________________________________________________ Уровень обобщения. Назови картинки одним словом:

      Игрушки________________  Посуда_______________________   Мебель __________________

      Одежда  ________________  Животные  ____________________  Деревья ____________________

      Обувь __________________  Продукты _____________________ Транспорт __________________

      Фрукты  ________________  Ягоды      _____________________  Головные уборы____________

      Грибы   _________________  Птицы     _____________________  Насекомые________________  

Подбор синонимов.  Назови близкие по значению слова (картинки). Как по-другому можно назвать:   врач – _________________,  боец – ____________________                                  

2. Глагольный словарь.  

      *  Назвать действие по предъявленному предмету  (Картинки).

      * Назвать близкие по значению слова-действия.  Назови, что делает девочка. _____________________________________________________________________________________

* Кто как голос подает?

Корова _________________    Собака   __________________     Кошка ____________________

Лошадь ________________     Свинья   ___________________  Овца _____________________

3.Словарь признаков:

   Качественные прилагательные:

  -  Назови, какого цвета пятно_________________________________________________________

  -  Назови, какие на вкус и по размеру:  клубника________лимон__________рябина___________

 Образование относительных прилагательных от существительного (картинки):

Шкаф из дерева ______________________,         чашка  из фарфора _________________________

машина из железа _____________________, шапка из шерсти __________________________ *Образование притяжательных прилагательных:  Чей это хвост?  Чья это морда?

Заяц  - __________________________________________________________________________

Лиса - __________________________________________________________________________

Волк - __________________________________________________________________________

      Подбор антонимов  (по картинкам):

Высокий-  _____________, короткая - _____________, широкий -____________,  толстая -___________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

   Словоизменение.

1. Изменение существительных по числам (Им.п. ед.ч, Им.п. мн.ч.).  Назови картинки.

    Кошка ____________стол ______________гнездо_______________ухо______________________

2. Изменение прилагательных по родам.  Назови, какой по цвету предмет на картинке.

майка ____________________________ роза_________________________________________________

мяч   ____________________________  флаг_________________________________________________

яблоко ___________________________ кресло_______________________________________________

 3. Изменение существительных по падежам:

Кошки_________________  много _____________________________________________________

Стол      ________________ много _____________________________________________________

Гнездо _________________ много _____________________________________________________

Ухо          _______________ много _____________________________________________________

 3. Согласование существительных с числительным. Посчитай количество предметов:

                                    1                                2                              3                               7

Карандаш_______________________________________________________________________________

Тетрадь ________________________________________________________________________________

Яблоко  ________________________________________________________________________________ 

 Словообразование.

1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:

ключ _________________ пуговица ______________________ звезда _________________________

2. Образование слов, обозначающих профессии,  при помощи суффиксов:

сапог _____________________кран___________________   стекло________________________

3. Употребление  предлогов.        

Расскажи, где кот, что он делает? __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление рассказа по серии сюжетных картинок___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

ЗАИКАНИЕ

 Локализация и вид  судорог, степень выраженности __________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Результаты коррекционной работы_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерный план коррекционной работы (необходимо выбрать пункты из предложенного плана в соответствии с логопедическим заключением):

1. Подготовка  артикуляционного  аппарата к постановке звуков.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие просодической стороны речи.

4. Постановка заднеязычных, переднеязычных, свистящих, шипящих, сонорных.    

    Автоматизация. Дифференциация.  

5. Работа над слоговой структурой слова.

6. Развитие лексико-грамматических категорий и понятий.

7. Развитие связной речи.

8. Развитие графо-моторных навыков.

9. Развитие элементарных математических представлений.

Дата заполнения  «______» __________________ 20____ г.

Подпись _____________________________________________________________________/_________/

(должность, название подразделения, затем фамилия И.О.и роспись)

     

 Примечание

  1. Иллюстративный материал  к диагностике представлен  в  пособии  О. Б. Иншаковой «Альбом  для  логопеда». М. Владос. 2011  г.

   2. Задания, помеченные звездочкой *, предназначены для детей старше 5 лет.