Программно-методический материал
Коррекционно-развивающая программа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников, обусловленных нерезко выраженным общим недоразвитием речи (72 ч.), была разработана с учетом особенностей усвоения письма и чтения детьми, имеющими данное нарушение, программой по русскому языку общеобразовательной школы и спецификой деятельности ЦППРиК " Ирида" ( организационные формы работы, планирование и распределение рабочего времени). Цель программы: выявление и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников, формирование речемыслительной деятельности, создание предпосылок для полноценного овладения школьной программой. Программа была согласована и утверждена на заседании Методического Совета ГБОУ " Ирида" 26 августа 2013 года ( протокол № 1).
Также была утверждена на МС речевая карта-протокол для дошкольников. Данный материал использовался в работе учителями-логопедами в подразделениях ЦППРиК " Ирида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_doshkolnika_irida.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
«ИРИДА»
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДОШКОЛЬНИКА
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________
Возраст __________________________ детский сад №_________ группа ________
Жалобы родителей_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Речевая среда______________________________Ведущая рука _________________________________
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ
1.Понимание речи (в полном объеме; не понимает обращенную речь; понимание на бытовом уровне)____ _______________________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
1.Сила голоса (N, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)
2.Дикция (отчетливая, смазанная, невнятная)
3.Темп (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
4.Ритм (N, аритмия)___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
(строение, подвижность, особенности) ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
свистящие | шипящие | сонорные | заднеязычные | мягкие | ||||||||||||||||||||||
в | б | д | г | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й | к | кь | г | гь | х | хь | ть | дь | нь |
____________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Фонематическое восприятие:
- * определение наличия заданного звука:
(Г) флажок______ балалайка_____ груша______гриб______ключ_____топор____игла _____________
(М) молоток____вишня_____комар____ворона____ёж___мак___карандаш_______________________
- подобрать пары картинок к названным словам-паронимам:
крыша-крыса _____бочка-почка______ коза-коса_____рожки-ложки______дрова-трава___________
- выделение гласного звука в начале слова:
Облако____________ удочка ___________ аист________________ иголки___________________
- выделение гласного звука в середине слова:
Рак_______дом_________ лук__________ кит___________ сыр______________________________
- выделение гласного звука в конце слова:
Пила_________ грибы__________ кольцо ____________ кенгуру______________ очки_________
- выделение согласного звука в конце слова:
Кот______ жук______ автобус________ дом___________ шар_____________ стул______________
- выделение согласного звука в начале слова:
Танк_______ коза________ санки_______ ракета _______ мышь_________ ландыш _____________
2. Фонематический слух:
Дифференциация звуков. Повтори:
ба-па-па ________________за-жа-за ______________ ча-ца-ща_________________________
ва-фа-ва________________ са-са-ша______________ по-пу-бо_________________________
га-ка-ка_________________ла-ра-ла______________ до-ту-до _________________________
да-да-та ________________ ла-ля-ла______________ ка-ва-да _________________________
3*. Фонематический анализ и синтез:
- назвать первый звук в слове «кошка», последний звук, на 3 месте. Перечислить по порядку все звуки в слове__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- составь слово: к,о,т ____________ р, у, к,а __________ с,у,м,к,а_____________________
4*. Фонематические представления:
- подбери название игрушки на звук М_________________, одежды на звук М___________________
ягоды на звук М______________________, дерева на звук Д__________________________________
- подбери слово со звуком Т_______________ М____________ С_________. Назови место зв. в словах.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТИ СЛОВ
1.Назови картинки:
Велосипед________________ Полотенце__________________ Регулировщик_________________
Сковорода________________ Телевизор___________________ Мотоцикл____________________
2 .Повтори: слесарь-инструментальщик, строгий регулировщик. Экскурсовод Лариса провела интересную экскурсию._______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
1. Предметный словарь
Объяснение значения слов:
Холодильник _______________________________пылесос ____________________________________
Назвать части туловища (кукла) _______________________________________________________
Назвать части лица ____________________________________________________________________ Уровень обобщения. Назови картинки одним словом:
Игрушки________________ Посуда_______________________ Мебель __________________
Одежда ________________ Животные ____________________ Деревья ____________________
Обувь __________________ Продукты _____________________ Транспорт __________________
Фрукты ________________ Ягоды _____________________ Головные уборы____________
Грибы _________________ Птицы _____________________ Насекомые________________
Подбор синонимов. Назови близкие по значению слова (картинки). Как по-другому можно назвать: врач – _________________, боец – ____________________
2. Глагольный словарь.
* Назвать действие по предъявленному предмету (Картинки).
* Назвать близкие по значению слова-действия. Назови, что делает девочка. _____________________________________________________________________________________
* Кто как голос подает?
Корова _________________ Собака __________________ Кошка ____________________
Лошадь ________________ Свинья ___________________ Овца _____________________
3.Словарь признаков:
Качественные прилагательные:
- Назови, какого цвета пятно_________________________________________________________
- Назови, какие на вкус и по размеру: клубника________лимон__________рябина___________
Образование относительных прилагательных от существительного (картинки):
Шкаф из дерева ______________________, чашка из фарфора _________________________
машина из железа _____________________, шапка из шерсти __________________________ *Образование притяжательных прилагательных: Чей это хвост? Чья это морда?
Заяц - __________________________________________________________________________
Лиса - __________________________________________________________________________
Волк - __________________________________________________________________________
Подбор антонимов (по картинкам):
Высокий- _____________, короткая - _____________, широкий -____________, толстая -___________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Словоизменение.
1. Изменение существительных по числам (Им.п. ед.ч, Им.п. мн.ч.). Назови картинки.
Кошка ____________стол ______________гнездо_______________ухо______________________
2. Изменение прилагательных по родам. Назови, какой по цвету предмет на картинке.
майка ____________________________ роза_________________________________________________
мяч ____________________________ флаг_________________________________________________
яблоко ___________________________ кресло_______________________________________________
3. Изменение существительных по падежам:
Кошки_________________ много _____________________________________________________
Стол ________________ много _____________________________________________________
Гнездо _________________ много _____________________________________________________
Ухо _______________ много _____________________________________________________
3. Согласование существительных с числительным. Посчитай количество предметов:
1 2 3 7
Карандаш_______________________________________________________________________________
Тетрадь ________________________________________________________________________________
Яблоко ________________________________________________________________________________
Словообразование.
1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:
ключ _________________ пуговица ______________________ звезда _________________________
2. Образование слов, обозначающих профессии, при помощи суффиксов:
сапог _____________________кран___________________ стекло________________________
3. Употребление предлогов.
Расскажи, где кот, что он делает? __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление рассказа по серии сюжетных картинок___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
ЗАИКАНИЕ
Локализация и вид судорог, степень выраженности __________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Результаты коррекционной работы_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примерный план коррекционной работы (необходимо выбрать пункты из предложенного плана в соответствии с логопедическим заключением):
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие просодической стороны речи.
4. Постановка заднеязычных, переднеязычных, свистящих, шипящих, сонорных.
Автоматизация. Дифференциация.
5. Работа над слоговой структурой слова.
6. Развитие лексико-грамматических категорий и понятий.
7. Развитие связной речи.
8. Развитие графо-моторных навыков.
9. Развитие элементарных математических представлений.
Дата заполнения «______» __________________ 20____ г.
Подпись _____________________________________________________________________/_________/
(должность, название подразделения, затем фамилия И.О.и роспись)
Примечание
1. Иллюстративный материал к диагностике представлен в пособии О. Б. Иншаковой «Альбом для логопеда». М. Владос. 2011 г.
2. Задания, помеченные звездочкой *, предназначены для детей старше 5 лет.