Методическая копилка
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «Я - учитель»
учителя начальных классов
муниципального казенного общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы № 5
пос. Красочный Ипатовского района
Кизиловой Натальи федоровны
Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной он рвётся ввысь;
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д.С.Лихачёв.
Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться, самосовершенствоваться. Учитель – лучше званья нет на свете.
Я – учитель начальных классов. А работать учителем начальных классов в школе – самая удивительная, уникальная и почётная профессия. Учитель начальных классов умеет всё! Это самый творческий человек, настоящий волшебник. Начальная школа это не только научить детей писать, читать и считать. Начальная школа как фундамент ко всей последующей учебе. Кирпичик к кирпичику на каждом уроке, и не важно, русский язык это, математика или окружающий мир, учитель дает не только знания, но и показывает, как строить отношения между детьми, между детьми и взрослыми, учит искать пути решения возникающих проблем. И каждый такой кирпичик очень важный.
Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется основа умения учиться. В этом возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Так здорово, что я работаю в начальных классах! Есть возможность вновь и вновь с каждым выпуском искать и находить что-то необыкновенное и неповторимое. Растут дети, расту вместе с ними и я, счастливая, что вижу результат своего труда.
Я выпустила несколько выпусков и уже учу детей моих бывших учеников. И каждый раз мне кажется, что лучше этих ребят не было. Проходит время и новые малыши занимают моё сердце. И снова люблю новичков, и нет лучше их! За много лет работы, приходя в школу, видя счастливые улыбки своих выпускников, и бегущих навстречу мне первоклашек – всё плохое сразу забываю, и хочется учить и творить, на душе становится легко и спокойно. На протяжении всех лет всегда стараюсь быть близким другом для своих ребят, а не авторитарным учителем. Стараюсь быть нужной им, поддерживать их, вселять в них уверенность в своем будущем и никогда не опускать перед трудностями руки, а стараться находить правильные решения. Я проживаю с детьми их неудачи и проблемы и радуюсь их успехам. Любовь и уважение моих учеников - высшая награда для меня. И где бы я ни была, всегда с гордостью говорю: «Я – учитель!»
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать!
В. Малков
Мне кажется, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Ведь даже дома не прекращаешь думать о своих учениках. Готовя урок, видишь, думаешь, чувствуешь весь класс и каждого в отдельности. Ученики всегда с тобой. И какое счастье ощущать, когда твои воспитанники, вначале не владеющие чтением, письмом, счётом, не умеющие правильно и грамотно говорить, с твоей помощью постепенно впитывают знания, устремляясь ввысь. Мои знания, опыт становятся тем мостиком, который служит ученикам отправной точкой для движения вперёд.
Сама по натуре я жизнерадостная, люблю, когда все вокруг настроены оптимистично. На уроках часто улыбаюсь, потому что верю в силу улыбки. Я сторонница дисциплины на уроке. Но радуюсь, когда вижу высоко поднятые руки и нетерпение в глазах. И обязательно кто-то из учеников не выдержит и выпалит свои правильные мысли. Почему не остановлю это «безобразие» строгим окриком? Боюсь вспугнуть желание. Желание ответить. Высказаться. Быть услышанным учителем.
Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Учу детей не бояться задавать учителю и ребятам вопросы. И мы вместе ищем ответы. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, использую работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.
Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Задаю домашние задания разного уровня. На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты.
В системе образования произошли перемены. Школа изменилась. Как приятно каждый день с учениками делать открытия, сочинять рассказы, решать задачи, изучать окружающий мир используя новые методы обучения, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс. Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал. Появилась возможность, используя Интернет, работать с личным сайтом, обмениваться опытом с учителями всей страны, дистанционно общаться и учиться.
Я люблю свою работу, люблю своих учеников. Всех! И тихих, и хулиганистых, и отличников. И тех, кому учеба дается тяжело. Ведь мама не перестанет любить своего ребенка, если он принесет за контрольную работу двойку. Когда нужно, мама похвалит, одобрит, поможет. Вот и я стараюсь быть для них школьной мамой.
Главной моей задачей всегда будет - быть мастером своего дела, отдавать всё лучшее детям, наслаждаться работой и быть современным учителем.
Я учу - вижу в этом призванье,
Отдаю душу всем, кто тянется к знаньям.
Мне не нужно наград, как не надо и званий.
Лишь бы видеть в глазах ясных детских признанье.