Дополнительное образование
Программа дополнительного образования естественно -биологической направленности. расчитана на учащихся 13-16 лет. Срок реализации 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования | 56.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
ДОД «Дом детства и юношества»
Мамадышского муниципального района
Республики Татарстан
«Согласовано» Заместитель директора по УВР: ____________ / Закирова С.Р./ | «Утверждено» Директор МБОУДОД «ДД и Ю» __________/Ефимов А. М./ Приказ №___________ от _________________ |
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология»
Педагог дополнительного образования
Хуснутдинова Фания Тафкилевна
Срок реализации 3 года
Пояснительная записка
Программа «Занимательная экология» имеет эколого-биологическую направленность.
Программа предполагает три года обучения и посвящена изучению экологических особенностей Республики Татарстан. В данную программу включены следующие разделы: «Редкие и исчезающие виды флоры и фауны РТ», «Особо охраняемые территории РТ», «Исследовательская и проектная деятельность», «Экологический мониторинг».
Данная программа актуальна, её главной идеей является экологическое воспитание личности учащегося, так как на сегодняшний день человечество имеет массу последствий неразумного отношения к природе. Это: загрязнение всех сред обитания, что приводит к исчезновению представителей флоры и фауны, ухудшение здоровья людей, появление онкозаболеваний, аллергии и т.д. Следовательно, сама жизнь сегодня требует экологической грамотности всех граждан.
Благодаря хорошо продуманной практической части программа способствует формированию практических умений и навыков воспитанников, т.е. осуществляется практико-ориентированный подход.
Программой предусмотрена проектно-исследовательская деятельность учащихся в виде разработки и защите проектов и исследовательских работ, что позволяет не только развить исследовательский интерес, но и творческий потенциал ребят.
Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные способности воспитанников.
Содержанием программы предусмотрено формирование и патриотических чувств воспитанников: через изучение природы родного края, прививается чувство долга, ответственности за природные богатства Родины, за сохранение и приумножение ценностей родного края.
При реализации содержания программы необходимо учитывать здоровьесберегающие аспекты: не ограничивать перемещения воспитанников в помещении, проводить физминутки; соблюдать санитарно-гигиенические правила и нормы; заботиться о психологическом комфорте на занятиях.
Программа отличается содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На ее основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-экономическим особенностям РТ, традициям, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов, населения.
В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, рассчитана на среднего и старшего школьника, направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Курс «Занимательная экология» предназначен для детей 13 - 17 лет, рассчитан на 3 года обучения. Занятия предусматриваются два раза в неделю по два часа (136 часов в год, всего 416 часов)
Цель программы: развитие экологического сознания личности ребёнка, формирование готовности к активной природоохранной деятельности, раскрытие творческого потенциала воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать знания о закономерностях экологии, основных экологических понятиях.
- Привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований: наблюдение, измерение, эксперимент мониторинг и др.
- Научить оформлять результаты работы и защищать ее.
Развивающие:
- Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- Сформировать творческие и коммуникативные способности учащихся;
- Развить способность применять теоретические знания на практике;
- Развить способность самостоятельно добывать, анализировать информацию и делать выводы.
Воспитывающие:
- Воспитать экологическое мировоззрение и культуру.
- Сформировать умение работать в коллективе.
- Воспитать патриотическое и нравственное отношение к природным богатствам родного края.
- Формировать и пропагандировать здоровый образ жизни
Методы обучения и развития творческих способностей
- Групповой метод
- Индивидуальная работа
- Использование методов проектов и исследований
- Использование наглядных пособий
- Общение с «живой» природой
- Метод экскурсионной и практической деятельности
Учебно-тематический план по курсу
«Занимательная экология» 1 год
№ | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2 | Определители флоры и фауны. | 10 | 18 | 28 |
3 | Гербарий растительности | 10 | 16 | 26 |
4 | Редкие и исчезающие виды флоры и фауны РТ | 10 | 16 | 26 |
5 | Особо охраняемые территории РТ | 10 | 16 | 26 |
6 | Экологические факторы и среды жизни организмов | 10 | 16 | 26 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 6 | 8 |
Итого: | 54 | 90 | 144 |
Содержание программы первого года обучения
- Вводное занятие. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Знакомство с группой. Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды. Краткая история экологии. Предмет экологии. Структура экологии.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
- Определители флоры и фауны.
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
- Гербарий растительности
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Экскурсии. На луг, по территории пришкольного участка, по городу. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
- Редкие и исчезающие виды флоры и фауны РТ.
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных РТ, занесенных в Красную книгу РТ. Реликты и эндемики флоры и фауны РТ.
Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги РТ. Составление карты ареалов редких видов животных и растений РТ на примере одного растения. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны РТ".
Экскурсии. В парк "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
- Особо охраняемые территории РТ. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники РТ.
Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна РТ). Написание реферата "Флора и фауна РТ".
- Экологические факторы и среды жизни организмов Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И. Г. Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).
Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
- Заключительное занятие
Подведение итогов года.
Практ. часть. Защита и презентации исследовательских и проектных работ.
Результаты первого года обучения
Должны знать:
- Понятие экология, флора и фауна.
- Правила сбора гербарного материала.
- Реликтовые, редкие и исчезающие виды растений РТ.
- Причины организации особо охраняемых территорий.
- Классификацию заповедников.
- Экологические факторы.
Должны уметь:
- работать с определителями,
- изготавливать папки для гербария
- составлять карты ареалов редких видов животных и растений РТ,
- работать с Красной книгой РТ
Учебно-тематический план по курсу
«Занимательная экология» 2 год
№ | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Биоценоз | 14 | 14 | 28 |
2 | Экосистемы | 12 | 12 | 24 |
3 | Популяции | 12 | 12 | 24 |
4 | Биосфера | 12 | 12 | 24 |
5 | Круговорот веществ и элементов | 12 | 8 | 20 |
6 | Ноосфера | 6 | 8 | 10 |
7 | Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 69 | 67 | 136 |
Содержание программы второго года обучения.
Курс "Занимательная экология" (136 часов)
- Биоценоз
Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша.
Практ. часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Составление экологических пирамид. Составление цепей питания
Иссл. работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений). Перспективы развития биоценоза в местах затронутых пожарами.
Экскурсии. В лесополосу "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов, к открытому водоему «Водный биогеоценоз», к плодовому саду «Искусственный биоценоз», на поле «Хозяйственная деятельность и видовой состав искусственных биогеоценозов»
- Экосистемы.
Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).
Практ. часть. Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии. Составление экологических пирамид. Составление гербария с учетом ярусности растений.
Экскурсии. В парк. "Надземная ярусность растительности парка", на луг «Распределение растительности на открытых местах», в лесополосу «Особенности видового состава растений на территории, прилегающей к населенному пункту»
- Популяции.
Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.
Практ. часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.
- Биосфера
Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере.
Практ. часть. Решение задач. Составление предварительных тем рефератов и начало их реализации. Сообщения на тему «Как живое вещество влияет на климат Земли». Творческое сочинение на тему «Что будет, если…». Просмотр фильмов и решение тематических задач.
- Круговорот веществ и элементов
Круговорот веществ в природе (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Роль круговорота веществ. Влияние антропогенных факторов на круговорот веществ. Особая роль воды в системе органического мира.
Практ. часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов. Сообщение на тему «Без воды нет жизни на Земле». Составление проекта «Глобальное потепление», «Таяние ледников»
- Ноосфера
Открытие ноосферы. Роль ученых в создании теории ноосферы. Современные представления о ноосфере.
Практ. часть. Подготовка и выполнение творческой работы на тему «Что такое ноосфера ». Выполнение художественных работ и сочинений по тематике «Как я представляю ноосферу». Просмотр тематических фильмов. Изучение трудов ученых, внесших вклад в развитие учение о ноосфере.
- Заключительное занятие
Подведение итогов года, совместное планирование творческих тем на следующий год.
Практ. часть. Конференция исследовательских работ кружковцев.
Результаты второго года обучения
Должны знать:
- понятие биоценоз его структура и компоненты, экологическая ниша, экосистема, популяция биосфера и ноосфера,
Должны уметь:
- решать экологические задачи,
- писать рефераты,
- описывать экологические нишы,
- составлять экологические пирамиды.
Учебно-тематический план по курсу
«Занимательная экология» 3 год
№ | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2 | Исследовательская и проектная деятельность | 2 | 8 | 10 |
3 | Экологический мониторинг | 2 | 4 | 6 |
4 | Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу | 4 | 4 | 8 |
5 | Антропогенные воздействия на биосферу | 4 | 10 | 14 |
5.1 | Антропогенные воздействия на атмосферу | 16 | 10 | 26 |
5.2 | Антропогенные воздействия на литосферу | 10 | 14 | 24 |
5.3 | Антропогенные воздействия на биотические сообщества | 8 | 10 | 18 |
5.4 | Антропогенные воздействия на гидросферу | 10 | 14 | 24 |
6 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 59 | 77 | 136 |
Содержание программы третьего года обучения.
Курс "Занимательная экология" (136 часов)
- Вводное занятие
История развития экологических идей. Законы Б. Коммонера.
Практ. часть. Обзор экологических проблем России, Краснодарского края.
Экскурсии. В парк. "Экологические объекты окружающей среды".
- Исследовательская и проектная деятельность
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Анализ и обработка исследовательской работы. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Проект. Этапы проектной деятельности. Написание и оформление заявки.
Практ. часть. Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Знакомство с проектами. Написание проекта. Решение экологических задач.
Экскурсии. "Экологические объекты окружающей среды".
- Экологический мониторинг
Задачи и методы мониторинга. Экологическая экспертиза. Методы контроля. Система мониторинга в крае.
Практ. часть. Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН). Приготовление водной почвенной вытяжки и определение водородного показателя (рН). Решение экологических задач.
- Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и бионту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Практ. часть. Просмотр видеофильмов. Работа со справочной литературой. Изучение причин шумового дискомфорта.
Иссл. работа. Антропогенные воздействия на биосферу.
- Антропогенные воздействия на биосферу
Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация воздействий. Основные виды загрязнителей окружающей среды. Изменение факторов среды в условиях города (трансформация абиотических и биотических факторов).
Практ. часть. Составление экологической карты города. Составление экологического паспорта помещения.
Иссл. работа. Оценка состояния экосистемы микрорайона.
Экскурсии. На предприятия города. "Знакомство с эффективностью работы очистных сооружений предприятий-загрязнителей окружающей среды".
5.1 Антропогенные воздействия на атмосферу
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.
Практ. часть. Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения атмосферы. Решение экологических задач.
Иссл. работа. Влияние выбросов производства на атмосферу. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами.
Экскурсии. На предприятия-загрязнители атмосферного воздуха.
5.2.Антропогенные воздействия на литосферу
Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.
Практ. часть. Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Иссл. работа. Загрязнение среды обитания человека на территории края, влияние на его здоровье. Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города".
5.3. Антропогенные воздействия на биотические сообщества
Экологические функции леса. Классификация лесов по выполняемым функциям (защитные, ограниченно-эксплуатационные, эксплуатационные). Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества: прямое воздействие (вырубка лесов, пожары, затопления), косвенное воздействие (загрязнение воздуха, воды, применение пестицидов и минеральных удобрений). Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества (уменьшение биологического разнообразия, дестабилизация экосистем). Роль животного мира в биосфере. Основные причины сокращения численности и вымирания животных. Приемы и методы изучения влияния человека на биотические сообщества.
Практ. часть. Просмотр видеофильмов. Работа с доп. литературой. Решение задач.
Иссл. работа. Сохранение и восстановление экосистем.
Экскурсии. В краеведческий музей. "Редкие и исчезающие виды флоры и фауны края".
5.4. Антропогенные воздействия на гидросферу (39 часов)
Загрязнение вод: химическое (нефть и нефтепродукты, Спавы, пестициды, минеральные удобрения и др.), бактериальное (вирусы и болезнетворные микроорганизмы), физические (радиоактивные вещества, тепло и др.). Источники загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практическая часть. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Решение задач.
Иссл. работа. Оценка экологического состояния водоема. Исследование природных вод.
Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".
- Заключительное занятие.
Подведение итогов года и курса обучения.
Практическая часть. Защита и презентация проектов и исследовательских работ.
Должны знать:
- Законы Б. Коммонера, методику исследовательской деятельности,
- методы экологического мониторинга,
- основные виды загрязнителей воздуха, земли и воды.
Должны уметь:
- оформлять исследовательские работы,
- составлять экологический паспорт помещения,
- представлять и защищать исследовательские работы.
Методические рекомендации
В организации и проведении дополнительных занятий экологического характера возникает много трудностей. Они вызваны тем, что эта работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению. Следует учитывать местные условия, запросы детского коллектива, индивидуальные возможности и интересы учащихся. Наряду с этим занятия дают неограниченные возможности для развития творческой активности школьников.
При реализации программы интерес учащихся будет выступать главной движущей силой в поиске ответов на многие тематические вопросы. Развитие интереса – вот одно из направлений программы, которое включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.
В ходе организации прослеживается метод проектно-исследовательской деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Организованные занятия способствуют тому, что интересы учащихся приобретают очертания склонностей, особенно когда они побуждают к творческому поиску, к практическому применению полученных знаний (например, при проведении опытов, проектных и исследовательских работ, при фенологических наблюдениях).
Необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся и ориентироваться при организации занятий на их запросы и склонности, направляя их в нужное русло.
Экологическая направленность занятий способствует укреплению патриотических чувств, а также любви к родному краю
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы.
Результатом творческой работы объединения «Занимательная экология» становятся защищенные проекты и исследования, организация и проведение конкурсов, природоохранная деятельность.
Прогнозируемые результаты
После изучения материала данного курса учащиеся должны овладеть следующими теоретическими знаниями и практическими навыками.
Должен знать:
- Основы рационального использования природных богатств.
- Экологические требования к антропогенной деятельности.
- Последствия неразумного поведения в природе.
- Основные заповедные места края и страны.
- Редкие и исчезающие виды флоры и фауны.
- Связи человека и природной среды, их значение.
- Последствия антропогенного воздействия на все оболочки Земли.
Должен уметь:
- Составлять проекты.
- Проводить исследования.
- Работать со справочной литературой.
- Закладывать и составлять гербарные материалы.
- Проводить фенологические наблюдения.
- Работать с определителями растений и животных.
- Проводить опыты.
Данная программа способствует:
- пониманию современных проблем окружающей среды;
- овладению проектно-исследовательскими навыками;
- наблюдению природных тел и явлений;
- умению анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе.
- Формированию здорового образа жизни
- Формированию нравственной культуры человека
- Формированию патриотизма
Для успешной реализации программы необходимо:
- Оборудованный кабинет (наличие проектора или интерактивной доски, микроскопы).
- Наглядные пособия (муляжи птиц, гербарные материалы, скелет человека и других позвоночных животных).
- Методическая и обучающая литература.
- Видеофильмы о природе, экологических катастрофах и о рациональном природопользовании.
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
- Гуманного отношения к природе и человеку.
- Учет индивидуальных особенностей учащихся.
- Непрерывности образования и воспитания.
- Учета национальных и личностных особенностей.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «занимательная экология» являются:
1 год обучения:
- Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
2 год обучения:
- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- Знание основных экологических проблем города, района, форм и методов охраны окружающей среды.
3 год обучения:
- Умение готовить выступления о результатах наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники.
Формы и методы контроля
Виды контроля | Содержание | Методы | Сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей, определение базового уровня ЗУН | Беседы, наблюдения, тестирования, анкетирования | 1-ый год обучения |
Текущий | Освоение учебного материала по темам | Выполнение заданий, составление и разработка творческих работ | По разделам и темам |
Оценка практических умений и навыков учащихся | Проектно-исследовательская деятельность, участие в выставках и конкурсах | По разделам и темам | |
Оценка самостоятельности | Проектно-исследовательская деятельность, игры, наблюдения | 1 раз в полгода | |
Профориентация | Беседы, наблюдения, упражнения, консультации | В течение года | |
Коррекция | Внесение изменений и поправок по ходу освоения программы | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Зачетные работы, выполнение проектов и исследовательских работ | Январь, май |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Миркин Б. М., Наумов Л. Г. Экология России, М: АО МДС Юнисам, 1995 -232 с.
- Сивоглазов В. И., Сухова Т. С. Экология России, Книга для учителя, М:АО «МДС» 1995. -169 с.
- Винниченко П. Ф. Лабораторные занятия и внеклассные работы по зоологии . Ленинград , 1957 .-186 с.
- Лукин Е. И. , Зоология, М: ВО «Агропромиздат» 1989.- 382 с.
- Иванова Р. Г. Дикорастущие съедобные растения Татарии, Казань Татарское книжное издательство, 1990.-199 с.
- Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 375 с.
- Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 238 с.
- Бабочки мира. - М.: Аванта+, 2001. - 184с.
- Биологический энциклопедический словарь. - М.: Изд-во БРЭ, 1995.
- Биология охраны природы / под ред. М. Сулея и Б. Уилкокса. - М.: Мир, 1983
- Грин. Н, Стаут. У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.
- Журнал «Химия и жизнь». 1985-2004 гг.
- Журнал «Вокруг света». 2000-2004 гг.
- Журнал «Природа». 1990-1999 гг.
- Журнал «Знание - сила». 2000-2004 гг.
- Журнал «Наука и жизнь» 1991-2004 гг.
- Жизнь животных. Т. 1,4.- М.: Просвещение, 1983.
- Заяц, Р. Г., Рачковская, И. В., Стамбровская, В. М. Пособие по биологии для абитуриентов. - Минск: Вышэйшая школа, 1997. - 510 с.
- Клауснитцер, Б. Экология городской фауны. - М.: Мир, 1990. -247с.
- Константинов, А. С. Общая гидробиология. - М.: Высшая школа, 1986.
- Наумов, Н. П., Карташев, Н. Н. Зоология позвоночных. - М.: Высшая школа, 1979.
20. Наумов, Д. Мир океана. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 333 с.
Сайты в Интернете:
www.center.fio.ru
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
- Никольский, Г. В. Экология рыб. - М.: Высшая школа, 1974.
- Одум, Ю. Экология: в 2 т. - М.: Мир, 1986.
- Скулачев, В. П. Электродвигатель бактерий /Соросовский образовательный журнал. - 2003.
- Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 303 с.
- Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 335 с.
- Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 320 с.
- Сосновский, И. П. Редкие и исчезающие животные. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - 366 с.
- Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -370.
- Халидов, А. Б. Насекомые - разрушители грибов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. - 150 с.
- Шилов, И. А. Экология. - М.: Высшая школа, 1998. - 512 с.
- Соболева Л. С. Крылова И. Л. Зеленая аптека Татарии, Казань: Татарское книжное издательство, 1990. – 155 с.
- Никитина В. В., Башарин В. Н., Башарина А. Г. Зоопарк в твоей книжке. Насекомые, Харьков «Услуга» 1992. – 160 с.
- Мамаев Б. М. Школьный атлас определитель насекомых, М: «Просвещение, 1985. – 160 с.
- Справочник школьника про биологии 6-9 классы, М: издательский дои «Дрофа», 1996. – 176 с.