Городской конкурс профессионального мастерства "Воспитатель года - 2018"

Золотухина Виктория Валерьевна

На городском конкурсе профессионального мастерства "Воспитатель года - 2018" я представила опыт работы по формированию нравственно-патриотических представлений у детей дошкольного возраста в форме педагогического проекта "Русская матрешка".Также мною было проведено интегрированное открытое занятие на тему "Русская матрешка и мастер-класс. Я являюсь финалистом и победителем в номинации "Возрождение духовно-нравственных традиций".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Слайд1.

- Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Я  рада приветствовать вас на нашем мастер-классе “Русская матрешка”.

Слайд 2

Задачи мастер-класса:

  • Знакомство с историей матрёшечного дела, художественными особенностями промысла.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками техники оригами.
  • Воспитание художественного вкуса и оценочных критериев.
  • Формирование интереса к народному искусству и развитие эмоциональной сферы участников мастер - класса: радости, творчества, вдохновения.

Слово педагога:

        Слайд 3.

“Матрешка” - это образец русского прикладного искусства, она лаконична по форме, яркая и красочная. Сегодня всем известна эта народная игрушка – сувенир с чудесным сюрпризом.

        Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в народном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с ягодами или грибами. Но главное, эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал - мала - меньше. Про матрёшек придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,
Было их немножко:
Две матрёшки, три матрёшки
И ещё матрёшка.

      Слайд 4

      По сравнению с другими игрушками, деревянная, расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самые древние куклы, найденные археологами, датируются 4-3 тыс. до н.э.

      Слайд 5

      В конце XIX века в усадьбе Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Василий Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке.

По преданию, кто-то, увидев куколку, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрёну! ”; с тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

   

Слайд 6

      Русскую разъёмную деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционное время имя Матрёна, считалось распространенным русским именем, в основе которого лежит латинское слово “тавер”, что означает мать.     Это имя ассоциировалось с матерью большого семейства, обладающей здоровьем и детородной фигуркой.

      Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать “Токарное разъёмное, красочно-расписное деревянное изделие”. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Слайд 7

     Матрёшка - Россия. Это наиболее известный и любимый всеми русский сувенир, явление мирового масштаба. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно исполнится, причём, чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее желание исполнится.

     Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного и милого домашнего символа, настоящего произведения искусства. Матрёшка - это тепло и уют в доме.

Слайд 8

      И не случайно русский писатель Михаил Михайлович Пришвин написал следующее: “Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка сладкого пасхального яйца; кажется, так велико это яйцо, а это всего лишь оболочка. Раскрасишь, а там синее поменьше, а дальше зелёное и под самый конец выскочит жёлтое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше”.

      Вот и выходит, что не так проста русская матрешка – это составная часть нашей жизни.

Слайд 9

       Принцип изготовления матрёшки не изменяется и до нашего времени, сохраняя все приёмы токарного искусства русских умельцев.

       Матрёшек изготавливают из берёз, лип, осин или ольхи. Деревья спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда деревья в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя кое-где кольца коры, иначе при сушке дерево потрескается.

       Подготовленные таким образом бревна укладываются штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Брёвна, готовые к обработке распиливают на заготовки для будущей матрёшки.

       До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить куклу, токарю необходимо мастерство, умение пользоваться инструментами. Готовую куклу грунтуют клеем, сушат.

        Матрёшка готова к росписи.

Слайд 10

        В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

       Сейчас существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек: подмосковный Сергиев-Посад, нижегородские центры в Семёнове, в Полхов-Майдане. Известны так же вятские, тверские, марийские, мордовские матрешки.

       Искусство росписи матрёшек шагнуло за пределы России, центры по её росписи появились на Украине и в Белоруссии.

Слайд 11

       Стремительное развитие получила авторская матрешка. Много мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Где большой рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником-любителем.

Слайд 12

        Фантазии современных художников нет границ. Традиционные Сергиево - Посадские матрёшки, держащие в руках какой-либо предмет воспроизводят сцены в лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Федоскина. Мастера из Семёнова используют в росписи матрёшек приёмы хохломской росписи. Для росписи матрёшек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с Россией.

        О матрешке написано много стихов.  И вот одно из них.

Словно репка она круглобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородиной глаз.

Слайд 13

        Ребята, мы с вами изготавливали матрешек в различных техниках (это и роспись акварелью, гуашью, аппликация, выкладывание узора на матрешке из бархатной бумаги, для украшения использовали пластилин и природный  материал)  А  сегодня я хочу вам предложить сделать матрешку еще в одной технике – это  оригами (конструирование из бумаги).

Слайд 14

C:\Users\Админ\Desktop\матр.jpg

Слайд 15

Для работы нам понадобится (показ материала):

 C:\Users\Админ\Desktop\ма 1.jpg

темный прямоугольник (20х10 см), два квадрата оранжевого цвета для платочка (9х9 см) и 3х3 для завязки, квадрат розового цвета для фартучка (9х9 см), один квадрат желтого цвета для головы (7,5 х 7,5 см), клей и фломастеры.

Слайд 16

Вначале мы будем делать туловище. Берем темный прямоугольник и складываем его по длине пополам.

 C:\Users\Админ\Desktop\ма 2.jpg

Затем складываем его пополам по ширине.

C:\Users\Админ\Desktop\ма 3.jpg

Слайд 17

Опускаем боковые углы со стороны сгиба

 C:\Users\Админ\Desktop\4.jpg

Раскрываем карманы.

C:\Users\Админ\Desktop\5.jpg

Слайд 18

Сгибаем нижние части первого слоя, загибая их внутрь фигурки.

C:\Users\Админ\Desktop\6.jpg

Сгибаем боковые части второго слоя бумаги, убирая их внутрь фигурки.

C:\Users\Админ\Desktop\7.jpg

Туловище готово.

Слайд 19

Для головы берем желтый квадрат и складываем по диагонали.

C:\Users\Админ\Desktop\8.jpg

Раскрываем и складываем боковые стороны к середине.

C:\Users\Админ\Desktop\9.jpg

Слайд 20

Нижний угол отгибаем назад

C:\Users\Админ\Desktop\10.jpg

Складываем поделку пополам назад

C:\Users\Админ\Desktop\11.jpg

Слайд 21

Загибаем углы

C:\Users\Админ\Desktop\12.jpg

Дальше делам фартук и платок.

Берем квадрат и складываем его по диагонали

C:\Users\Админ\Desktop\13.jpg

Слайд 22

Раскрываем и складываем боковые стороны к середине

C:\Users\Админ\Desktop\14.jpg

Нижний угол поднимаем вверх

C:\Users\Админ\Desktop\15.jpg

Слайд 23

Складываем поделку пополам и чуть-чуть загибаем верхние уголочки

C:\Users\Админ\Desktop\18.jpg

Переворачиваем

C:\Users\Админ\Desktop\17.jpg

Слайд 24

Для завязки на платочек берем маленький квадрат оранжевого цвета. Складываем его пополам.

C:\Users\Админ\Desktop\16.jpg

Нижний угол поднимаем наверх

C:\Users\Админ\Desktop\20.jpg

Слайд 25

Слева и справа углы опускаем назад

C:\Users\Админ\Desktop\21.jpg

Начинаем соединять детали. К платочку приклеиваем голову

C:\Users\Админ\Desktop\22.jpg

Слайд 26

Приклеиваем на платок завязку

C:\Users\Админ\Desktop\23.jpg

Приклеиваем фартук на туловище. Рисуем глазки, рот,  нос и украшаем фартучек.

C:\Users\Админ\Desktop\24.jpg

     У всех получилась матрешка. Давайте их покажем. Все выходят и показывают на аудиторию.

      Сегодня мы вспомнили  историю матрёшечного дела.  А самое главное изготовили  собственную индивидуальную матрёшку-сувенир в технике оригами. Надеюсь, что вы получили эстетическое удовольствие от проделанной работы.

Слайд 27      

Спасибо всем за внимание и участие в мастер-классе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

«РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Воспитатель

Золотухина Виктория Валерьевна

2018

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Форма: интегрированное занятие.

Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет).

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством расширения знаний дошкольников о русской матрёшке.

Задачи:

1. Образовательные:

- Закреплять знания воспитанников об истории возникновения русской матрешки, ее видов. Расширять представления об особенностях росписи в различных регионах России.

2. Развивающие:

- Развивать познавательную сферу, мыслительные операции, умение делать самостоятельные умозаключения и выводы.

- Развивать творческую активность, умение формировать и воплощать творческий замысел.

3. Воспитательные:

- Продолжать воспитывать интерес к русскому прикладному искусству, народным промыслам.

- Формировать нравственно - патриотические чувства, чувство принадлежности к своему народу.

Оборудование: «волшебный мешочек», игрушка матрешка, дидактическая игра «Собери семью матрешек» (2 конверта с разрезными матрешками), 10 маленьких «волшебных мешочков» с заданиями в виде схем, матрешки из папье-маше, плоскостные матрешки из картона (с фартуками из бархатной бумаги, покрытые пластилином, тонированные гуашью); ножницы, клей, клеенки, тряпочки, цветная бумага, цветные шерстяные нитки, схемы узоров, гуашь, кисти, баночки для воды, природный материал (крупы), пластилин, дощечки.

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

СЛАЙД 1.  Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам не с пустыми руками, а с «волшебным мешочком». А что в нем, вы сейчас узнаете, отгадав загадку:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке.

Носят яркие одежки,

Называются…(матрешки).

Правильно.  Достаю матрешку и читаю стихотворение:

 СЛАЙД 2

Русская красавица

И повсюду славится.

У матрешки говорят –

Самый лучший наряд.

Сарафанчик расписной

Весь блистает красотой.

Под платочком коса

Ну и девица – краса!

Улыбнется. По секрету –

Красивей матрешки нет!

Ребята, а что вы можете мне рассказать о матрешке? (Ответы детей).

(Матрешке чуть более 100 лет. Первая матрешка была 8-местная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее токарь Звездочкин по эскизу известного художника Малютина. Предшественницей русской матрешки стала фигурка добродушного старика, мудреца Фукурумы из Японии.)

- Почему деревянную куклу-игрушку назвали «матрешкой»?

(Название происходит от женского имени «Матрена», распространенного в России. Это означает «знатная женщина», «мать»).

- С чем олицетворяется русская матрешка? ( С Россией, ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка – это продолжение жизни, символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью).

СЛАЙД 3

- Ребята, вы сказали, что матрешка – символ семьи. А почему вы так решили? (Потому, что матрешек много, выстраиваются по росту от самой большой (мамы) до самой маленькой (ребеночек) и снова собираются в одну большую (семью).

        Я загляну в свой волшебный мешочек, а там для вас задание: 2 конверта. « Собрать семью из разрезных матрешек». Но для этого нам нужно разделиться на команды (поскольку конвертов 2, значит и команд должно быть две). Подскажите мне, как мы можем разделиться на команды? (Предложения детей: по считалке, команда девочек, команда мальчиков и др. варианты). А у меня для вас особое предложение: посмотрите на спинки своих стульчиков. Там наклеены разноцветные кружки (желтые и красные): соответственно 2 команды. Предлагаю ребятам вытянуть один из конвертов, спрятанных за спиной и пройти к столам для выполнения задания.

СЛАЙД 4 с разрезными матрешками.

-Молодцы, быстро и правильно справились с заданием.  А все ли матрешки, которых вы составляли, были одинаковыми? Нет. А чем отличались? (Росписью: одна матрешка семеновская, другая – вятская. У семеновской – черные волосы, завитые в кудри, красивые яркие букеты цветов на сарафане. У вятской матрешки – светлые волосы, узоры делают из соломки. Это самая северная кукла).

-Да, действительно, в матрешках воплощены русские национальные черты, особенности народного искусства. Они все приблизительно одинаковые по форме, но  различаются количеством вложенных в них фигурок и богатством росписи.

А не смогли бы вы мне рассказать, какие еще виды матрешек вы знаете, и чем они отличаются?  

СЛАЙД 5 Полхов-Майданская матрешка. Село – Полховский Майдан. Основной элемент орнамента – многолепестковый цветок шиповника. Возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. У матрешки нет таких деталей, как: руки, сарафан, кофта.

СЛАЙД 6 Сергиево-Посадская матрешка. Круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек (цветочный узор – простой: цветы, листья, точки).

СЛАЙД 7 Тверская матрешка. Изображают в виде исторического или сказочного персонажа: Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные наряды и уборы различны.

- Ребята, что-то мы с вами засиделись, а не пора ли нам отдохнуть и повеселиться?

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

 СЛАЙД 8

 (Музыкальная пауза на мотив «Калинка-малинка». Дети вместе с воспитателем танцуют под музыку элементы русских народных движений).

- Отдохнули мы на славу. А про свой волшебный мешочек-то я и забыла. Он ведь еще не опустел. Как вы думаете, что там может быть? (Достаю матрешку не раскрашенную – шаблон). У матрешки нет одежды, нужно ее украсить.

СЛАЙД 9.

Мастера старались передать особенности матрешек, их неповторимость, оригинальность. У каждого мастера и матрешка была особенная.

- А не хотели бы вы побывать в роли мастеров, изготовить и украсить свою матрешку, частичку своей семьи (для кого-то это мама, для кого-то сестричка)? Я предлагаю каждому вытащить из моего волшебного мешочка любой маленький мешочек на выбор. А какое в нем задание, вы сами и увидите.  (В мешочках находятся схемы с заданиями: ножницы – аппликация, краски – раскрашивание гуашью, семечки, крупы – украшение матрешки из природного материала, цветные шерстяные нитки и схемы – матрешка из бархатной бумаги, изображение коробки с пластилином – матрешка из пластилинографии). По 2 человека проходят к столам с необходимым оборудованием и выполняют задание. (Звучит спокойная музыка).

СЛАЙД 10

- Ребята, вам понравилось быть мастерами? Тогда давайте сделаем выставку «Вернисаж матрешек», разложим на листе наши матрешки, а  в группе наклеим

- Ребята, к нам  пришли гости, а как же отпускать гостей без подарков. Давайте подарим наших матрешек, сделанных из папье-маше и украшенных вами.



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия

Занятие по теме «Русская матрешка» проводилось в подготовительной группе. С целью раскрытия темы занятия для воспитанников и реализации поставленных задач было использовано всё запланированное оборудование. Вы можете ознакомиться с ним в буклете.

Занятие проведено в рамках образовательной области «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Занятие сложное, но доступное воспитанникам, так как была проведена большая предварительная работа в рамках проекта «Русская матрешка», который является длительным и рассчитан на четыре года.

Основная цель и задачи представлены в буклете.

В ходе занятия использовались различные методы. Основной акцент был направлен на практические методы, особенно на самостоятельную продуктивную деятельность  детей, так как посредством продуктивной деятельности, возможно, не только закрепить полученные знания, но и провести опосредованный анализ объёма полученных знаний. С целью поддержания интереса детей все виды их деятельности опосредованы игрой, либо проходили в игровой форме.

Реализация задач осуществлялась последовательно. Так, на первом этапе актуализировались сначала знания детей, полученные на предыдущем занятии, а затем через эту актуализацию дети раскрывали знания, которые они освоили в течение предыдущего периода.

Основная часть занятия была направлена на закрепление имеющихся знаний. Осуществлялась через анализ дидактического и наглядного материала, бесед, отображением в самостоятельной продуктивной деятельности ранее сформированных и освоенных детьми понятий и представлений.

На заключительном этапе занятия детям была представлена возможность проанализировать свои работы, наглядно оценить работу своих сверстников и свою роль в коллективной деятельности по созданию выставки.

В ходе занятия дети смогли проявить свои творческие способности, предпочтения.  В выборе техники работы воспитанникам была предоставлена возможность выразить свой интерес к народному творчеству. Активность детей позволяет сделать вывод об их заинтересованности ходом занятия, результативностью и итогами своей работы.

Для меня, как для педагога, занятие дало возможность проанализировать уровень знаний детей о русской матрешке и видах росписи. Выстроить план дальнейшей работы, определить перспективы на будущее.



Предварительный просмотр:

1 слайд

      Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я – воспитатель детского сада  №8 «Салют» Золотухина Виктория Валерьевна. Позвольте мне представить свой педагогический опыт.

2 слайд

      Наверное, никто не мог сказать лучше, чем Василий Александрович Сухомлинский

    «Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

3 слайд

       В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

       В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: “Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества”.

4 слайд

      Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, где мы  знакомим ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями.

5 слайд

       На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе,  людям, населяющим эту землю.

      В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в детском саду уделяется большое внимание вопросам нравственно-патриотического воспитания, которые  реализовать возможно разнообразными путями. Один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа.  А как известно, самый действенный способ - это игра.

6 слайд

       Основной атрибут игровой деятельности - это игрушка.

Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития. 

      Поэтому необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

   7  слайд

 Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, куклы - в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера, а то и старание самих детей.

   Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

8 слайд

      Народная игрушка «Матрешка»  - это эффективное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Матрешка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна и многофункциональна.  Даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.

9 слайд

     Но есть проблема.

Народная игрушка в наше время превратилась в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль Матрешки.

10 слайд

     А сегодняшнее время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы с детьми.

        Моя личная концепция заключается в использовании проектной деятельности в развитии личности ребенка. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада.

11 слайд

       Поэтому мой опыт работы представлен  педагогическим проектом по формированию патриотических представлений у детей дошкольного возраста
«Русская матрешка». Срок реализации проекта 4 года. Он охватывает весь дошкольный период ребенка.

      Вид проекта: практико-ориентированный, познавательный, информационный, творческий.

       Участники проекта: воспитанники,  родители и  педагоги.

12 слайд

       Цель проекта: Нравственно – патриотическое  воспитание и развитие ценностно - смысловой сферы личности детей дошкольного возраста  посредством приобщения к истокам русского народного творчества на примере русской национальной игрушки

13  слайд

Задачи реализации проекта представлены на слайде.

 - Создать необходимые условия для развития ценностно - смысловой сферы личности детей дошкольного возраста.

 - Формировать посредством русской национальной игрушки – матрешки: способности дошкольников осваивать моральные нормы; нравственные качества детей через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры; представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества.

 - Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам,  традициям русского народа.

 - Знакомить с культурной, социальной и духовной жизнью русского народа и родного края.

 - Расширять представления детей о русской народной игрушке-матрешке как части культурного наследия.

 - Воспитывать способность различать нравственные и безнравственные стороны личностных качеств и отношений.  

14 слайд

       Определены ожидаемые результаты проекта:

 - Формирование у детей  целостно-смысловых представлений о культурных, нравственно – патриотических и семейных ценностях  русского народа.

 - Сформированность  начальных форм способностей дошкольника к осваиванию  морально-нравственных  норм и чувства патриотизма.

 - Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа, края.

 - Расширение знаний истории происхождения матрешки, появление ее на Руси; о народных умельцах;  ее месте и значении в культуре русского народа.

 - Приобретение детьми способностей и навыков отражения в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родине и родному краю.

 - Укрепление родительско – детских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных и семейных ценностей.

 - Повышение уровня  педагогической культуры родителей, что позволит педагогу установить с ними доверительные и партнерские отношения.

15 слайд

     Проект осуществлялся поэтапно в рамках дошкольного возраста, который был разделен на 2 периода: младший и старший дошкольный возраст. Каждому возрасту соответствовали определенные задачи.

I этап – подготовительный. Он включал в себя: подбор материалов, сбор информации, создание предметной среды, анкетирование родителей по приобщению детей к истокам русской культуры.

II  этап – основной. Он был разбит на два возраста детей (младший возраст – дети от 3 до 5 лет и   старший  - дети от 5 до 7 лет)

16 слайд  

      На протяжении всего основного этапа реализации проекта  использовались различные  методы:

- игровые: в младшем дошкольном возрасте – это дидактические игры, такие как: «Найди матрешку в группе»,  «Посчитай матрешек», разрезные картинки «Собери матрешку»; подвижные игры «Добеги до матрешки», «Шли матрешки по дорожке»; чтение и заучивание потешек, загадок, песенок, показ театра матрешек и др.

            В  старшем дошкольном  возрасте проводили театральные игры «Дружная семейка», инсценировка «Матрешки», кукольный спектакль «Мы подружки, хохотушки», музыкальное исполнение элементов русского народного танца, исполнение детьми частушек и песенок  в сопровождении с музыкальным руководителем и др.

- практические: использовались на всех возрастных периодах через различные виды продуктивной деятельности  изо-деятельности младший возраст – рисование и лепка  «Матрешка», украшение силуэта разными способами

        старший возраст  - в рисовании создание силуэтов матрешки и их роспись элементами орнамента узора, в лепке – объемная фигура и рисование пластилином на плоскостных формах.

- метод моделирование использовали  только в старшем дошкольном возрасте – это изготовление матрешки в технике Оригами и моделей из папье-маше.

17 слайд

Разработанный план проекта включал в себя две формы работы с детьми, представленными на слайде.  Это организация совместной деятельности взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность детей.

           Организованная деятельность проводилась во время непосредственной   образовательной деятельности через интеграцию  5 образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и  физическое развитие.  Были проведены занятия на темы: «Русская народная игрушка—матрешка», «Деревянные игрушки», «Составление сказок о матрешке» и др.

 18 слайд

В рамках проекта для самостоятельной деятельности детей в группе была создана предметно-пространственная  развивающая зона, где:

          - подобраны иллюстрации для рассматривания,

- изготовлен настольный плоскостной театр «Матрешка» на мотивы русских сказок,

- подобраны элементы народного костюма (сарафан, косынка, фартучек),

- дидактические игры,

- в уголке творчества размещены силуэты, шаблоны, раскраски, образцы росписи, фотоизображения, разные средства для продуктивного творчества, природный материал

- оформлен мини-музей «Русская матрешка».

19 слайд

Конечно же участниками проекта стали наши родители.

Для них  были проведены:

 - анкетирование, например  «Как воспитать в ребенке будущее нашей Родины?»

- тематические  встречи, например6 «Я гражданин своей Страны»

- круглый стол «Что я знаю о матрешке?»

20 слайд

Совместно с родителями:

- был создан мини-музей «Русская матрешка»;

- вернисаж семейного творчества «Матрешка»;

- выставка поделок «Хоровод матрешек»;

- создана энциклопедия «Русская матрешка» и др.

- проведены спортивные развлечения, например «Раз-матрешка, два матрешка», на которых проводились спортивные состязания двух команд (родители и дети) с участием ведущего персонажа  «Матрешка».

21 слайд

   В   реализации проекта участвовали   педагоги дошкольного учреждения: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, социальный педагог.

22 слайд

III этап – заключительный.

Это подведение результатов реализации проекта в целом.

Но он еще не завершен, так как не закончен учебный год в подготовительной группе.

         Однако увидеть результаты освоения программного материала по нравственно-патриотическому воспитанию по всем возрастным группам нам поможет мониторинг, который представлен на слайде.

      Результаты подготовительной к школе группы мы видим на период за сентябрь-декабрь 2017 года.  

      Из представленного мониторинга можно сделать вывод, содержание  проекта дало свою положительную динамику.

23слайд

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска

Брифинг

« ЖИЗНЬ – ЭТО НЕ ПОИСКИ СЕБЯ, ЖИЗНЬ – ЭТО СОТВОРЕНИЕ СЕБЯ»

Воспитатель

Золотухина Виктория Валерьевна

  СЛАЙД 1

Уважаемые коллеги! Для определения темы моего брифинга я взяла за основу высказывание знаменитого английского писателя-драматурга Бернарда ШОУ «ЖИЗНЬ - ЭТО НЕ ПОИСКИ СЕБЯ,
ЖИЗНЬ - ЭТО СОТВОРЕНИЕ СЕБЯ»

   СЛАЙД 2

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того,  чтобы воспитывать, развивать детей, давать им необходимые знания, воспитатель должен не только ограничиваться рамками Программы и  владеть методикой, но и ориентироваться в различных областях научного знания, искусства, общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Зачастую, ключевым фактором для этого является сфера его интересов вне профессиональной деятельности.

  Щелчок

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Важнейшее условие духовного роста педагога – это, прежде всего время – свободное время учителя…»

   Тем не менее, свое свободное от профессиональной деятельности время, я посвящаю  хобби, которое  способствует не только расширению моего кругозора, но и дает толчок к новым идеям в моей профессиональной деятельности.

  Филателия — это полезное интеллектуальное занятие, сочетающее приятный отдых с расширением культурного кругозора. Беспредельное многообразие сюжетов почтовых марок, конвертов, карточек и их художественного воплощения, органическая связь филателии с интеллектуальным, эмоциональным, нравственным, волевым и эстетическим миром современного человека придают ей энциклопедически образовательный характер.

СЛАЙД 3 (щелчок)

  Филателия стала моим хобби случайно. Когда мне было 11 лет наши соседи по лестничной площадке переезжали на новую квартиру и как часто это бывает, расставались с вещами, которые, по их мнению, им уже не пригодятся. Таким образом, ( щелчок) у меня появился первый альбом с марками. С этого момента филателия  — это мое увлечение на всю жизнь.   (щелчок) Открывая альбом, я погружалась  в мир удивительных открытий о достопримечательностях разных стран, их природе, культуре, истории.   (щелчок) Для того, чтобы расшифровать изображения на марках, мне приходилось заглядывать в энциклопедии, искать ответы на полках библиотек.

СЛАЙД 4

  История филателии подтверждает, что собиранием марок увлекались люди всех возрастов и профессий. Среди миллионов людей, занимавшихся или занимающихся и поныне филателией, было много известных имен: Франклин Рузвельт, Джавахарлал Неру, Иосип Броз Тито, Антон Чехов, Валерий Брюсов, Александр Блок, Александр Грин.

СЛАЙД 5

Академик Павлов считал, что филателия раскрывает перед человеком мир, помогает узнавать его, воспитывает опрятность, терпение, любовь к порядку, вдумчивость и стремление к совершенству.

  Хорошая коллекция, по существу, является своеобразной энциклопедией, где представлены общественно-политические явления и события в жизни народов, памятники материальной культуры, история науки, искусства и то прекрасное, что люди почему-то называют скучным словом "окружающая среда".

 Хобби стало и частью моей профессиональной деятельности.

 На современном этапе развития педагогики особое место занимают инновационные педагогические технологии. Одной из ведущих в моей профессиональной деятельности является технология педагогического проекта, т.к. именно  эта технология дает возможность педагогу максимально и разносторонне раскрыть перед воспитанниками область того или иного знания, расширить знания всех участников проекта.

СЛАД № 6

Так, например, различные серии марок, посвященных историческим событиям нашей страны, изученные мною по ним материалы, позволили почерпнуть идеи для разработки и воплощения в жизнь педагогических проектов ….

СЛАЙД 7

….по нравственно – патриотическому воспитанию, посвященных воинской славе нашего Отечества «Эхо столетий!», «Историческое прошлое России», «Полководцы и герои» и др.

СЛАЙД 8

, подвигу нашего народа во время Великой Отечественной войны.

 Изображения марок из серии - годовщина Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и

СЛАЙД 9

серии Города – герои были включены в презентации к тематическим занятиям, проводимым в рамках проекта.

СЛАЙД 10

Один из проектов, посвященных культурному наследию нашей родины, представлен на этом конкурсе «Воспитатель – года 2018» - это проект «Русская матрешка».

На сегодняшний день переписка посредством почтовой пересылки практически ушла из нашей жизни. Научно-технический прогресс, появление  электронной почты, вытесняет из жизни почтовые марки, конверты и открытки как средство связи, но, тем не менее, филателия не утратила своих позиций,… наоборот, она приобретает новое качество, все больше становится средством запечатления исторически значимых и  культурных событий, таким образом, сама является частью культурного наследия.

СЛАД 11

   Знаменательная дата   нашего города тоже нашла отражение в выпущенных к этому событию марках. Как Вы видите на слайде, почтовые памятные  блоки к  1150-летию города Смоленска имеют прекрасное исполнение, отражают основные исторические вехи нашего любимого города. В 2013 году, в подготовительной к школе группе был реализован проект «С праздником, любимый город!». В рамках этого проекта были использованы юбилейные блоки к 1150-летию Смоленска, и  были представлены детям не только в качестве наглядного материала в презентации,  но и как новое понятие «юбилейная почтовая  марка». Это позволило дать представление детям о значимости события не только для жителей города, но и для всей нашей страны в целом.

СЛАЙД 12

Одним из направлений выпускаемых памятных блоков являются серии марок, посвященных культурной жизни нашей страны. Международный Фестиваль молодежи и студентов, это культурное и политическое событие проходило в  нашей стране. Его значимость трудно переоценить. В ближайшей перспективе я планирую познакомить своих воспитанников  с ним.

СЛАЙД 13

Одни из самых широко выпускаемых серий марок и памятных блоков посвящены физкультуре и спорту, в частности, Олимпийскому движению.

В своей работе я знакомлю ребят с видами спорта, понятием Олимпиада, олимпийский чемпион.

Последние политические  события, которые происходят вокруг наших спортсменов - Олимпийцев, особенно связанные с решениями МОК, об их  участии в Олимпиаде в Пхёнчхане, обозначили для меня необходимость реализации проекта, посвященного как Олимпийскому движению в нашей стране в целом, так и отдельным достижениям наших спортсменов. Этот проект я планирую провести в апреле – мае этого года.

СЛАЙД 14

Для реализации данного проекта я провожу предварительную работу:  формирую необходимый методический и дидактический материал, расширяю уровень собственных знаний.

 Конечно, одним из источников  реализации задач проекта будут почтовые марки, отображающие спортивные события мирового масштаба, проходившие в нашей стране, такие как  памятные марки и блоки к летним Олимпийским играм 1980 года…

СЛАЙД 15

Олимпийским играм 2014 года в Сочи, на которых наши спортсмены завоевали большое количество высоких наград,

СЛАЙД 16

…..чемпионату Мира по футболу 2018 года, к проведению  которого готовится наша страна.

СЛАЙД 17

…и конечно же, памятные марки, посвященные спортивным рекордам наших спортсменов.

СЛАЙД 18  

Я надеюсь, что задуманное в профессиональной деятельности и в сфере моих интересов будут всегда находить точки соприкосновения. Мое хобби будет расширять сферу моей профессиональной деятельности. Наполнять работу с детьми новым содержанием. Желаю Вам творческих успехов!

(Щелчок) 

Спасибо за внимание!