Для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра - основной вид деятельности ребенка. «Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития.» Рубинштейн С. Л.
Развивающие игры – это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т.п. Развивающие игры делятся на несколько категорий: - Простые игры (рисование, раскраски) - Познавательные игры, позволяющие ребенку узнавать новые факты об окружающем мире - Пазлы и конструкторы - Игры, развивающие внимание и память - Логические игры - Ребусы и загадки - Математические игры.
Простые развивающие игры. Мелкая моторика очень важна для развития ребенка. К таким играм относится рисование карандашами, фломастерами и красками, особенно пальчиковыми. Ребенок в процессе занятий должен научиться изображать простые предметы: домик, машину, цветок, животное, солнышко и т.д. Можно использовать готовые раскраски. Этот процесс развивает цветовое восприятие малыша, учит его различать разные цвета и смешивать их между собой.
Познавательные игры.
Познавательные игры помогают формировать представление об окружающем мире у детей, обучают ребёнка наблюдать и выделять свойства и признаки предметов, такие, как размер, форма, цвет, различать их, а также устанавливать взаимосвязи между ними. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы.
Пазлы и конструкторы.
В развивающие занятия для детей обязательно рекомендуется включать пазлы и конструкторы, поскольку такие игры одновременно работают в двух областях: способствуют развитию мелкой моторики и формируют у ребенка логическое мышление. К тому же сложные конструкторы и пазлы из большого количества деталей вынуждают ребенка проводить достаточно много времени за игрой, пробуя различные варианты соединения между собой деталей, что вырабатывает у ребенка усидчивость и терпеливость.
Игры, развивающие память и внимание.
Память и умение концентрировать внимание очень важны для познавательного развития ребенка. В развивающих играх такого типа ребенку обычно предлагается: - найти одинаковые по цвету, размеру или форме предметы - обнаружить среди множества картинок одинаковые - найти различия между предметами или картинками - по памяти описать какой-либо рисунок или воспроизвести звук - найти на картинке или среди множества вещей определенный предмет Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым детское обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения внимания . Игры на внимание помогут развить у детей очень важные качества, которые помогают в дальнейшем отлично учиться. Это такие качества, как сообразительность и наблюдательность , концентрация внимания. Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. При этом детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Регулярные занятия с ребёнком помогут ему развить и использовать все виды памяти. Память ребёнка прекрасно развивают игры, а также разгадывание загадок, головоломок и ребусов. Прекрасные результаты можно получить, если увлечь ребёнка игрой в шахматы .
Логические игры.
Логическое мышлени е - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос. В развитие логического мышления немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к игре, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логических игр в умственном и всестороннем развитии детей. Логические игры способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Логические игры обучают ребёнка выделять главное, определять свойства и признаки предметов, обобщать, сравнивать, искать черты сходства и отличия. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Ребусы и загадки. Ребусы и загадки – это еще один вид игр, способствующих развитию детей. Загадки тренируют воображение ребенка, заставляют его мыслить образно и закреплять полученные ранее знания, поэтому очень важно уделять внимание и таким занятиям. Если ребенку трудно сразу же разгадать ребус, нужно аккуратно подтолкнуть его к правильному решению, задавая наводящие вопросы, чтобы ребенок мог сам выстроить логическую цепочку и найти ответ.
Математические игры.
Перед тем, как пойти в школу, ребенок должен научиться считать до десяти и уметь выполнять простые арифметические действия: сложение и вычитание. С этим справиться ему помогут математические игры, для которых можно использовать любые подручные предметы: яблоки, карандаши, пуговицы, кубики. Малыши лучше всего запоминают информацию именно в игровой форме, а просто числа, написанные на бумаге, для них не представляют интереса, поэтому важно обучать ребенка на простых и понятных для него примерах. Можно нарисовать яркие карточки с изображениями цифр и использовать их вместе с игрушками и предметами. Подходят для этой цели и красочные наборы, обучающие счету, которые можно купить в любом детском магазине.
При помощи развивающих игр можно разрешать как единственную задачу (например, совершенствования грамматических навыков), так и комплекс проблем (в частности, развитие внимания, памяти и творческих способностей). Такие игровые элементы не только развлекают, они помогают воспитать вкус к интеллектуальному времяпровождению, а также обеспечить положительную учебную мотивацию.
Предварительный просмотр:
Перспективный план по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование патриотических чувств к своей Родине, к родному краю при взаимодействии с родителями.
Задачи:
- Закрепить представления о России.
- Знакомить детей с родным городом Хабаровском, с его достопримечательностями.
- Формировать нравственные качества личности через ознакомление с родным краем.
- Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
Актуальность:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Сентябрь
Тема: «Моя семья».
План работы: Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной «от себя». Воспитывать интерес к своим корням, родословной. Предложить детям узнать и рассказать об истории своей семьи. Формировать правильное отношение к семье, семейным традициям.
Сюжетно - ролевая игра «Семья».
Выставка рисунков «Мама лучшая на свете».
Спортивное развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья».
Форма взаимодействия с родителями: Предложить родителям: составить родословную; изготовить фотоальбом «Семейные традиции»; составить коллаж «Моя семья».
Октябрь
Тема: «Мой любимый город».
План работы: Познакомить детей с государственной символикой города. Формировать интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Рассматривать вместе с детьми фотографии с изображением самых знаменитых мест в городе. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены (с использованием иллюстративного материала). Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы. Создание макета «Дорога до детского сада».
Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по городу».
Выставка рисунков «Мой дом».
Форма взаимодействия с родителями: Предложить родителям: сделать фотовыставку «Наше любимое место отдыха в Хабаровске»; сходить на выходных с детьми в музей, театр или цирк.
Ноябрь
Тема: «Почетные земляки».
План работы: Познакомить детей с известными людьми (земляками, прославившими город Хабаровск и Россию – имена, биографии, расширять знания о деятельности и заслугах перед Отечеством). Пригласить в детский сад почетных граждан города Хабаровска. Беседовать с детьми о важности труда всех людей, о профессиях людей, работающих в детском саду. Продолжить работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия на которых работают родители.
Сюжетно – ролевая игра «Все профессии важны».
Форма взаимодействия с родителями: Предложить родителям: провести совместную экскурсию к памятникам Е.П. Хабарову, графу Н.Н. Муравьеву – Амурскому, капитану Дьяченко, к Доске Почета. Сделать репортаж (фото, видео) с работы родителей.
Декабрь
Тема: «Новый год».
План работы: Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России. Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.
Изготовление поделок для украшения группы.
Новогодний утренник.
Форма взаимодействия с родителями: Привлечь родителей к подготовке костюмов к празднику. Предложить родителям: участвовать в конкурсе по изготовлению поделок для украшения городской новогодней елки.
Январь
Тема: «Я живу в России».
План работы:
Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина. Научить находить свою страну на глобусе. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России, сформировать уважительное отношение к ним, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага. Познакомить детей с пословицами о Родине. Чтение стихотворений, литературных произведений о России.
Форма взаимодействия с родителями: Предложить родителям: сделать свой фамильный герб. Консультация для родителей «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину».
Февраль
Тема: «Защитники отечества».
План работы: Уточнить знания детей о празднике 23 февраля, объяснить, почему он так называется и кого поздравляют. Познакомить детей с разными родами войск (пограничник, моряк, летчик, танкист) показать различие. Формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.
Сюжетно - ролевая игра: «Пограничники».
Выставка рисунков: «Солдаты на посту».
Подготовка и проведение праздника «День Защитника Отечества».
Форма взаимодействия с родителями: Привлечь родителей к сбору фотографий, писем, документов из семейных архивов о своих родственниках, принимавших участие в войне. Предложить родителям: сделать поделку или составить коллаж «Мой папа (дедушка, брат) служил в армии».
Март
Тема: «8 Марта».
План работы: Расширять знания детей о празднике 8 Марта, развивать интерес к традиции его празднования. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Формировать уважительное, доброжелательное отношение к самому близкому и родному человеку на земле - маме. Познакомить детей с женскими профессиями.
Продолжить работу с картой: при помощи моделей обозначить места куда бы дети сходили с мамой.
Сюжетно - ролевые игры «Парикмахерская» (готовим маму к празднику).
Изготовление праздничных открыток «Конфетное дерево».
Проведение праздничного концерта «8 Марта».
Форма взаимодействия с родителями: Предложить родителям: сделать подбор фотографий с изображением мам или бабушек и открыток с цветами, для изготовления поделок и праздничной газеты. Порекомендовать посетить цветочный магазин и закрепить названия цветов. Привлечь родителей к изготовлению поделок на выставку работ «Мамины золотые руки» или «Что умеет моя бабушка?».
Апрель
Тема: «Семь чудес Хабаровского края».
План работы: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира. Уточнить представление детей о реках и озерах Хабаровского края и рассказать о которых они не знают. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Рассказать о достопримечательностях родного края. Рассказать о «Семи чудесах Хабаровского края»: Амурский тигр, горный хребет Дуссе-Алинь, лотос Комарова, озеро Амут, Амурский мост, Шантарские острова, петроглифы Сикачи-Аляна.
Лепка: зайца, лиса, кабан, волк.
Форма взаимодействия с родителями: Предложить родителям: совместную экскурсию в музей – аквариум «Рыбы Амура». Принять участие в викторине «Мой край».
Май
Тема: «День Победы».
План работы: Познакомить детей с героическим прошлым, рассказать о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны; рассматривать открытки, иллюстрации, фотографии с изображением памятников, обелисков воинам. Просмотр презентации о ВОВ. Пригласить в детский сад ветеранов ВОВ. Конструирование из Лего боевой техники (самолеты, танки, корабли). Обыгрывание сконструированных игрушек.
Выставка рисунков: «Великий день Победы».
Изготовление открыток героям боевых действий - самостоятельная деятельность.
Утренник, посвященный Дню Победы.
Форма взаимодействия с родителями: Предложить родителям: провести экскурсию с возложением венка, цветов, к памятнику Вечного огня, погибшим защитникам Отечества. Принять участие в работе по благоустройству родного города, акция «Посади дерево».