рабочие программы

рабочие прграммы  история 6 класс, история 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6.doc278.5 КБ
Microsoft Office document icon istoriya_7_klass.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

          ОБСУЖДЕНО


Руководитель ШМО МБОУ "Средняя

общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

__________________ Н.Н.Мыльникова


Протокол  № 1

от «28   » августа  2012

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директор по УВР

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

__________________ М.Н.Сафина


 «29  » августа 2012

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ "Средняя

общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

__________________ Р.Д. Оленева


Приказ № _______

от «31  » августа 2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории, 6 класс

Мыльникова Наталья Николаевна, вторая квалификационная категория

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № 1

От «31  » августа 2012

2012-2013 учебный год

 Классы – 6 «а», 6 «б»

Учитель Мыльникова Н.Н.

Количество часов: История средних веков- 30 часов,

                                История России с древнейших времен до конца XVв. – 30 часов

                                История Татарстана с древнейших времен до конца XVв. – 10 часов

Всего 70 часов.; в неделю- 2 часа.

Плановых   тестов 11.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программе по истории, требований к уровню подготовки учащегося 6 класса, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ. (Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008.  программа для общеобразовательных школ «История Татарстана», первый концентр. VI-IX классы. Казань, ТаРИХ, 2004)

Учебники:

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М.: Просвещение, 2005

 2.Данилов А.А., Данилов Д.Д.. Клоков В.А., Тырин С.В. История  России с древнейших времен до начала XVIвека..-М.: Баласс,2009.

3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2004

Дополнительная литература:

  1. Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.-2-е изд., перераб. И доп. –М.:ВАКО, 2007
  2. Горбачев Н.А. Тесты по истории для 6 класса средней школы. М.: ЮНВЕС, 2007.
  3. Контрольно измерительные материалы. История России: 6 класс/Сост.- М.:ВАКО, 2011
  4. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века:6класс.- М.:ВАКО,2011

2.Пояснительная записка

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программе по истории, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ  и требований к уровню подготовки учащегося 6 класса, учебного плана школы.

Изучение истории направлено на достижение следующих целей:

-Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

-Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

-овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;

-Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

-Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В ходе изучения курса истории реализуется национально-региональный компонент. Для реализации которого отводится 10 часов учебного времени.

По базисному учебному плану на изучение истории в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

3.Перечень учебных тем

История Средних веков- 30 часов                              по программе                

1раздел. Раннее Средневековье. -                                           14

2 раздел. Расцвет Средневековья. –                                         6

3 раздел «Осень» Средневековья. –                                         8

4раздел Вдали от Европы. –                                                      2

   История России + История Татарстана и Татарского народа-   30 часов   +10

1 раздел Народы и государства на территории

 нашей страны в древности. –                                                    7

2.  Раздел 2. Древнерусское государство (IX- начало XIIвв)  7

3 раздел Культура Руси в домонгольский период. -               3

4раздел Русские земли и княжества в начале  

удельного периода (начало XII –первая половина XIIIв.). –  3

    5 раздел Борьба с внешней агрессией в XIIIв. –                        6

6 раздел Предпосылки образования Российского

 государства (вторая половина XIII- середина  XVв.). -        2

7 раздел Завершение образования Российского

государства в конце XV- начале XVIв. -                                 7

8раздел Русская культура второй половины XIII-XVв. –      4

4.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен

Знать/понимать

-основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

Уметь

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий4 группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

5. Компетенции

-Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно- смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости, составлять план, тезисы, конспекты. Овладеть монологической и диалоговой речью, умениями в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Учащиеся должны использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.

Самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

6. Список литературы и ЦОР:

1.Арасланова О.В., Соловьев К.А. универсальные поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.-2-е изд., перераб. И доп. –М.: ВАКО, 2007

2. Горбачев Н.А. Тесты по истории для 6 класса средней школы/- М.: ЮНВЕС, 2007

  3. Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс. К учебнику Е.В. Пчелова "История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003

http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/h_umk5.shtml

http://history.standart.edu.ru/info.aspx?ob_no=11613

http://king-arthur-court.narod.ru/materials/links_tutor.htm

http://som.fio.ru/items.asp?id=10001589&archive=

http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12783 УМК «Просвещение»

 Список литературы рекомендуемый для дополнительного чтения учащимся

Книга для чтения по истории средних веков.- М.,1990

Детская энциклопедия. –М., 1975

Скотт В. Айвенго

Макарова А. Путешествие в страну майя.- М., 1980

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989

Каргалов В.В. Полководцы X-XVIвв. М.;1989

Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1984

Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля М.,1986

Пашуто В.Т. Александр Невский М.,1975

Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии

7.Календарно- тематическое планирование

Дидактические единицы (разделы, темы)

Тип урока

дата

Основные требования к ЗУН

ИКТ, этнокультурный компонент

примечания

План

факт

план

факт

Раздел 1 Раннее Средневековье.(14 ч.)

«А»

«Б»

1

Что изучает история средних веков

Изучения нового материала

03.09

03.09

Понятие средние века. Источники по средневековью. Анализировать историческую информацию. Работать с текстом учебника

2

Древние германцы и Римская империя.

Срез знаний, изучение новых знаний

07.09

04.09

Причины появления неравенства , понятие «великое переселение народов». Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема).Давать развернутый ответ на вопрос

презентация

3

Королевства Франков и христианская церковь.

Изучение новых знаний

10.09

10.09

Причины возникновения государства у франков

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи. Работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других уч-ся

4

Империя Карла Великого

Комбинированный (тест)

14.09

11.09

Направление и значение деятельности Карла Великого. Работать с исторической картой, составлять характеристику исторических деятелей. Формулировать свое мнение. Освоение знаний о процессах развития важнейших процессах развития человечества

5

Западная Европа в IX-XIвв

Комбинированный (тест)

17.09

17.09

Причины феодальной раздробленности

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема). Работать с картой. Формирование умений выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации

6

В рыцарском замке

Урок- путешествие

21.09

18.09

Образование средневековых замков. Феодальное землевладение. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Культура Западной и Центральной Европы в VI-XI в.в. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов  и явлений.Формирование умения разделять процессы на этапы, звенья.

7

Средневековая деревня и ее обитатели

Практическое занятие

24.09

24.09

Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов  и явлений

Формирование умения разделять процессы на этапы, звенья. Выделять характерные причинно-следственные связи

8

Культура Западной  Европы в раннее Средневековье

Урок изучения новых знаний

28.09

25.09

Особенности развития культуры. Давать оценку явлениям культуры. Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

презентация

9

Образование славянских государств

Урок изучения новых знаний

01.10

01.10

Образ жизни славян в первые века нашей эры

Работать с исторической картой, историческим источником. Делать выводы

10

Византия при Юстиниане

Урок изучения новых знаний

05.10

02.10

 Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Османские завоевание. падение Византии. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Освоение навыков работы с различными источниками исторической информации

11

Культура Византии

Урок изучения новых знаний

08.10

08.10

Важнейшие достижения культуры Византии

Анализировать исторические источники

Составлять связный и четкий рассказ на основе простого плана

презентация

12

Возникновение ислама. Арабский халифат

комбинированный (тест)

12.10

09.10

Арабские племена: расселение занятия. Возникновение ислама. Арабские завоевания.

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся  социальных норм и ценностей представителей других народов и стран

13

Культура стран халифата

Урок изучения новых знаний

15.10

16.10

Роль народов стран халифата в развитии мировой культуры. Давать оценку явлениям культуры. Самостоятельно делать сообщения на основе дополнительной литературы

14

 Раннее средневековье

Повторительно – обобщающий урок (тест)

19.10

19.10

Особенности формирования феодального строя

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов  и явлений

Раздел 2. Расцвет Средневековья(6 ч.)

15

Возникновение средневековых городов.

Комбинированный (тест)

22.10

23.10

Причины возникновения средневекового города

Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий

Освоение навыков работы с различными источниками исторической информации

презентация

16

Борьба городов с сеньорами. Быт горожан

Урок изучения новых знаний

26.10

26.10

Причины борьбы годов с сеньорами, ее итоги

Изучать исторические источники. Составлять связный ответ на основе простого плана

17

Крестовые походы. Могущество папской власти.

Урок изучения новых знаний

29.10

30.10

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. начало Реконкисты на Пиренейском п-ве. Умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. Формирование умения выделять причинно-следственные связи

18

Объединение Франции

Комбинированный урок (тест)

02.11

02.11

Причины объединения Франции, понятия Централизованное государство, Генеральные штаты. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Освоение навыков работы с различными историческими источниками

19

Средневековая Англия

Урок изучения новых знаний

12.11

13.11

Особенности сословно- представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей

Работать с историческим источником , давать оценку историческим событиям. Составлять связный ответ на основе простого плана

презентация

Раздел 3. «Осень» Средневековья (8 ч.)

20

Столетняя война

Урок изучения новых знаний

16.11

16.11

Кризис европейского сословного строя. Столетняя война  .Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов

Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации

21

Восстание Уота Тайлера в Англии

Урок изучения новых знаний

19.11

20.11

Причины восстания Уота Тайлера. Крестьянские и городские восстания

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными историческими источниками

22

Усиление королевской власти в Англии и  во Франции. Реконкиста.

Урок изучения новых знаний

23.11

23.11

Значение образования централизованного государства во Франции и Англии. Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации

презентация

23

Феодальная раздробленность в Германии и Италии

Комбинированный урок (тест)

26.11

27.11

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в Х1У-ХУ веках. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений  Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации

24

Гуситское движение в Чехии

Урок изучения новых знаний

30.11

01.12

Кризис католической церкви. Папы императоры. Гуситское движение а Чехии. Ян Гус. Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками. Освоение навыков работы с различными историческими источниками

презентация

25

Османская империя в XIV-XVIвв

Урок изучения новых знаний

03.12

03.12

Причины быстрого захвата турками-османами. Балканского полуострова. Изучать исторические источники, работать с исторической картой. Освоение навыков работы с различными историческими источниками

26

Культура в средние века

Урок изучения новых знаний

07.12

08.12

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Анализировать исторические события

27

Эпоха Возрождения

Практическая работа

10.12

10.12

«Культура Возрождения» Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре. культурное наследие Византии. Развитие науки и техники. Начало книгопечатания. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

28

Расцвет средневековья

Повторительно-обобщающий (тест)

14.12

14.12

Особенности развития Европы, даты, понятия. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов

Использовать полученные ранее знания

Раздел 4. Вдали от Европы (2 ч.)

29

Китай и Индия в средние века.

Урок изучения новых знаний

17.12

18.12

Империя Тан и Сунн, Крестьянские восстания в Китае. Индийские княжества., нашествие кочевников. Особенности  средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов. Освоение навыков работы с различными историческими источниками

30

Народы Америки и Африки в Средние века

Урок изучения новых знаний

21.12

21.12

майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия.

Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

презентация

Раздел 1 .Народы и государства на территории нашей страны в древности (7 ч.)

31

Древние люди на территории нашей страны

Урок изучения новых знаний

28.12

28.12

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный  ряд. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации

32

Первые люди на берегах Волги и Камы

Урок изучения новых знаний

14.01

15.01

Первые стоянки людей на территории края

Анализировать исторические факты

Работать с учебником Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации.

Особенности быта первых людей на территории края

33

Древние тюрки и ранние тюркские государства

Урок изучения новых знаний

18.01

18.01

Ранние тюркские  государства в Евразии. Работать с исторической картой , анализировать исторические источники. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся социальных норм и ценностей представителей других народов и стран

34

Образование государств

Урок изучения новых знаний

21.01

22.01

Особенности появления первых государств на территории нашей Родины. Работать с исторической картой, анализировать исторические источники

Работать с учебником. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации

35




Восточные славяне

Урок изучения новых знаний

25.01

25.01

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Применение знаний и представлений об исторически сложившихся социальных норм и ценностей представителей других народов и стран





36




Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, население и хозяйство

Урок изучения новых знаний

28.01

29.01

Особенности политического устройства Волжской Булгарии. Стоянка, полуземлянка, гарпун 

Анализировать историческую информацию, представленную разных знаковых системах

Работать с текстом учебника Применение знаний.

37

Волжская Булгария: города, международные связи, культура

Урок изучения новых знаний

01.02

01.02

Особенности хозяйственного и культурного развитие Волжской Булгарии. Слобода, фактории Филигрань, каганат

Анализировать историческую информацию представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема)

Применение знаний и представлений об исторически сложившихся социальных норм и ценностей представителей других народов и стран

Особенности культурных традиций и быт народов Булгарии

Раздел 2. Древнерусское государство (IX- начало XIIвв) (7 ч.)

38





Предпосылки создания государства у восточных славян

Урок изучения новых знаний

04.02

05.02

Предпосылки и особенности создания государственности у славян. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Анализировать факты, исторические документы. Составлять связный четкий ответ

39

Становление Древнерусского государства

Урок изучения новых знаний

08.02

08.02

Изменения в управлении и экономике Внешняя политика первых князей. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации

40

Правление князя Владимира

Урок изучения новых знаний

11.02

12.02

Особенности правления Владимира Красное Солнышко. Русь и Византия. Сравнивать деятельность исторических личностей, давать ей оценку. Работать с различными источниками информации

41

Принятие христианства на Руси

Урок изучения новых знаний

15.02

15.02

Причины и предпосылки принятия православия на Руси, особенности его распространения. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений. Освоение навыков работы с 11.02различными источниками исторической информации

Особенности веры, изменение и смешение традиций язычества и христианства

42

Расцвет Древнерусского государства

Урок изучения новых знаний

18.02

19.02

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время обстоятельства и цели его создания). Освоение знаний о важнейших процессах развития человечества

43

Жители Древней Руси

Урок изучения новых знаний

22.02

22.02

Особенности жизни различных слоев населения

Работать с историческим источником. Составлять связный ответ. Освоение знаний о важнейших процессах развития человечества

Быт народов Руси

44

Начало распада Древнерусского государства

Урок изучения новых знаний

25.02

26.02

Причины и особенности феодальной раздробленности Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений

Составлять развернутый план. Составлять связный ответ на основе плана

Раздел 3 Культура Руси в домонгольский период (2 ч.)

45

Культура Руси IX-начала XII века

Урок изучения новых знаний

01.03

01.03

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Анализировать историческую информацию представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема). Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях

46

Культура Руси IX-начала XII века

Урок изучения новых знаний

04.03

05.03

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания.

Давать описание памятникам культуры Анализировать историческую информацию представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема)

Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

Фольклор

47

 Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в домонгольский период»

Комбинированный урок (тест)

08.03

08.03

Предпосылки формирования государственности на Руси, даты и понятия. Анализировать историческую информацию. Использовать полученные ранее знания

Раздел 4. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII- первая половина XIIIв.) (3 ч.)

48

Раздробленность русских земель.

Урок изучения новых знаний

11.03

12.03

Причины распада Древнерусского государства

Анализировать исторические факты

Работать с текстом учебника

49

Владимиро-Суздальское княжество

Урок изучения новых знаний

15.03

15.03

Характер княжеской власти и политического устройства княжества. Анализировать исторические факты, давать оценку историческим личностям, работать с картой

Использовать дополнительные источники информации

50

Новгородская республика

Урок изучения новых знаний

18.03

19.03

Особенности хозяйственной жизни и власти князя в Новгородской республике. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений

Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

презентация

Раздел 5.Борьба с внешней агрессией в XIIIв. (6 ч.)

51

Походы Батыя на Русь

Урок изучения новых знаний

22.03

22.03

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов

Освоение навыков работы с различными историческими источниками

52





Борьба русских земель с западными завоевателями

Урок изучения новых знаний

01.04

02.04

Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Работать с картой, Анализировать историческую информацию. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

презентация

53



Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Образование Улуса Джучи

Урок изучения новых знаний

05.04

05.04

Последствия похода Батыя на земли Волжской Болгарии Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками. Анализировать исторические источники. Работать с картой. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

54

Золотая Орда периода расцвета

Урок изучения новых знаний

08.04

09.04

Особенности политического устройства и управления Золотой Орды. Оперировать историческими понятиями

Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

55

Русь и Орда в XIII-XIVвеках

Урок изучения новых знаний

12.04

12.04

Последствия ордынского ига на Руси. Работать с исторической картой, анализировать письменные исторические источники. Работать с дополнительной литературой

56

Великое княжество Литовское и Русское в XIII-XIVвеках

Урок изучения новых знаний

15.04

16.04

Особенности взаимоотношений Литовского и Русского государства. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов

Работать с учебником, строить связный ответ на заданный вопрос

Раздел 6. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII-середина XVв.) (2ч.)

57

Усиление московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIVвека

Урок изучения новых знаний

19.04

19.04

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

58

Собирание русских земель во второй половине XIVв.

Урок изучения новых знаний

22.04

23.04

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками. Освоение навыков работы с различными историческими источниками

Раздел 7. Завершение образования Российского государства в конце XV-начале XVIв (7 ч.)

59

Московское княжество в первой половине XVв

Урок изучения новых знаний

26.04

26.04

Особенности формирования централизованного государства Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Работать с исторической картой, персоналиями, терминологией, историческими источниками

Освоение навыков работы с различными историческими источниками

60


Распад Золотой Орды

Урок изучения новых знаний

29.04

30.04

Закономерности развития Золотой Орды

Анализировать историческую карту. Освоение навыков работы с различными историческими источниками

61

Булгарский Улус. Распад Золотой Орды

Урок изучения новых знаний

Причины распада Золотой Орды

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Освоение навыков работы с различными историческими источниками

62





Российское государство во второй половине XV-начала XVIв.

Урок изучения новых знаний

03.05

03.05

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига.

Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками. Освоение навыков работы с различными историческими источниками

63



Рождение нового государства на Средней Волге

Урок изучения новых знаний

06.05

07.05

Особенности системы управления Казанским ханством

Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

64




Хозяйство и культура Казанского ханства

Практическая работа

10.05

10.05

Особенности хозяйственно- экономического развития Казанского ханства. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Анализировать исторические источники

65

Казанское ханство: от самостоятельности – к зависимости и гибели.

Урок изучения новых знаний

13.05

14.05

Причины конфликта между Казанским ханством и Московским государством. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Анализировать исторические источники

66

Русские земли в XII-начале XVI века

Повторительно-обобщающий.(срез знаний)

17.05

17.05

Даты, понятия. Анализировать историческую информацию

Использовать полученные ранее знания

Раздел 8. Русская культура второй половины XIII-XVвв.( 4ч.)

67

Жители Российского государства второй половины XV-начала XVIв.

Урок изучения новых знаний

20.05

21.05

Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

68

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв.

Урок изучения новых знаний

24.05

24.05

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками

Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

69

Русская культура в XV-начале XVIв.

Урок изучения новых знаний

27.05

28.05

Феофан Грек, Андрей Рублев, «Задонщина»

Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время обстоятельства и цели его создания

формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации

70

Россия и мир в Средние века

Урок- игра

31.05

31.05



Предварительный просмотр:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

                 Обсуждено


Руководитель ШМО МБОУ "Средняя

общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

__________________ Н.Н.Мыльникова


Протокол  № 1

от «28   » августа  2012

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директор по УВР

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

__________________ М.Н.Сафина


 «29  » августа 2012

Утверждаю


Директор МБОУ "Средняя

общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

__________________ Р.Д. Оленева


Приказ № _______

от «31  » августа 2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории, 7 класс

Мыльникова Наталья Николаевна, вторая квалификационная категория

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № 1

От «31  » августа 2012

2012-2013 учебный год

Классы – 7 «а», 7 «б»

Учитель Мыльникова Н.Н.

Количество часов: История нового времени - 24 часов,

                                История России конец XVI- XVIII век – 36 часов

                                История Татарстана конец XVI- XVIII век . – 10 часов

Всего 70 часов.; в неделю- 2 часа.

Плановых   тестов - 8

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программе по истории, требований к уровню подготовки учащегося 7 класса и учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ (Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008.  программа для общеобразовательных школ «История Татарстана», первый концентр. VI-IX классы. Казань, ТаРИХ, 2004)

Учебники:

 Пчелов Е. В. «История России XVII-XVIII», М., «Русское слово», 2009

Юдовская А. . «Всеобщая история нового времени 1500-1800», М., «Просвещение», 2010

Гилязов И. А. «История Татарстана второй половины XVI-XVIII в.» Казань, ТаРИХ, 2004

Дополнительная литература:

  1. Контрольно измерительные материалы. История России: 7 класс/Сост.- М.:ВАКО, 2011
  2. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Универсальные поурочные разработки по истории России: конец XVI- XVIII век. 7 класс.- М.:ВАКО,2011

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса истории для 7 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по истории , требований к подготовки учащихся 7-х классов и учебного плана  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ

Содержание программы направленно на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.

Цели:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи:

  1. подготовка учащихся к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
  2. формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
  3. обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Содержание программы учебного курса

Новое время в Европе (12 ч.): великие географические открытия, эпоха Возрождения, Реформация

Великие географические открытия и их последствия Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию.

Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Зарождение капиталистических отношений. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Реформация. Утверждение абсолютизма  Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

Первые буржуазные революции Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии.

Россия и Казанский край в XVI в.(10)

Российское государство в XVI в. Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Ливонская война. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Русская культура XVI в.  Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Строительство шатровых храмов.

Россия и Казанский край в XVII в. (13 ч.)

Смутное время. Царь Федор Иванович. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Восстановление органов власти и экономики страны. Смоленская война.  Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

 Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в.

Обмирщение культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Парсуна.

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения (12 ч)

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Семилетняя война.  Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Конституция 1787 г.  Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

Россия и Казанский край  в XVIII в. (23 ч.)

Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Школа математических и навигационных наук. Гражданский шрифт. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.

Причины дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Указ о наследовании престола. Русско-турецкие войны конца XVIII в. Русское военное искусство. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры.

Мир в XVI-XVIII вв. (1 ч) 

Перечень учебных тем.

 История Нового времени

  1. Новое время в Европе: великие географические открытия, эпоха Возрождения, Реформация.-12 ч.
  2. Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения - 12 ч

     История России+ История Татарстана и Татарского народа       

  1. Россия и Казанский край в XVI в. -10ч.  
  2. Россия и Казанский край в XVII в. -13ч.   
  3.  Россия и Казанский край  в XVIII в.       (23 ч.)             

        Курсы «История России» и «История  Татарстана» изучаются интегрировано.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

1. Познавательные.

  1. умение осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
  2. умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
  3. умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
  4. умение создавать проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные.

  1. поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
  2. умение развёрнуто обосновывать суждения;
  3. использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  4. владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные.

  1. объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
  2. владение навыками коллективной деятельности;
  3. оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
  4. осознание своей национальной, конфессиональной принадлежности;
  5. умение отстаивать свою гражданскую позицию;

Формы и методы:

  1. используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;
  2. формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).

Литература и средства обучения

  1. Дмитриева О.В.. Всеобщая история / М.«Русское слово»,2007
  2. Данилов Д.Д. История России/ «Баллос», 2010
  3. Пискарев В.И. История Татарстана / «Тарих», 2009
  4. Репин А.В. История России. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2007
  5. Репин А.В. Новая история. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2007
  6. ЦОР. Императрица Екатерина Великая, 2006
  7. ЦОР. От Екатерины I до Екатерины II(2 диска), 2007
  8. ЦОР. Первый Император России, 2006
  9. ЦОР. Государь Алексей Михайлович, 2006
  10. ЦОР.Царь Борис Годунов, 2007
  11. ЦОР. Царь Иван Грозный, 2007
  12. ЦОР. История России. Гумилев, 2005
  13. ЦОР. Всеобщая история 7класс, 2005
  14. ЦОР. Энциклопедия истории России, 2006
  15. ЦОР. Отечественная история. Кирилл и Мефодий до XIXв., 2007
  16. Герои страны: патриотический интернет-проект
  17. http://www.warheroes.ru
  18.  Династия Романовых
  19. http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
  20.  История России с древнейших времен до наших дней
  21. Этнография народов России
  22. Historic.Ru: Всемирная история
  23. http://www.historic.ru
  24. Всемирная история в лицах
  25. Всемирная история: сайт Д. Гришина
  26. http://www.world-history.ru
  27.  Всемирная история: учебники и книги С.А. Нефедова
  28. http://lesson-history.narod.ru

 

Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Тип урока

дата

Планируемые результаты

ИКТ, этнокультурный компонент

план

факт

Новое время в Европе : великие географические открытия, эпоха Возрождения, Реформация(12ч.)

  1. 1

Технические открытий и выход к мировому океану.

Урок изучения новых знаний

05.09-а

03.09-б

Переход к индустриальному обществу; Великие географические открытия: предпосылки и последствия Зарождение капиталистических отношений. Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты







 Великие географические открытия и их последствия

Урок изучения новых знаний. Срез знаний


08.09-а

05.09-б

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

презентация

Начало создания колониальных империй. Зарождение капиталистических отношений.

Урок изучения новых знаний

12.09-а

10.09-б

Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Пиратство. Ф. Дрейк. Группировать исторические  явления и события по заданному признаку. Объяснять  исторически сложившиеся нормы социального поведения

Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв.

Урок изучения новых знаний

15.09-а

12.09-б

Совершенствование техники. Возникновение. мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Работа с терминологией, персоналиями. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

Эпоха Возрождения

Урок изучения новых знаний


19.09-а

17.09-б

искания эпохи Возрождения. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.

Выявлять существенные черты данного периода

Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

презентация

Гуманизм.

Практическая работа

22.09-а

19.09-б

Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Работать с хронологией, терминологией и персоналиями. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

Начало реформации в Европе. Обновление христианства.

Урок изучения новых знаний

26.09-а

24.09-б


Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин; народная реформация и война в Германии.

Выявлять существенные черты данного периода

Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

Распространение реформации в Европе. Контрреформация

Урок изучения новых знаний

29.09-а

26.09-б

Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

Работать с хронологией, терминологией и персоналиями. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

Утверждение абсолютизма.

Урок изучения новых знаний

03.10-а

01.10-б

Европейские государства в XVI-XVII вв. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система. Работать по исторической карте и с исторической информацией

Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

Нидерландская революция.

Урок изучения новых знаний

06.10-а

03.10-б

«Жемчужина в короне Габсбургов»; обострение противоречий; испано-нидерландская война  и рождение республики. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Работать по исторической карте и с исторической информацией.Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

презентация

Революция в Англии.

Урок изучения новых знаний

08.10-а

08.10-б

Причины  и начало революции в Англии; установление диктатуры О. Кромвеля. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция». Анализировать историческую информацию, выделять главное, работать с хронологией, персоналиями и терминами. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

презентация

  Новое время в Европе. Великие географические открытия.

Повторительно-обобщающий урок (тест)

12.10-а

10.10-б

Даты и понятия. Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения (12 ч)

Эпоха Просвещения.

Урок изучения новых знаний

16.12-а

16.10-б

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Работать по исторической карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе.

Урок изучения новых знаний

20.10-а

20.10-б

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями

Промышленный переворот в Англии.

Урок изучения новых знаний

23.10-а

23.10-б

Аграрная революция в Англии; условия промышленного переворота; промышленный переворот. Работать с источниками исторической информации, терминологией. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

презентация

Английские колонии в Северной Америке.

Урок изучения новых знаний

27.10-а

27.10-б

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.  

Война за независимость и образование США.

Урок изучения новых знаний

31.10-а

31.10-б

Америка становится независимой;  итоги войны за независимость. Работать по исторической карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Анализировать, обобщать историческую информацию. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы. Оперировать полученными знаниями

презентация

Кризис абсолютизма во Франции.

Урок изучения новых знаний

03.11-а

03.11-б

Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.

Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

Великая французская революция.

Урок изучения новых знаний

13.11-а

13.11-б

Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии.

Работать с терминологией, персоналиями

Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

Великая французская революция и ее последствия для Европы.

Урок изучения новых знаний

17.11-а

17.11-б

Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.

Работать с источниками исторической информации

Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

Ослабление Османской империи.

Урок изучения новых знаний

20.11-а

20.11-б

Причины ослабления, процесс распада империи

Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Оперировать полученными знаниями

Держава Великих Моголов в Индии и ее распад.

Урок изучения новых знаний

24.11-а

24.11-б

Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Деревенская община; сословный строй; религии Востока. Выявлять существенные черты данного периода разных стран.

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Урок изучения новых знаний

28.11-а

28.11-б

Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава. Выявлять существенные черты данного периода разных стран. Определять  причины и следствия исторических событий

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

Урок изучения новых знаний

01.12-а

01.12-б

Повторительно-обобщающий урок. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

Россия и Казанский край в XVI в.(10 ч.)

25

Условия развития страны XVI в.

Урок изучения новых знаний

05.12-а

05.12-б

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Работать по исторической карте и с исторической информацией. Соотносить  даты и события отечественной и всеобщей истории

26

Условия развития страны XVI в.

Урок изучения новых знаний

08.12-а

08.12-б

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Работать по исторической карте и с исторической информацией. Соотносить  даты и события отечественной и всеобщей истории

27

Иван IV Грозный.

Урок изучения новых знаний

12.12-а

12.12-б

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Работать с персоналиями, хронологией, составлять схемы, таблицы. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

28

Расширение территории государства

Урок изучения новых знаний

15.12-а

15.12-б

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Анализировать историческую информацию, выделять главное, работать с хронологией, персоналиями и терминами

Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

29

Опричнина.

Урок изучения новых знаний

19.12-а

19.12-б

Опричнина; последние годы Ивана Грозного. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Выявлять существенные черты данного периода. Оперировать полученными знаниями

30

Русская культура конца XV – XVI в. в.

Урок изучения новых знаний

22.12-а

22.12-б

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». Работать с источниками исторической информации, терминологией. Оперировать полученными знаниями

Традиции и быт русского народа конца XV – XVI в. в.

31

Казанский край во второй половине XVI – XVII в.в.

Урок изучения новых знаний

25.12-а

25.12-б

Территория и население; хозяйственное развитие.

Работать по исторической карте и с исторической информацией. Анализировать полученные знания

32

Социальная и религиозная политика властей в крае.

Урок изучения новых знаний

29.12-а

29.12-б

Религиозная и социальная политика царизма в Казанском крае. Составлять схемы, таблицы, выделять главное, работая с источниками исторической информации. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

33

Экономическое и культурное развитие края во второй пол. XVI в.

Урок изучения новых знаний

15.01-а

15.01-б

Христианизация в XVI в.; духовные собрания.

Выявлять существенные черты данного периода

Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

Традиции и быт татарского народа конца XV – XVI в. в.

34

 «Русское государство в ХVIв.

Повторительно-обобщающий (тест)

19.01-а

19.01-б

Даты и понятия

Россия и Казанский край в XVII в. (13 ч.)

35

Смутное время.

Урок изучения новых знаний

22.01-а

22.01-б

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. Работать с персоналиями, хронологией, терминологией. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

36

Борьба против внешней экспансии.

Урок изучения новых знаний

26.01-а

26.01-б

В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Работать с персоналиями, хронологией, терминологией. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

презентация

37

Казанский край в смутное время

Урок изучения новых знаний

29.01-а

29.01-б

Усиление феодального гнета. Судебник 1550 г.; система приказов; Смута. Работать с источниками исторической информации. Оперировать полученными знаниями

38

Правление первых Романовых.

Урок изучения новых знаний

02.02-а

02.02-б

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Работать с хронологией, терминологией, персоналиями. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

39

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в.

Урок изучения новых знаний

05.02-а

05.02-б

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Работать по исторической карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

Торговые традиции русского народа

40

Окончательное оформление крепостного права.

Урок изучения новых знаний

09.02-а

09.02-б

Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Оперировать полученными знаниями

презентация

41

Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г.

Урок изучения новых знаний

12.02-а

12.02-б

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.

Работать с хронологией, терминологией, персоналиями. Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

42

Раскол в русской православной церкви.

Урок изучения новых знаний

16.02-а

16.02-б

Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Оперировать полученными знаниями

Христианские традиции

43

Социальные движения второй половины XVII в.

Урок изучения новых знаний

19.02-а

19.02-б

Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Оперировать полученными знаниями

44

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в.

Урок изучения новых знаний

23.02-а

23.02-б

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Работать по исторической карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

45

Русская культура XVII в.

Урок изучения новых знаний

26.02-а

26.02-б

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна. Работать с источниками исторической информации, терминологией.

Определять  причины и следствия важнейших исторических событий

Быт и нравы русского народа в допетровскую эпоху

46

Казанский край в XVII столетии.

Урок изучения новых знаний

02.03-а

02.03-б

Бунташный век; Крестьянская война К. Булавина в Поволжье. Работать с терминологией, персоналиями, хронологией. Определять  причины и следствия исторических событий

47

Россия и Казанский край в XVII в.

Повторительно-обобщающий урок (тест)

05.03-а

05.03-б

Крепостное право, церковный раскол. Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями

Россия и Казанский край  в XVIII в.       (23 ч.)

48

 Реформы первой четверти XVIII в.

Урок изучения новых знаний

09.03-а

09.03-б

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Составлять схемы, таблицы, работать с исторической картой, персоналиями. Анализировать полученные знания

презентация

49

 Петр I. Заводское строительство

Урок изучения новых знаний

12.03-а

12.03-б

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство.

Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, работать с исторической картой, персоналиями, хронологией. Анализировать полученные знания

50

Северная война.

Урок изучения новых знаний

16.03-а

16.03-б

Нарвская «конфузия» и первые победы; основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход.Морские победы; Ништадский мир и Каспийский поход. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

презентация

51

Установление абсолютизма.

Урок изучения новых знаний

19.03-а

19.03-б

Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Составлять схемы, таблицы, оперировать понятиями. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

52

Народные движения при Петре I.

Урок изучения новых знаний

23.03-а

23.03-б

Рост народного недовольства; восстание в Астрахани; движение  К. Булавина. Делать выводы, выделять главное. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

53

Культура России конца XVII – первой половины XVIII в.в.

Урок изучения новых знаний

02.04-а

02.04-б

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны. Выявлять существенные черты данного периода в культуре. Оперировать полученными знаниями

54

 Россия в ХVIII

Повторительно-обобщающий урок (тест)

06.04-а

06.04-б

Дворцовые перевороты, реформы Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями

55

Российские монархи эпохи дворцовых переворотов.

Урок изучения новых знаний

09.04-а

09.04-б

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм.Бироновщина

Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

Определять  причины и следствия исторических событий

56

Правление императрицы Анны Иоанновны. Императрица Елизавета Петровна.

Урок изучения новых знаний

13.04-а

13.04-б

Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Составлять схемы, таблицы, работать с персоналиями, терминологией

Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

57

Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов.

Урок изучения новых знаний

16.04-а

16.04-б

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель. Давать характеристику данной эпохи. Оперировать полученными знаниями

58

Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века.

Урок изучения новых знаний

20.04-а

20.04-б

Просвещение и наука; искусство и быт.

Выявлять существенные черты данного периода в культуре. Объяснять  исторически сложившуюся ситуацию

Быт русского народа

59

 Екатерина II. Просвещенный абсолютизм.

Комбинированный (тест)

23.04-а

23.04-б

Император Петр III; личность Екатерины II; Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Работать с персоналиями, хронологией. Определять  причины и следствия исторических событий

60

Уложенная комиссия.

Урок изучения новых знаний

27.04-а

27.04-б

Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Выявлять особенности данного исторического периода. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

61

Социальные движения второй половины XVIII в.

Урок изучения новых знаний

30.04-а

30.04-б

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Определять  причинно-следственные связи, делать выводы. Анализировать и обобщать полученные знания

62

Русско-турецкие войны конца XVIII в.

Урок изучения новых знаний

04.05-а

04.05-б

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Русско-турецкие войны; война со Швецией; разделы Польши. Определять  причинно-следственные связи, делать выводы. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

63

Разделы Польши

Урок изучения новых знаний

07.05-а

07.05-б

Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков. Работать с терминологией, хронологией

Объяснять  исторически сложившуюся ситуацию

64

Правление Павла.

Комбинированный (тест)

11.05-а

11.05-б

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Выявлять особенности данного исторического периода. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

65

Русская культура второй половины XVIII в.

Урок изучения новых знаний

14.05-а

14.05-б

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Выявлять существенные черты данного периода в культуре. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

66

 Российское государство в ХVI - XVIII в.

Комбинированный (тест)

18.05-а

18.05-б

Даты, понятия. Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями

67

Край в период петровских преобразований.

Урок изучения новых знаний

21.05-а

21.05-б

Создание Казанской губернии: территория и население; создание мануфактур; лашманы; реформы в крае. Работать с терминологией, исторической картой. Оперировать полученными знаниями

68

Политическое и социально-экономическое развитие края в XVIII в

Урок изучения новых знаний

25.05-а

25.05-б

Земледелие, животноводство; товарные хозяйства.

Составлять схемы, таблицы. Оперировать полученными знаниями

69

Участие народов края в освободительной борьбе в XVIII в.

Урок изучения новых знаний

28.05-а

28.05-б

Емельян Пугачев и его движение в Среднем Поволжье. Определять  причинно-следственные связи, делать выводы. Анализировать полученные знания

70

Развитие культуры в XVII – XVIII в.в.

Урок-конференция

Культурная жизнь края; татарское просветительство.

Выявлять существенные черты данного периода в культуре. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы

Традиции татарского народа

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания