рабочие программы
рабочие прграммы история 6 класс, история 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6.doc | 278.5 КБ |
istoriya_7_klass.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ
ОБСУЖДЕНО Руководитель ШМО МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ __________________ Н.Н.Мыльникова Протокол № 1 от «28 » августа 2012 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директор по УВР МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ __________________ М.Н.Сафина «29 » августа 2012 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ __________________ Р.Д. Оленева Приказ № _______ от «31 » августа 2012 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории, 6 класс
Мыльникова Наталья Николаевна, вторая квалификационная категория
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1
От «31 » августа 2012
2012-2013 учебный год
Классы – 6 «а», 6 «б»
Учитель Мыльникова Н.Н.
Количество часов: История средних веков- 30 часов,
История России с древнейших времен до конца XVв. – 30 часов
История Татарстана с древнейших времен до конца XVв. – 10 часов
Всего 70 часов.; в неделю- 2 часа.
Плановых тестов 11.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программе по истории, требований к уровню подготовки учащегося 6 класса, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ. (Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008. программа для общеобразовательных школ «История Татарстана», первый концентр. VI-IX классы. Казань, ТаРИХ, 2004)
Учебники:
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М.: Просвещение, 2005
2.Данилов А.А., Данилов Д.Д.. Клоков В.А., Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVIвека..-М.: Баласс,2009.
3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2004
Дополнительная литература:
- Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.-2-е изд., перераб. И доп. –М.:ВАКО, 2007
- Горбачев Н.А. Тесты по истории для 6 класса средней школы. М.: ЮНВЕС, 2007.
- Контрольно измерительные материалы. История России: 6 класс/Сост.- М.:ВАКО, 2011
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века:6класс.- М.:ВАКО,2011
2.Пояснительная записка
Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программе по истории, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ и требований к уровню подготовки учащегося 6 класса, учебного плана школы.
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
-Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;
-Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
-Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В ходе изучения курса истории реализуется национально-региональный компонент. Для реализации которого отводится 10 часов учебного времени.
По базисному учебному плану на изучение истории в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
3.Перечень учебных тем
История Средних веков- 30 часов по программе
1раздел. Раннее Средневековье. - 14
2 раздел. Расцвет Средневековья. – 6
3 раздел «Осень» Средневековья. – 8
4раздел Вдали от Европы. – 2
История России + История Татарстана и Татарского народа- 30 часов +10
1 раздел Народы и государства на территории
нашей страны в древности. – 7
2. Раздел 2. Древнерусское государство (IX- начало XIIвв) 7
3 раздел Культура Руси в домонгольский период. - 3
4раздел Русские земли и княжества в начале
удельного периода (начало XII –первая половина XIIIв.). – 3
5 раздел Борьба с внешней агрессией в XIIIв. – 6
6 раздел Предпосылки образования Российского
государства (вторая половина XIII- середина XVв.). - 2
7 раздел Завершение образования Российского
государства в конце XV- начале XVIв. - 7
8раздел Русская культура второй половины XIII-XVв. – 4
4.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен
Знать/понимать
-основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
-изученные виды исторических источников;
Уметь
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий4 группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов России мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
5. Компетенции
-Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно- смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости, составлять план, тезисы, конспекты. Овладеть монологической и диалоговой речью, умениями в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Учащиеся должны использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.
Самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
6. Список литературы и ЦОР:
1.Арасланова О.В., Соловьев К.А. универсальные поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.-2-е изд., перераб. И доп. –М.: ВАКО, 2007
2. Горбачев Н.А. Тесты по истории для 6 класса средней школы/- М.: ЮНВЕС, 2007
3. Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс. К учебнику Е.В. Пчелова "История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/h_umk5.shtml
http://history.standart.edu.ru/info.aspx?ob_no=11613
http://king-arthur-court.narod.ru/materials/links_tutor.htm
http://som.fio.ru/items.asp?id=10001589&archive=
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12783 УМК «Просвещение»
Список литературы рекомендуемый для дополнительного чтения учащимся
Книга для чтения по истории средних веков.- М.,1990
Детская энциклопедия. –М., 1975
Скотт В. Айвенго
Макарова А. Путешествие в страну майя.- М., 1980
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989
Каргалов В.В. Полководцы X-XVIвв. М.;1989
Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1984
Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля М.,1986
Пашуто В.Т. Александр Невский М.,1975
Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии
7.Календарно- тематическое планирование
№ | Дидактические единицы (разделы, темы) | Тип урока | дата | Основные требования к ЗУН | ИКТ, этнокультурный компонент | примечания | |||
План | факт | план | факт | ||||||
Раздел 1 Раннее Средневековье.(14 ч.) | «А» | «Б» | |||||||
1 | Что изучает история средних веков | Изучения нового материала | 03.09 | 03.09 | Понятие средние века. Источники по средневековью. Анализировать историческую информацию. Работать с текстом учебника | ||||
2 | Древние германцы и Римская империя. | Срез знаний, изучение новых знаний | 07.09 | 04.09 | Причины появления неравенства , понятие «великое переселение народов». Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема).Давать развернутый ответ на вопрос | презентация | |||
3 | Королевства Франков и христианская церковь. | Изучение новых знаний | 10.09 | 10.09 | Причины возникновения государства у франков Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи. Работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других уч-ся | ||||
4 | Империя Карла Великого | Комбинированный (тест) | 14.09 | 11.09 | Направление и значение деятельности Карла Великого. Работать с исторической картой, составлять характеристику исторических деятелей. Формулировать свое мнение. Освоение знаний о процессах развития важнейших процессах развития человечества | ||||
5 | Западная Европа в IX-XIвв | Комбинированный (тест) | 17.09 | 17.09 | Причины феодальной раздробленности Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема). Работать с картой. Формирование умений выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации | ||||
6 | В рыцарском замке | Урок- путешествие | 21.09 | 18.09 | Образование средневековых замков. Феодальное землевладение. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Культура Западной и Центральной Европы в VI-XI в.в. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.Формирование умения разделять процессы на этапы, звенья. | ||||
7 | Средневековая деревня и ее обитатели | Практическое занятие | 24.09 | 24.09 | Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений Формирование умения разделять процессы на этапы, звенья. Выделять характерные причинно-следственные связи | ||||
8 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | Урок изучения новых знаний | 28.09 | 25.09 | Особенности развития культуры. Давать оценку явлениям культуры. Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации | презентация | |||
9 | Образование славянских государств | Урок изучения новых знаний | 01.10 | 01.10 | Образ жизни славян в первые века нашей эры Работать с исторической картой, историческим источником. Делать выводы | ||||
10 | Византия при Юстиниане | Урок изучения новых знаний | 05.10 | 02.10 | Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Османские завоевание. падение Византии. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа Освоение навыков работы с различными источниками исторической информации | ||||
11 | Культура Византии | Урок изучения новых знаний | 08.10 | 08.10 | Важнейшие достижения культуры Византии Анализировать исторические источники Составлять связный и четкий рассказ на основе простого плана | презентация | |||
12 | Возникновение ислама. Арабский халифат | комбинированный (тест) | 12.10 | 09.10 | Арабские племена: расселение занятия. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся социальных норм и ценностей представителей других народов и стран | ||||
13 | Культура стран халифата | Урок изучения новых знаний | 15.10 | 16.10 | Роль народов стран халифата в развитии мировой культуры. Давать оценку явлениям культуры. Самостоятельно делать сообщения на основе дополнительной литературы | ||||
14 | Раннее средневековье | Повторительно – обобщающий урок (тест) | 19.10 | 19.10 | Особенности формирования феодального строя Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений | ||||
Раздел 2. Расцвет Средневековья(6 ч.) | |||||||||
15 | Возникновение средневековых городов. | Комбинированный (тест) | 22.10 | 23.10 | Причины возникновения средневекового города Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий Освоение навыков работы с различными источниками исторической информации | презентация | |||
16 | Борьба городов с сеньорами. Быт горожан | Урок изучения новых знаний | 26.10 | 26.10 | Причины борьбы годов с сеньорами, ее итоги Изучать исторические источники. Составлять связный ответ на основе простого плана | ||||
17 | Крестовые походы. Могущество папской власти. | Урок изучения новых знаний | 29.10 | 30.10 | Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. начало Реконкисты на Пиренейском п-ве. Умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. Формирование умения выделять причинно-следственные связи | ||||
18 | Объединение Франции | Комбинированный урок (тест) | 02.11 | 02.11 | Причины объединения Франции, понятия Централизованное государство, Генеральные штаты. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||
19 | Средневековая Англия | Урок изучения новых знаний | 12.11 | 13.11 | Особенности сословно- представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей Работать с историческим источником , давать оценку историческим событиям. Составлять связный ответ на основе простого плана | презентация | |||
Раздел 3. «Осень» Средневековья (8 ч.) | |||||||||
20 | Столетняя война | Урок изучения новых знаний | 16.11 | 16.11 | Кризис европейского сословного строя. Столетняя война .Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации | ||||
21 | Восстание Уота Тайлера в Англии | Урок изучения новых знаний | 19.11 | 20.11 | Причины восстания Уота Тайлера. Крестьянские и городские восстания Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными историческими источниками | ||||
22 | Усиление королевской власти в Англии и во Франции. Реконкиста. | Урок изучения новых знаний | 23.11 | 23.11 | Значение образования централизованного государства во Франции и Англии. Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации | презентация | |||
23 | Феодальная раздробленность в Германии и Италии | Комбинированный урок (тест) | 26.11 | 27.11 | Священная Римская империя германской нации. Германские государства в Х1У-ХУ веках. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации | ||||
24 | Гуситское движение в Чехии | Урок изучения новых знаний | 30.11 | 01.12 | Кризис католической церкви. Папы императоры. Гуситское движение а Чехии. Ян Гус. Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками. Освоение навыков работы с различными историческими источниками | презентация | |||
25 | Османская империя в XIV-XVIвв | Урок изучения новых знаний | 03.12 | 03.12 | Причины быстрого захвата турками-османами. Балканского полуострова. Изучать исторические источники, работать с исторической картой. Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||
26 | Культура в средние века | Урок изучения новых знаний | 07.12 | 08.12 | Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа Анализировать исторические события | ||||
27 | Эпоха Возрождения | Практическая работа | 10.12 | 10.12 | «Культура Возрождения» Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре. культурное наследие Византии. Развитие науки и техники. Начало книгопечатания. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа | ||||
28 | Расцвет средневековья | Повторительно-обобщающий (тест) | 14.12 | 14.12 | Особенности развития Европы, даты, понятия. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов Использовать полученные ранее знания | ||||
Раздел 4. Вдали от Европы (2 ч.) | |||||||||
29 | Китай и Индия в средние века. | Урок изучения новых знаний | 17.12 | 18.12 | Империя Тан и Сунн, Крестьянские восстания в Китае. Индийские княжества., нашествие кочевников. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов. Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||
30 | Народы Америки и Африки в Средние века | Урок изучения новых знаний | 21.12 | 21.12 | майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия. Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | презентация | |||
Раздел 1 .Народы и государства на территории нашей страны в древности (7 ч.) | |||||||||
31 | Древние люди на территории нашей страны | Урок изучения новых знаний | 28.12 | 28.12 | Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации | ||||
32 | Первые люди на берегах Волги и Камы | Урок изучения новых знаний | 14.01 | 15.01 | Первые стоянки людей на территории края Анализировать исторические факты Работать с учебником Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации. | Особенности быта первых людей на территории края | |||
33 | Древние тюрки и ранние тюркские государства | Урок изучения новых знаний | 18.01 | 18.01 | Ранние тюркские государства в Евразии. Работать с исторической картой , анализировать исторические источники. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся социальных норм и ценностей представителей других народов и стран | ||||
34 | Образование государств | Урок изучения новых знаний | 21.01 | 22.01 | Особенности появления первых государств на территории нашей Родины. Работать с исторической картой, анализировать исторические источники Работать с учебником. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации | ||||
35 | Восточные славяне | Урок изучения новых знаний | 25.01 | 25.01 | Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа Применение знаний и представлений об исторически сложившихся социальных норм и ценностей представителей других народов и стран | ||||
36 | Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, население и хозяйство | Урок изучения новых знаний | 28.01 | 29.01 | Особенности политического устройства Волжской Булгарии. Стоянка, полуземлянка, гарпун Анализировать историческую информацию, представленную разных знаковых системах Работать с текстом учебника Применение знаний. | ||||
37 | Волжская Булгария: города, международные связи, культура | Урок изучения новых знаний | 01.02 | 01.02 | Особенности хозяйственного и культурного развитие Волжской Булгарии. Слобода, фактории Филигрань, каганат Анализировать историческую информацию представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) Применение знаний и представлений об исторически сложившихся социальных норм и ценностей представителей других народов и стран | Особенности культурных традиций и быт народов Булгарии | |||
Раздел 2. Древнерусское государство (IX- начало XIIвв) (7 ч.) | |||||||||
38 | Предпосылки создания государства у восточных славян | Урок изучения новых знаний | 04.02 | 05.02 | Предпосылки и особенности создания государственности у славян. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Анализировать факты, исторические документы. Составлять связный четкий ответ | ||||
39 | Становление Древнерусского государства | Урок изучения новых знаний | 08.02 | 08.02 | Изменения в управлении и экономике Внешняя политика первых князей. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений. Формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с различными источниками исторической информации | ||||
40 | Правление князя Владимира | Урок изучения новых знаний | 11.02 | 12.02 | Особенности правления Владимира Красное Солнышко. Русь и Византия. Сравнивать деятельность исторических личностей, давать ей оценку. Работать с различными источниками информации | ||||
41 | Принятие христианства на Руси | Урок изучения новых знаний | 15.02 | 15.02 | Причины и предпосылки принятия православия на Руси, особенности его распространения. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений. Освоение навыков работы с 11.02различными источниками исторической информации | Особенности веры, изменение и смешение традиций язычества и христианства | |||
42 | Расцвет Древнерусского государства | Урок изучения новых знаний | 18.02 | 19.02 | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время обстоятельства и цели его создания). Освоение знаний о важнейших процессах развития человечества | ||||
43 | Жители Древней Руси | Урок изучения новых знаний | 22.02 | 22.02 | Особенности жизни различных слоев населения Работать с историческим источником. Составлять связный ответ. Освоение знаний о важнейших процессах развития человечества | Быт народов Руси | |||
44 | Начало распада Древнерусского государства | Урок изучения новых знаний | 25.02 | 26.02 | Причины и особенности феодальной раздробленности Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений Составлять развернутый план. Составлять связный ответ на основе плана | ||||
Раздел 3 Культура Руси в домонгольский период (2 ч.) | |||||||||
45 | Культура Руси IX-начала XII века | Урок изучения новых знаний | 01.03 | 01.03 | Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Анализировать историческую информацию представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема). Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях | |||
46 | Культура Руси IX-начала XII века | Урок изучения новых знаний | 04.03 | 05.03 | Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Давать описание памятникам культуры Анализировать историческую информацию представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | Фольклор | |||
47 | Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в домонгольский период» | Комбинированный урок (тест) | 08.03 | 08.03 | Предпосылки формирования государственности на Руси, даты и понятия. Анализировать историческую информацию. Использовать полученные ранее знания | ||||
Раздел 4. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII- первая половина XIIIв.) (3 ч.) | |||||||||
48 | Раздробленность русских земель. | Урок изучения новых знаний | 11.03 | 12.03 | Причины распада Древнерусского государства Анализировать исторические факты Работать с текстом учебника | ||||
49 | Владимиро-Суздальское княжество | Урок изучения новых знаний | 15.03 | 15.03 | Характер княжеской власти и политического устройства княжества. Анализировать исторические факты, давать оценку историческим личностям, работать с картой Использовать дополнительные источники информации | ||||
50 | Новгородская республика | Урок изучения новых знаний | 18.03 | 19.03 | Особенности хозяйственной жизни и власти князя в Новгородской республике. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | презентация | |||
Раздел 5.Борьба с внешней агрессией в XIIIв. (6 ч.) | |||||||||
51 | Походы Батыя на Русь | Урок изучения новых знаний | 22.03 | 22.03 | Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||
52 | Борьба русских земель с западными завоевателями | Урок изучения новых знаний | 01.04 | 02.04 | Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Работать с картой, Анализировать историческую информацию. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | презентация | |||
53 | Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Образование Улуса Джучи | Урок изучения новых знаний | 05.04 | 05.04 | Последствия похода Батыя на земли Волжской Болгарии Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками. Анализировать исторические источники. Работать с картой. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | ||||
54 | Золотая Орда периода расцвета | Урок изучения новых знаний | 08.04 | 09.04 | Особенности политического устройства и управления Золотой Орды. Оперировать историческими понятиями Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | ||||
55 | Русь и Орда в XIII-XIVвеках | Урок изучения новых знаний | 12.04 | 12.04 | Последствия ордынского ига на Руси. Работать с исторической картой, анализировать письменные исторические источники. Работать с дополнительной литературой | ||||
56 | Великое княжество Литовское и Русское в XIII-XIVвеках | Урок изучения новых знаний | 15.04 | 16.04 | Особенности взаимоотношений Литовского и Русского государства. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов Работать с учебником, строить связный ответ на заданный вопрос | ||||
Раздел 6. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII-середина XVв.) (2ч.) | |||||||||
57 | Усиление московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIVвека | Урок изучения новых знаний | 19.04 | 19.04 | Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | ||||
58 | Собирание русских земель во второй половине XIVв. | Урок изучения новых знаний | 22.04 | 23.04 | Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками. Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||
Раздел 7. Завершение образования Российского государства в конце XV-начале XVIв (7 ч.) | |||||||||
59 | Московское княжество в первой половине XVв | Урок изучения новых знаний | 26.04 | 26.04 | Особенности формирования централизованного государства Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Работать с исторической картой, персоналиями, терминологией, историческими источниками Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||
60 | Распад Золотой Орды | Урок изучения новых знаний | 29.04 | 30.04 | Закономерности развития Золотой Орды Анализировать историческую карту. Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||
61 | Булгарский Улус. Распад Золотой Орды | Урок изучения новых знаний | Причины распада Золотой Орды Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||||
62 | Российское государство во второй половине XV-начала XVIв. | Урок изучения новых знаний | 03.05 | 03.05 | Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками. Освоение навыков работы с различными историческими источниками | ||||
63 | Рождение нового государства на Средней Волге | Урок изучения новых знаний | 06.05 | 07.05 | Особенности системы управления Казанским ханством Работа с исторической картой, умение показывать границы государств, города, места значительных исторических событий. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | ||||
64 | Хозяйство и культура Казанского ханства | Практическая работа | 10.05 | 10.05 | Особенности хозяйственно- экономического развития Казанского ханства. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа Анализировать исторические источники | ||||
65 | Казанское ханство: от самостоятельности – к зависимости и гибели. | Урок изучения новых знаний | 13.05 | 14.05 | Причины конфликта между Казанским ханством и Московским государством. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа Анализировать исторические источники | ||||
66 | Русские земли в XII-начале XVI века | Повторительно-обобщающий.(срез знаний) | 17.05 | 17.05 | Даты, понятия. Анализировать историческую информацию Использовать полученные ранее знания | ||||
Раздел 8. Русская культура второй половины XIII-XVвв.( 4ч.) | |||||||||
67 | Жители Российского государства второй половины XV-начала XVIв. | Урок изучения новых знаний | 20.05 | 21.05 | Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов. Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | ||||
68 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв. | Урок изучения новых знаний | 24.05 | 24.05 | Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Работа персоналиями, терминологией, историческими источниками Формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | ||||
69 | Русская культура в XV-начале XVIв. | Урок изучения новых знаний | 27.05 | 28.05 | Феофан Грек, Андрей Рублев, «Задонщина» Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время обстоятельства и цели его создания формирование навыков и умений работы с различными источниками исторической информации | ||||
70 | Россия и мир в Средние века | Урок- игра | 31.05 | 31.05 |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ
Обсуждено Руководитель ШМО МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ __________________ Н.Н.Мыльникова Протокол № 1 от «28 » августа 2012 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директор по УВР МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ __________________ М.Н.Сафина «29 » августа 2012 | Утверждаю Директор МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ __________________ Р.Д. Оленева Приказ № _______ от «31 » августа 2012 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории, 7 класс
Мыльникова Наталья Николаевна, вторая квалификационная категория
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1
От «31 » августа 2012
2012-2013 учебный год
Классы – 7 «а», 7 «б»
Учитель Мыльникова Н.Н.
Количество часов: История нового времени - 24 часов,
История России конец XVI- XVIII век – 36 часов
История Татарстана конец XVI- XVIII век . – 10 часов
Всего 70 часов.; в неделю- 2 часа.
Плановых тестов - 8
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программе по истории, требований к уровню подготовки учащегося 7 класса и учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ (Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008. программа для общеобразовательных школ «История Татарстана», первый концентр. VI-IX классы. Казань, ТаРИХ, 2004)
Учебники:
Пчелов Е. В. «История России XVII-XVIII», М., «Русское слово», 2009
Юдовская А. . «Всеобщая история нового времени 1500-1800», М., «Просвещение», 2010
Гилязов И. А. «История Татарстана второй половины XVI-XVIII в.» Казань, ТаРИХ, 2004
Дополнительная литература:
- Контрольно измерительные материалы. История России: 7 класс/Сост.- М.:ВАКО, 2011
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Универсальные поурочные разработки по истории России: конец XVI- XVIII век. 7 класс.- М.:ВАКО,2011
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса истории для 7 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по истории , требований к подготовки учащихся 7-х классов и учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ
Содержание программы направленно на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.
Цели:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи:
- подготовка учащихся к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Содержание программы учебного курса
Новое время в Европе (12 ч.): великие географические открытия, эпоха Возрождения, Реформация
Великие географические открытия и их последствия Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию.
Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Зарождение капиталистических отношений. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Реформация. Утверждение абсолютизма Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Первые буржуазные революции Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии.
Россия и Казанский край в XVI в.(10)
Российское государство в XVI в. Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Ливонская война. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Русская культура XVI в. Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Строительство шатровых храмов.
Россия и Казанский край в XVII в. (13 ч.)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Восстановление органов власти и экономики страны. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в.
Обмирщение культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Парсуна.
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения (12 ч)
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт.
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
Россия и Казанский край в XVIII в. (23 ч.)
Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Школа математических и навигационных наук. Гражданский шрифт. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.
Причины дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Указ о наследовании престола. Русско-турецкие войны конца XVIII в. Русское военное искусство. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры.
Мир в XVI-XVIII вв. (1 ч)
Перечень учебных тем.
История Нового времени
- Новое время в Европе: великие географические открытия, эпоха Возрождения, Реформация.-12 ч.
- Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения - 12 ч
История России+ История Татарстана и Татарского народа
- Россия и Казанский край в XVI в. -10ч.
- Россия и Казанский край в XVII в. -13ч.
- Россия и Казанский край в XVIII в. (23 ч.)
Курсы «История России» и «История Татарстана» изучаются интегрировано.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные.
- умение осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
- умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
- умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
- умение создавать проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные.
- поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
- умение развёрнуто обосновывать суждения;
- использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные.
- объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
- владение навыками коллективной деятельности;
- оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
- осознание своей национальной, конфессиональной принадлежности;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию;
Формы и методы:
- используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;
- формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
Литература и средства обучения
- Дмитриева О.В.. Всеобщая история / М.«Русское слово»,2007
- Данилов Д.Д. История России/ «Баллос», 2010
- Пискарев В.И. История Татарстана / «Тарих», 2009
- Репин А.В. История России. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2007
- Репин А.В. Новая история. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2007
- ЦОР. Императрица Екатерина Великая, 2006
- ЦОР. От Екатерины I до Екатерины II(2 диска), 2007
- ЦОР. Первый Император России, 2006
- ЦОР. Государь Алексей Михайлович, 2006
- ЦОР.Царь Борис Годунов, 2007
- ЦОР. Царь Иван Грозный, 2007
- ЦОР. История России. Гумилев, 2005
- ЦОР. Всеобщая история 7класс, 2005
- ЦОР. Энциклопедия истории России, 2006
- ЦОР. Отечественная история. Кирилл и Мефодий до XIXв., 2007
- Герои страны: патриотический интернет-проект
- http://www.warheroes.ru
- Династия Романовых
- http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
- История России с древнейших времен до наших дней
- Этнография народов России
- Historic.Ru: Всемирная история
- http://www.historic.ru
- Всемирная история в лицах
- Всемирная история: сайт Д. Гришина
- http://www.world-history.ru
- Всемирная история: учебники и книги С.А. Нефедова
- http://lesson-history.narod.ru
Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Тип урока | дата | Планируемые результаты | ИКТ, этнокультурный компонент | |
план | факт | |||||
Новое время в Европе : великие географические открытия, эпоха Возрождения, Реформация(12ч.) | ||||||
| Технические открытий и выход к мировому океану. | Урок изучения новых знаний | 05.09-а 03.09-б | Переход к индустриальному обществу; Великие географические открытия: предпосылки и последствия Зарождение капиталистических отношений. Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | ||
Великие географические открытия и их последствия | Урок изучения новых знаний. Срез знаний | 08.09-а 05.09-б | Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | презентация | ||
Начало создания колониальных империй. Зарождение капиталистических отношений. | Урок изучения новых знаний | 12.09-а 10.09-б | Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Пиратство. Ф. Дрейк. Группировать исторические явления и события по заданному признаку. Объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения | |||
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. | Урок изучения новых знаний | 15.09-а 12.09-б | Совершенствование техники. Возникновение. мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Работа с терминологией, персоналиями. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
Эпоха Возрождения | Урок изучения новых знаний | 19.09-а 17.09-б | искания эпохи Возрождения. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Выявлять существенные черты данного периода Определять причины и следствия важнейших исторических событий | презентация | ||
Гуманизм. | Практическая работа | 22.09-а 19.09-б | Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Работать с хронологией, терминологией и персоналиями. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | |||
Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | Урок изучения новых знаний | 26.09-а 24.09-б | Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин; народная реформация и война в Германии. Выявлять существенные черты данного периода Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
Распространение реформации в Европе. Контрреформация | Урок изучения новых знаний | 29.09-а 26.09-б | Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Работать с хронологией, терминологией и персоналиями. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | |||
Утверждение абсолютизма. | Урок изучения новых знаний | 03.10-а 01.10-б | Европейские государства в XVI-XVII вв. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система. Работать по исторической карте и с исторической информацией Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
Нидерландская революция. | Урок изучения новых знаний | 06.10-а 03.10-б | «Жемчужина в короне Габсбургов»; обострение противоречий; испано-нидерландская война и рождение республики. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Работать по исторической карте и с исторической информацией.Определять причины и следствия важнейших исторических событий | презентация | ||
Революция в Англии. | Урок изучения новых знаний | 08.10-а 08.10-б | Причины и начало революции в Англии; установление диктатуры О. Кромвеля. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция». Анализировать историческую информацию, выделять главное, работать с хронологией, персоналиями и терминами. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы | презентация | ||
Новое время в Европе. Великие географические открытия. | Повторительно-обобщающий урок (тест) | 12.10-а 10.10-б | Даты и понятия. Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями | |||
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения (12 ч) | ||||||
Эпоха Просвещения. | Урок изучения новых знаний | 16.12-а 16.10-б | Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Работать по исторической карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. | Урок изучения новых знаний | 20.10-а 20.10-б | Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями | |||
Промышленный переворот в Англии. | Урок изучения новых знаний | 23.10-а 23.10-б | Аграрная революция в Англии; условия промышленного переворота; промышленный переворот. Работать с источниками исторической информации, терминологией. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | презентация | ||
Английские колонии в Северной Америке. | Урок изучения новых знаний | 27.10-а 27.10-б | Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. | |||
Война за независимость и образование США. | Урок изучения новых знаний | 31.10-а 31.10-б | Америка становится независимой; итоги войны за независимость. Работать по исторической карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Анализировать, обобщать историческую информацию. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы. Оперировать полученными знаниями | презентация |
Кризис абсолютизма во Франции. | Урок изучения новых знаний | 03.11-а 03.11-б | Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. | Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы Анализировать полученные знания и делать по ним выводы |
Великая французская революция. | Урок изучения новых знаний | 13.11-а 13.11-б | Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. | Работать с терминологией, персоналиями Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | |||
Великая французская революция и ее последствия для Европы. | Урок изучения новых знаний | 17.11-а 17.11-б | Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. | Работать с источниками исторической информации Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | |||
Ослабление Османской империи. | Урок изучения новых знаний | 20.11-а 20.11-б | Причины ослабления, процесс распада империи Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Оперировать полученными знаниями | ||||
Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. | Урок изучения новых знаний | 24.11-а 24.11-б | Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Деревенская община; сословный строй; религии Востока. Выявлять существенные черты данного периода разных стран. | ||||
Государства Востока. Начало европейской колонизации. | Урок изучения новых знаний | 28.11-а 28.11-б | Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава. Выявлять существенные черты данного периода разных стран. Определять причины и следствия исторических событий | ||||
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения | Урок изучения новых знаний | 01.12-а 01.12-б | Повторительно-обобщающий урок. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | ||||
Россия и Казанский край в XVI в.(10 ч.) | |||||||
25 | Условия развития страны XVI в. | Урок изучения новых знаний | 05.12-а 05.12-б | Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Работать по исторической карте и с исторической информацией. Соотносить даты и события отечественной и всеобщей истории | |||
26 | Условия развития страны XVI в. | Урок изучения новых знаний | 08.12-а 08.12-б | Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Работать по исторической карте и с исторической информацией. Соотносить даты и события отечественной и всеобщей истории | |||
27 | Иван IV Грозный. | Урок изучения новых знаний | 12.12-а 12.12-б | Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. Работать с персоналиями, хронологией, составлять схемы, таблицы. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
28 | Расширение территории государства | Урок изучения новых знаний | 15.12-а 15.12-б | Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Анализировать историческую информацию, выделять главное, работать с хронологией, персоналиями и терминами Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
29 | Опричнина. | Урок изучения новых знаний | 19.12-а 19.12-б | Опричнина; последние годы Ивана Грозного. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Выявлять существенные черты данного периода. Оперировать полученными знаниями | |||
30 | Русская культура конца XV – XVI в. в. | Урок изучения новых знаний | 22.12-а 22.12-б | Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». Работать с источниками исторической информации, терминологией. Оперировать полученными знаниями | Традиции и быт русского народа конца XV – XVI в. в. | ||
31 | Казанский край во второй половине XVI – XVII в.в. | Урок изучения новых знаний | 25.12-а 25.12-б | Территория и население; хозяйственное развитие. Работать по исторической карте и с исторической информацией. Анализировать полученные знания | |||
32 | Социальная и религиозная политика властей в крае. | Урок изучения новых знаний | 29.12-а 29.12-б | Религиозная и социальная политика царизма в Казанском крае. Составлять схемы, таблицы, выделять главное, работая с источниками исторической информации. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
33 | Экономическое и культурное развитие края во второй пол. XVI в. | Урок изучения новых знаний | 15.01-а 15.01-б | Христианизация в XVI в.; духовные собрания. Выявлять существенные черты данного периода Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | Традиции и быт татарского народа конца XV – XVI в. в. | ||
34 | «Русское государство в ХVIв. | Повторительно-обобщающий (тест) | 19.01-а 19.01-б | Даты и понятия | |||
Россия и Казанский край в XVII в. (13 ч.) | |||||||
35 | Смутное время. | Урок изучения новых знаний | 22.01-а 22.01-б | Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. Работать с персоналиями, хронологией, терминологией. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
36 | Борьба против внешней экспансии. | Урок изучения новых знаний | 26.01-а 26.01-б | В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Работать с персоналиями, хронологией, терминологией. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | презентация | ||
37 | Казанский край в смутное время | Урок изучения новых знаний | 29.01-а 29.01-б | Усиление феодального гнета. Судебник 1550 г.; система приказов; Смута. Работать с источниками исторической информации. Оперировать полученными знаниями | |||
38 | Правление первых Романовых. | Урок изучения новых знаний | 02.02-а 02.02-б | Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Работать с хронологией, терминологией, персоналиями. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
39 | Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. | Урок изучения новых знаний | 05.02-а 05.02-б | Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Работать по исторической карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы | Торговые традиции русского народа | ||
40 | Окончательное оформление крепостного права. | Урок изучения новых знаний | 09.02-а 09.02-б | Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Оперировать полученными знаниями | презентация | ||
41 | Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. | Урок изучения новых знаний | 12.02-а 12.02-б | Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Работать с хронологией, терминологией, персоналиями. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
42 | Раскол в русской православной церкви. | Урок изучения новых знаний | 16.02-а 16.02-б | Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Оперировать полученными знаниями | Христианские традиции | ||
43 | Социальные движения второй половины XVII в. | Урок изучения новых знаний | 19.02-а 19.02-б | Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Оперировать полученными знаниями | |||
44 | Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. | Урок изучения новых знаний | 23.02-а 23.02-б | Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Работать по исторической карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы Определять причины и следствия важнейших исторических событий | |||
45 | Русская культура XVII в. | Урок изучения новых знаний | 26.02-а 26.02-б | Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна. Работать с источниками исторической информации, терминологией. Определять причины и следствия важнейших исторических событий | Быт и нравы русского народа в допетровскую эпоху | ||
46 | Казанский край в XVII столетии. | Урок изучения новых знаний | 02.03-а 02.03-б | Бунташный век; Крестьянская война К. Булавина в Поволжье. Работать с терминологией, персоналиями, хронологией. Определять причины и следствия исторических событий | |||
47 | Россия и Казанский край в XVII в. | Повторительно-обобщающий урок (тест) | 05.03-а 05.03-б | Крепостное право, церковный раскол. Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями | |||
Россия и Казанский край в XVIII в. (23 ч.) | |||||||
48 | Реформы первой четверти XVIII в. | Урок изучения новых знаний | 09.03-а 09.03-б | Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Составлять схемы, таблицы, работать с исторической картой, персоналиями. Анализировать полученные знания | презентация | ||
49 | Петр I. Заводское строительство | Урок изучения новых знаний | 12.03-а 12.03-б | Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, работать с исторической картой, персоналиями, хронологией. Анализировать полученные знания | |||
50 | Северная война. | Урок изучения новых знаний | 16.03-а 16.03-б | Нарвская «конфузия» и первые победы; основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход.Морские победы; Ништадский мир и Каспийский поход. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | презентация | ||
51 | Установление абсолютизма. | Урок изучения новых знаний | 19.03-а 19.03-б | Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Составлять схемы, таблицы, оперировать понятиями. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | |||
52 | Народные движения при Петре I. | Урок изучения новых знаний | 23.03-а 23.03-б | Рост народного недовольства; восстание в Астрахани; движение К. Булавина. Делать выводы, выделять главное. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | |||
53 | Культура России конца XVII – первой половины XVIII в.в. | Урок изучения новых знаний | 02.04-а 02.04-б | Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны. Выявлять существенные черты данного периода в культуре. Оперировать полученными знаниями | |||
54 | Россия в ХVIII | Повторительно-обобщающий урок (тест) | 06.04-а 06.04-б | Дворцовые перевороты, реформы Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями |
55 | Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. | Урок изучения новых знаний | 09.04-а 09.04-б | Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм.Бироновщина | Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы Определять причины и следствия исторических событий | ||
56 | Правление императрицы Анны Иоанновны. Императрица Елизавета Петровна. | Урок изучения новых знаний | 13.04-а 13.04-б | Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. | Составлять схемы, таблицы, работать с персоналиями, терминологией Анализировать полученные знания и делать по ним выводы |
57 | Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов. | Урок изучения новых знаний | 16.04-а 16.04-б | Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель. Давать характеристику данной эпохи. Оперировать полученными знаниями | ||
58 | Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века. | Урок изучения новых знаний | 20.04-а 20.04-б | Просвещение и наука; искусство и быт. Выявлять существенные черты данного периода в культуре. Объяснять исторически сложившуюся ситуацию | Быт русского народа | |
59 | Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. | Комбинированный (тест) | 23.04-а 23.04-б | Император Петр III; личность Екатерины II; Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Работать с персоналиями, хронологией. Определять причины и следствия исторических событий | ||
60 | Уложенная комиссия. | Урок изучения новых знаний | 27.04-а 27.04-б | Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Выявлять особенности данного исторического периода. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы | ||
61 | Социальные движения второй половины XVIII в. | Урок изучения новых знаний | 30.04-а 30.04-б | Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Определять причинно-следственные связи, делать выводы. Анализировать и обобщать полученные знания | ||
62 | Русско-турецкие войны конца XVIII в. | Урок изучения новых знаний | 04.05-а 04.05-б | Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Русско-турецкие войны; война со Швецией; разделы Польши. Определять причинно-следственные связи, делать выводы. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы | ||
63 | Разделы Польши | Урок изучения новых знаний | 07.05-а 07.05-б | Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков. Работать с терминологией, хронологией Объяснять исторически сложившуюся ситуацию | ||
64 | Правление Павла. | Комбинированный (тест) | 11.05-а 11.05-б | Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Выявлять особенности данного исторического периода. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы | ||
65 | Русская культура второй половины XVIII в. | Урок изучения новых знаний | 14.05-а 14.05-б | Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. Выявлять существенные черты данного периода в культуре. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | ||
66 | Российское государство в ХVI - XVIII в. | Комбинированный (тест) | 18.05-а 18.05-б | Даты, понятия. Анализировать, обобщать историческую информацию. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, оперировать полученными знаниями | ||
67 | Край в период петровских преобразований. | Урок изучения новых знаний | 21.05-а 21.05-б | Создание Казанской губернии: территория и население; создание мануфактур; лашманы; реформы в крае. Работать с терминологией, исторической картой. Оперировать полученными знаниями | ||
68 | Политическое и социально-экономическое развитие края в XVIII в | Урок изучения новых знаний | 25.05-а 25.05-б | Земледелие, животноводство; товарные хозяйства. Составлять схемы, таблицы. Оперировать полученными знаниями | ||
69 | Участие народов края в освободительной борьбе в XVIII в. | Урок изучения новых знаний | 28.05-а 28.05-б | Емельян Пугачев и его движение в Среднем Поволжье. Определять причинно-следственные связи, делать выводы. Анализировать полученные знания | ||
70 | Развитие культуры в XVII – XVIII в.в. | Урок-конференция | Культурная жизнь края; татарское просветительство. Выявлять существенные черты данного периода в культуре. Анализировать полученные знания и делать по ним выводы | Традиции татарского народа |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |