Обобщение опыта работы

Кемаева Вера Николаевна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта учителя изобразительного искусства МБОУ «Киржеманская основная школа Атяшевского района
Республики   Мордовия Кемаевой Веры Николаевны

Развитие творческого потенциала обучающихся через информационно-коммуникационные технологии.

      Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Как прав был Ушинский много лет назад и прав в наши дни. Сейчас в наш компьютерный век наглядность может быть многогранной.

О том, что уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления музыки и изобразительного искусства (а не пения и рисования) в школе. Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В новом государственном стандарте прописано, что обучающиеся должны приобрести опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация). В должностные обязанности учителя входит: развивать познавательный интерес учащихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

Возникает проблема, как и с помощью чего можно выполнить это требование стандарта. В этом случае необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

На протяжении 26 лета работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”? Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

           Цель моей педагогической деятельности в течение последних лет – повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

Задачи, которые я ставила при использовании ИКТ на уроке ИЗО:

-Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества:                                          -Развитие мышления, эстетическое воспитание, творческих способностей, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.                    -Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

-Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

-Активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;

-Углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;

     -Сделать ИКТ новым средством художественно – творческого развития обучающихся;

         Так как каждый урок построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. В результате я определила модели использования ИКТ на уроках ИЗО:

- использование медиа-ресурсов как источника информации;

- выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

- организация проектной деятельности учащихся;

- компьютерное тестирование;

-работа с электронными энциклопедиями;

-использование графического редактора «Paint» в качестве инструмента художественной деятельности

        Использование на уроках программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:

-Обогащает урок эмоциональной окрашенностью

-Психологически облегчает процесс усвоения

-Возбуждает живой интерес к предмету познания

-Расширяет общий кругозор

-Возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках

-Повышает производительность труда учителя и ученика на уроке.

          Техническими достоинствами программы Power Point является быстрая манёвренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов, создание динамических алгоритмов по объяснению нового материала и много других мультимедийных возможностей. Дидактическим достоинством программы является создание при просмотре «эффекта присутствия» («это я видел!»), возникает ощущение подлинности, появляется заинтересованность в обучении, желание знать и видеть больше. Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо:

-использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.

-знать дидактические возможности компьютера;

    -владеть методами использования компьютера в организации обучения

-уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;

-уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;

          При использовании информационных технологий на уроках нужно соблюдать ряд условий:

-совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

-вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный и творческий процесс;

-широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

        Таким образом, все перечисленное выше соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве создаётся основа познаний изобразительно – графического мира.

        В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов, как источника информации, повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно - воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Фильм – презентация  может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной информации, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.        Уроки-презентации я широко использую:

-  во время знакомства с творчеством того или иного художника

- при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов

- во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием

- во время изучения темы «Семь чудес света» в 8-ом классе

- уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;

- уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;

        При использовании информационных технологий на уроках нужно соблюдать ряд условий:

- совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

- вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный и творческий процесс;

- широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

-свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Таким образом, все перечисленное выше соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве создаётся основа познаний изобразительно – графического мира.

        В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно - воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока.         Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

      Фильм – презентация  может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной информации, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.    Уроки-презентации я широко использую:

- во время знакомства с творчеством того или иного художника

      -при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов

- во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием

-во время изучения темы «Семь чудес света» в 8-ом классе

-при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Особенности народных глиняных игрушек», «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства», «Музеи мира», «Классика в России», «Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга» и др.

-при закреплении темы «Декоративно-прикладное искусство в жизни людей».

Так, например, презентацию «Виды пейзажа» я использую для фронтальной работы с классом, но с ней, же ребята могут работать и индивидуально. Эту презентацию можно использовать в разных классах, адаптируя её для того или иного возраста. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Новые компьютерные технологии, используемые на уроках в школе, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. Необходимо показать детям возможности использования компьютера не только в качестве дорогой игрушки с примитивными «стрелками» и печатной машинки с большим экраном, но сформировать у них устойчивые представления по вопросам применения ИКТ и обучающих программ. Компьютерные программы – это своего рода помощники учителя, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они не могут, но расширяя возможности совместного использования на любом этапе урока, значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоёмкость обучения и экономят время при подготовке к уроку.

      Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности