Эссе

 Николаева Ирэн

Эссе  «Я - учитель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе «Я - учитель»21.91 КБ

Предварительный просмотр:

  Одинцова Ирина Николаевна

учитель биологии и химии,

первой квалификационной категории

МБОУ  ОШ  7

г. Красноуфимска Свердловской области

Эссе  «Я - учитель»

Моя первая встреча со школой и первая встреча с учителем. Каким был тот день? Честно, не помню. Но в памяти  этот день остался ярким и каким-то по-особому согревающим воспоминанием. Всплывает образ: мягкая улыбка, голубые глаза, излучающие свет. Образ моей первой учительницы Елены Михайловны Евенко. Она сразу стала идеалом во всём. Наверное, вполне объяснимо для 6-летнего ребёнка возникшее сразу желание – быть, как Она, и - как Она - стать учителем. Было ли это желание обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться, быть похожей. Простая детская психология. Или не такая уж и простая?

А вот ещё воспоминание, уже более осознанное. Годы 1989-1999. Мой  учитель химии и биологии Елена Николаевна Умбетьярова. И для меня, и для моих одноклассников, она стала примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, настоящим наставником. Каждый урок для меня был долгожданным, становился настоящим постижением науки. И вновь, как тогда, в детстве, в начальной школе, желание стать такой, как Она, но желание вполне осознанное и мотивированное, обусловленное внутренней потребностью.

И вот 2003 год. Я – учитель. Уже 14лет работаю в школе. И очень часто вспоминаю своих учителей. Сравниваю себя с ними и спрашиваю: а достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других,  что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Что я как учитель должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я – учитель»? Совпадает ли моё собственное представление и понимание с тем, что хотят и видят во мне другие?

Учитель. Много? Мало? Гордо? Рутинно и прозаично? Кто может дать сегодня однозначный ответ? В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий, срочно…срочно…срочно!!! Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я – учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут…Недолго правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.

        Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы Сами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке  крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу!

Мне импонирует синтез: глубина и фундаментальность педагогики В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили умноженная на современные технологии. Нельзя отрекаясь от прошлого, шагнуть в будущее. Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет  к Собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – незачем!

Звенит  звонок на урок – порывистый, настойчивый, тревожный. Я торопливыми шагами спешу в класс. Класс  встречает меня открытой дверью, приглашая на урок. Двое  - трое учеников - стражи ворот, с широкими улыбками торжественно меня приветствуют. Меня ждали. Но случаются уроки, когда класс  встречает меня закрытой дверью. Торопливый мой шаг замедляется. Я с тревогой задерживаюсь. Что сейчас происходит в классе? Усердно повторяют тексты в тетрадях и в учебниках? Приготовили шалость? Захотели уединиться от школьного мира, создать свой  ученический остров? Кем стану я на этом острове: аборигеном или нежеланным гостем?

        В такие минуты перед закрытой дверью класса на урок я рефлекторно начинаю себя оценивать. Сомнение. Зачем пришла? Нужен твой урок? Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я  его обдумываю, планирую,  мысленно провожу!  Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки  были лучше  предыдущих. Я учусь. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу я сегодня  открыть дверь и пробудить их желание  познания? Я закрываю глаза, перед сомкнутой дверью и вижу себя  в классе. Вот они, мои ученики…. Какие же они разные: громогласные и спокойные, стремительные и задумчивые..

 Быть учителем скучным – не могу. Монологическую речь – не хочу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий. Кто я?  Организатор – да,  лидер – да, вдумчивый собеседник – и снова да. Мне претит однообразие и закостенелость. Выбор – за мной.

Государство смотрит на меня, учителя, глазами Профстандарта и ФГОС. В первом случае я как учитель много «должна», но мне пока, если честно, не понятно, а что я «могу» и предусмотрено ли для меня «имею право»? Например, для осуществления успешного развития ребенка учитель должен обладать двадцатью различными умениями и трудовыми действиями, для воспитательной работы – двадцатью одним, для обучения - шестнадцатью. Не слишком ли много для одного человека? Упрёки в предъявлении завышенных требований к педагогам в комментариях к Профстандарту и в его обсуждении мне встретились значительно чаще, чем позиции одобрения и согласия. Бунтует учитель. Почему? Может, просто привык, что часто предъявляют к нему только требования и мало кого волнует его собственное к ним отношение? Да, пожалуй, сначала неплохо было бы дать учителю возможности не просто для осмысления новых требований (учитель «должен»), но для их освоения в собственной профессиональной деятельности, приращения к своим профессиональным способностям (учитель «может» и «умеет»). С другой стороны, вспоминаются слова Е.А.Ямбурга, одного из идеологов и разработчиков Профессионального стандарта педагога: «Профстандарт педагога – стандарт «на вырост». Лично для меня фраза, объясняющая всё. Стандарт – это то, как должно быть. И я как учитель понимаю, что это то, до чего я должна «дорасти», чтобы и сама, и окружающие видели и ценили во мне профессионала. Стандарт педагога – это, на мой взгляд, качество профессии, и качество желаемое. Это, если хотите, образ будущего. Но работать над ним надо сейчас. Иначе никогда не достигнем, не дорастём. Что ждёт от меня ФГОС как от учителя? Много всего, что для учительского ума и внутреннего сознания остаётся для большинства, по всей видимости, на уровне теоретических знаний, не ставших профессиональной потребностью. Но именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития. И развитие это, должна признать, требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований.

Самый главный человек в школе- Ребёнок. И у него тоже свой «Я – учитель». Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Вооружить теми умениями, которые обозначены в требованиях ФГОС? Или важнее качественно подготовить к ОГЭ, обеспечив высокие баллы? Наверное, всё нужно. Но это ли для него самое главное? А может, важнее другое? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет: «Счастье – это когда тебя понимают»? Может, и для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями? Важно не бояться идти на урок, иметь своё мнение, не бояться спорить, сомневаться и ошибаться?

У замечательного педагога, интереснейшего человека В.М.Лизинского в его книге «Записки из большого чайника» есть такие слова: «Учитель, дети с удовольствием простят тебе твои ошибки, если ты будешь уважать и их заблуждения». Надо уметь уважать ребёнка. Надо видеть в нём Человека. Уметь видеть его в настырном, неусидчивым, непослушном, порою назойливом, с нагло пробивающимся (по меркам взрослого) юношеским максимализмом подростке. Уметь увидеть его и в тихом, незаметном, вечно молчащем, старающемся отсидеться на последней парте ученике. Уметь видеть в каждом. Мне кажется, с этим умением уважать другого не рождаются, его надо в себе воспитывать, растить, если хотите. А значит, надо уметь над собой работать. И если ты, учитель, научишься уважать каждого, тогда заслужишь и ответного уважения.

Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.

И вновь обращаюсь к своему прошлому. Чем дороги остались мне мои учителя? Почему сознание хранит о них благодарную память? Видимо, тем, что они открыли для меня мир познания, научили любить жизнь и верить людям, подарили мне те ценности, без которых нет Человека.

Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он творит Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – во многом зависит от  государства, семьи и, конечно, от учителя.

Цвет своего неба мы выбираем сами! Эту замечательную фразу когда-то встретила на просторах интернета. И сразу в неё влюбилась. Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.

Учитель! Дорогой мой учитель, может быть, такой же, как я, страдающий от вечной нехватки времени, порой засыпающий над тетрадками, радующийся, как ребёнок, успехам своих учеников, старающийся быть для них интересным человеком, волнующийся не меньше них на экзамене, будь счастлив! Будь успешен! Верь в себя! И пусть цвет твоего неба будет всегда тёплым, светлым, вдохновляющим на творчество!