4. Выявление и развитие способностей обучающихся

Арунов Дмитрий Александрович

Работа с обучающимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по баскетболу235 КБ
Файл konkursy_i_sorevnovaniya.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая  программа по баскетболу разработана на основе  примерной  программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (авторы-составители: Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова - заслуженный тренер России; В.Г.Луничкин-  заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А.Б.Мацак – канд. пед. наук; А.Б.Саблин - канд. пед. наук), 2004г. и является нормативным  документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания баскетбола в группе этапа начальной подготовки 3 года обучения.

Программа направлена на:

  1. Обеспечение разносторонней подготовленности обучающихся, их физическое развитие и укрепление здоровья.
  2.  Повышение уровня физической подготовленности,  совершенствование технико-тактического мастерства.  
  3. Укрепление опорно-двигательного аппарата обучающихся.
  4. Оптимальное выполнение контрольных и контрольно-переводных нормативов.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия воспитанниц.
  6. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
  7. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
  8. Решение задач формирования и сплочения коллектива обучающихся.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки юных баскетболистов, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов, воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении техническими приемами в баскетболе, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Структура программы содержит учебный материал по следующим разделам подготовки:

- теоретическая подготовка;

- общая физическая подготовка;

- специальная физическая подготовка;

- техническая подготовка;

- тактическая подготовка;

- интегральная подготовка. Контрольные и календарные игры

- контрольные и контрольно-переводные испытания;

- медицинское обследование;

При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься баскетболом.

Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса остается:

  1. Создание условий для развития личности юных баскетболистов.
  2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
  3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных баскетболистов.
  4. Формирование знаний, умений и навыков по баскетболу.
  5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
  6. Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных баскетболистов.

 

         Цель программы достижения обучающимися высоких спортивных результатов посредством совершенствования уровня их физической, технической и тактической подготовленности.

Основными задачами реализации поставленной цели являются:

  1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
  1. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  1. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
  2. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
  3. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Требования к результатам обучения

После окончания 3 года обучения группе начальной подготовки учащиеся должны

знать:

  • основы строения и функций организма;
  • влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
  • правила оказания первой помощи при травмах;
  • гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и

     спортивной одежде;

  • правила игры в баскетбол;
  • места занятий и инвентарь.

 Уметь:

  • выполнять программные требования по видам подготовки;
  • владеть основами техники и тактики баскетбола;
  • правильно применять технические и тактические приемы в игре.

Формы и режим занятий

        Основные формы занятий, используемые в работе:, учебная, учебно-тренировочная, , соревнования.

В программу также  включены такие формы работы, как:

  • общешкольные спортивно-массовые мероприятия;
  • внутришкольные соревнования;
  • спортивные праздники;

Режим занятий в группе

Год обучения

 Возраст занимающихся    

 Число учащихся в группе

 Количество учебных часов в неделю

Требования по физической и специальной подготовке

 1-й

12-16 лет

12

6

Выполнение нормативов ОФП и СФП

Контроль

             На каждом учебно-тренировочном занятии осуществляется текущий контроль.

    Два раза в год проводится проверка физической и технической подготовленности обучающихся по следующим параметрам:

  • бег 20м (с),
  • бег 40 с (м),
  •  прыжок в длину с места
  • челночный бег (с),
  • высота подскока (см) (по Абалакову),
  • скоростная техника (с) (восьмерка),
  • процент попадания штрафных бросков,
  • процент попадания средних бросков,  

Итоги проведенных испытаний анализируются, рассматриваются на заседаниях тренерского совета и доводятся до сведения обучающихся  и их родителей.

Нормативные требования по физической подготовке

Группы

Прыжок в длину с места (см)

Высота подскока (см), (по Абалакову)

Бег 20 м (с)

Бег 40 с (м)

Бег 300 м (для ГНП) Бег 600 м (для УТГ)

Мальч.

Дев.  

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

ГНП

1-й год

160

155

30

28

4,2

4,5

4 п 15

4 п

1,16

1,20

2-й год

174

160

32

32

4,0

4,3

5 п

4 п 20

1,07

1,15

3-й

год

180

165

34

33

3,9

4,2

5п 10

5п

1,05

1,12

Нормативные требования по технической подготовке

Группы

Передвижения в защитной стойке (с)

    Скоростное ведение (с, попадания)

Передача мяча (с,

попадания

Дистанционные броски (%)

Штрафные броски (%)

Мальч.

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч.

Дев.

ГНП

 

1-й год

10,1

10,3

15,0

15,3

14,2

14,5

28

28

-

-

2-й год

10,0

10,2

14,9

15,1

14,0

14,4

30

30

-

-

3-й год

9,0

9,5

14,2

14,8

13,8

14,1

40

40

48

48

1. Передвижение

Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время (с). Для всех групп одинаковое задание.

Инвентарь: 3 стойки

старт

финиш

2. Скоростное ведение

Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра дриб-лер начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т. д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). После броска игрок снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах левой рукой.

Инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч

Общеметодические указания (ОМУ):

1)        для ГНП

  • перевод выполняется с руки на руку
  • задание выполняется 2 дистанции (4 броска)

2)        для УТГ

  • перевод выполняется с руки на руку под ногой
  • задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)

                                                                                                                                                     

                                                                                           старт

        фин финиш

3. Передачи мяча

Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передает его помощнику № 1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику № 2 левой рукой и т. д.

После передачи от помощника № 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой.

ОМУ:

1)        для ГНП

  • передачи выполняются одной рукой от плеча
  • задание выполняется 2 дистанции (4 броска)

2)        для УТГ

  • передачи выполняются об пол
  • задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)

Инвентарь: 1 баскетбольный мяч

4. Броски с дистанции

Для ГНП

Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 раза – туда и обратно.

Фиксируется количество попаданий.

Для УТГ

Игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. С каждой точки: первый - в трехочковой зоне, второй - в двухочковой. На выполнение задания дается 2 мин.

Фиксируется количество бросков и очков

Впрограмму внесены изменения:

  1. изменён возраст обучающихся в связи с тем, что занятия проводятся в сельской малокомплектной школе  


Содержание программы

РАЗДЕЛ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (24 часа)

Учебный план по теоретической подготовке для группы

начальной подготовки 3 года обучения

Тема

Количество

часов

1.Физическая культура и спорт в России

2

2.Правила поведения во время   занятий

2

3.Состояние и развитие баскетбола в России

2

4.Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

1

5.Влияние физических упражнений на организм спортсмена

1

6.Гигиенические требования к занимающимся спортом

1

7.Профилактика травматизма в спорте

1

8.Общая характеристика спортивной подготовки

1

9.Планирование и контроль подготовки

1

10.Основы техники игры и техническая подготовка

1

11.Основы тактики игры и тактическая подготовка

1

12.Физические качества и физическая подготовка

1

13.Спортивные соревнования

1

14.Правила по мини-баскетболу

2

15.Правила по баскетболу

2

16.Официальные правила ФИБА

2

17.Установка на игру и разбор результатов игры

2

Всего часов

24

 Форма занятий: учебно-тренеровочная.

Методы и приемы: словесный (рассказ, инструктаж, указания)

Техническое оснащение: инструкции по технике безопасности, журнал инструктажа по технике безопасности с обучающимися, кодекс учащегося ДЮСШ, настольная книга тренера // Озолин Н.Г. – М. ООО «Издательство АСТ», 2004.

Темы

Физическая культура и спорт в России

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.

Состояние и развитие баскетбола в России

История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.

Гигиенические требования к занимающимся спортом

Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические

требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного   массажа.

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте

Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Общая характеристика спортивной подготовки

Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.

                 Планирование и контроль спортивной подготовки

Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического развития баскетболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.

Физические способности и физическая подготовка

Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.

Основы техники игры и техническая подготовка

Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр кинокольцовок, видеозаписей игр.

Спортивные соревнования

Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

п/п

Виды подготовки

Количество часов

1.

Общая физическая

72

2.

Специальная физическая

42

3.

Техническая

81

4.

Тактическая

36

5.

Интегральная

48

6

Контрольные и календарные игры

27

ИТОГО

306

РАЗДЕЛ: Общая физическая подготовка (72 часа)

Строевая подготовка.

 Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями. То же во время ходьбы и бега.

        Упражнения для мышц шеи и туловища. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы, туловища). Поднимание прямых и согнутых ног в положении

лежа на спине, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах.

Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз.

        Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора  присев и из основной стойки.  Перекаты в стороны из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180о из седа ноги врозь, с захватом за ноги. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись и стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами.

        Стойка на руках с помощью и опорой ногами о стенку (для мальчиков с 13 лет и старше).

        Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами.

        Длинный кувырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки.

        Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад прогнувшись через плечо (с 14 лет). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической  стенки.

        Мост с помощью партнера и самостоятельно.  

        Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет).

        Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения

        Бег. Бег с ускорением до 40м (10-13 лет) и до 50-60м (14-17 лет). Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Повторный бег 2 – 3 х 20 – 30м (10-12 лет), 2 – 3 х 30 – 40м (13-14 лет), 3 – 4 х 50 – 60м  (15-17 лет). Бег 60м с низкого старта (13-14 лет), 100м (15-17 лет). Бег с препятствиями от 60 до 100м (количество препятствий от 4 до 10, в качестве препятствий используются набивные мячи, скамейки, условные окопы). Бег в чередовании с ходьбой до 400м (10-12 лет). Бег медленный до 3 мин. (мальчики 13-14 лет), до 2 мин. (девочки 13-14 лет). Бег равномерный до 500м (15-17 лет), кроссовый бег для девушек до 3 км.

        Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метания. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность.

        Метание гранаты (250-700 г) с места и разбега.

        Спортивные игры: волейбол, баскетбол, мини-футбол. Подвижные игры. Туристические походы.

Форма занятий: учебная, учебно-тренировочная, модельная.

Методы и приемы: словесный (объяснение), практический (повторный, поточный), наглядный (показ).

Техническое оснащение: набивные мячи, скамейки, гранаты, скакалки, гантели, теннисные мячи, мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные, гимнастические маты.

РАЗДЕЛ: Специальная физическая подготовка (42 часа)

Упражнения для развития быстроты.

        По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках (5,10,15 и т.д.) до 30м, с постоянным изменением длины отрезков из исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

        Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером.

        Бег с остановками и с резким изменением направления. «Челночный бег» на 5,8 и 10 м (с общим пробеганием за одну попытку 25-35 м). «Челночный бег», отрезки пробегаются лицом, спиной вперед, правым, левым боком, приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (весом от 3 до 6 кг), с поясом – отягощением или в куртке с весом.

        Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала.

        Бег в колонну по одному – по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360о – прыжком вверх, имитация передачи и т.д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий.

                Подвижные игры.

        Различные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

                Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.

        Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Выпрыгивания из исходного положения стоя толчковой ногой на опоре 50-60 см как без, так и с различными отягощениями (10-20 кг). Подпрыгивание на месте в яме с песком как на одной, так и на двух ногах, по 5-8 отталкиваний в серии. Прыжки по наклонной плоскости выполняются на двух и одной ноге (правой, левой) под гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки с места вперед-вверх, назад-вверх, вправо-вверх, влево-вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствия.

                        Упражнения с отягощениями.

                Упражнения для развития специальной выносливости.

        Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, использованные в режиме высокой интенсивности.

        Многократно повторяемые и специально организованные упражнения в технике и тактике игры (особенно в прессинге и стремительном нападении), игровые упражнения 2х2, 3х3, двусторонняя тренировочная игра, продленная на 5-10 минут.

        Для воспитания специальной выносливости в состоянии эмоционального напряжения и утомления используются упражнения высокой интенсивности.

                Упражнения для развития специфической координации.

        Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков.

        Упражнения с передачей волейбольного мяча (мячей) в стену: ловля мяча после поворота, после преодоления препятствия, после дополнительной ловли и передачи, после смены мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с поворотом на 180о (360о). Ловля мячей, летящих из различных направлений, с последующим броском в движущуюся цель.

          Упражнения с выполнением кувырков, ловля и передача мяча выполняются до кувырка, после рывка и сразу после кувырка. То же, но с последовательным выполнением нескольких кувырков подряд, чередующихся с передачами мяча на уровне груди при беге. То же, но после ловли следует бросок в кольцо:

а) в движении с двух шагов;

б) в прыжке;

в) с добиванием.

        Действия с мячом в фазе полета после отталкивания от гимнастического мостика или акробатического трамплина (ловля и передача, передача после перевода за спиной или под ногой, с выполнением разворота с последующей ловлей). то же, но с постоянной ловлей мяча от партнеров, стоящих в различных местах.

        Передачи мяча на быстроту, точность и правильность по отношению к выполнению задания (передать мяч тому или другому партнеру в зависимости от того, кто передал мяч или в каком порядке стоят партнеры и т.п.), при этом постоянно менять выбор действия на фоне вестибулярных раздражений: после рывка (лицом, спиной вперед), после кувырка, после прыжка в развороте, на 360о.

        Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мячом и с мячами-разновесами (передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и  движущуюся цель, а также манипуляции с мячом в фазе полета). Основным здесь является умение координировать движения, сохранять темп при различных сочетаниях, точно выполнять все приемы в максимально быстром темпе, а также точно и правильно выполнять конечное действие при неоднородном выборе решения.

Подвижные игры.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча.

        Сгибание и разгибание кисти в лучезапястном суставе, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев в положении руки вперед, в стороны, вверх, вместе и в сочетании с различными перемещениями.

        Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние между стеной и игроком постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. В упоре лежа отталкивание от пола ладонями (пальцами) двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой, отталкивание от пола с последующими хлопками руками перед собой. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на  месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя «приставные шаги» руками и ногами. Из упора лежа передвижения по кругу, отталкиваясь ладонями (пальцами), при этом носки ног на месте. Из упора лежа передвижение вправо, влево, одновременно отталкиваясь ладонями (пальцами) и ступнями. Ходьба на руках в положении упора лежа на руках, ноги поддерживает партнер. Передвижение то же, но путем отталкивания ладонями (пальцами).

        Упражнения для кистей с гантелями, кистевым эспандером. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя лицом к гимнастической стенке (амортизаторы укреплены на уровне плеча), руки за головой, движение руками вверх-вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизаторы укреплены за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стены. Стоя спиной к стене (амортизатор укреплен на уровне плеч) – движение правой (левой) рукой как при броске одной рукой от плеча.

        Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед-вверх, прямо-вверх, с правой руки на левую, над правым (левым) плечом (особое внимание обращать на заключительное движение кистями и пальцами). Передача и ловля мяча правой и левой рукой из различных исходных положений. передачи и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, дальность (соревнование). Поочередная ловля и передача набивных мячей различного диаметра и веса, которые со всех сторон набрасывают занимающемуся партнеры. Многократные броски резиновых мячей различного диаметра и веса в кольцо – на быстроту и точность (соревнования).

Форма занятий: учебная, учебно-тренировочная, модельная.

Методы и приемы: словесный (объяснение), практический (повторный, поточный), наглядный (показ).

Техническое оснащение: кубики, пояс с отягощением, рулетка, скакалки, мячи  волейбольные, гимнастические маты.


РАЗДЕЛ: ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (81 ЧАС)

         

I. ТЕХНИКА  НАПАДЕНИЯ.

1. Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами; сочетание передвижений, остановок, прыжков с техническими приёмами нападения.

2.Владение мячом: ловля мяча (на максимальной скорости передвижения при сопротивлении противника, на максимальной высоте прыжка при сопротивлении противника  с целью последующей атаки корзины); (после резкого входа в 3-секундную зону; в наивысшей точке прыжка с целью последующей атаки корзины; приём  голевых передач, скрытых передач, мяча в движении на максимальной скорости, сброшенного мяча в условиях, моделирующих различные игровые ситуации повышенной сложности; сочетание различных способов ловли мяча с техническими приёмами нападения в разных игровых ситуациях повышенной сложности;  передача мяча (длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху, передача мяча игроку, убегающему «в отрыв»; длинная передача в сторону боковой линии, передача мяча нападающему, входящему в 3-секундную зону в различных игровых ситуациях, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника; передача мяча с разворотом на 180°; передача мяча центровому игроку с целью атаки корзины, скрытые передачи из различных исходных положений; передача мяча с финтами, сбрасывание мяча при проходах на кольцо); броски мяча (в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности).

3.Ведение мяча: проход под кольцо из исходного положения лицом и спиной к защитнику; проход вдоль лицевой линии с последующим сбрасыванием мяча партнёру, входящему в 3-секундную зону; ведение мяча со сменой режима и характера передвижения; дриблинг; проходы  из положений спиной, боком к щиту при активном сопротивлении противника; ведение мяча на максимальной скорости со сменой высоты отскока в игровых ситуациях при активном сопротивлении противника; обводка на скорости с различными способами маневрирования в ситуациях высокой игровой сложности; проход под кольцо с правой и левой стороны с последующей атакой корзины при активном сопротивлении противника.

II. ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ

1. Передвижения (сочетание передвижений, стоек  с техническими приёмами защиты в различных частях площадки; сочетание остановок и прыжков с техническими приёмами защиты; передвижения и стойки при подстраховке центрового игрока; передвижения и стойки при противодействии игрокам различного амплуа при их месторасположении в различных частях площадки.

2. Овладение мячом (отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.

Форма занятий: учебная, учебно-тренировочная, модельная.

Методы и приемы: словесный (объяснение), практический (повторный, поточный), наглядный (показ).

Техническое оснащение:  мячи  баскетбольные, стойки баскетбольные.

РАЗДЕЛ: ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (36 ЧАСОВ)

I. ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ.

1. Индивидуальные действия: выбор места для применения технических приёмов и их сочетаний в индивидуальных действиях с учётом выполняемых функций и применяющихся систем игры; против конкретного противника с учётом его индивидуальных особенностей.

2. Групповые действия:  выбор момента и способа взаимодействия с партнёрами в зависимости от выполняемых функций, применяющихся систем игры и конкретных тактических задач, групповые взаимодействия в соответствии с планом игры.

3. Командные действия:  нападение против зонного прессинга; применение комбинаций в ходе игры; сочетание систем игры в нападении в ходе встречи; выполнение намеченного плана командных действий в ходе игры; умение изменять тактические действия команды в ходе встречи в зависимости от различных факторов (результат, неожиданное действие противника, индивидуальные особенности отдельных игроков и т.п.).  

II. ТАКТИКА  ЗАЩИТЫ.

1.Индивидуальные действия: выбор места и способа противодействия партнёру, в зависимости от его игровых функций и месторасположения; выбор места способа овладения мячом, противодействия и их сочетаний в комплексных индивидуальных  действиях с учётом игровых функций и применяющихся систем игры; против конкретного противника с учётом его индивидуальных особенностей.

2. Групповые действия: выбор места, момента и способа взаимодействия с партнёрами при зонном прессинге; групповые взаимодействия с учётом конкретного противника.

3. Командные действия: зонный прессинг; организация защитных действий против применения комбинаций в процессе игры; сочетание систем игры в ходе встречи;  смена форм защиты в зависимости от конкретной ситуации.

Форма занятий: учебная, учебно-тренировочная, модельная.

Методы и приемы: словесный (объяснение), практический (повторный, поточный), наглядный (показ).

Техническое оснащение:  мячи  баскетбольные, стойки баскетбольные.

.

РАЗДЕЛ:  ИНТЕГРАЛЬНАЯ  ПОДГОТОВКА.

КОНТРОЛЬНЫЕ И КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ (48 ЧАСОВ)

Форма занятий:  учебно-тренировочная,  соревнования.

Методы и приемы: словесный (объяснение), практический (повторный, поточный).

Техническое оснащение:  мячи  баскетбольные, стойки баскетбольные, фишки, табло, свисток, секундомер

 

РАЗДЕЛ: КОНТРОЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ  (27 ЧАСОВ)

Сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов по физической (общей, специальной) и технической подготовки, выполнение спортивных разрядов по баскетболу.

Форма занятий: модельная.

Методы и приемы: соревновательный.

Техническое оснащение: секундомер, рулетка, флажки, кубики, обручи, баскетбольные мячи.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Башкирова В.Г., Портнов Ю.М., Луничкин В.Г., Духовный М.И., Мацак А.Б., Чернов С.В., Саблин А.Б. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2007. – 100 с.

2. Боб Коузи, Фрэнк Пауэр. Баскетбол: Концепции и анализ // Боб Коузи, Фрэнк Пауэр. - М.: АСТ, - 1998.

3. Гомельский А.Я. Баскетбол секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: А Генетю «ФАИР», 1997.

4. Железняк Ю.Д., Водянникова В.П. и др., Баскетбол. М., 1984.
5. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. –Минск.:Беларусь,1967.
6. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.,ООО «Издательство АСТ», 2003.

7. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М. АСТ  АСТРЕЛЬ, 2004  

 8.Спортивные игры. (Под общей редакцией Н.П. Воробьева). М.: Просвещение, 1975.

9.Судейский комитет РФБ ЗАО «Инфобаскет» Официальные правила баскетбола ФИБА 2010 // Судейский комитет РФБ ЗАО «Инфобаскет» -

Москва 2010.

 

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы

игровой зал (баскетбольная площадка);

место для прыжков в длину;

баскетбольные, волейбольные , набивные мячи;

гранаты 250-500 граммов;

гимнастические маты;

гимнастические скамейки;

гимнастическая стенка;

обручи;

скакалки;

секундомер;

свисток;

протоколы;

стойки и планка для прыжков в высоту;

канат;

эстафетные палочки;

бревно;

козёл;

штанги.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 г. ХОЛМСКА

гХолмск, ул. А. Матросова, 2

телефон/факс (42433) 7 10 14

от 22.03.2018

СПРАВКА

Настоящая дана Арунову Дмитрию Александровичу, учителю физической культуры МАОУ СОШ №9 г. Холмска в том, что он в качестве учителя физической культуры совместно с обучающимися принимал участие в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по предмету на уровне  школы и муниципалитета  в 2016-1018 гг.: Результатом является победа и дипломы победителей.(прилагаются).

Мероприятие

Сроки

Уровень

Результат

Легкоатлетические соревнования «Золотая осень»

Сентябрь 2016

муниципальный

I место

Первенство ГТО I-II ступени

7-8 мая 2016

муниципальный

I-III место

Чемпионат ШБЛ «КЭС – Баскет»

29 октября 2017

муниципальный

III место

А, ну-ка, парни!

февраль 2017

школьный

Участие в турнире команд 8-11 классов

Турнир по баскетболу

апрель 2017

школьный

Участие в турнире команд 8-11 классов

Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания»

апрель 2017

муниципальный

I место

Строевая подготовка в рамках организации подготовки к региональному конкурсу-фестивалю «Казачок»

февраль 2017

региональный

III место

Турнир по волейболу среди команд девушек

Январь 2018

муниципальный

I место

Зимний фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди населения

4 февраля 2018

муниципальный

II-III место

C:\DOCUME~1\blohina\LOCALS~1\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg