Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников
Предварительный просмотр:
Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе. Психолог, исследователь детского мышления Н.Н. Подцъяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления — наглядно-образного и наглядно-действенного.
Детское экспериментирование отличается от аналогичной деятельности подростков. Отличие заключается в его сходстве с игрой, а также манипулировании предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами и явлениями, а со средой, в которой они находятся.
Доказано благотворное влияние опытнической деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнение классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь.
В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе. Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно-чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни живых существ, свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, взаимодействие друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ воспитателя, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предложения, видел результат.
Какие условия необходимо создать в детском саду и дома, чтобы процесс экспериментирования был не только развлечением, но и познанием? Вот несколько советов:
- помогайте детям находить ответы на вопросы самостоятельно, не давая сразу готовых ответов. Задайте наводящие вопросы, организуйте вместе с детьми эксперименты и опыты;
- не сдерживайте инициативы малыша, предоставьте ему самому делать все доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь;
- для дошкольников, в силу их возрастных особенностей, пока сложны продолжительные по времени эксперименты, длящиеся от недели и более, поэтому при таких экспериментах периодически вместе с ребёнком наблюдайте и обсуждайте его ход, ведите календарь наблюдений, где вместе с ребёнком будете отражать происходящие изменения-это поможет интересу ребёнка не угаснуть;
- в заключении эксперимента всегда старайтесь подвести ребёнка к выводи: «О чем свидетельствует результат опыта, что это значит!... Это поможет развит у ребёнка способность анализировать, делать выводы и обобщать. Эти умения очень пригодятся для обучения в школе и всей его последующей жизни.