История
Уроки
Методические материалы
Тесты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Левагина Любовь Михайловна
Преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж», Самарская область
Методическая разработка учебного занятия по истории.
Тема занятия: Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси.
Предмет: История
Участники: студенты первого курса
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Время: 90 минут
Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о процессе образования государства у восточных славян.
По окончании занятия студент должен:
Уметь:
- выделять экономические и политические предпосылки возникновения государства у восточных славян;
- делать выводы;
- работать с информацией (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, сравнивать их со свидетельствами других источников);
-анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;
- представлять результаты изучения исторического материала в определенных формах (таблицы и т.д.).
Знать:
- восточнославянские племена и их расположение;
- причины и факторы возникновения русской государственности;
Иметь представление:
- о версиях происхождения древнерусского государства;
Задачи:
Образовательные:
1.Выяснить причины и факторы возникновения русской государственности.
2.Проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства.
Развивающие:
1.Развивать умения выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на занятии.
2.Развивать следующие общие компетенции:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу команды, результат выполнения.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса к историческому прошлому своего народа и государства.
2.Формирование у студентов гражданской позиции.
3.Воспитание культуры исследовательского труда.
Методы и приемы:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа, дискуссия);
- методы наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации (прием: показ отрывка из видеофильма А. Прошкина «Михайло Ломоносов», учебного фильма «Древний Киев», показ слайдовой презентации);
- метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);
- метод учебного исследования (аналитическая работа с историческими источниками, выполнение компетентностно- ориентированных и проблемных заданий);
- методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: проблемное изложение, создание «ситуации успеха»);
- методы контроля (приемы: самооценка).
Форма организации учебной деятельности — сочетание групповой работы с индивидуальной.
Оборудование: Компьютер, проектор, карта «Русь в X веке».
План занятия.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.
3. Изучение нового материала:
3.1. Экономические предпосылки создания государства у восточных славян.
3.2.Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства.
3.3.Предгосударственные центры.
3.4.Теории происхождения Древнерусского государства у восточных славян.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Структура и методический инструментарий занятия.
Этапы занятия | Методические приемы | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
I этап. Организационный момент | Метод словесной передачи и слухового восприятия информации | 1.Дисциплинарный момент: - приветствие; -определение отсутствующих; -проверка готовности студентов к занятию; 2. Создает эмоциональный настрой занятия. 3. Раздает оценочные листы | 1.Приветствуют преподавателя. 2. Староста докладывает об отсутствующих. 3. Эмоционально настраиваются на урок. 4. Знакомятся с оценочными листами. |
II этап. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.
| 1.Метод стимулирования и мотивации учащихся (проблемное изложение). 2.Метод наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации: (прием: демонстрация отрывка фильма «Древний Киев»; | 1.Сообщает тему и цели занятия 2.Демонстрирует отрывок фильма «Древний Киев». 3.Задает проблемный вопрос для выяснения значимости изучаемой темы в курсе «История»: «Как вы думаете, почему вопрос о создании Древнерусского государства имеет важнейшее значение в современной истории? - организует обсуждение вопроса; - выслушивает мнения студентов; -делает выводы. 3.Мотивирует студентов к активности предварительным вопросом: Что такое государство и каковы основные признаки средневекового государства? -выслушивает ответы студентов; - совместно со студентами определяют верные ответы. | 1.Знакомятся с темой и целями, записывают тему в тетрадь. 2. Просматривают отрывок фильма. 3.Участвуют в обсуждении проблемного вопроса: - высказывают свое мнение. 3.Отвечают на предварительный вопрос: -высказывают свое мнение; - совместно с преподавателем определяют верные ответы; -делают записи в тетради. |
III этап Изучение нового материала | 3.1.Экономические предпосылки создания государства у восточных славян.
| ||
Метод словесной передачи и слухового восприятия информации | 1.Организует эвристическую беседу: - задает вопросы; - выслушивает ответы студентов; -мотивирует студентов на анализ полученной в ходе беседы информации; - организует выполнения задания: выделите позиции, которые, на ваш взгляд, являются экономической основой для создания государства у восточных славян? -выслушивает ответы, - делает выводы. | 1.Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя, участвуют в беседе – обсуждении: -устно отвечают на вопросы; - анализируют полученную информацию; - на основе анализа выделяют экономические предпосылки создания государства у восточных славян; - аргументируют свое мнение; -записывают правильные ответы в тетрадь. | |
3.2.Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства | |||
2.Метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (заполнение таблицы, работа с картой); -метод учебного исследования ( выполнение КОЗ и решения проблемных вопросов). 3.Метод наглядной передачи информации | 1.Формулирует проблемный вопрос: Почему в VIII веке племена восточных славян стали объединяться в союзы? 2. Организует выполнение компетентностно- ориентированного задания № 1 по парам : заполнить таблицу «Восточнославянские племена и их расположение» -проводит инструктаж по выполнению задания; - контролирует выполнение задания; -проводит обсуждение и закрепление задание ( работа с картой «Русь в X веке». 3.Организует выполнение проблемного задания: проанализировать информацию, полученную в ходе выполнения предыдущих заданий, и выделить позиции, которые являются политической основой создания государства у восточных славян? - организует обсуждение; -выслушивает мнение студентов; - вместе со студентами выделяют верные ответы; - после обсуждения совместно со студентами делают выводы. | 1.Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя, отвечают на проблемный вопрос. 2.Выполняют КОЗ 1 (парная работа) - выслушивают инструктаж по выполнению задания; - заполняют таблицу -участвуют в обсуждении; - закрепляют ( работают с картой «Русь в X веке»).
3. Выполняют проблемное задание: - студенты обсуждают вопрос, - высказывают свои версии; -на основе обсуждения, совместно с преподавателем, выделяются верные позиции, которые являются политическими предпосылками образования государства у восточных славян; -вместе с преподавателем делают выводы. | |
3.3.Предгосударственные центры. | |||
1.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником, и решения проблемных вопросов). 2. Метод наглядной передачи информации | 1.Организует работу с источниками: - делит группу по вариантам; -раздает задание ; Вар.1: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория в арабских источниках именуется Куяба или Куявия? Вар.2: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория в арабских источниках именуется Славия? -проводит обсуждение; - делает вывод о наличии у восточных славян предгосударственных цетров: Южный (Киев), Северный (Новгород) 2. Организует выполнение задания: опираясь на знания, полученные при изучении вопроса: «Союзы восточнославянских племен» соотнесите названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами положение. 3. Организует выполнения проблемного вопроса: Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое и почему? - обсуждает вопрос со студентами; -рассматривает все версии; - после обсуждения формулирует правильный ответ; -подводит обучающихся к выводу. | 1.Работают с источниками: - знакомятся с текстом; -анализируют полученную информацию, - участвуют в обсуждении вопроса. -делают вывод. 2. Выполняют задание, опираясь на знания, полученные при изучении вопроса: «Союзы восточнославянских племен», соотносят названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами положение : Южный (поляне, северяне) Северный (ильменские словене, кривичи, финно- угорские народы); - участвуют в обсуждении; - после обсуждения, делают записи в тетради. 3. Выполняют проблемное задание: Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое и почему? - участвуют в обсуждении; - высказывают свою точку зрения; - формулируют правильный ответ, записывают его в тетрадь. | |
3.4.Теории происхождения Древнерусского государства у восточных славян. | |||
1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации (информация, дискуссия- ролевая игра «Поединок») 2.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником, и решения проблемных вопросов). 3.Метод наглядной передачи информации (просмотр фрагмента фильма «Михайло Ломоносов», репродукция картины В.М. Васнецова «Призвание варягов славянами» | 1.Организует аналитическую групповую работу студентов с источниками, выполнение КОЗ 2: « Теории возникновения древнерусского государства» Задание: «Вы присутствуете на заседание Академии Наук в XVIIIв. Идет обсуждение вопроса о происхождении государства у восточных славян. Представлены две версии: «Норманнская» (варяжская) и «антинорманнская (славянская) Вы являетесь сторонником одной из них. Примите участие в дискуссии и изложите аргументы в защиту своей точки зрения. - делит обучающихся на группы А.группы 1-2- сторонники «норманнской теории»( Г. Байер- слайд-8) Б.группы 3-4 – противники норманнской теории (М.В. Ломоносов- слайд 10); - инструктирует по выполнению задания; - раздает задание ; -побуждает студентов активному поиску; -организует поисковую работу обучающихся; -контролирует выполнение работы. 2.Проводит обсуждение, выступая в роли ведущего, в поединка между представителями «норманнской теории» и «антинорманистами»(ролевая игра «Поединок»- представители групп, отстаивают свои позиции, приводя аргументы из таблицы. Затем стороны находят общее в этих теориях (точки пересечения). 3.Организует просмотр фрагмента фильма «Михайло Ломоносов», сравнивают ответы, представленные фильме со своими ответами. 4.Вместе со студентами делает вывод. | 1. Выполняют аналитическую работу с источником: -студенты делятся на группы: «представители норманнской теории» и «противники норманнской теории»; - выслушивают инструктаж; -выполняют задание, заполняя таблицу от имени представителей «своей научной» группы; - обсуждают проблемные вопросы. 2.Участвуют в ролевой игре «Поединок», отстаивают точку зрения «своей научной» группы ; -закрепляют материал вопроса; - находят точки пересечения «норманнистов» и «антинорманнистов». 3.Просматривают фрагмент фильма «Михайло Ломоносов», репродукцию картины В.М. Васнецова «Призвание варягов славянами»). 4. Вместе с преподавателем делают выводы. | |
IVэтап. Подведение итогов. Рефлексия.
|
| Подводит итог работы студентов на уроке. Благодарит их за участие в работе. | Заполняют оценочные листы ( приложение) Проводят самооценку. |
V этап. Домашнее задание
| 1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации 2.Метод наглядной передачи информации | Дает задание на выбор. Комментирует задания. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
Конспект занятия.
1.Организационный момент.
Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность студентов к занятию. Раздает оценочные листы.
2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.
Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассмотрим один из важнейших и до сих пор спорных вопросов российской истории - вопрос о формирование основ государственности у восточных славян.
( Студенты записывают тему и план занятия в рабочей тетради)
Просмотр отрывка фильма «Древний Киев»
Проблемный вопрос студентам: Как вы думаете, почему вопрос о создании Древнерусского государства имеет важнейшее значение в современной истории?
(Студенты высказывают свое мнение)
Обобщив ответы обучающихся, преподаватель отмечает: в истории Древней Руси мы находим объяснение многим современным традициям и стереотипам. О создании Древнерусского государства повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.
Предварительный вопрос студентам: Что такое государство и каковы основные признаки средневекового государства?
Выслушиваются ответы студентов, затем делаются следующие записи в тетради :
Государство - это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять в обществе порядок.
Признаки государственности в раннесредневековом обществе:
1.Наличие власти, отчужденной от народа.
2.Размещение населения по территориальному признаку.
3.Стягивание дани в центр для содержания власти и укрепления государства.
3.Изучение нового материала.
Преподаватель: Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Оно формируется, когда в обществе возникают необходимые предпосылки (предварительные условия). Существовали ли у восточных славян такие условия для создания государства?
3.1. Экономические предпосылки государства у восточных славян.
Преподаватель: К началу IX века у восточных славян начался процесс распада родоплеменных отношений, начался переход от родовой общины к соседской.
Эвристическая беседа - обсуждение:
А.Какие экономические последствия имеет переход от родовой общины к соседской? Появление частной собственности, специализация, имущественное расслоение, рост торговли и обмена.
Б Какие экономические последствия имеет развитие торговли? С какой страной связывал торговый путь? В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля. Через заселенные ими земли (по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру) проходил торговый путь «из варяг в греки», который связывал с Византией.
В. Какое развитие получили населенные пункты, в которых останавливались купцы? (Они превращались в крупные города).
Г. Назовите и покажите на карте первые русские города: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.
Д. Какое значение имели города? Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами.
Е.Какие опасности таила торговля? Торговля – прибыльное, но опасное дело. Поэтому купцы, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра, были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял – князь.
Задание студентам: проанализируйте полученную в ходе обсуждения информацию и выделите позиции, которые, на ваш взгляд, являются экономической основой для создания государства у восточных славян?
Студенты выполняют задание, выделяют позиции, которые являются экономическими предпосылками создания государства. аргументируют выбранные позиции. Затем записывают в тетрадь следующие правильные позиции:
- переход от родовой общины к соседской;
- развитие торговли;
- становление городов;
- внешняя угроза, возникновение дружины.
Вывод: у восточных славян начинает формироваться экономическая общность, т.е. сложились экономические условия для создания государства .
3.2. Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства.
Преподаватель: В течение тысячелетий основной ячейкой восточнославянского общества являлась община. До VIвека – родовая община, а в VII-VIII в.в. – соседская. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече - собрании соплеменников. Постепенно племена объединяются в союзы.
Проблемный вопрос студентам: Почему в VIII веке племена восточных славян стали объединяться в союзы? (Для отражения постоянных набегов враждебных кочевников).
Преподаватель: Во главе племени или союза племён стоял вождь – князь-военачальник. У восточных славян известно от 12 до 15 таких союзов племён.
Выполнение компетентностно –ориентированного задания 1:
Компетентностно - ориентированное задание 1
«Восточнославянские племена и их расположение»
ОК 2.1. Планирование деятельности
ОК 3.3. Оценка ресурсов деятельности.
ОК 4.1. Поиск информации
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации
ОК 4.3. Обработка информации
ОК 8.3. Оценка собственного продвижения.
Уровень 2 ( продуктивный)
- планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных технологий;
- оценивает результаты деятельности по заданным показателям;
- самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;
- извлекает информацию из одного или нескольких источников и систематизируете;
- делает вывод;
- называет причины успехов и неудач в деятельности.
Стимул: иностранный купец обратился к Вам за помощью: ему необходимо найти месторасположение всех восточнославянских племен. Подготовьте для него шпаргалку - ориентир
Задачная формулировка: на основе материала учебника и источника («Повесть временных лет») и карты «Расселение восточных славян» заполнить таблицу «Восточнославянские племена и их расположение»
Бланк ответа
Название племенного союза | Географическое расположение |
Поляне | |
Северяне | |
Древляне | |
Дреговичи | |
Полочане | |
Радимичи | |
Ильменские словене | |
Вятичи | |
Кривичи | |
Уличи, тиверцы | |
Белые хорваты |
Источник:
- «Повесть временных лет…»
«…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота.
Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим имененем – славянами, и построили город, и назвали его Новгород. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ , а по имени и грамота называлась славянская». [4].
2. Карта «Расселение восточнославянских племен»
Модельный ответ
- Расселение восточных славян.
Название племенного союза | Географическое расположение | балл |
Поляне | В среднем течении Днепра вокруг Киева | 1 |
Северяне | к северу от полян по рекам Десне и Суле | 1 |
Древляне | северо-западнее Киева (центр – город Искоростень) | 1 |
Дреговичи | между Припятью и Двиной на территории современной Белоруси («дрягва» - болото) | 1 |
Полочане | вдоль Речки Полот (приток Двины) | 1 |
Радимичи | западнее кривичей, р. Сож | 1 |
Ильменские словене | вокруг озёр Ильмень и Ладоги ( главный город – Новгород) | 1 |
Вятичи | по реке Оке (в районе современного Подмосковья) | 1 |
Кривичи | селились в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины (главный город – Смоленск) | 1 |
Уличи, тиверцы | в низовьях Днестра и Прута | 1 |
белые хорваты | жили по Бугу и в предгорьях Карпат | 1 |
Алгоритм оценивания:
За каждую верно оформленную колонку 1 балл
10-11баллов – оценка«5»
8-9 баллов – оценка«4»
6-7 баллов – оценка «3»
Студенты выполняют КОЗ парами.
Закрепление вопроса: Каждая пара показывает на карте расположение одного из восточнославянских племен.
Проблемное задание: проанализировать информацию, полученную в ходе выполнения предыдущих заданий и выделить позиции, которые являются политической основой создания государства у восточных славян.
Студенты обсуждают вопрос, высказывают свои версии. Но основе обсуждения, совместно с преподавателем, выделяются следующие верные позиции, которые являются политическими предпосылками создания государства у восточных славян:
- смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;
- образование крупных союзов племён;
- выделение сильной знати;
- необходимость охраны территории от внешних набегов;
- потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель.
После обсуждения делается вывод совместно со студентами.
Вывод: к IX веку у восточных славян сложились предпосылки государственности. Возникает момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей, т.е. возникает необходимость аппарата власти.
3.3. Предгосударственные центры.
Аналитическая работа с источниками
Группа делится на два варианта, каждый их которых работает с источником
Задание первому варианту: на основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория в арабских источниках именуется Куяба или Куявия?
1. «Русы состоят из трех племен. Одно из них ближе к Булгару (столице Волжской Булгарии), а царь его живёт в городе под названием Куяба, который больше Булгарии. Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией) » -Арабский писатель X века Аль-Балхи. [4].
2. «Куявия — ближайший к странам ислама город русов, он расположен в приятной местности, там выделываются разнообразные меха и ценные мечи»- Неизвестный персидский географ, автор «Книги границ мира от востока к западу», составивший свой труд около 982-983 гг. Эту рукопись случайно обнаружил в Бухаре в 1892 г. русский учёный А.Г. Тумайский. [4].
В результате обсуждения выделяется правильный ответ - окрестности Киева.
Задание второму варианту: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория в арабских источниках именуется Славия?
1.«Племя славня живёт дальше первого» - Арабский писатель X века Аль-Балхи.
2.«Славия - приятный город, из которого в мирное время жители ездят торговать в землю болгар» - неизвестный персидский географ, автор «Книги границ мира от востока к западу», составивший свой труд около 982-983 гг. Эту рукопись случайно обнаружил в Бухаре в 1892 г. русский учёный А.Г. Тумайский. [4].
В результате обсуждения выделяется правильный ответ - область ильменских славян.
Преподаватель: В советской историографии (Б. А. Рыбаков и др.) Куявия трактовалась как политическое объединение (раннефеодальное государственное образование) восточных славян в Среднем Приднепровье с центром в Киеве. Славия - один из центров Древней Руси IX—X вв., предположительно область ильменских славян.
Все это говорит о том, что в IX в., по мере подчинения одними племенными союзами других, сложилось два крупных предгосударственных образования – на юге с центром в Киеве, на севере с центром в Новгороде. Между ними шла борьба за первенство.
Выполнение задания: опираясь на знания, полученные при изучении на вопрос 3.2., выполнить следующее задание:
Южный Среднее Поднепровье -Киев | Задание: Соотнесите названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами | Северный Новгород |
Поляне Ильменские словене Северяне Вятичи Кривичи Финно-угорские народы (весь, чудь) |
Правильный ответ:
Южный ( поляне, северяне, вятичи).
Северный (ильменские словене, кривичи, финно- угорские народы).
После обсуждения студенты записывают правильные ответы в тетрадь.
Проблемный вопрос:
Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое положение и почему?
Обсуждение вопроса. Рассматриваются все версии. После обсуждения формулируется правильный ответ: Южный, т.к. находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом, укрыт лесами от кочевников, хорошо укреплен, Киев – центр торговли и ремесла.
Вывод: Политический строй восточнославянского общества VI — середины IX в.в. можно назвать предгосударственным. У наших предков появились первые княжества: в окрестностях Киева и в Приильменье с центром в Новгороде. Они становились центрами объединения восточнославянских союзов племен, истоками древнерусской государственности.
3.4. Теории происхождения Древнерусского государства у восточных славян.
Преподаватель: в истории существует две точки зрения по вопросу о происхождении государства у восточных славян. Одна из них связана с племенами варягов.
Вопрос - вызов: Что Вы знаете о варягах? Студенты высказывают свои представления о варягах: Варяги – это скандинавские племена, совершавшие в конце VIII – IX веке набеги на Западную Европу.
Скандинавы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также кривичей, ильменских словен. Вскоре города начинают приглашать отряды скандинавских воинов за небольшую плату для защиты. Наемных воинов восточные славяне называли варягами , т.к. они жили по берегам Варяжского озера. В Европе известны как «норманны».
Аналитическая работа с источниками в группах:
1.Исследование теорий происхождения Древнерусского государства у восточных славян и заполнение таблицы.
2.Определение общего (точки пересечения) и различного в двух названных теориях.
3.Изучение различных объяснений происхождение название «Русь».
Компетентностно- ориентированное задание 2.
«Теории происхождения Древнерусского государства»
ОК 2.1. Планирование деятельности
ОК 3.3. Оценка ресурсов деятельности
ОК 4.1. Поиск информации
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации
ОК 4.3. Обработка информации
ОК 6.3. Эффективное общение: диалог
ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация
ОК 8.3. Оценка собственного продвижения
Уровень 2 ( продуктивный)
- Планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных технологий
- Оценивает результаты деятельности по заданным показателям
- Указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи.
- Извлекает информацию из одного или нескольких источников систематизирует ее в рамках заданной структуры.
- Делает вывод на основе сравнительного анализа по заданным критериям.
- Отвечает на вопросы, направленные на выяснение мнения.
- Создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной.
- Называет причины успехов и неудач в деятельности.
Стимул: Вы присутствуете на заседание Академии Наук в XVIII в. Идет обсуждение вопроса о происхождении государства у восточных славян. Представлены две версии: «Норманнская» (варяжская) и «антинорманнская» (славянская). Вы являетесь сторонником одной из них. Примите участие в дискуссии и изложите аргументы в защиту своей точки зрения.
Задачная формулировка группам 1-2: на основе исторических источников ответить на вопросы и заполнить колонки таблицы:
Бланк ответа
Линии сравнения | 1-2 группа - Сторонники «Норманнской» теории |
представители | Немецкие историки Российской Академии наук Г. Байер (1694—1738), позднее Г. Миллер и А. Л. Шлёцер. Норманнскую версию приняли Н. М. Карамзин, за ним М. П. Погодин и другие русские историки XIX века. |
Содержание теории | |
Роль варягов в образовании государства | |
Происхождение названия «Русь» | |
Точки пересечения | |
Источники:
«Повесть временных лет»
1.«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью…Сказали руси чудь, славяне, кривичи, весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев и взяли со собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.» [4].
2.« и пришли варязи, и называшася они Русью». [4].
3. Готлиб Байер , немецкий историк и филолог. Основные тезисы его теории сводились к тому, что:
3.1. приход славян с Дуная на Днепр можно датировать не ранее правления Юстиниана;
3.2. варяги есть ни кто иные, как скандинавы;
3.3. понятия "варяги" и "Русь" - тождественны. [4].
4.Археологические свидетельства: Рюриково городище: «При археологических исследованиях слоев IX-X веков обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка Валькирии и др.), части весов, весовые гирьки» [4].
5.А.А. Шахматов считает: «Русь - те же норманны, те же скандинавы; Русь- это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем их потомки стали оседать на менее привлекательном болотистом и лесистом Севере». [4].
6. Ю. Никитин приводит такие данные: варяги себя называли русью, местное славянское население – славичами (славянами), а дети варягов и славичей именовались русичами. [4].
7. В норманнской историографии существовало следующие теории:
7.1.Теория завоевания: Древнерусское государство было, согласно этой теории, создано норманнами, завоевавшими восточнославянские земли и установившими свое господство над местным населением. Это самая старая и наиболее выгодная для норманистов точка зрения, так как именно она доказывает "второсортность" русской нации.
Модельный ответ
Линии сравнения | 1-2 группа сторонники «Норманнской» теории | баллы |
представители | Немецкие историки Российской Академии наук Г. Байер (1694—1738), позднее Г. Миллер и А. Л. Шлёцер. Норманнскую версию приняли Н. М. Карамзин, за ним М. П. Погодин и другие русские историки XIX века. | - |
Содержание теории | В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол. Вывод: Государственность на Русь принесли варяги , три брата: Рюрик, Синеус, Трувор Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории. | 2 |
Роль варягов | Т.О. основателями первого государства восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси являются варяги –норманны ,скандинавы. Славяне оказались народом, не способным к самостоятельному и государственности | 2 |
Происхождение названия «Русь» | Название «Русь»- варяжского происхождения. Это название варяжского племени. | 2 |
Точки пересечения | ||
Обе стороны в качестве основного источника используют «Повесть временных лет» Нестора. | 1 | |
Не отрицается приглашение варягов. | 1 | |
862 г.- создание российской государства с центром в г.Новгород | 1 |
Всего: 9 баллов
Алгоритм оценивания:
За каждую верно оформленную колонку 1-2 балла
8-9 баллов – оценка«5»
6-7 баллов – оценка«4»
4-5 баллов – оценка «3»
1-3 балла – оценка «2»
Задачная формулировка группам 3-4: на основе исторических источников ответить на вопросы и заполнить колонки таблицы
Бланк ответа:
Линии сравнения | 3-4 группа Сторонники «антинорманской» теории |
представители | М. В. Ломоносов, к которому в XIX веке присоединились Д. И. Иловайский. |
Содержание теории | |
Роль варягов в образовании государства | |
Происхождение названия «Русь» | |
Точки пересечения | |
Источники:
1. «Повесть временных лет» [4]
«Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)...».
2. Против "норманнской теории" уже в XVIII в. выступили многие видные историки, в частности Василий Татищев (1686-1750) и Михаил Ломоносов (1711-1765) - они дали начало противоположному учению, так называемой "славянской школе", Татищев в своей «Истории Российской», а Ломоносов в ряде полемических трудов, в частности в «Древней российской истории» (опубликована в 1766, после смерти автора). Оба учения сосуществовали на протяжении всего XIX века. [3]
3. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение). [4].
4. Ломоносов, Гедеонов и др. считали, что этнические варяги могли быть прибалтийскими славянами, приводя в пример цитату из «Повести временных лет»: « а варяжский язык и словенский един есть». [4].
5.Академик Б. А. Рыбаков с1940-х гг. отождествлял русов и славян, помещая первое древнеславянское государство, предшественника Киевской Руси, в лесостепь Среднего Поднепровья.[1].
6.Общее изложение норманнской проблемы с позиций советской науки дано в книге В.В.Мавродина: «Малочисленные варяги неизбежно растворялись в чужой среде и тем же закончилось их обитание в среде славянской, хотя и через некоторое время. Уступая славянам в уровне материальной культуры, варяги не могли значительно повлиять на местное население. От них остались лишь немногие географические названия и имена; последние - имена военачальников и князей, - пожалуй, являются самым значимым норманским следом в славянском мире. Упоминаемые в летописях Аскольд и Дир могли в Киеве, путем военного переворота, захватить власть, но она существовала уже до них. То же самое могло произойти в 862 г. в Новгороде, где власть захватил варяжский Рюрик, ранее укрепившийся в другом месте, предположительно на берегах Ладоги. Так что не было надобности "призывать" князя из Швеции, да и в самом Новгороде государственная власть уже в каком-то виде существовала до его прибытия. Что же касается упоминания о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, то оно довольно неясно, ученые теряются в догадках об их происхождении, не говоря уже о том, что средневековые летописцы любили легенды, героями которых бывали три брата. Зато потомки Рюрика еще долго, пока княжеская династия не обрусела полностью, пользовались норманскими именами: Игорь - Ингварь, Ольга - Хельга итд. Даже Владимира иногда отождествляют с Вольдемаром, но это уже не бесспорно».
Автор заново подверг критическому анализу аргументацию норманистов, отметил все основные сведения источников, свидетельствующих о различных формах участия норманнов в формировании государства на Руси, но в то же время показал ограниченный характер этого участия в грандиозном процессе возникновения государства в Восточной Европе, явившимся результатом многовекового общественного развития восточных славян. [2].
7.«… имеется много свидетельств тому, что название "Русь" было известно и употреблялось до появления первых варягов в Восточной Европе; более того, источники относят это название к племенам южным, удаленным от побережья Балтийского моря. Уже по отношению ко второй половине IV в. некоторые источники называют племя росоманов из бассейна реки Рось (доплыв Днепра ниже современного Киева), а затем название "Русь" встречается всё чаще. Следовательно, имеются все основания предполагать, что слово "Русь" не скандинавского, а восточнославянского происхождения…».[4]
Модельный ответ
Линии сравнения | 3-4 группа Сторонники «антинорманской» теории | баллы |
представители | М. В. Ломоносов, к которому в XIX веке присоединились Д. И. Иловайский. | |
Содержание теории | У восточных славян государственность сложилась до прихода варягов | 2 |
Роль варягов | Рюрик был приглашен в славянское государство как военный наемник. Заслуга Рюрика не в создании государства Русь, а в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси — Рюриковичей. | 2 |
Происхождение названия «Русь» | «Русь»- славянского происхождения, 1.означает:«светлая» 2. происходит от названия реки Рось, на которой жили славяне | 2 |
Точки пересечения | ||
Обе стороны в качестве основного источника используют «Повесть временных лет» Нестора. | 1 | |
Не отрицается приглашение варягов. | 1 | |
862 г.- создание российской государства с центром в г.Новгород | 1 |
Всего: 9 баллов
Алгоритм оценивания:
За каждую верно оформленную колонку 1-2 балла
8-9 баллов – оценка«5»
6-7 баллов – оценка«4»
4-5 баллов – оценка «3»
Студенты выполняют задание.
После выполнения задания проходит обсуждение, в форме поединка между представителями «норманнской» теории -Г.Байер и «антинорманнов» - М.В.Ломоносов). Представители групп отстаивают свою точку зрения, приводя аргументы из заполненной таблицы. Преподаватель выступает в роли ведущего. Затем обе стороны находят точки пересечения.
После поединка студенты просматривают фрагмент из фильма А. Прошкина «Михайло Ломоносов», который иллюстрирует спор «норманнистов» и их противников.
Обучающиеся сравнивают ответы, представленные в фильме со своими ответами.
После обсуждения делается вывод совместно со студентами.
Вывод: вопрос о механизме создании государственности у восточных славян остается спорным. Но сам факт зарождения государственности у восточных славян в 862 году с центром в г. Новгород не вызывает у истории сомнений . Поэтому в 2012 году отмечалось 1150- летие российской государственности . Окончательно государство на Руси сложилось в результате политического объединения двух центров восточных славян, Новгорода и Киева. И произойдет это уже после Рюрика в 882 году.
Просмотр отрывка учебного фильма «Древний Киев».
4.Подведение итогов. Рефлексия (приложение 2)
5.Домашнее задание : Творческое задание: подготовить «интервью» с одним из первых русских князей
Литература:
1.Артемов В.В., Лубченкова Ю.Н. История, История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2.Зуев М.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века. М., «Дрофа». 2003.
3.Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2003.- 336
4.Кушнир А.Г., Шестопалов А.П. История России с древнейших времен до наших дней . Хрестоматия для профессиональных образовательных учреждений. Ч.1.-М.: ИРПО. 2002
Приложение 1.
Оценочный лист
Студента(ки) группы_____________________
Вид работы | Количество баллов | оценка | Алгоритм оценивания | Критерий оценки |
Компетентностно- ориентированное задание 1: Расселение восточнославянских племен | За каждую верно оформленную колонку 1 балла | 10-11баллов – оценка«5» 8-9 баллов – оценка«4» 6-7 баллов – оценка «3» | ||
Компетентностно- ориентированное задание 2: Версии происхождения восточнославянского государства | За каждую верно оформленную колонку 1-2 балла | 8-9 баллов – оценка«5» 6-7 баллов – оценка«4» 4-5 баллов – оценка «3» 1-3 балла – оценка «2» | ||
Решение проблемных заданий и работа с источниками | За каждый правильный ответ – 2 балл | 10 и более баллов- оценка 5 8 балла – оценка«4» 4-6 балла – оценка «3» 0-2 балл –оценка «2» | ||
Ответы на вопросы | За каждый правильный ответ – 1 балл | 5 и более и более баллов - оценка «5» 4 балла – оценка«4» 3 балла – оценка «3» 0-2 балл –оценка «2» | ||
Общая сумма баллов | Средняя оценка |