"Жил да был Веселый Язычок...."

Деманова Галина Владимировна

Конспекты НОД по образовательной области "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r-l_st.gr_0.docx20.68 КБ
Package icon zvuk_r-l.zip1.98 МБ
Файл zvuk_ts-ch_st.gr_.docx152 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация «Л» - «Р»»,  в старшей группе

Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Задачи:

Образовательные:

 -  учить слышать звук в слове,

-  учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.

-  упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;

уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

Развивающие:

- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- формировать  доброжелательные  взаимоотношения между детьми.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ Е.И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

Мальчик Женя не умел говорить букву "р".

Ему говорят:

- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".

А он говорит: "палоход".

- Скажи: "таракан".

А Женя говорит: "талакан".

- Скажи: "рыба".

А он говорит: "лыба".

Все ребята во дворе над ним смеялись.

Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.

Тогда Женя обиделся и залез на крышу.

Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.

Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:

- Крррааа.

Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".

А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:

- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.

У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".

Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.

У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.

- Крррррррраааа!

Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".

Обрадовался Женя и полез с крыши.

Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.

Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.

Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:

- Я "рры" научился говорить!

- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.

Женя думал, думал и сказал:

- Паверрррррр.

Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.

Вот как обрадовался!

Воспитатель: Из всех звуков звук [р] – самый трудный коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук. Какой звук вместо звука р выговаривает Женя. Кто услышал? (ответы детей). Кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (ответы детей).

 Воспитатель уточняет:  Сегодня мы будем учиться различать звуки [л]-[р] и правильно выговаривать их.

Слайд 2. Артикуляционная гимнастика: заборчик, лошадка, вкусное варенье, конфета, почистим зубки.

Слайд 3. Воспитатель: Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (дети выполняют движение кистью, а воспитатель показывает рыбку на слайде 3), если услышите звук л, попробуйте «позвонить в колокольчик» (дети звонят в воображаемый колокольчик, а воспитатель показывает колокольчик на слайде 3).

ЛАПА, РЫБА, ЛЕЙКА, РАК, УЛЫБКА, ТОРТ, РОЗА, ВОЛК

Слайд 4. Воспитатель: Отгадайте загадку (воспитатель открывает слайд 4 и щелчком открывает картинки)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будет.

(Петух)

Слайд 5. Дети отгадывают загадку, и воспитатель открывает слайд 5. Правильно! Это петух!

Слайд 6. Воспитатель: Внимание! Сейчас вы будете называть те слова со звуком [р], которые встретились в загадке, а я буду убирать пирамидку за каждое правильно названное слово (ответы детей)

Слайд 7. Физминутка. Воспитатель показывает упражнения, сопровождая словами:

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Слайд 8. Воспитатель: Внимание следующая игра! Поселите в домик картинку в названии которой есть звук [р] (ответы детей).

Слайд 9. Воспитатель: Внимание следующая игра!

Игра «Определите позицию звука в слове»

В: Рак,

Д: в начале слова.

В:  рука,

Д: в начале слова.

В:  черепаха,

Д: в середине слова.

В: ковер,

Д: в конце слова.

В:  лягушка,

Д: в начале слова.

В:  стол,

Д: в конце слова.

Игра «Четвертый лишний? » (Слайд 15-16)

В: Зеркало, робот, танец, игла.

Д: танец.

Лебедь, русалочка, ель, шишка.

Д: шишка.

Стихи-добавлялки:

В: Дедушку зовут Лука, у него болит

Д:  рука

На столе с картошкой плошка, за столом голодный…

Д: Прошка

Рисовал художник ламу и картину вставил в

Д:  раму

Приготовил повар Пров вкусный и душистый …

Д: плов

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я

Д: пил

В блеске солнечных лучей по земле бежит

Д:  ручей

 Игра «Поменяй звуки» (Слайд 17-20) .

Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?

В: Лак — рак

В: ложки — рожки,

В: игла — игра,  

В: блошка — брошка.

Повторение чистоговорок: (слайд 21-22)

В: Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

III. Рефлексия.

В: Сегодня все очень хорошо занимались.

-Какие звуки мы сегодня проговаривали?

Д: «Л» и  «Р»

В: Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «На реке поймали рака, из – за рака вышла драка, это Рома – забияка снова в реку бросил рака»



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ л ] - [ р ] Подготовила воспитатель: Деманова Г.В.

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика

Слайд 5

Отгадайте загадку

Слайд 7

Назовите слова со звуком [ р ] , которые встречаются в загадке

Слайд 9

Поселите в домик картинку в названии которой есть звук [ р ]

Слайд 10

Определите позицию звука [ р ] в словах

Слайд 11

Определите позицию звука [ р ] в словах

Слайд 12

Определите позицию звука [ р ] в словах

Слайд 13

Определите позицию звука [ Л ] в словах

Слайд 14

Определите позицию звука [ Л ] в словах

Слайд 15

Четвертый лишний

Слайд 16

Четвертый лишний

Слайд 17

Поменяй звуки

Слайд 18

Поменяй звуки

Слайд 19

Поменяй звуки

Слайд 20

Поменяй звуки

Слайд 21

Литература: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.- 114 с.



Предварительный просмотр:

Тема занятия: Дифференциация звуков Ц - Ч. ст.гр.

Цель: Формирование умения различать звуки Ц-Ч в речи.

Задачи:

образовательные:

1. закрепить знания по теме “Животные и их детёныши”;
2. закрепить знания детей о предложении, развивать умение анализировать предложение, определять количество и последовательность слов в предложении, распространять предложение словами определениями;
3. закрепить зрительные образы букв Ц, Ч;

развивающие:

1. развивать фонематическое восприятие, умение выделять звуки Ц-Ч из слогов, слов;
2. развивать слоговую структуру слов, формировать умение выделять последний слог в слове; составлять слова из слогов, выделять ударный слог в слове.
3. формировать навык словообразования с помощью суффиксов –иц-, -ичк-;
4. развивать зрительное восприятие, мышление;
5. развивать 
мелкую моторику.

воспитательные:

1. воспитывать умение работать в команде, чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.

 

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

- Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)

- А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).

- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).2  

3 

У У3456 Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»?  Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте  место звука на своей карточке.

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (черепаха)

 

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! 

Жёлтый маленький комок
Во дворе пшено клюёт
Смотрит на него телёнок
До чего же мал (цыплёнок.)

Бьют его рукой и палкой - 
Никому его не жалко 
А за что беднягу бьют 
А за то, что он надут (Мяч)  

 

В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает. (Бабочка) 

Он в пупырышках, зелёный,
Вкусен свежий и солёный.
Помидору друг и брат,
С ними так хорош салат!
Этот стройный молодец
Хрусткий, тонкий…(Огурец)

         

7. Рассмотри картинку.

 Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.

- Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы, в которых есть звук Ц. Звук Ч.

В заключение прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

После чтения стихотворения уточнить у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук-тук и Шебуршонок.

C:\Users\Галина\Desktop\15_2(2).jpg

C:\Users\Галина\Desktop\riDd6_hU754.jpg