"Жил да был Веселый Язычок...."
Конспекты НОД по образовательной области "Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_r-l_st.gr_0.docx | 20.68 КБ |
zvuk_r-l.zip | 1.98 МБ |
zvuk_ts-ch_st.gr_.docx | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация «Л» - «Р»», в старшей группе
Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Задачи:
Образовательные:
- учить слышать звук в слове,
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
Развивающие:
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Ход занятия
Воспитатель читает рассказ Е.И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Мальчик Женя не умел говорить букву "р".
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба".
А он говорит: "лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.
Вот как обрадовался!
Воспитатель: Из всех звуков звук [р] – самый трудный коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук. Какой звук вместо звука р выговаривает Женя. Кто услышал? (ответы детей). Кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (ответы детей).
Воспитатель уточняет: Сегодня мы будем учиться различать звуки [л]-[р] и правильно выговаривать их.
Слайд 2. Артикуляционная гимнастика: заборчик, лошадка, вкусное варенье, конфета, почистим зубки.
Слайд 3. Воспитатель: Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (дети выполняют движение кистью, а воспитатель показывает рыбку на слайде 3), если услышите звук л, попробуйте «позвонить в колокольчик» (дети звонят в воображаемый колокольчик, а воспитатель показывает колокольчик на слайде 3).
ЛАПА, РЫБА, ЛЕЙКА, РАК, УЛЫБКА, ТОРТ, РОЗА, ВОЛК
Слайд 4. Воспитатель: Отгадайте загадку (воспитатель открывает слайд 4 и щелчком открывает картинки)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будет.
(Петух)
Слайд 5. Дети отгадывают загадку, и воспитатель открывает слайд 5. Правильно! Это петух!
Слайд 6. Воспитатель: Внимание! Сейчас вы будете называть те слова со звуком [р], которые встретились в загадке, а я буду убирать пирамидку за каждое правильно названное слово (ответы детей)
Слайд 7. Физминутка. Воспитатель показывает упражнения, сопровождая словами:
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Слайд 8. Воспитатель: Внимание следующая игра! Поселите в домик картинку в названии которой есть звук [р] (ответы детей).
Слайд 9. Воспитатель: Внимание следующая игра!
Игра «Определите позицию звука в слове»
В: Рак,
Д: в начале слова.
В: рука,
Д: в начале слова.
В: черепаха,
Д: в середине слова.
В: ковер,
Д: в конце слова.
В: лягушка,
Д: в начале слова.
В: стол,
Д: в конце слова.
Игра «Четвертый лишний? » (Слайд 15-16)
В: Зеркало, робот, танец, игла.
Д: танец.
Лебедь, русалочка, ель, шишка.
Д: шишка.
Стихи-добавлялки:
В: Дедушку зовут Лука, у него болит
Д: рука
На столе с картошкой плошка, за столом голодный…
Д: Прошка
Рисовал художник ламу и картину вставил в
Д: раму
Приготовил повар Пров вкусный и душистый …
Д: плов
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я
Д: пил
В блеске солнечных лучей по земле бежит
Д: ручей
Игра «Поменяй звуки» (Слайд 17-20) .
Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?
В: Лак — рак
В: ложки — рожки,
В: игла — игра,
В: блошка — брошка.
Повторение чистоговорок: (слайд 21-22)
В: Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
III. Рефлексия.
В: Сегодня все очень хорошо занимались.
-Какие звуки мы сегодня проговаривали?
Д: «Л» и «Р»
В: Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «На реке поймали рака, из – за рака вышла драка, это Рома – забияка снова в реку бросил рака»
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика
Отгадайте загадку
Назовите слова со звуком [ р ] , которые встречаются в загадке
Поселите в домик картинку в названии которой есть звук [ р ]
Определите позицию звука [ р ] в словах
Определите позицию звука [ р ] в словах
Определите позицию звука [ р ] в словах
Определите позицию звука [ Л ] в словах
Определите позицию звука [ Л ] в словах
Четвертый лишний
Четвертый лишний
Поменяй звуки
Поменяй звуки
Поменяй звуки
Поменяй звуки
Литература: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.- 114 с.
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Дифференциация звуков Ц - Ч. ст.гр.
Цель: Формирование умения различать звуки Ц-Ч в речи.
Задачи:
образовательные:
1. закрепить знания по теме “Животные и их детёныши”;
2. закрепить знания детей о предложении, развивать умение анализировать предложение, определять количество и последовательность слов в предложении, распространять предложение словами определениями;
3. закрепить зрительные образы букв Ц, Ч;
развивающие:
1. развивать фонематическое восприятие, умение выделять звуки Ц-Ч из слогов, слов;
2. развивать слоговую структуру слов, формировать умение выделять последний слог в слове; составлять слова из слогов, выделять ударный слог в слове.
3. формировать навык словообразования с помощью суффиксов –иц-, -ичк-;
4. развивать зрительное восприятие, мышление;
5. развивать мелкую моторику.
воспитательные:
1. воспитывать умение работать в команде, чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.
Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).
- Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)
- А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).
- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).2
3
У У3456 Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте место звука на своей карточке.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (черепаха)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
Жёлтый маленький комок
Во дворе пшено клюёт
Смотрит на него телёнок
До чего же мал (цыплёнок.)
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют
А за то, что он надут (Мяч)
В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает. (Бабочка)
Он в пупырышках, зелёный,
Вкусен свежий и солёный.
Помидору друг и брат,
С ними так хорош салат!
Этот стройный молодец
Хрусткий, тонкий…(Огурец)
7. Рассмотри картинку.
Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.
- Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы, в которых есть звук Ц. Звук Ч.
В заключение прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-бах.
И, услышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук.
На сосну вбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чирушка в листья – порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят.
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
После чтения стихотворения уточнить у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук-тук и Шебуршонок.