Классный час "Прощание с букварем"
Данное мероприятие посвящено подведению итогов изучения Букваря, развитию умения грамотно, выразительно читать стихи, петь песни,
логического мышления, внимания; формированию умения общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развитию творческих способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshchanie_s_bukvarem.docx | 55.57 КБ |
proshchanie_s_bukvarem_chast_1.pptx | 2.08 МБ |
proshchanie_s_bukvarem_chast_2.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Казан шәһәре Совет районының “Аерым предметлар тирәнтен өйрәнелә торган 22 нче урта гомуми белем мәктәбе” гомумибелем муниципаль бюджет учреждениесе 420075, Халезова ур, 11 Тел. / факс:234-86-07 E-mail: sch22@list.ru | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов” Советского района г.Казани 420075, Халезова, 11 Тел./ факс: 234-86-07 E-mail: sch22@list.ru |
Классный час в начальной школе
«Прощание с букварем»
1 класс
Хафизова Фануза Асгатовна,
учитель высшей категории
МБОУ СОШ №22
Советского района г. Казани
Хуснутдинова Лидия Саматовна,
учитель высшей категории
МБОУ СОШ №22
Советского района г. Казани
Цель: повести итоги изучения Букваря, воспитывать уважение к книге как источнику знаний, интерес к чтению; развивать актерские способности путем привлечения к инсценировкам, чувство дружбы и товарищества; убеждать, что добросовестное учение в школе - обязанность каждого школьника
Задачи: обобщить знания учащихся, полученные при изучении Букваря;
развитие умения грамотно, выразительно читать стихи, петь песни,
логического мышления, внимания;
формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся
Формируемые УУД:
1) личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
2) регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
3) познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.
4) коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
5) предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение;
Оборудование: празднично украшенный зал, презентация Microsoft Power Point, аудиозапись, большой конверт с заготовками для оформления, заготовка для групповой работы, костюмы для детей. медали.
Ход классного часа
Дети заходят в зал и поют песню «Здравствуй, Родина моя!»
(сл. К.Ибряева, муз. Ю. Чичкова), потом рассаживаются.
Учитель: В жизни все начинается с малого: с зернышка - хлеб, с лучика - солнышко, с кирпичика - дом, а знания- с первой книги каждого человека - Букваря. Дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня у нас очень радостный праздник. Мы с вами недавно переступили порог этой школы и стали первоклассниками. Давайте вспомним , как это было.
Песня «Здравствуй, 1 класс!» (сл. В. Степанов, муз. С. Стемпневский)
Учитель: Мы уже закончили изучать первую нашу книжку «Букварь». Позади 8 месяцев учёбы, 8 месяцев первых радостей и неудач, счастливого смеха и искренних слёз, а также и первых побед. Мне радостно сообщить, что все ученики умеют читать, писать и считать. В связи с этим я вас всех поздравляю с праздником и желаю счастливых школьных дней и в дальнейшем. Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю.
Учитель: А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
Учитель: А сейчас давайте все вместе позовём того, в честь кого наш праздник, того, с кем сегодня мы прощаемся, того, кто помог нам выучить все буквы.
Эту первую в школе книжку
Знают девочки все и мальчишки.
Среди книжек он главарь,
Эта книжка – наш …
Букварь! (появляется БУКВАРЬ )
Учитель: А Букварь пришел к нам не один, а с буквами.
БУКВАРЬ: Встаньте буквы в ряд так, чтобы получилось название нашего первого учебника. Прочитайте .
Учитель: А АЛИФБА привела с собой свои буквы. Какое слово можно составить из этих букв? (Дети отвечают АЛИФБА)
Учитель: А что это за учебник? (дети: это букварь, только на татарском языке)
Учитель: А что буквы расскажут нам о себе?
Ученик:
БУКВА Б
Буква Б проснется рано.
Буква Б бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
Ученик:
БУКВА У
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Ученик:
БУКВА К
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
Ученик:
БУКВА В
Буква В видна вдали,
Красивая витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Ученик:
БУКВА А
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Ученик:
БУКВА Р
Тянут сети рыбаки
Тянут рыбу из реки
Ловят рыбу разную:
Белую и красную,
Много и немножко…
Хорррроша ррррыбёшка!
Ученик:
БУКВА Ь
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Ученик:
БУКВА Э
ЭНИ ДИП ТЕЛЕМ АЧЫЛГАН,
ЭНИ СОЙГЭН, НАЗЛАГАН.
КАЙСЫБЫЗ СОН ДЭФТЭРЕНЭ
Э ХЭРЕФЕН ЯЗМАГАН?
Ученик:
БУКВА Л
ОЙРЭНДЕМ МИН КУП ХЭРЕФЛЭР,
ТЫРЫШЫП, ТИРЛЭР ТУГЕП.
МИН ЯРАТАМ «Л» ХЭРЕФЕН
КАБАТЛЫЙМ «ЛЭЙЛЭ» ДИЕП.
Ученик:
БУКВА И
И ХЭРЕФЕ ИПИДЭ БАР,
БАР УЛ ИЛ ХЭМ ИРЕКТЭ.
И ХЭРЕФЕ «ИКЕЛЕ»ГЭ
УКЫМЫСКА ОЙРЭТЭ.
Ученик:
БУКВА Ф
ФИЛ БУРЭНЭ ТАШЫП ЙОРИ
КАРА УРМАН ЭЧЕНДЭ.
ХАМАН ТОРА КУЗ АЛДЫМДА
КУРСЭМ ДЭ ТИК…ТОШЕМДЭ.
Ученик:
БУКВА Б
БОРЛЕГЭНЕМ, ЖИЛЭГЕМ, ДИП,
ИРКЭЛИ МИНЕ ЭНИ,
МИН БИТ ЭЛЕ БИК КЕЧКЕНЭ,
МИН БИТ ЭЛЕ БИК НЭНИ.
Ученик:
БУКВА А
А ХЭРЕФЕ – АЛМАДА,
А ХЭРЕФЕ – АГАЧТА,
А ХЭРЕФЕН ЯРАТАБЫЗ
ОЙРЭНЭБЕЗ ИН БАШТА.
Ученик:
АЛИФБА:
ХЭММЭБЕЗНЕН УЗ УРЫНЫ,
БАРЫБЫЗ ДА КИРЭКЛЕ.
БЕЗНЕ «ЭЛИФБА» КИТАБЫ
ДУС БУЛЫРГА ОЙРЭТТЕ.
Букварь: Ну –ка ,буквы, выходите, о себе вы расскажите!
Ученик:
Г- крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
Ученик:
Этот домик - буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
Ученик:
На дворе - такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ученик:
Й -Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На плечах ее сидит.
Ученик:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Ученик:
На букве Н - я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
Ученик:
О -В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Ученик:
Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись,
- Подойди и подтянись.
Ученик:
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Ученик:
Т – антенна выше крыши –
Все увидит, все услышит,
Телевизор включаем,
У экранов не скучаем.
Ученик:
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Ученик:
Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
- Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Ученик:
Е и Ё- родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ученик:
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Ученик:
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра З.
Ученик:
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ученик:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать е и ё.
Ученик:
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Ученик:
Ъ -Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите не хотите,
Стоит он в алфавите!
Ученик:
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
Ученик:
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Ученик:
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Ученик:
Я сказала про себя:
-Хоккеист известный Я.
Шайба прямо в цель летит-
Гооооол! Закончен Алфавит!
Учитель: Милые «Букварь» и «Алифба», вы, наверное, устали, пока детям помогали освоить грамоту. Посидите, отдохните, а ребята покажут, чему они научились.
Учитель: Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
Как отличить гласные звуки от согласных?
Ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темно лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
РОМАШКА (работа в группах)
Учитель: А сейчас задание – нужно собрать ромашки. Но ромашки необычные.
1 ромашка должна состоять из гласных букв, которые обозначают твердость согласного звука
2 ромашка должна состоять из гласных букв, которые обозначают мягкость согласного звука
3 ромашка должна состоять из звонких согласных букв
4 ромашка должна состоять из глухих согласных букв
5 ромашка должна состоять из букв, которые звуков не обозначают
6 ромашка должна быть необычной, в ней должны быть буквы ,которые есть только в татарском алфавите.
(2 группы гласных, 2 группы согласных, 1 группа Ъ Ь знаки, татарские буквы )
Учитель: Вот какие ромашки получились! Пусть они цветут на нашей полянке.
Учитель: Две наши ромашки состоят из согласных букв. Встаньте все согласные!
Найдите свои пары .
Учитель: А вы почему не в парах?
Ученики: А мы непарные.
Учитель: Садитесь.
Учитель: А вы почему такие грустные?
Ученики:
ЪЬ : Вы про нас забыли!
Учитель: А что вы про себя расскажите?
Ученики:
ЪЬ: -Знак я очень твёрдый, от того и гордый
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Ученики:
ЪЬ -Я- мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове «льёт»
И в слове «дождь».
Учитель: А вот необычная ромашка! А эти буквы взяты из какого алфавита? (татарского).
Татарский алфавит основан на кириллице. Но есть буквы, которых нет в русском алфавите. Посмотрите на них. ( Дети встают)
АЛИФБА:
Доньяда ин-ин матур ил –
Ул минем туган илем.
Доньяда ин-ин матур тел –
Ул минем туган телем.
Ученик:
Буквы стали строго в ряд, будто на линейке,
Каждый знает свое место и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,
Ну, а ты теперь сумеешь повторить все 33?
Ученик:
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
Но для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Ученик: В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Ученик: Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах,
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Учитель. Знаете, когда мы с ребятами изучали буквы, то познакомились со многими сказочными героями, прочитали много разных сказок. И чтобы вы убедились, что мы сами читаем и хорошо знаем сказки, давайте поиграем в игру «Угадай сказку». Согласны?
- Ребята, ребята, давайте жить дружно!
Не нужно ругаться и злиться не нужно!
Ведь даже травинка чувствует боль!
Поёт добродушно Кот (Леопольд) .
2. Всех грязнуль помоет быстро,
Всех нерях умоет чисто.
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Знаменитый (Мойдодыр) .
3. Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое!
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает (Курочка Ряба) .
4. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовётся (Чебурашка) .
5. Он не знает ничего!
Вы все знаете его…
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?. (Незнайка) .
Учитель: А сейчас следующее задание. 2 ученика выйдут к столам и проверят правильно ли составлены предложения.
« ПАПА КУСАЛ ЩЕНКА. ЩЕНОК КУПИЛ ВАСЮ».
Учитель: А пока эти ребята исправляют ошибки ,
-для всех остальных переменка.
Учитель: Ну, какие же уроки без весёлой перемены! И так – перемена.
Сценка «Перемена»
Задание.
Рыдают буквы в каждой строчке:
От наших слов - одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдете,
То сразу все слова прочтете,
-абль -жик -зина -обка -мушка
Учитель: Как вы думаете, какого слога не хватает?
Ученики: Начало всех этих слов: кор
Учитель: Давайте, ребята, прочитаем получившиеся слова.
Молодцы!
Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие предложения получились
у ребят.
Проверка задания
Было: « ПАПА КУСАЛ ЩЕНКА. ЩЕНОК КУПИЛ ВАСЮ».
Стало: « ПАПА КУПИЛ ЩЕНКА. ЩЕНОК КУСАЛ ВАСЮ».
Молодцы! Справились с заданием!
БУКВАРЬ: Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
Учитель: А теперь отгадайте загадки. Но так как вы теперь ученики, то загадки будут на школьную тему. Будьте внимательны.
- С виду черные, кривые, «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ».
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят (Буквы)
- Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю (Линейка)
- Должен я пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто же это… (Ученик)
- Моря и океаны,
Материки и страны –
Все умещается на нем,
На этом шаре голубом . (Глобус)
- У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем… (Букварь)
Учитель: А теперь игра «Доскажи словечко».
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
Очень скоро встретит вас ваш весёлый, звонкий (класс)
В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс (звонок)
То, какой ты ученик, всем расскажет твой (дневник)
Быть должны всегда в порядке твои школьные (тетрадки)
Кто карандаш свой потерял, тот кто забыл, что есть (пенал)
Я сижу едва не плача: очень трудная (задача)
Коль вертеться будешь много, знай – накажут очень (строго)
Долгожданный дан звонок, то закончился (урок)
Веселятся Коля, Лена – это значит (перемена)
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо читаете стихи и отгадываете загадки. Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья! » или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья! » Итак, начинаем
Игра «Это я»!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я.
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я.
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок!
- Это я.
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я.
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я.
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я.
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я.
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я.
Есть ребята между вами те, кто помогает маме!
- Это я.
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я.
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез!
- Это я.
Учитель: В эти дни всюду первоклассники дают салют самой первой и мудрой книге БУКВАРЮ. Мы поздравляем вас с первой школьной победой -окончанием букваря.
ПЕСНЯ «БУКВАРЬ» (сл. Пахмутова, муз. Добронравов)
Учитель: А теперь давайте попрощаемся с учебниками БУКВАРЬ и АЛИФБА. И скажем им Спасибо! и До свидания!
Первоклассник:
Беру Букварь в последний раз
И ценной книге говорю :»Благодарю!»
Ты –книга первая моя,
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.
Первоклассница:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наш БУКВАРЬ читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!
Рефлексия. Подарки.
Букварь и Алифба: А на прощание мы хотим вам вручить медали и поздравить вас с первой школьной победой!
(ДЕТИ МАШУТ РУКАМИ, УЧЕБНИКИ УХОДЯТ)
Учитель: Желаем вам дальнейших успехов в учении. Теперь вы умеете читать любые предложения и рассказы. А поможет нам в этом новый учебник «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». Нам нужно с ним подружиться.
(ВХОДИТ УЧЕБНИК «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ».)
Ученик: Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы.
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Там много интересного,
Пока вам неизвестного.
Ученик :
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти! ”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу! ”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Ученик:
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни,
С книгой жить мне интересней!
Ученик:
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит.
Ученик:
Книга всё тебе расскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все стряхнул с берёз.
Ученик:
Если книгу почитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней её полюбишь.
Ученик:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных
добрых сказок
До веселых повестей?.
Учитель: Сейчас все дети дадут клятву учащихся.
Клятва
- Я на пять учиться стану, с буквами уже знаком,
Научусь читать – и к лету запишусь в библиотеку!
Клянусь! (хором)
- Устный счет поизучаю,
Все вокруг пересчитаю!
Клянусь! (хором)
Хоть лепить и рисовать трудно,
Должен вам сказать,
Но терпенья наберусь,
В этом тоже я…
Клянусь! (хором)
Мы в большом и малом деле
С другом радости разделим,
С дружбою не поступлюсь,
В этом я друзьям…
Клянусь! (хором)
Учитель:
Закончен Букварь!
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
Учитель:
Кто любит музыку и песни,
Тому живётся интересней.
И в день прощанья с букварём
Мы песню дружно вам споём.
Песня «Мир похож на цветной луг»
(сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского)
Литература:
- Берестов В. Как хорошо уметь читать.
- Волина В.В. Занимательное Азбуковедение.- М., Просвещение, 1991г.
- Пустовалова Н.П. День Букваря. Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник сценариев для библиотек. 1998г. № 7
- Интернет – ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АБЛЬ, - ЖИК, - ЗИНА, - ОБКА, - МУШКА КОР
КОРАБЛЬ КОРЖИК КОРЗИНА КОРОБКА КОРМУШКА
ПАПА КУПИЛ ЩЕНКА. ЩЕНОК КУСАЛ ВАСЮ.