Конспекты уроков
Здесь представлены конспеты уроков биологии и географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_besp_razm.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Содержание учебного материала |
Организационный момент | |
Мотивация учебной деятельности | Надпись на доске: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» (К.Паустовский) Ребята, как вы понимаете это высказывание? |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 1.Вспомните основные свойства живого? 2.Какое свойство, прежде всего, характеризует живое? 3.В чем его биологическое значение? 4. Какие типы размножения вы знаете? В чём их различие? |
Выявление места и причины затруднения | Почему вы не можете ответить на вопрос? Чего вы не знаете, чтобы с ним справиться? |
Построение проекта выхода из затруднения | Чем необходимо заняться на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? Какие источники информации вы можете использовать для этого? Что необходимо сделать с найденной информацией, для того чтобы она осталась у вас в памяти? Урок 40 минут, а вопросов, которые мы поставили, много. Как мы должны организовать нашу работу, чтобы успеть всё сделать? (мы будем изучать по определенному плану) Давайте его составим. 1. особенности бесполого размножения 2. виды бесполого размножения Предложите тему нашего урока. (слайд 4) Вся ваша работа будет оцениваться баллами по накопительной системе, и фиксироваться в оценочном листе. |
Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физминутка | Способность к размножению – важное свойство всех живых организмов. В определённую пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из самых сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому не прерывается нить жизни. В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа. Какие? (бесполое и половое) Сл.4.Сколько особей принимает участие в бесполом размножении? (1) Сегодня мы более подробно познакомимся с бесполым размножением и его формами. Какие формы бесполого размножения вы знаете? ( Наиболее простая форма бесполого размножения – деление) Угадайте о ком пойдёт речь? Орган движения у меня. Вращается как гибкий прутик, А называют орган жгутик. Кто же я? (Эвглена зелёная) ДЕЛЕНИЕ На примере эвглены зелёной рассмотрим, как происходит процесс деления. - Посмотрим, как начинается процесс деления? ( начинается с ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму). -Затем что происходит? (появляется жгутик) - Затем? (разделяется пополам) - В цитоплазме образуется перегородка, которая постоянно углубляется, делит материнскую особь на две дочерние, новые эвглены. - Посмотрите, они одинаковые? (Они совершенно одинаковые и похожи друг на друга). - Кто ещё размножается таким способом? Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли. ПОЧКОВАНИЕ- А теперь послушайте сказку – быль про гидру. - Давайте её приветствовать стоя. Жила – была в речке гидра. Была она стройная, гибкая с пучком щупальцев на голове. Всё было хорошо в её жизни, да вот беда – скучно ей стало в одиночестве. Думала она, думала, как самой себе помочь, и наконец, придумала. Стали на её гибком теле расти бугорки – почки. Постепенно они увеличивались в размерах, становились такими же стройными, потом у них появились щупальца, а между ними – рот. Некоторые гидры – дочки быстро отделились от гидры – мамы и посилились с ней рядышком, а другие долго ещё жили на её теле. И было им весело проводить летние дни вместе. -Молодец, интересно наблюдать, когда нет ещё рта у деток, а щупальца захватывают добычу и не знают, куда её деть! Такой способ размножения называется почкованием. -У кого встречается такой способ размножения приведите примеры стр. 122 уч. и рисунки. (У одноклеточных и многоклеточных организмов, дрожжей). Посмотрите в микроскоп, там дрожжи. СПОРООБРАЗОВАНИЕ Достаточно широко распространена в природе и другая форма бесполого размножения -спорообразование. - Вы часто летом ходите по грибы? - А какие грибы вы знаете, перечислите? - А какие грибы вы собираете? - А кто собирает рыжики? Грузди? Беляки, волжанки? - Какая закономерность есть? Если найдёшь один гриб, то рядом обязательно будет расти ещё несколько. - Чем размножаются? (спорой и грибницей) Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи. Так размножаются некоторые животные, грибы, такие растения как водоросли, мхи, папоротники. У многоклеточных растений , высших грибов споры образуются в специальных органах – спорангиях. Стр. 123 рис. - Значит следующая форма БР … спорообразование - Почему зарастает грядка с клубникой, делянка с малиной, как вырастить понравившийся цветок? -ВЕГЕТАТИВНОЕ Мы узнаем это, если рассмотрим еще один способ бесполого размножения, характерного для цветковых растений – вегетативного. - Почему форма размножения названа вегетативной? СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ - Назовите известные вам вегетативные органы. КЛУБЕНЬ ЛУКОВИЦА КОРНЕВИЩЕ СТЕБЛЕВЫЕ ЧЕРЕНКИ «УСАМИ» ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ ВЫВОДКОВЫМИ ПОЧКАМИ КОРНЕВЫМИ ОТПРЫСКАМИ ПРИВИВКОЙ |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполните тест (слайд 30) Тест «Размножение, его виды» Выбери один верный ответ 1. Размножение - это а) увеличение числа особей в) деление клеток б) образование новых видов г) воспроизведение себе подобных организмов 2. Типы размножения организмов: а) только половое в) половое и бесполое б) только бесполое г) только делением клетки 3. В бесполом размножении участвует а) одна особь б) две особи в) три особи г) много особей 4. Гидра размножается а) делением б) почкованием в) спорами г) отпрыском 5. Грибы размножаются а) делением б) почкованием в) спорами г) клубней |
Включение в систему знаний | Биологическая задача(слайд 31) Распределить организмы по способам размножения(2 чел у доски) Морские звёзды истребляют устриц. Поэтому попавших в сети морских звёзд рыбаки разрубали на куски и выбрасывали за борт. Однако, узнав об одной особенности их размножения, она перестали так делать. Опишите что это за особенность и к чему она приводит. У каждого на столе есть определенное растение (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансивиерия). И теперь, работая в парах, определите, каким способом целесообразно размножать предложенное комнатное растение? Биол. задача(слайд 35) 1.О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке: «У мамы дочки на шнурочке»? |
Рефлексия деятельности | Итак, урок подходит к концу Достигли ли мы цели урока? |
Домашнее задание | 1. Изучить п.18 2. Рассмотреть рисунки 3. Выполнить задания в тетради (п.18) 4. Практическое задание: С помощью любого способа вегетативного размножения укоренить комнатное растение, а полученный результат принести в школу. |