Открытый урок по развитию речи в старшей группе по теме "Монолог и диалог"

Крупнова Оксана Петровна

Предложенное вашему вниманию занятие,представлено только "широкой канвой" как мини-конспект с опорными точками. Так как открытый урок предполагается проводить чуточку позднее и он будет у меня первым, то и предполагаемых ответов детей на поставленные вопросы вы здесь не увидите, очень хочется  самой посмотреть что из этой моей задумки выйдет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по развитию речи в старшей группе №1 по программе «Радуга» МБДОУ № 76 «Крепыш» г. Нижний Новгород Воспитатель Крупнова О.П. Тема: «Монолог. Описание и повествование» Цель: Рассказать детям о разнообразии монологических высказываний; показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в умении различать описание и повествование. Оборудование: Куклы в традиционных нарядах, Отрывки из произведений с образцами описательных и повествовательных текстов , волшебный сундучок c набором парных картинок по теме «антонимы», фланелеграф с набором картинок по теме, куклы би-ба- бо .

Слайд 2

Примерное содержание: 1) Психологический на строй на заняти е. Воспитатель встречает детей в группе. (стихотворное) 2) Приветствие. Слова ребёнка. 3) Начало занятия - слова педагога. 4) Введение: Воспитатель напоминает детям, что в зависимости от ситуации люди пользуются разными формами речи: диалогами и монологами, - и упражняет детей в умении различать диалог и монолог на слух. ( при помощи кукол би-ба- бо ). 5) Рассказ педагога о том, что монологи бывают разные . В одних монологах люди рассказывают о каких-то событиях, приключениях и т.п. Высказывания , в которых события разворачиваются во времени, т.е. следуют одно за другим, называются повествованием ( рассказом). В других монологах люди описывают портрет человека, животного , растения, любимую игрушку, фасон платья и т.д. Это высказывание так и называется – описание. Далее приводятся примеры описательных текстов . Привлекаются дети. Один выступает в роли больного, который рассказывает о симптомах болезни врачу, второй – становится известным модельером ( описывает на примере куклы-игрушки традиционный русский наряд (Иван-царевич) Третий описывает портрет самого близкого человека - мамы. Четвёртый – описывает какое-либо животное. Пятый – рассказывает об увиденном им доме в деревне. 6) Делаем вывод о роли описания в жизни людей : - профессиональной деятельности ( врачи, модельеры, строители т.д.) в науках ( описание животных, растений, звёзд, природных явлений) в жизни детей( описание игрушки, о которой мечтаешь или уже имеешь, фасон платья, которое наденешь на праздник, сделанной своими руками модели из конструктора и т.д.)

Слайд 3

7) Физкультминутка – разминка на тему «осень». 8) Повествование используется: - в профессиональной деятельности людей ( врач назначает лечение, модельер строит выкройки, подбирает ткани и материалы для платья, строитель заготавливает разные строительные материалы и строит дом ( фундамент, стены, крыша, окна, двери) .- на фланелеграфе один из детей выступает в роли строителя ( собирает дом) при этом комментирует свои действия , используя большое количество глаголов. - в науках ( рассказ о жизни, среде обитания, повадках животных, и т.д. у биологов) - в жизни детей ( как провёл лето, как отметил день рождения, как помогал маме) От простого к сложному: 9) Воспитатель предлагает детям отгадать загадки про осень : -Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья ( осень) -Кто всю ночь по крыше бьёт , да постукивает? И бормочет и поёт, убаюкивает? ( дождь) -Кто стоит на крепкой ножке в бурой шапке у дорожки? Видно шапку из травы, нет под шапкой головы (гриб) -В дождь их стоит обувать и по лужам в них шагать, для любой найдём ноги из резины…. ( сапоги) -Солнце больше нас не греет, холодком позёмка веет, дунул в лужу ветерок и сковал её… (ледок) -Холода их так пугают, к тёплым странам улетают, петь не могут, веселиться, собрались в стаи… (птицы) 10) Пальчиковая гимнастика «Дождик» 10) Воспитатель зачитывает детям различные небольшие тексты описательного и повествовательного типов и предлагает определить, какому типу монолога ( описанию или повествованию) относится текст. 11 ) Игра с волшебным сундучком «Наоборот ». Цель активизировать словарь антонимов у детей. Внутри сундучка сложены картинки, на которых изображены предметы и объекты с различными характеристиками. Дети по очереди достают картинки и называют, что изображено на картинке ( желательно в форме сложносочинённого предложения с противительным союзом «а». 12) Вывод. Заключительное слово педагога и ответы детей.

Слайд 6

Приветствие Психологический настрой на занятие Физкультминутки/разминки Осень пришла Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину) Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево) Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев) Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев) Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой) Она удивилась (развести руки) Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг ) ************************************ Пальчиковая гимнастика «Дождик» Дождик, дождик (стучим пальчиками поочерёдно) Целый день Барабанит в стекла. Вся земля, (сжимаем и разжимаем кулачки) Вся земля От воды размокла … (разводим руки в стороны ладошками вверх) Встало солнышко давно Заглянуло к нам в окно Нас оно торопит в класс Ведь занятие у нас. Все расселись по местам Никому не тесно? По секрету вам скажу – будет интересно! ********************************************* Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро – солнцу и птицам! Доброе утро – доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера! ********************************************* Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу… Улыбки подарим гостям К уроку готовы? Тогда – за работу! Удачи желаю всем нам!....