Эффективность деятельности тренера и определяющие ее факторы
Эффективность деятельности тренера и определяющие ее факторы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_effektivnost_raboty_trenera.docx | 169.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность деятельности тренера и определяющие ее факторы
(На основе статьи журнала «Теория и практика физической культуры» Выпуск: 1 () 2006, 29 декабря 2006 Страницы: 34-38 кандидата педагогических наук, доцента Т. В. Михайловой)
Стремительные, еще не до конца осознанные экономические и социальные изменения в обществе с неизбежностью вызывают к жизни потребность в реформировании и системы спорта. Сегодня перед спортивной педагогикой стоят задачи максимального раскрытия в институте спорта активного, деятельного начала, реализации и самореализации всех субъектов этого социального института.
Уже в конце прошлого века стало очевидным, что экстенсивный путь оптимизации спортивной подготовки путем увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, привлечения к занятиям спортом огромного числа детей и отбора наиболее одаренных из них, равно как и подход к оптимизации системы спортивной тренировки путем повышенного внимания в основном к содержательно-методическим проблемам, не отвечает реалиям современного института спорта. Так, стало ясно, что механическое наращивание тренировочных нагрузок требует критического отношения, поскольку во многих видах спорта они уже приблизились к границам биологических и социальных норм. Немаловажно также, что акцентированное внимание ко все большему повышению уровня специальной физической подготовленности малоперспективно в связи с тем, что у квалифицированных спортсменов таковой имеет тенденцию к выравниванию. Понимание этого делает очевидной необходимость поиска иных путей рационализации и повышения эффективности процессов спортивной подготовки. И, как нам представляется, наиболее перспективен путь изыскания внутренних резервов тренировочного процесса, в первую очередь повышения эффективности деятельности тренера. Перспективен он потому что тренер -одна из важнейших фигур всей социальной структуры института спорта, и именно он в значительной степени определяет эффективность и результативность спортивной деятельности.
Сегодня даже без специальных исследований можно констатировать: и в резервном, и в большом спорте для большинства тренеров педагогический процесс сводится к управлению спортивной подготовкой. Такое положение во многом связано с ориентацией высшего физкультурного образования на признание основной дисциплиной в системе профессионального обучения будущих спортивных педагогов так называемой «Теории спортивной тренировки», где основное внимание уделяется технологическим проблемам физического и технико-тактического совершенствования, т. е. непосредственно организации тренировочного процесса с точки зрения планирования, дозирования и контроля за тренировочными нагрузками. Да, в этой области достигнуты определенные успехи, связанные с развитием теории и методики спортивной тренировки, но в то же время практически игнорируется должное внимание к проблеме личностного - в социальном и социокультурном аспектах -смысла тренировочного процесса как для спортсмена, так и для тренера. Иными словами, во многом в тени остаются весьма важные в институциональном плане организационные, общепедагогические, социальные, социально-психологические, психологические и другие аспекты спортивной деятельности. А как раз такие исследования настоятельно необходимы для разработки и соотнесения реального положения дел и «идеального» состояния, соответствующего не только социальным реалиям института спорта, но и особенно перспективам и тенденциям его развития. Только такой «идеальный портрет» спортивного педагога может дать представление об адекватных современности профессионально важных качествах тренера. Еще в 70-х гг. прошлого века всемирно известный специалист по плаванию, тренер национальной команды США, профессор физического воспитания Д. Каунсилмен, достаточно четко подметивший, что «...тренер должен спросить себя: ученый ли я?», поскольку «тренер .... который хочет знать только «как», а не «почему», не способен анализировать и в лучшем случае сможет выполнять только посредственную работу»1. Именно тренер определяет успешность и творческое своеобразие... нет, не процесса спортивной тренировки, а процесса тренировки спортсмена.
В этом случае тренер будет выступать не только в роли методиста, знающего как распланировать тренировочный процесс и использовать конкретные средства на каждом из его этапов, но и как последовательно реализующий свой творческий потенциал научно-практический работник. Как профессионал, не только умеющий на базе изучения особенностей своих подопечных организовать адекватную педагогическую ситуацию, но и способный выбрать и передать социально значимые ценности. Сформировать соответствующую требованиям социума культуру, обеспечивающую выход за пределы нормативной деятельности, определяющую творчество, развитие и саморазвитие субъектов педагогического процесса.
В свете такого изменения идеологии профессиональной деятельности тренера на первый план выходит уже не чисто педагогическая, а социально-педагогическая ее проблематика. В данной статье мы опираемся на результаты исследований, проведенных нами с Г. А. Морозовым в 1998-2002 гг. и с Т. Ю. Дельцовой в 2005-2006 гг.2.
Таблица 1. Предпочтения при выборе работы в зависимости от ориентации на тренерскую деятельность, %
Фактор выбора | Мотивация тренерской деятельности | |
призвание | обстоятельства | |
Заработок | 2,58 | 3,83 |
Профиль деятельности | 2,84 | 2,09 |
Таблица 2. Уровень квалификации воспитанников в зависимости от их контингента в начале тренерской карьеры респондентов, %
Контингент воспитанников в начале карьеры | Итоговая квалификация воспитанников | |
есть мастера спорта | есть члены сборных | |
Призвание | ||
Дети, начинающие | 81,8 | 63,6 |
Юноши, юниоры, квалифицированные спортсмены | 100 | 66,7 |
Обстоятельства | ||
Дети, начинающие | 66,7 | 66,7 |
Юноши, юниоры, квалифицированные спортсмены | 70,6 | 41,2 |
Отметим, что многие социально-педагогические вопросы в контексте профессиональной пригодности, касающиеся таких проблем, как «тренер в системе спортивной деятельности», формирование ценностно-мотивированной сферы, уже достаточно подробно проанализированы нами3.
В частности, установлено, что в системе факторов, определяющих социально-психологический статус тренера, рационально выделить три наиболее значимых фактора: мотивационную направленность, когнитивно-темпераментные свойства личности и возрастно-половые и социально-демографические особенности тренера. При этом выбор места работы и наибольший вклад в успешность деятельности характеризует мотивационная направленность. Нами установлено, что у контингента, причиной прихода в спорт которого в качестве тренера является призвание, определяющие факторы выбора места работы (табл.1) и показатели эффективности тренерской деятельности существенно отличаются от деятельности тех, кто занялся такой работой в силу обстоятельств (табл. 2).
Рис. 1. Структура мотиваций работы/ тренером в зависимости от типа полученного образования: A - не нашел себя в другом; B - призвание; C - спортсмену иного пути нет; D - «так получилось»
В этой связи для повышения эффективности подготовки тренерского корпуса необходим специальный анализ основных этапов становления тренера: довузовской спортивно-профессиональной ориентации, профессиональной подготовки в вузе и послевузовской профессиональной деятельности в качестве тренера. Важно также внимание к исследованию прикладных аспектов формирования творческого подхода в деятельности тренера, которые включают общее интеллектуальное развитие, развитость творческого воображения, наличие специальных знаний, установка на творческое отношение к профессии4.
Рис. 2. Самооценка соответствия квалификации выполняемой работе в зависимости от причин работы/ в качестве тренера
Показательно, что исследование 2005-2006 гг. выявило существенные различия в структуре мотиваций работы в качестве тренера в зависимости от типа полученного образования (рис.1).
Не менее значим фактор «призвание» и для критичности подхода к оценке своей квалификации (рис. 2).
Как видим, неудовлетворенность уровнем своей квалификации, что реально служит основой установки на дальнейшее самосовершенствование, более характерна для тренеров, работающих по призванию. Их же оппоненты более самоуверенны. Это понятно, поскольку креативный педагог, работающий не по принципу «от сих и до сих» и полностью «выкладывающийся» в своей деятельности, всегда сможет найти применение своим знаниям и умениям на любом уровне и при работе с любым контингентом подопечных, а потому практически полностью реализует свой потенциал в повседневной работе. Вряд ли он будет оставлять что-то «в загашнике» и тем более сомневаться в соответствии своей квалификации реалиям своей деятельности, как это встречается у работающих в силу обстоятельств.
Неудивительно, что существенно различны и жизненные планы сопоставляемых контингентов. Среди работающих по призванию мало кто хочет отказаться от педагогической деятельности, а потому их «миграционные планы» связаны в основном с изменением контингента подопечных или с уходом в сферу высшего образования, тогда как у работающих в силу обстоятельств установки иные (рис. 3).
Этот факт подтверждает и сопоставление структур жизненных планов. Коэффициент ранговой корреляции в данном случае имеет отрицательную величину (минус 0,69), что свидетельствует о существенном расхождении установок этих контингентов, а следовательно, о существенном значении фактора «призвание» для стабилизации тренерского корпуса и, как мы показали ранее, удержания в сфере тренерской деятельности наиболее ответственного и подготовленного контингента. То, что это так, подтверждает и обращение к такому фактору, как отношение к уходу перспективного спортсмена к другому тренеру (рис. 4).
Как видим, тренеры с более широкими взглядами и более образованные акцентируют внимание на создании более эффективных условий совершенствования спортсмена, тогда как сопоставляемый контингент сосредотачивает внимание на личных амбициях тренера. Что же касается соблюдения этики, то дело не столько в самом факте перехода спортсмена, сколько в том, чтобы обставить это соответствующим образом и даже поднять при этом авторитет первого тренера и отдать должное его заслугам.
Более широкий кругозор тренеров, работающих по призванию и с более глубоким образованием, подтверждает и использование ими источников информации.
Важным аспектом работы тренера в условиях пролонгированного отбора перспективных спортсменов является учет их физиологического созревания, т. е. вопросов вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность и участия в ней ретардантов и акселератов. При этом следует учитывать, что детский и подростковый организм прекрасно адаптируется к систематически повышающимся требованиям к выносливости и высоким физическим нагрузкам. Например, адаптация работы сердца происходит у них так же быстро и со столь же сильным эффектом, как у высокотренированных спортсменов5. В то же время при определении перспективности юного спортсмена необходимо учитывать, что во многих случаях высокие результаты у него обусловлены преимуществами более раннего физического развития (акселератов), особенно у девушек, поскольку развитие у них завершается раньше. Неудивительно, что у тренеров с более широким кругозором (в частности, вследствие получения и «иного» образования) отмечаются различия как в плане отбора на начальном этапе, так и в последующем. В целом показатели таковы: при начальном отборе акселератам отдают предпочтение на 5-10 % больше тренеров с менее широким кругозором, а в дальнейшем они в большей степени ориентируются не столько на тех, в перспективность которых верят, а на тех, у кого сегодня результаты растут быстрее (табл. 3).
Рис. 3. Жизненные планы/ в зависимости от ориентации на тренерскую деятельность: A - работать с иным контингентом; B - уйти в сферу вы/сшего образования; C - перейти на административно-управленческую работу; D - работа тренером - не основная трудовая деятельность; E - ничего менять не хочет
Рис. 4. Отношение тренера к уходу от него перспективного спортсмена в зависимости от широты/ взглядов: А - признает факт без оговорок; B - согласен, если сам ничего больше не может дать этому спортсмену; C - считает это неправильным с этической точки зрения; D - полагает, что это неправильно, поскольку подготовивший сам достоин продолжать работу; E - считает, что такие факты/ препятствуют повышению квалификации тренеров
Таблица З.Ориентация на контингент в зависимости от широты кругозора тренера, %
Образование | Уделяет основное внимание | ||
Тем, у кого быстро растут результаты | В перспективность которых верит | Всем одинаково | |
Только физкультурное | 32,7 | 28,5 | 38,8 |
Иное | 18,0 | 46,9 | 35,1 |
Правда, затрудняют реализацию такого подхода к определению перспективности весьма конкретные трудности методического характера в определении сенситивных периодов у лиц разного пола и возрас-та6. В результате наблюдается значительная вариативность индивидуальных результатов в одной и той же выборке, сложность оценки корректности способа математической обработки и последующей интерпретации полученных данных.
И все же одной из основных, на наш взгляд, остается такая проблема построения тренировочного процесса и отбора, как необходимость принимать во внимание не только и не столько «паспортный» возраст подростка, сколько возраст биологический и социальный. Ведь достаточно убедительно показано, что подростки одного паспортного возраста имеют разные показатели в физическом, психическом развитии, умственной и физической работоспособности, здоровье, социальном статусе, а потому для решения проблем проведения спортивного подбора и ведения тренировочного процесса перспективно учитывать этот факт.
Эффективность такого подхода была подтверждена специальными исследованиями. Так, при рассмотрении проблемы эффективности системы спортивного отбора и спортивной ориентации на более ранних этапах развития организма в школах-интернатах спортивного профиля по гребле на байдарках и каноэ в результате многолетних исследований, имевших целью выяснение комплекса функциональных, психологических и других качеств и признаков, установлена возможность решения конкретных задач на разных этапах отбора в плане выявления контингента, одинаково одаренного в функциональном и физическом отношении, с хорошей физической подготовленностью и морально-волевыми качествами, уравновешенными нервными процессами. Критериями в этом случае могут и должны стать психологические особенности гребцов при условии прогрессивного улучшения у них функциональных и физических качеств, т. е. внимание к социальному возрасту7. Тем не менее наши данные свидетельствуют, что если не при отборе, то уж при планировании тренировочных нагрузок обязательно спортивные педагоги ориентируются в основном на биологический возраст. На паспортный - практически каждый десятый, на социальный - каждый двадцатый, а каждому пятому неизвестны рассматриваемые критерии.
История педагогики в контексте отбора детей и развития их способностей в условиях специализированных школ (математических, хореографических, музыкальных и др.) свидетельствует: чем раньше начинается формирование способностей, тем больше среди учащихся выявляется одаренных, тогда как занятия в более позднем периоде не способствуют этому. Это объясняется пропуском наиболее продуктивного сенситивного периода, вследствие чего наблюдается снижение темпов становления и развития способностей детей.
Особенно важно в этот период времени выявлять детей, склонных к занятиям спортом, чтобы не упустить оптимальный возраст, в котором наиболее эффективно развиваются двигательные возможности будущих чемпионов. В этой связи К. Г. Гомберадзе еще в 70-х гг. прошлого века предлагала создавать экспериментальные группы из детей дошкольного возраста (3-6 лет) для развития их двигательных возможностей с последующей передачей наиболее одаренных в ДЮСШ в возрасте 9-10 лет для полноценной реализации физической одаренности, в полной мере используя значимость сенситивных периодов8.
Помимо ориентации на биологический и социальный возраст важно учитывать и факт предшествующей двигательной активности. Этот факт был подтвержден в специальном исследовании проблемы9. Еще ранее было показано, правда только при вторичном анализе работ предшественников, что следствием двигательной активности определенной направленности и интенсивности является снижение порога сенситивных периодов в развитии и тем самым обеспечивается более быстрое физическое созревание подростка10. Это во многих случаях позитивно коррелирует с социальным созреванием. В этой связи мы специально обратились к тренерам с целью определить, насколько они в своей практической деятельности ориентируются на особенности биологического и социального созревания при отборе и в тренировочной деятельности. Данные неутешительны: считают рациональным учитывать предшествующую двигательную активность только 28,6% тренеров, остальные колеблются. В целом же при ранжировании разных факторов отбора тренеры отводят этому фактору шестое ранговое место из предлагавшихся семи, уступая только антропометрическим данным родителей.
В целом анализ общей ситуации в системе спорта и наши собственные исследования приводят к выводу, что современные установки тренеров и их готовность к решению социально-педагогических проблем современного спорта далеко не оптимальны. Это требует специального внимания к ним в системе высшего физкультурного образования.
Прежде всего особого внимания заслуживают проблемы пролонгированного отбора, или, точнее, подбора кадров для института спорта, проблема спортивных резервов. Как раз в этой проблематике, как в капле воды, отражаются ключевые позиции тренера в отношении социально-педагогических характеристик и установок тренера в его профессиональной деятельности:
- это, во-первых, трактовка основных личностных установок во взаимодействии с подопечными. Воспринимаются ли они как некий «материал», на котором можно проверить свои идеи и реализовать свой потенциал (тогда на первый план выходит сама спортивная деятельность и реализуется идея отбора субъекта для конкретной профессиональной деятельности в конкретном виде спорта и выбраковки «бесперспективных» для совершенствования и достижения вершин в этом виде спорта), или же как самоценные индивидуальности (тогда уже речь идет о спортивном подборе, в ходе которого реализуется потенциал каждого юного спортсмена, причем на всех этапах спортивного совершенствования, в том числе и путем подбора подходящего именно для него конкретного вида спортивной деятельности - и в таком случае нет «бесперспективных» для спортивной деятельности);
- во-вторых, в случае установки тренера на реализацию социально-педагогического потенциала института спорта профессиональными требованиями в его деятельности становятся внимание к особенностям формирования потенциального подопечного как индивида и как личности и социально-личностная ответственность тренера за дальнейшую судьбу подопечного в институте спорта и в жизни в целом. Тогда тренер, реализуя идею подбора, не может не вести активный поиск своих будущих подопечных. И в случае бесперспективности спортсмена в своем виде спорта сам активно ищет перспективные для него виды спорта. Но в этом случае необходимы более широкий и глубокий информационно-знаниевый потенциал, выходящий за рамки своей узкой специализации, внимание к проблемам физиологического и социального созревания спортсмена и его предшествующей двигательной активности.
В таких условиях, видимо, необходимо в системе подготовки тренерского корпуса больше внимания уделять собственно социально-педагогическим аспектам тренерской деятельности, в том числе и путем реализации идеи расширения кругозора и повышения общего уровня культуры будущего спортивного педагога как предпосылки образовательного процесса, что согласно нашим с Г. А. Морозовым исследованиям является необходимым условием формирования эффективно работающего тренера11, и обучения творчеству, для чего есть вполне реальные предпосылки, уже апробированные на практике С. А. Кореневским: вовлечение студентов физкультурных вузов в научно-исследовательскую работу12. Студент, серьезно занимающийся научно-исследовательской работой, не только осваивает методику и технологию такого вида деятельности - он учится одной из наиболее существенных составляющих творческого подхода к любой проблеме - формулированию исследовательских задач (в нашем случае - педагогических, в том числе и организации педагогической ситуации - этого основного, на наш взгляд, момента приложения творческого потенциала тренера). Иными словами, обучение творчеству и формирование потребности в творчестве мобилизуют будущего тренера на продуцирование и осуществление идей как неотъемлемой составляющей собственно профессиональной деятельности. Конкретно же проявление творчества в работе тренера связано с устойчивым профессиональным интересом и склонностью к педагогической деятельности. То есть творческая установка мобилизует энергию тренера, необходимую для осуществления задуманных идей, и отражает его потребность в творчестве как составной части профессиональной деятельности. Причем предрасполагающим моментом и в то же время моментом, закрепляющим формирование профессионального интереса, в частности интереса к педагогической деятельности, равно как и катализатором деятельности интеллектуальной, является - и это уже давно известно -вполне конкретный позитивный эмоционально-мотива-ционный фон субъекта, его призвание.
Сноски
1 КаунсилменД. Наука о плавании (пер. с англ.) /Д. Каунсилмен. - М. Физкультура и спорт, 1972. - С. 7,11.
2 В первом случае обследовано 335 тренеров разной квалификации, во втором - 236.
3 См.: Михайлова ТВ. Тренер как профессионал: социально-педагогические очерки /Т.В. Михайлова. - Москва - Смоленск, 2004.
4 Михайлова ТВ. Тренер как профессионал: социально-педагогические очерки /ТВ. Михайлова. - Москва - Смоленск, 2004. - С. 72, 93
5 Харе Д. Учение о тренировке (пер. с нем) /Д. Харе. - М.: Физкультура и спорт, 1971.
6 Губа В.П. Концептуальные основы! спортивно-оздоровительных занятий в детско-юношеском возрасте /В.П. Губа// Вестник спортивной науки. -М.: Советский спорт - 2003. - № 2. - С. 30-33.
7 Семенов СП., ВолковИ.П. Вопросы! отбора в школы-интернаты! спортивного профиля в гребле на байдарках и каноэ /С.П. Семенов, И.П Волков // Организация работы! в школах интернатах спортивного профиля в гребле на байдарках и каноэ». - М.,1978. - С. 2-24.(Для с/п).
8 Гомберадзе К.Г К вопросу о сенситивных периодах развития отдельных функций организма детей и подростков // Материалы международного научного симпозиума по проблеме «Система отбора и спортивной ориентации юных спортсменов». - М.,1975. - С. 81-83.
9 ПономарчукВ.А. Предшествующая двигательная активность и процесс спортивного совершенствования /В.А. Пономарчук, ГВ. Барчукова, В.А Винник // Теория и практика физ. культуры!. - 1991. - №1 - C. 44-49.
10 Пономарчук В.А. К вопросу о биологической предопределенности сенситивных периодов в развитии физических качеств /В.А. Пономарчук, В.Е Васюк, В.Г Подольский // Проблемы научно-методического обеспечения подготовки спортивных резервов. - Минск, 1986.
11 Морозов А.ГСоциально-педагогические факторы!, определяющие успешность педагогической деятельности тренера (на примере гребного спорта: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /А.Г Морозова. - М.: Р^ФК, 2002.
12 КореневскийС.А. Образование и наука: социально-педагогические аспекты взаимодействия /С.А. Кореневский. - Смоленск, 2004