Проектные работы учащихся

Багапова Айсылу Ряшитовна

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. 
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. 
А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект

Черенкование и посадка комнатных растений

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1 Комнатные растения кабинета биологии………………...4

  1. Видовой состав растений……………………………………..6
  2. Содержание и уход за растениями……………………………9

Глава 2 Практическая часть………………………………………..12

Заключение………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………….18

Введение

        Мы постоянно обращаем внимание детей на красоту окружающей природы и ее многообразие. В течении года мы наблюдаем за изменениями происходящими в природе: появление первой травы, подснежников, распускание почек на деревьях и кустарниках, цветение растений.

Как известно, растения существуют, благодаря питанию, дыханию и росту. Чтобы продолжить род, растение должно размножаться.

Когда в жизни растения наступает определенный период, происходит цветение. Цветки дают начало плодам и семенам. Если семена попадают в благоприятные условия, из них появляются молодые растения. Вышеуказанный тип размножения именуется семенным. Однако не все растения вырастают из семени. Основой нового растения может послужить стебель, корень, лист в редких случаях. Эти органы растения носят название вегетативные. Соответственно, размножение растений посредством вегетативных органов называется вегетативным.

Невозможно переоценить хозяйственное значение размножения растений. Вследствие знания путей размножения растений у людей есть возможность получить определенное количество необходимых растений, засеивать поля, заниматься высадкой лесов, садов, клумб.

Ведь обновление в природе- сложный многолетний процесс, где все объекты взаимосвязаны друг с другом. Человек также играет не маловажную роль в этом процессе, сажает деревья, огороды, создавая цветники. Помочь детям стать не только наблюдателями природы- одна из задач экологического воспитания. В соответствии с требованиями ФГОС дети должны самостоятельно выполнять работу по размножению растений, по севу и выращиванию семян, уходу за растениями.

Данному развитию способностей может поспособствовать представленный проект: «Черенкование и посадка комнатных растений»

Глава 1 Комнатные растения кабинета биологии

Биология - наука о жизни, поэтому основная задача учителя биологии -помочь учащимся воспринимать школьный курс биологии как раскрытие и

познание тайн живой природы.

Специфической особенностью преподавания биологии является использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Комнатные растения используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. На уроках комнатные растения могут быть использованы при изучении строения растений, приспособления организмов к среде обитания, взаимосвязи строения и функции.

Работая с комнатными растениями, учащиеся, усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии. Также учащиеся занимаются систематизацией комнатных растений кабинета биологии.

Основная масса растений, используемых во внутреннем озелененений,-выходцы из стран с тропическим и с субтропическим климатом. Большинство их произрастает в условиях высоких ровных температур и обильных осадков.

Таковы фикусы, многие пальмы, бегонии, филодендроны, пеперомии, марантовые. Другие-жители горных лесов тропи-ков с характерным для них более прохладным, но влажным климатом и постоянно высокой влажностью воздуха (папоротники, орхидеи, многие бромелиевые и др.). Некоторые обитают в сезонных листопадных и полулистопадных лесах тропиков, в районах с четкой ежегодной сменой дождливого и засушливого периодов (австралийские эвкалипты, акации). Из крайне сухих областейюжной и восточной Африки со скудными нерегулярными осадками происходят алоэ, молочаи, каланхое, гастерии, хавортии. Родина хорошо известных в комнатной культуре кактусов и агав-сухие горные плато Мексики, центральной и южной Америки.  

1. Декоративноцветущие растения

Это сравнительно небольшая группа растений, выращивают исключительно ради эффектного цветения. Оно может продолжаться от недели до нескольких месяцев.

Длительно и обильно цветут пеларгонии, бегонии, сенполии.  Кратковременное цветение у кливии, кринума, гиппеаструма. Одни из этих растений цветут зимой (азалии, камелии, пуансеттия, цикламены), другие – весной и летом (пеларгония, синнингия, ахименес, колокольчик). В остальное время эти растения малопривлекательны.

2. Декоративнолистные  растения.

К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают цветоводов либо красивой формой листьев (пальмы, папоротники, филодендроны),  либо необычной яркой или пестрой их окраской (бегонии,марантовые, кодиеумы, многие акантовые кротоны). При выращивании пестро-лиственных растений важно знать реакцию каждого из них некоторые предпочетают затененные места; при избытке света листья у них становятся бледными, светлыми, теряют  пестрый рисунок (бегонии, марантовые, колеусы,сциндапсус). У других, напротив, пестрая окраска листьев ярче проявляется  при светлом солнечном содержании (кодиеумы).

3.Лианы.

Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной

опоре они имеют длинные травянистые или одревесневающие

стебли, снабженные разными приспособлениями для прикреп-ления к опоре. У одних растений стебли вьются вокруг опоры (аспарагус), у других-цепляются за нее усиками  (пассифлора, глориоза). Многие взбираются вверх по стволам или верти-кальным стенам с помощью придаточных корней (плющ, филодендроны). Некоторые опираются на стволы и ветви соседних деревьев, сохраняя, таким образом, вертикальное положении (бугенвилия). Лианы используются для вертикального озеленения стен и колон в больших помещениях. Виды, имеющие корни-присоски легко закрепляются на вертикальной стене, отделанной туфом на палке обмотанной сфагновым мхом, куске коры или дерева. Для лиан с вьющимися стеблями и со стеблями, снабженными усиками ставят деревянную решетку, протягивают бечевку.

 

4. Ампельные растения.

Это растения с длинными свисающими побегами, культивируемые в подвесных горшках и корзинах. Само название их происходит от немецкого слова Аmрel, что означает висячая ваза для цветов. В качестве ампельных используют небольшие лианы-сциндапсус, циссус, традесканцию, а также растение с первоночально прямос-тоячими, а позднее поникающими или повисающими стеблями (сеткреазию, эсхинантус, многие пеперомии.) Эффектно выглядят подвешенные в корзинки некоторые папоротники с длинными свисающими листьями (нефролемпис). Ампельные растения, лианы можно использовать также в зимних садах как почвопокровные растения.

 

5. Суккуленты

(от лат.succus-сок). Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы-шаровидными, веретеновидными, вальковатыми,в виде лепёшек или зеленых луковиц. К ней принадлежат кактусы, моло-чаи, агавы, алоэ,гастерии,хавортии,каланхое,толстянки и д.р. Они происходят из областей крайне сухим климатом, где пери-од засухи продолжается несколько месяцев. В некоторых райо-нах в течение года может не выпасть  ни одного дождя. Ту скудную влагу, которую эти растения получают с редкими дождями, ночными росами и  туманами, они запасают в стеблях и листьях.

                             

1.1.Видовой состав растений

Комнатные растения составляют ту неотъемлемую часть бытового окружения человека, которая способствует его эстетическому воспитанию. Но любовь к комнатным растениям – это не просто увлечение, это еще и возможность пополнить свои знания о живой природе. Используя комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса ботаники, можно формировать многие биологические понятия. 
          При создании коллекции в кабинете биологии целесообразно ограничиться 25–30 видами растений. При этом следует учитывать микроклимат помещения (температуру, влажность, освещенность), его площадь. В таблице приведен список некоторых видов комнатных растений в кабинете биологии и указаны биологические понятия, при формировании которых используются эти растения.

Название  рекомендуемых растений для кабинета биологии  и их систематическая принадлежность

Семейство и представители

 Характеристика семейства

Семейство Агавовые

Драцена деремская 
Сансевиерия трёхполосая

Однодольные растения. Видоизмененный побег – корневище. Вегетативное размножение корневыми отпрысками, делением куста, листовыми черенками. Соцветие кисть.

Семейство Амариллисовые 

Гиппеаструм гибридный 
Зефирантес розовый
Кливия сурикоцветковая

Однодольные растения. Видоизмененный побег – луковица. Вегетативное размножение материнскими и дочерними луковицами, корневыми отпрысками (кливия). Цветок. Плод. Жилкование листа.

Семейство Араливые 
Шефлера древовидная 
Плющ обыкновенный

Двудольные растения. Пальчато-сложные листья. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей, видоизменение корней (корни-щетки).

Семейство Ароидные 
Монстера деликатесная 
Сингониум ушковидный 
Филодендрон лазящий 
Спатифиллюм обильноцветущий

Однодольные растения. Соцветие початок. Кроющий лист. Лианы. Воздушные корни. Приспособление к испарению воды листьями, гуттация. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, отводками.

Семейство Акантовые
Белопероне капельная

Кустарниковые формы. Цветки в колосовидном плотном верхушечном поникающем соцветии.

Семейство Бальзаминовые 
Бальзамин султанский

Двудольные растения. Вегетативные органы растения. Цветок. Корневое давление.

Семейство Бегониевые 
Бегония борщевиколистная 
Бегония вечноцветущая 
Бегония королевская

Двудольные растения. Видоизменения побегов. Листовая мозаика. Пестролистность. Вегетативное размножение корневищами, листовыми пластинками, листовыми черешками, стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей.

Семейство Виноградовые 
Роициссус капский
Циссус ромболистный
Тетрастигма Вуанье

Двудольные растения. Лианы. Простые и сложные листья.
Вегетативное размножение стебельками. Листовая мозаика.

Семейство Водокрасовые 
Валлиснерия спиральная 
Элодея

Однодольные растения. Водное цветковое растение. Мочковатая корневая система. Вегетативное размножение делением растения. Строение растительной клетки. Движение цитоплазмы. Мутовчатое листорасположение. Двудомное растение. Интенсивное вегетативное размножение («водяная чума»).

Семейство Гераниевые 
Пеларгония душистая

Двудольные растения. Систематические таксоны. Соцветие зонтик. Цветок. Вегетативное размножение стеблевыми черенками и прививкой. Движение листьев к свету.

Семейство Губоцветные
Колеус Блюме

Двудольные растения. Супротивное листорасположение.

Семейство Давалиевые 

Нефролепис возвышенный 
Нефролепис сердцелистный

Отдел папоротникообразные. Корневище. Вайи. Сорус. Вегетативное размножение делением растения, столонами. Размножение спорами. Заросток. Чередование поколений.

Семейство Кактусовые
Маммиллярия
Опунция

Двудольные растения. Фотосинтезирующие стебли. Запасающая ткань. Цветок. Плод ягода.

Семейство Крапивные 
Пилея Кадиера

Двудольные растения. Супротивное расположение. Пестролистность. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Сорт.

Семейство Ластовневые 
Стапелия пестрая

Двудольные растения. Супротивное листорасположение.

Семейство Лилейные 
Алоэ древовидное
Хлорофитум хохлатый

Однодольные растения. Лекарственные растения. Вегетативное размножение корневыми отпрысками. Видоизмененный побег – корневище. Жилкование. Вегетативное размножение делением корневища.
Клеточное строение эпидермиса. Вегетативное размножение усами. Клубневидное утолщение корней.

Семейство Мальвовые 
Гибискус китайский 
(китайская роза)

Двудольные растения. Очерёдное листорасположение. Цветок. Вегетативное размножение стеблевыми черенками.

Семейство Осоковые 
Циперус очереднолистный

Однодольное растение. Видоизмененный побег – корневище. 
Соцветие колос. Прицветные листья. Околоводное растение. Вегетативное размножение делением растения и розеткой прицветных листьев.

Семейство Толстянковые
Очиток Моргана

Двудольные растения. Приспособления к уменьшению испарения листьями.

Семейство Тутовые 
Фикус каучуконосный

Двудольное растение. Жизненные формы. Вегетативное
размножение стеблевыми черенками и воздушными отводками. Разнообразие стеблей. 

1.2.Содержание и уход за растениям

                                         (типичные представители)

   Пеларгония. 

                                                       Картинки по запросу пеларгония


Название происходит от греч. pelargos-аист: по сходству плодов с клювом аиста. Около 280 видов, распространенных, главным образом, в Ю. Африке. Различают четыре садовые группы: зональные, крупноцветковые, плющелистные (ампельные), душистые.  

Семейство гераниевых. Многолетнее вечнозелёное растение. Листья разнообразной формы и окраски. Цветки крупные, собраны в зонтиковидные соцветия различной расцветки. Растение светолюбивое, сравнительно засухоустойчивое,хорошо развивается на лёгких плодородных почвах.

Пеларгонии цветут крупными красочными цветами, за ними легко ухаживать, их легко размножать. Небольшую  группу душистых пеларгоний выращивают не из-за цветков, а из-за ароматных листьев. На солнечном подоконнике при температуре  +12С и выше они способны цвести почти весь год. Полив обильный, по мере подсыхания почвы, переувлажнение-главный враг пеларгоний. Молодые побеги прищипывают для усиления ветвистости. Пересаживают цветы только в случае крайней необходимости, увядшие цветки удаляют. Размножают пеларгонию стеблевыми черенками весной.  

   

Колеус

                                                  Картинки по запросу колеус

Травянистое многолетнее растение 50-80см, стебель прямостоячий, четырёхгранный, сочный, мелкоопушенный. Листья супротивные, черешковые, овальные или широкояйцевидные с усеченным или сердцевидным основанием, по краю волнистые, пёстро окрашенные в

зелёные, красные, фиолетово-бурые, тёмно-пурпурные и

другие цвета, более 150 видов.

Среда обитания-тропики. Комфортная комнатная температура не ниже +15С. Колеус любит свет, но нуждается в притенении от яркого полуденного солнца. 

Полив обильный, зимой умеренный. Требует высокой влажности воздуха. Листья следует чаще опрыскивать. Весной размножают стеблевыми черенками или семенами.                           

Кроме того, колеус не долго сохраняет декоративность; его можно, конечно, оставлять на следующий год, но обычно с ним обращаются как с однолетником и укореняют черенки

или высевают семена каждую весну.

При минимальных затратах колеусы украсят кабинет биологии и школу в  целом.       

       Традесканция.          

                                                             Картинки по запросу традесканция

                                                    

   

    Традесканция-группа. Основные  её представители-традесканция, зебрина, каллизия. Эти растения чаще других размещают на подставках и подвесных корзинках. Растения   этой группы относятся к ампельным. Стебли с большим количеством листьев свисают из горшка вниз, образуя красивую мозаику. Для усиления ветвления концы стеблей регулярно прищипывают. Отростки с одноцветными листьями удаляют по мере появления. Зимой могут переносить прохладные условия.

Каланхое.

                                           Картинки по запросу каланхоэ

                                                                                                         

Семейство толстянковых. Родина-троп. и субтроп. зоны   Америки и  Африки. Полукустарник с супротивными листьями разнообразного  строения.

Род носит китайское название этого растения. Более 200 видов суккулентных растений распространены в тропической и Ю.Африке  Ю. и Ю.-В. Азии до Китая и Явы  и тропических районах Ю.Америки. Растения содержат зимой при температуре 12-16 С. Требуют яркого освещения. Полив летом умеренный, зимой-редкий. Пересаживают ежегодно весной. Размножают черенками, семенами.  

Глава 2 Практическая часть

Цель работы : озеленение кабинета биологии

Задачи:

  • изучить способы размножения комнатных растений;
  • составить перечень растений, обладающих полезными свойствами
  • сформировать навыки выращивания и ухода за комнатными растениями;
  • разработать буклет «Растения школьного кабинета» или составить Lapbook «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся)

Продукт:

  • выращенные учениками комнатные растения,
  • памятка-буклет или Lapbook

Оборудования и материалы:

  1. Учебник Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана-Граф, 2010
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Энциклопедии «Комнатные растения», «Выращивание комнатных растений».
  5. Склянки с водой.
  6. Скальпель.
  7. Комнатные растения: традесканция, сансивьера, хлорофитум, пиперомия, плющ, фикус, бегонии, колеус и т.д. (несложные в выращивании растения).
  8. Небольшие горшочки или баночки из-под сметаны или йогурта.
  9. Грунт.
  10. Резиновые перчатки.

Основные этапы проекта

  • постановка проблемного вопроса, определение целей и задач проекта; 
  • выделение группы учащихся, проявивших интерес к поднятой проблеме;                         
  • изучение литературы и источников интернета по проблемным вопросам;
  • черенкование комнатных растений и уход за ними;
  • разработка буклета «Растения школьного кабинета» или составление Lapbook «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся);                                                      
  • защита проекта, распространение буклетов.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности для учащихся

  1. Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов;
  2. Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови;
  3. Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьётся, будьте аккуратны при работе с ней;
  4. В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.

Ход работы:

  1. изучите литературу и источники интернета по вопросу;
  2. составьте перечень растений, обладающих полезными свойствами, которые можно использовать при выращивании дома и в школе;
  3. составьте перечень растений опасных для здоровья, которые нельзя использовать при выращивании дома и в школе.
  4. выполните работу по инструктивным карточкам.

Инструктивные карточки.

Черенкование стеблей

  1. Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, каланхое, толстянки («денежное дерево»), бегонии (или других растений). Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
  2. Разрежьте побег на черенки с 3 — 4 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
  3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой (узел листа обязательно должен быть в воде!).

Черенкование листьев

  1. Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, фиалки) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
  2. Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
  3. Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Размножение растений с ползучими побегами

  1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.
  2. Поставьте его в воду.

Наблюдение за развитием корней у черенка

  1. Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
  2. Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.
  3. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.
  4. Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.
  5. Ведите регулярные наблюдения за развитием черенков растений. Данные записывайте в таблицу, которую можно отобразить в Lepbook-е:

Растение

Дата черенкования

Дата появление первого корня

Дата развития корней до 2-3 см

Дата посадки в почву

Дата начала роста побегов

1.

2.

3.

  1. Сделайте вывод по данному этапу работы.
  2. Создайте буклет «Растения школьного кабинета» или Lapbook «Черенкование и посадка комнатных растений» (по желанию учащихся);                                                      
  3. Подготовьтесь к защите своего проекта.

Вариант буклета:

C:\Users\Ольга\Desktop\29.jpg 

Заключение

Человек для вегетативного размножения растений часто избирает те самые способы, которыми размножаются дикорастущие виды: усам и размножают клубнику, клубнями — картофель и т. п. Корневыми отпрысками размножают сирень, малину, а делением куста — ягодные культуры. В растениеводстве используют также и особые способы вегетативного размножения — черенкование и прививку. Черенкование — это размножение отделёнными от организма частями побега или корня. Черенком называют часть побега или корня с несколькими почками. Стеблевыми черенками, то есть частями побега с несколькими почками, размножают традесканцию, вино­град и т. п. Частями корней с несколькими придаточными почками — корневыми че­ренками — размножают малину, сливу. Такие растения, как бегония, лимон, размно­жают листовыми черенками — отдельными листьями, на которых есть придаточные почки, дающие начало придаточным корням и побегам.

Биологические основы вегетативного размножения:

- При вегетативном размножении растение сохраняет определенную комбинацию генов, что приводит приспособленность и возможность заселения обширных территорий.

- Вегетативное размножение осуществляется быстрее половое.

- обеспечивает воспроизведение клонов, образуют жизнеспособность семени или вообще их не образуют.

- Удобное в практическом использовании.

Вегетативное размножение дополняет или даже заменяет половое размножение.

Вегетативное размножение в природе способствует распространению растений, сохранению свойств растения, сохранению генетического материала. Такие растения лучше адаптируются к условиям среды.

На практике используют почкованием, размножение корневой Паросля, коренебульбамы, корневищем, клубнями, усами, корневыми отпрысками, луковицами, отделением побегов.

Человек использует способы вегетативного размножения растений, которые не встречаются в природе. Это деление куста, черенкования и прививки, трансплантация. При вегетативном размножении новые растения получают быстро, лучше сохраняются свойства растения, качество семян.

Список литературы:

Интернет источники: