Консультация для воспитателей «Значение уголка природы для первого представления о трудовом воспитании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 5.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Значение уголка природы для первого
представления о трудовом воспитании»
Составила : Барабанова Е.Ю.
Экология — это наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания.
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека: закладывается основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностей ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
Цель экологического воспитания детей — формирование начальной экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
При подборе обитателей для уголков природы нужно учитывать требования программы и конкретные возможности их размещения.
Уголок природы называют маленькой лабораторией. И это название оправдывает себя в детском саду. В уголке природы ребенок имеет возможность проявить максимальную активность.
Ребенок может не только наблюдать растение или животное очень близко, но и рассматривать их долго. Все объекты у него перед глазами; каждый день ребенок может заметить в уголке что-нибудь новое, чего нельзя увидеть в природе из-за быстрых движений животного или его умения хорошо скрываться.
Вносить в утолок следует, прежде всего, живые объекты, распространенные в данной местности, чтобы дети могли наблюдать обитателей уголка в естественных условиях.
В уголке природы, кроме растений и аквариума с рыбками, должные быть и
животные и птицы.
В зависимости от времени года в уголке природы можно иметь следующих
млекопитающих (кролика, ежа, морскую свинку);
пресмыкающих (черепаху);
земноводных (лягушку, жабу);
водных обитателей и насекомых.
Ухаживая за растениями и животными, дети наблюдают происходящие с ними изменения.
Доброе, заботливое отношение к обитателям уголка не появляется само собой ,дети в жизни часто проявляют жестокость к животным и растениям; они обрывают ноги кузнечику, давят червей на дороге, качаются, нагнув молодое, посаженное деревце.
Чаще они делают потому, что не знают, какой вред причиняют своими действиями: ведь как удивлены и огорчены бывают малыши, когда лягушата,
сложенные ими в коробку, оказываются мертвыми, или как удручен ребенок, когда он, казалось, уже поймал ящерицу, а у него в руках только ее хвост. Если же ребенок наблюдал за ящерицей в уголке на прогулке, он не схватить ее за хвост. Работа в уголке природы многому научит ребенка.
Знания и навыки, получаемые детьми во время работы и наблюдений в уголке ,будут полноценными только тогда, когда они даются детям в определенной последовательности и расширяются постоянно, начиная с младшей группы.
Для воспитания у детей заботливого отношения к обитателям уголка требуется терпеливая, кропотливая, хотя с первого взгляда и мало заметная работа; педагог воспитывает у детей привычку трудиться сначала вместе со взрослыми, а потом самостоятельно.
Воспитатель младшей группы должен помнить, что малыши очень эмоциональны, внимание у них непроизвольное и неустойчивое, интересы постоянно переключаются с одного объекта на другой.
Растений в младшей группе должно быть немного, но все они должны быть в хорошем состоянии и иметь привлекательный вид. Уход за комнатными растениями малышам не доступен, поэтому воспитатель делает это сама, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как уходит в землю; отдельные дети могут и помочь: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист тряпочкой и т.д. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что она поливает растения, рыхлит землю ,вытирает пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.
Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой».
2. С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
3. А.Ф. Мазурина «Труд и наблюдение в природе».
4. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду».