Выступление на родительском собрании "Развитие правильной речи ребенка в семье"
2.Обращать внимание на роль слуха в развитии речи ребенка
3.Рекомендации родителям по выработке правильной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 77.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к родительскому собранию на тему:
«Развитие правильной речи ребенка в семье»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей.
Задачи:
познакомить родителей с особенностями формирования детской речи, со способами ее развития в различные периоды жизни ребенка, а также с некоторыми приемами исправления неправильно произносимых звуков.
Здравствуйте!
Сегодня я хочу рассказать о роли семьи в развитии правильной речи ребенка. Правильная и красивая речь - это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что останется с ним на всю жизнь. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормам, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.
В дошкольный период ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Взрослым необходимо знать сроки появления звуков в речи ребенка: 1-2 года появляются звуки –а,м,о,п.; в 2-3 года –б,в,г,д,и,й,к,н,т,у,ф,х,ы,э.; 3-5лет присутствуют звуки: ж,з,с,ц,ч,ш,щ; в 5-6 лет звуки л-р.
В общении с окружающими малыш подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению.
Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений
в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии
зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению
к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно
следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы,
вовремя обращаться за советом к стоматологу, устранять
дефекты, лечить зубы.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова,
ребенок должен прежде всего слышать их. Слуху принадлежит
важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевре-
менном усвоении звуков. Однако даже при
незначительном снижении слуха он лишается возможности нор-
мально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха — на своевременное лечение. Следует беречь еще неокрепший голо-
совой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи,
особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, пре-
дупреждать хронический насморк, чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.
Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации:
•В семье для ребенка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать.
•Если ребенок неправильно произносить какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведет к тому, что ребенок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова.
•Расширяйте словарный запас ребенка.
•Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем – письму.
•Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку, т. к. дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.
•Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка.
•Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.
Родители должны действовать сообща, устанавливая дисциплинарные и учебные правила, быть последовательными, не противоречить друг другу, давая указания ребенку. Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!