ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Новикова Анна Николаевна

Представление педагогического опыта

 

Тема опыта: «Профессиональная деятельность тьютора в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями»

 

Автор педагогического опыта: Новикова Анна Николаевна, тьютор ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Актуальность педагогического опыта

 

Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня увеличивается количество различных специалистов – представителей так называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств для их достижения.

Российская система образования, реагируя на вызовы современного общества, уже сегодня создаёт условия, в которых у школьника, студента, воспитанника появится возможность не только получить знания в различных областях, но и выстроить собственный индивидуальный путь получения этих знаний, научиться выбирать. Поэтому современная школа – это не только учителя различных предметов, но и ряд других специалистов, работающих с образом будущего, личным интересом и потенциалом ребёнка.

2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т. М. Ковалёвой в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации.

Профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от специалиста соответствующей подготовки. Но кто же такой тьютор? Тьютор – это наставник, персонально сопровождающий учебную деятельность «особых» детей, которые находятся под его «опекой», и помогает им успешно войти в школьную среду. В результате его работы,  учащиеся с интеллектуальными нарушениями, получают возможность обучаться в школе и успешно развиваться в социуме.

Тьютор, находясь с детьми в течение всего школьного дня, корректно и четко помогает им встраиваться в учебный процесс. Поддерживает школьников в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации. Содействует учителю таким образом, чтобы он не отвлекался на обучающихся, которые, не могут работать на уроке в нужном темпе. Одним словом, работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что некоторым детям с интеллектуальными нарушениями, иногда очень тяжело адаптироваться в современном мире. Они нуждаются в сопровождении со стороны взрослого, в частности в тьюторском сопровождении. Одной из приоритетных задач, стоящих перед тьютором является, умение помочь учащимся с интеллектуальными нарушениями стать успешными в обществе. Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога-тьютора (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.

 

Идея педагогического опыта

 

В нашей школе разработана должностная инструкция тьютора. Где прописаны общие положения, должностные обязанности, права, ответственность. Мой опыт работы в должности тьютора 3 года. Работаю в закрепленном классе, с несколькими учащимися с интеллектуальными нарушениями.   Опыт работы с детьми в коррекционной школе, показал, что у многих возникают трудности в становлении участниками образовательного процесса. Такие обучающиеся обычно пассивны, их достаточно трудно расположить к определённым видам деятельности, часто не заинтересованы в процессе обучения. На уроках быстро теряют интерес к заданиям, самостоятельно работать не могут. Требуется немало усилий, чтоб дети продолжали работу на уроке.  Учащиеся с интеллектуальными нарушениями эмоционально неуравновешенны. В сложных ситуациях проявляют импульсивность, агрессивность. Иногда не могут сосредоточиться на задании, требуется дополнительный  инструктаж со стороны тьютора,  необходим обязательный  контроль над выполнением каждого задания.

Поэтому эти дети нуждаются в дополнительных пояснениях и помощи тьютора. Например, на уроках русского языка я использую  мини-таблицы подсказки, карточки с алфавитом. «Тьюторские дети» не всегда могут самостоятельно списывать тексты, поэтому необходимо диктовать и напоминать написание элементов каждой буквы. На уроках математики пользуемся цифровой линейкой, счётами, палочками. Решаем задачи с помощью рисунков, разъясняя каждую часть составной задачи отдельно. Все задания тьютору нужно повторять несколько раз, так как дети бывают неусидчивы.

Самые большие проблемы вызывают предметы развивающего цикла: труд и изобразительное искусство. У учащихся с интеллектуальными нарушениями не сформированы представления видения мира и предметов в нем. Не развита мелкая моторика рук. Все это не дает возможности качественно рисовать, лепить, клеить и вырезать. Поэтому такую работу дети выполняет только с помощью тьютора.

Также большие проблемы вызывают уроки литературного чтения. За чтением одноклассников не следят, в связи с этим продолжить чтение текста за своими товарищами не могут. И в данном случае, с каждым учеником тьютору необходимо работать индивидуально.

Из-за проблем с развитием речи учащиеся сопровождаемые тьютором, плохо выговаривают звуки, невнятно произносят слова, говорят медленно и тихо, а у некоторых речь совершенно отсутствует. И в этих случаях, детям необходима постоянная помощь тьютора в налаживании контакта для общения со сверстниками. 

Иногда на уроках возможны перепады настроения у некоторых обучающихся: могут встать со своего места, покричать, постучать кулачком по парте. В такие моменты тьютору необходимо предлагать доступные для учащихся, формы и методы работы, чтобы вернуть их в рабочее состояние.

Мой педагогический опыт показал, что работать с детьми, нужно так,  чтобы завоевать у них авторитет и доверие. А для этого требуется постоянная целенаправленная, последовательная, и конечно же  индивидуальная работа с каждым обучающимся. И уже через определённое время, будут видны существенные продвижения в положительную сторону.

 

Теоретическая база опыта

 

Проблема специфики профессии тьютор, основывается на двух важных составляющих: «тьюторское сопровождение» и «тьюторская активность». Придерживаясь позиции группы исследователей под руководством Т. М. Ковалёвой, я считаю, что в основе тьюторского сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, лежит понятие субъектности и право человека самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за него.

Сопровождая обучающихся, тьютор движется вместе с изменяющимися личностями, разрабатывающей и реализующей для них свою персональную индивидуальную образовательную программу, при этом оказывая необходимую помощь и поддержку. Таким образом, по мнению Т. М.Ковалёвой, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности ребёнка, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей обучающихся.

Чтобы дети с интеллектуальными нарушениями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации:

  1.  Открытость. Обязательно всё делать совместно с учителем. Сюда входит выход за рамки стандартной образовательной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, театры, посещение библиотек и т.д. Это очень необходимо, так как большая часть наших детей просто боится, большого скопления людей. А их нужно приобщать к массовым выходам в социум.
  2. Вариативность. Здесь тьютор использует все имеющиеся ресурсы школы (дополнительные занятия во внеурочное время и посещение «Сенсорной комнаты» с гиперактивными школьниками.
  3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, начиная с 1 по 4 класс. Но с каждым последующим годом, меняется содержание работы. Первый класс — это сопровождение «тьюторских детей» постоянно, на всех уроках и переменах. В последующих классах, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных и устных предметах, а также возможно, помощь в решении конфликтных ситуаций в классе, среди сверстников. 
  4. Индивидуальный подход. Здесь тьютор выбирает  наиболее удобные формы, темп и способы обучения, для своих учеников. Подстраиваясь под каждого. Например, с кем то нужно просто рядом постоять и направлять, а другому нужно руку подержать во время письма или рисования. С кем то нужно быть построже, а кто-то любит только похвалу… Всё индивидуально.
  5. Индивидуализация. Здесь необходимо совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам детей сопровождаемых тьютором. Обучение тому, что именно сейчас для этих детей наиболее важно. Например: на уроках чтения, речевой практики, окружающего мира,  учитель работает с детьми, которые умеют говорить, читают слоги, составляют предложения по картинкам,  а тьютор занимается с детьми, у которых речь отсутствует, демонстрируя им сюжетные картинки, карточки с изображением букв, животных, растений, времен года.

Среди основных функций тьюторского сопровождения исследователи также выделяют: информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации ИОП; развивающую диагностику образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и перспектив; тьюторское консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП; саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Учитывая цель и функции тьюторского сопровождения, можно сделать вывод, что деятельность тьютора – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

 

 

Новизна

 

Профессия  тьютора появилась в отечественной педагогике совсем недавно и содержит в себе много неизвестного.  Однако новизна и неизвестность, как предполагается, не должны запугивать – напротив, они создают огромный простор для творческой инициативы педагога, если он любит свою профессию и главное – любит детей. Я думаю, что каждый со мной согласится, что дети с ограниченными возможностями здоровья заслуживают нашей любви и помощи ничуть не меньше, а скорее, даже больше, чем дети, чьи жизненные возможности не  ограничены никаким органическим дефектом.

Учитывая, что профессия тьютор новая для всех нас, это даёт огромные возможности ему воплотить свои творческие образовательные идеи в жизнь. Именно благодаря им, тьютор работая индивидуально с ребёнком, максимально раскрывает возможности обучающегося, в какой-то степени этим компенсируя его дефект. 

 

Технология опыта

 

Работая в коррекционной школе, технология опыта, показала, что когда то новые для нас, но ставшие уже привычными за рубежом понятия, как «тьютор – помощник учителя», «тьютор – второй учитель», «тьютор – наставник для детей», слились воедино в моей работе.

Тьютор, прикреплённый к определённым детям с интеллектуальными нарушениями, по согласованию с учителем, одновременно помогает не только своим подопечным, но  и другим детям, испытывающим какие-либо трудности на уроке (что способствует, в частности, лучшей адаптации ребёнка с ОВЗ в классе) и даже участвует в проведении урока. Некоторые варианты такой работы были осторожно опробованы мной на практике во внеурочное время  –  что, вызвало положительные эмоции у педагога и  у детей.

Следуя из опыта работы, могу сказать, что тьютору необходимо не просто сопровождать и «дотянуть» обучающегося с интеллектуальными нарушениями  до выпуска из школы, а определить в нём скрытые резервы, которые сделают его полноценным членом общества, а у кого-то, может быть,  разовьются в идеальном случае до уровня выдающихся способностей.

 

 

Результативность опыта

 

В процессе реализации педагогического проекта, мною была проведена плодотворная  работа. Большую роль я уделяла организации условий для успешного включения учащихся к особенностям обучения в классе, в среде школы. Способствовала развитию интереса детей с интеллектуальными нарушениями в общении со сверстниками, развивала их самостоятельность. Осуществляла поиск способов эффективного усвоения материала с сопровождаемыми мною учащимися: подбирала дидактические игры  и пособия для них, изготавливала карточки с предметными картинками, подбирала программы для работы со Smart доской. Организовывала рабочее место некоторых учащихся, в соответствии с их особенностями развития. Также работала над эстетическим оформлением предметной среды в учебном помещении.  Много времени уделяла внеурочным индивидуальным и групповым занятиям, работе в сенсорной комнате с детьми, праздничным мероприятиям и внеклассной деятельности.  Также помогала учителю в адаптации учебных программ. Информировала родителей сопровождаемых мною учащихся, о их успехах и трудностях.

Опыт работы подтвердил, что только применение различных способов и  методов обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, даёт свои положительные результаты. Дети стали активнее участвовать в образовательном процессе, стали менее пассивны, и более дисциплинированы,  научились отвечать более полными ответами, стали проявлять самостоятельность при выполнении некоторых видов деятельности, с интересом ждали новых занятий и заданий от тьютора. А когда видишь довольные лица  своих учеников, хочется сказать, что работа проделана не зря, и  нужно усовершенствовать свои знания дальше.

Данный педагогический опыт, прежде всего, может быть полезен тьюторам, также учителям начальных классов. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений тьюторов и воспитателей ГПД, педсоветах, семинарах.

 

Список литературы

 

  1. Долгоруков, А. М. Практическое руководство для тьютора / А. М. Долгоруков – М: ЦИТО, – 2016г.
  2. Гущина, Т. Н. Тьюторские практики в повышении квалификации педагогов дополнительного образования детей / Т. Н. Гущина // Инновации в школьном образовании. – 2017. – № 12. – С. 13–20.
  3. Ковалева, Т. М. Основы тьюторского сопровождения в образовательном учреждении / Т. М. Ковалёва // Первое сентября. – 2010. –  № 4. – С. 50 – 56.
  4. Костина, Н. А. Тьютор как сопровождающий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Костина. – Сибирский учитель. – 2019. – № 1. С.12–16.
  5. Пастухова, И. П. Тьютор как организатор процесса обучения: содержание его деятельности  / И. П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 12. – С. 10–13.
  6. Рыбалкина,  Н. В. Идея тьюторства — идея педагогического поиска / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 2009. – C. 15–30.
  7. Свиридецкая, И. Г. Тьюторское сопровождение классного руководителя – важнейшая функция педагога / И. Г. Свиридецкая // Методист. – 2008. – № 7. – С.31–35.
  8. Щенников, С. А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования  / С. А. Щенников, А. Г. – М: Дрофа, – 2005. –  68с.

 

Приложение

 

Ссылка на видео занятия: https://yadi.sk/d/bcNs6qncHX3yrg