Классное руководство
Я – классный руководитель
Здравствуйте! Я - Баркар Наталья Анатольевна, работаю учителем музыки уже 33-й год. Из них около 20-ти лет в 559-й школе. Практически столько же была и классным руководителем. Чаще всего приходилось «подхватывать» классы и расставаться с ними в 9-м. На этот раз я со своими детьми с пятого класса, и вот теперь они – десятиклассники.
Учителем я стала не случайно. Моя мама с 15-ти лет работала пионервожатой, а затем учителем начальных классов и в детдоме, и в школе. Так что с коммунарской педагогикой я знакома не понаслышке и принципы педагогики сотрудничества стали для меня самыми естественными в общении с детьми. Я тоже работала с 15-ти лет пионервожатой, впрочем, как и моя дочь, ныне завуч по воспитательной работе и моя коллега – учитель музыки. Некоторое время мы все трое работали в нашей школе.
Выбор профессии учителя музыки продиктован любимыми высказываниями. «Прекрасное пробуждает доброе» (Д.Б. Кабалевский) и Антуан де Сент-Экзюпери:« Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения». А классное руководство – это счастливая возможность претворить свои принципы в жизнь, да ещё и увлечь своими любимыми делами многих.
Я люблю путешествовать. По молодости ходила с детьми в горы, ездила по разным городам России и Советского Союза. Люблю море! Возила свои классы на отдых в КрОдессу.Сейчас мечтаем с классом поездить за границу, хотя и в России ещё много мест, где мы не побывали. А хотелось бы…
Люблю историю и свой город. Путешествия в музеи и прогулки по городу – большое удовольствие, а в пригороды Петербурга – просто наслаждение!
Люблю музыку. Всегда руководила и большим хором, и ансамблем, и солистами. У меня поют не только дети, но и учителя, а уж свой класс – тем более!
Люблю бардовскую песню. Этим тоже заразила своих детей.
Люблю театр. Хожу с детьми и в драматические театры, и на концерты в Капеллу, Филармонию…Сейчас стараемся не пропускать постановки в Учебном театре на Моховой и на Малой сцене театра Ленсовета. Рада, что некоторые мои девочки посещают театральные студию и мечтают о творческих профессиях.
Люблю и сама лицедействовать. 15 лет играем с учителями в КВН со старшеклассниками.
Взяв классное руководство в 5-м классе, долго не раздумывала над выбором коллективообрузующего дела. Конечно же, театр! Он и воспитывает, и учит, и даёт навыки общения, и возможность реализовать себя во многих делах. Уже в октябре пятиклассники поставили сцену из «Золотого петушка» Пушкина на музыку Римского-Корсакова. В следующем году - из «Руслана и Людмилы» на музыку Глинки. В 7-м – сцену из «Бориса Годунова» с музыкой Мусоргского. А в10м классе – «Пир во время чумы». Всё это в рамках традиционных Лицейских дней в нашей школе.
Делаем постановки и к другим датам. Конечно же, День Победы и День снятия блокады.
Ещё одна традиция школы – неделя английского языка. В 9 классе это был «Пигмалион» Бернарда Шоу на английском языке.
Но самое любимое представление – новогодний спектакль-утренник для начальной школы. Создаём эти спектакли сами – от рождения идеи до её воплощения в жизнь. Есть где развернуться и фантазии каждого, и найти себе работу по душе и наклонностям. Работы хватает всем: артисты, костюмеры, гримёры, декораторы, звукооператоры, рабочие сцены... Мы путешествовали под Новый год по миру, были на Карельских святках, в Лапландии, размораживали героев разных сказок…
В 10м классе поставили спектакль по сказкам Пушкина «Путаница у Лукоморья». Ребята сами придумали нравоучительную идею спектакля, чтобы дети больше читали книжки и меньше играли бы на планшетах.Я объявила, что это последний новогодний спектакль, ведь 11-й класс впереди.Но они даже и мысли не допускают, что не будут ставить. И аргумент железный: «Столько радости мы принесли детям!». А я добавлю – и себе тоже.
В 9-м классе, накануне 9 мая, мы поставили спектакль «Надежды маленький оркестрик» по дневникам, стихам, и песням Окуджавы. Это был большой риск. Я боялась, что современной молодёжи Окуджава очень далёк. Но, к счастью, мои опасения не оправдались.Ребята играли искренно и проникновенно. Вечные ценности потому так и названы, что они понятны каждому.В спектакле принимали участие все 9-е классы. Их у нас было три. Мне показалось, что ребята после спектакля стали чуточку добрее, задумчивее, я бы даже сказала – взрослее. Некоторые выпускники перешли в этом году в мой 10 класс.
10А класс у нас физико-математический. Ребята являются призёрами олимпиад различного уровня по физике, математике, астрономии, истории, обществознанию, биологии, ОБЖ, русскому и английскому языку. С 6 класса ребята участвуют в учебно-исследовательских проектах по разным предметам. Двое наших ребят поступили после 9 класса в физико-математические школы (№30 и №239), четверо в медицинские лицеи и колледжи, двое – в педагогические колледжи, а наш бессменный звукооператор, фотограф и музыкант – в колледж кино и телевидения.
Я считаю, что главное в деле классного руководителя – раскрыть талант ребёнка, дать ему возможность лучше узнать себя, чтобы быть свободным и уверенным. Надеюсь, что театральная деятельность способствует выполнению этих задач.