Отчет по самообразованию.

Пономарева Анна Ильинична

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развитие в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     В своей работе опираюсь на труды Е.Г. Пилюгиной и Е.А. Яшушко

          Работая много лет в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Поэтому я решила уделить большое внимание данной проблеме.

                Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

      Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н..М..Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

      Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

        Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

 

-          создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

 

-          формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

 

-          воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.). На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. В этом году не справились только  8  детей. Один, по субъективным причинам не посещавший детский сад длительное время,  четверо детей   не  говорящих и для троих это просто трудно .  

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

 

1.      Игры для сенсорного развития:

 

-          Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше≤», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

 

-          Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

-          Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

 

2.                  Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

         Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. Свою работу с родителями строю на беседах, консультациях: «Как помочь ребенку в сенсорном развитии», «Что такое сенсорика и как ее необходимо развивать?». Составила рекомендацию для родителей по сенсорике.

        

На следующий учебный год запланировала следующию работу:

● Продолжать индивидуальную работу во всех режимных процессах;

● Продолжать пополнять развивающую среду дидактическими играми;

● Внедрять компьютерные технологии в работу с детьми по данной теме.

 

 

 

                    Используемая методическая литература

 

- М.В Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

 

- Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

 

- Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

 

- Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»;

 

- С.Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»;

 

-Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobr.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развитие в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     В своей работе опираюсь на труды Е.Г. Пилюгиной и Е.А. Яшушко

          Работая много лет в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Поэтому я решила уделить большое внимание данной проблеме.

                Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

      Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н..М..Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

      Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

        Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

-          создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-          формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

-          воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.). На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. В этом году не справились только  8  детей. Один, по субъективным причинам не посещавший детский сад длительное время,  четверо детей   не  говорящих и для троих это просто трудно .  

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1.      Игры для сенсорного развития:

-          Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше≤», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

-          Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

-          Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.                  Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

        Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. Свою работу с родителями строю на беседах, консультациях: «Как помочь ребенку в сенсорном развитии», «Что такое сенсорика и как ее необходимо развивать?». Составила рекомендацию для родителей по сенсорике.

        

На следующий учебный год запланировала следующию работу:

● Продолжать индивидуальную работу во всех режимных процессах;

● Продолжать пополнять развивающую среду дидактическими играми;

● Внедрять компьютерные технологии в работу с детьми по данной теме.

                    Используемая методическая литература

- М.В Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

- Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

- Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

- Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»;

- С.Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»;

-Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».