Учитель года 2018

Колганова Полина Александровна

Конкурсное задание.

Эссе «Я - учитель».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel._.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №12» им. Семенова В. Н.

учитель математики

Колганова Полина Александровна

Конкурсное задание  эссе

Тема  «Я - учитель».

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

 В. Ключевский

Каждый человек приходит на эту землю не случайно, каждый рожден для чего-то,  у каждого есть своё предназначение, которое  дается природой или Богом. А иногда обществом, в котором рожден и воспитан человек. Каково мое предназначение? Проработав в школе шесть лет, я убедилась, что быть учителем – это точно мое призвание,  а, возможно, и предназначение.  

Почему я выбрала профессию учителя? Отвечая на этот вопрос, вспоминаю свое детство: в зависимости от того, кто находился со мной рядом в определенный момент времени, мне хотелось быть похожей именно на этого человека и стать то поваром, то швеёй, то учителем… В начальных классах у меня появился кумир для подражания, им стала моя первая учительница, Воловенко Валентина Александровна, которая каждый день давала нам не только новые знания, возможность совершать открытия себя, мира, но и делилась своей искренней улыбкой, необыкновенной добротой и пониманием,  верой в наши силы. Именно Валентина Александровна привила мне интерес к предмету, и я уже в начальной школе решила, что точно стану учителем математики  и буду похожа на своего кумира.

В 2006 году я закончила  Недокурскую школу Красноярского края и получила среднее образование. Передо мной не стоял вопрос, куда поступать. Я точно знала куда. Поступление в филиал Иркутского педагогического университета на специальность «Учитель математики» стало первым шагом к воплощению моей мечты.

И вот уже шестой год я преподаю любимый предмет. Сначала в своей родной школе в поселке Недокура, а после переезда  в 2015 году в прекрасный город Усть-Илимск -  в школе № 12. Я очень рада, что оказалась именно в этой школе, где и педагоги, и    администрация оказывают большую помощь и поддержку молодым учителям. Именно в этой школе уделяют большое внимание профессиональному становлению и личностному росту педагога, помогают раскрыть внутренний потенциал учителя.

Я - учитель математики! Математика - сложная, серьезная наука, и кажется, что преподавать такой предмет должен человек строгий, сдержанный, серьезный. Возможно, это и так. Но учитель, прежде всего, живой человек, который идет к детям, каждый из которых – личность со своим характером, настроением, отношением к предмету. Поэтому для меня важно создать на уроке благоприятную атмосферу, и я могу пошутить, улыбнуться, ободрить ученика теплым словом, поддержкой.

Математика необходима человеку в любой профессии. И моя задача – научить детей думать, размышлять, анализировать, доказывать, обосновывать и делать выводы. Кем бы ни стали ученики после окончания школы, им всегда будут необходимы логика и сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения и находить ошибки в рассуждениях других. Именно этому мы учимся на уроках математики.

Придя в школу после института, я поняла, что еще многому предстоит научиться: как лучше объяснить трудную тему; как добиться прочных знаний математики; как научить каждого ребенка; как... Множество вопросов, которые требуют если не сиюминутного, то быстрого осознания и решения. Каждый человек индивидуален, поэтому одну и ту же тему ученики воспринимают по-разному. То же самое происходит и с классами. В одном классе изучение темы идет быстро, а в другом надо менять подход к подаче материала. Форму занятий, методы обучения подбираю в соответствии с возрастными особенностями, возможностями класса. Стараюсь найти путь к пониманию математики каждым из учеников. Возникают трудности, но одно знаю точно: мои ученики не должны бояться идти ко мне на урок, задавать вопросы, делать ошибки, не должны бояться учителя.

Каждый новый урок – маленькое открытие! Открытие нового способа объяснения темы, нового образа ученика, нового построения схемы урока. Класс - это сложный механизм, в котором каждый ребенок требует особого подхода. Главным принципом в работе на уроке является создание комфорта. На уроках детям с отклоняющимся поведением я пытаюсь изменить настрой, направить на волну позитивной мысли. Особое внимание  уделяю нерешительным, молчаливым и неуверенным в себе ученикам. Стремлюсь, чтобы эти дети поверили в себя, побороли страх и научились уверенно выражать свое мнение.

Собираясь на урок, преследую цель: должно быть понятно и интересно. Я понимаю, чтобы школьников удивить, заинтересовать, нужны современные подходы. Поэтому учитель должен быть новатором, первооткрывателем для детей. К такому учителю ученик стремится сам. На своих уроках использую все формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, работу в группах, коллективную, самостоятельную. Часто применяю работу в парах, реализуя принцип взаимопомощи, когда более сильный ученик курирует более слабого. Применяю активные методы и приемы, вовлекаю учеников в деятельность на всех этапах урока. Постоянно самосовершенствуясь, убеждаюсь, что только так можно достичь поставленных целей.

Ежедневно в области образования происходят колоссальные изменения. Обучение должно идти в ногу со временем, должно соответствовать запросам общества. В связи с этим в школах внедряются и активно реализуются новые педагогические технологии, в основе которых лежит деятельностный подход. С применением деятельностного подхода учитель должен написать не просто конспект урока, а составить  технологическую карту, то есть спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

К современным ученикам российских школ выстраивается ряд требований, которые включают в себя не только знания по предмету, но и  умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, строить и исследовать простейшие математические модели.

Как сказал В.В. Путин: «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях – это, прежде всего, развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами». Я полностью разделяю точку зрения президента. На своих  уроках стараюсь не просто учить предмету, а формировать способности школьников к самостоятельной учебной деятельности, которая становится  важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный и деятельностный подходы.

           На мой взгляд, в современном математическом образовании можно выделить ряд проблем. Остановлюсь на тех, с которыми мне приходится сталкиваться в своей работе чаще всего.

В условиях перехода на новые стандарты образования необходимо учитывать, что не все школьники могут самостоятельно добывать информацию, читать учебники. Решение этой проблемы возможно лишь при условии, что учебники будут написаны не для учителя, а для ученика. Главная задача учителя сегодня - научить школьников добывать знания самостоятельно.

Работая в пятых классах, я убедилась в том, что ученики с трудом решают задачи. Как научить их не бояться задач? Считаю, что интерес к задачам у учащихся появляется тогда, когда они решают конкретную практическую задачу. Прежде чем решить несколько задач из учебника по нахождению площади прямоугольника, предлагаю задачи из реальной математики, например, на нахождение площади дачного участка.

Актуальна проблема обучения в обычных классах детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам. Такие дети инклюзивно обучаются вместе с учениками, многие из которых имеют высокий интеллектуальный потенциал, работают в быстром темпе.  Работа учителя должна быть организована таким образом, чтобы все учащиеся  получали полноценное образование. Поэтому необходимо разрабатывать индивидуальную рабочую программу по  предмету,  применять индивидуальный подход, дифференцированные задания на разных этапах урока, применять схемы-алгоритмы, шаблоны, наглядность. Вместе с тем, не удается полноценно работать на «сильного» ученика, постепенно снижается предметная мотивация, теряется интерес к уроку.

Для повышения мотивации учащихся  на уроках математики и внеурочных занятиях я использую ИКТ, что повышает внимание учащихся, облегчает понимание и запоминание изучаемого материала. Учиться становится интересно и увлекательно. Однако проблема недостаточной оснащенности кабинетов мультимедийным оборудованием, возможностью применения в образовательном процессе современных электронных ресурсов ещё   сохраняется. Наши школы намного беднее образовательных учреждений центральных регионов России.

Сейчас в России достаточно сложное время. Большую проблему вижу в том, что у многих молодых людей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей формируются неправильные представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме.   Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы как классного руководителя. Второй год являюсь классным руководителем класса, в котором сегодня учится 25 таких разных ребятишек: непоседливых и спокойных, веселых  и грустных, молчаливых и разговорчивых…

Быть классным руководителем – не самое простое дело. Надо суметь из  разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это не просто. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий  классный руководитель.   На мой взгляд, основное назначение классного руководителя –  помочь ребенку раскрыть талант, свою индивидуальность

Мне близки размышления А. Г. Асмолова о том, что «…в образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить». А это невозможно без искренности – неподдельной, ежечасной, необременительной. Никакие знания методик не заменят честности и открытости учителя, умения понимать своих учеников не только с полуслова, но и с полувзгляда….

Учитывая современные требования к результату образования, ищу новые эффективные формы, способы и приемы работы с детьми, определяя для себя приоритетные целевые ориентиры: любовь, семья, здоровье, нравственность, интеллект. Это и классные часы, и беседы, ролевые игры, и другие.

Мой небольшой педагогический опыт помог мне осознать, что педагог - это не просто профессия, это состояние души, это образ жизни, это высокий профессионализм в сочетании с талантом общения. Именно поэтому важна чуткость учителя, понимание проблем неполных, неблагополучных семей, многонациональных школ. Родители моих учеников знают, что они могут обратиться за помощью в любое время суток. И я знаю, что если у кого-то случится беда, я всегда приду на помощь.

Родители - активные участники образовательного процесса. Я стараюсь как можно чаще организовывать совместные праздники, поездки, экскурсии. Чем больше дети и родители вместе, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем сплоченнее становится классный коллектив.

        Современной школе необходимы креативные учителя, смелые и сильные, ответственные, способные к сопереживанию. Нам нужны целеустремленные, талантливые педагоги. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и всегда, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в огромном мире современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на развитие.

Самая главная черта учительского характера - это  любовь к детям, которая привела меня в эту профессию. Можно прекрасно владеть различными современными технологиями обучения, компьютером, но хороший специалист никогда не станет учителем, не имея этой черты.

Итак, я учитель. Может, пока еще учитель не с большой буквы, но человек, несущий ответственность за продолжение одной из самых главных профессий в мире – профессии Учителя. Именно от настоящих Учителей напрямую зависит становление молодого поколения и сохранение силы и мощи Великой России.