методический семинар
Образовательная программа педагога
по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
1 класс
1. Цель и задачи изучения программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Умелые ручки» для 1 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Состав участников образовательного процесса:25 человек; возраст 6-7лет; уровень подготовки - средний;
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа г.Среднеколымска"
Образовательная программа педагога
по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
1 класс
Срок реализации: 1 год
Возраст детей : 6-7 лет
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
- Цель и задачи изучения программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Умелые ручки» для 1 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Состав участников образовательного процесса:25 человек; возраст 6-7лет; уровень подготовки - средний;
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей.
В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.
Основная цель программы:
- вызвать у детей интерес к творчеству;
- пробудить желание творить самостоятельно;
Цель работы:
- Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения.
- Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.
Задачи программы:
- освоение основных правил изображения
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности
-развитие стремления к общению с искусством
-задания направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики.
-Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек.
- развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности; способствовать развитию у ребенка:
- Мелкой моторики пальцев рук,
- Сенсорного восприятия
- Глазомера;
- Логического мышления;
- Воображения;
- Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
- Приносить удовлетворение от выполненной работы.
Методы и приёмы обучения
Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях:
объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;
репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления изделия;
исследовательский: творческая деятельность детей по решению выполнения работы.
Особенности программы
Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.
Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, пластилином, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся.(приложение 1)
Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность детей, развивать у них способность выбирать тему. Думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководительможет изменять темы в зависимости от контингента детей, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности ребят, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.
В кружке занимаются учащиеся 1 класса с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, допускается в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Так же необходимо проводить и индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.
Занятия искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть.
Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных ребят, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий способствует воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде, доске или расставив, разложив на столе. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Их анализ приучат школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
2.Место внеурочной программы в учебном плане
Программа расчитана на 1 год. В первом классе – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе.
3.Планируемые результаты освоения программы.
После освоения данной программы учащиеся:
- научатся работать с литературой, схемами, алгоритмами, при помощи которых можно изготовить изделие;
- приобретут навыки коллективного труда и общения в коллективе, взаимовыручке;
- разовьют творческие способности;
- познакомятся с различными видами народного творчества.
Личностные УУД:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказыватьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал нацеленный на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Умелые ручки» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулироватьучебнуюпроблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию так в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные УУД
- Организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
- Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
- Исследовать особенности предлагаемых изделий.
- Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов.
- Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
- Моделировать и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам.
- Решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, природных материалов;
- Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани - с помощью выкройки;
- Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
- Конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- Выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
- Осуществлять самоконтроль и коррективу хода работы и конечного результата.
- Характеризовать основные требования к изделию.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Теоретическое обучение | Практические занятия | ИКТ |
1 | Скульптура. Работа с пластилином. | 1 | 7 | 8 |
2. | Бумажная пластика | 1 | 14 | 15 |
3. | Поделки из яиц | 1 | 9 | 10 |
Календарно -тематический план занятий по внеурочной работе кружка «Умелые ручки»
1 год обучения. (33 часа,1 час в неделю)
Номер раздела темы | Название разделов и тем | Кол-во часов | |||
Дата по плану | Дата фактич. | ||||
1 | 1.Скульптура. (Работа с пластилином) Введение: правила техники безопасности. Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | 1 | |||
2 | Знакомство со средствами выразительности. Мультипликационные герои. « Смешарики» | 1 | |||
3 | Скульптурное изображение «Дерево» | 1 | |||
4 | Плоскостное изображение. «Кошка» | 2 | |||
5 | Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» | 1 | |||
6 | Рельеф. «Божьи коровки на ромашке» | 1 | |||
7 | Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы» | 1 | |||
1 | 2.Бумажная пластика. Вводное занятие «оригами». Техника исполнения. | 1 | |||
2,3 | Объемное моделирование (собачка, кошечка) | 2 | |||
4 | Обрывная аппликация. Зима. | 1 | |||
5,6 | Новогодняя игрушка. Символ года | 2 | |||
7,8 | Открытка к Новому году | 2 | |||
1,2 | Объемная аппликация «Пчелка» | 2 | |||
3 | Объемная аппликация «Цветик-семицветик» | 1 | |||
4,5 | Объемная аппликация. «Аквариум» | 2 | |||
6 | Квилинг. «Бабочка» | 1 | |||
7 | Объемная аппликация «8 марта» | 1 | |||
8 | 3.Поделки из яиц. Вводное занятие. Основные этапы работы. Техника безопасности. Подготовка скорлупы. | 1 | |||
9,10 | Изготовление мозаики (цыплёнок) | 2 | |||
1 | Роспись яиц готовимся к Пасхе. | 1 | |||
2,3 | Фигурки и игрушки из бумаги и яиц. | 2 | |||
4 | Оригами «Голубь-символ мира» | 1 | |||
5 | Открытка к 9 мая. | 1 | |||
6-7 | Коллективная работа «Лесные жители» | 1 | |||
8 | Организация выставки детских работ. | 1 |
Техническое и учебно-методическое обеспечение программы:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- диски и презентации к занятиям
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий
• Образцы изделий.
• Инструкции по технике безопасности
• Альбом лучших работ детей.
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий:Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные наборы цветной бумаги, картона, различный тканный материал, нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. В качестве инструментов потребуются: игольницы с иголками; линейка; простой карандаш; мел, клей ПВА, шило (мы пользуемся кнопками с иголочкой длиной несколько миллиметров);
Все это всегда есть в любой семье.
Список литературы:
- З.Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // - М.: Изд. Эксмо-2004-160с
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 458 с.
- Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. - 58 с.
- Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. - 114 с.
- Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. - 82 с.
- Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки "Солнечный лучик". - М.: НОТА, 2002. - 18 с.
- Е. Твердохлеб //Мягкая игрушка своими руками» //Харьков- 2005.-160с.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. - 176 с.
- Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981. - 166 с.