4. Классное руководство
Материалы в помощь классному руководителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дневник классного руководителя | 533.5 КБ |
Примерная тематика индивидуальных бесед с родителями | 13.3 КБ |
Родительские собрания 2019-2020 | 25.17 КБ |
Классный час: Безопасность в сети интернет | 19.91 КБ |
teksty_gramot_4_klass.docx | 14.2 КБ |
Программа профилактики суицидального поведения | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Дневник классного руководителя 5 класса
РЕЖИМ РАБОТЫ на 2018-2019 учебный год
1 сентября - начало учебного года
График каникул:
- Осенние - с 03 по 11 ноября 2018 года;
- Зимние - с 28 декабря 2018 года по 08 января 2019 года;
- Дополнительные - для первоклассников с 11 по 17 февраля 2019 года;
- Весенние – с 25 по 31 марта 2019 года.
25 мая - окончание учебного года для 1-4, 9 классов.
31 мая - окончание учебного года для 5 – 8 классов
______- ЛГТ/ЛТО
Итоги воспитательной работы в классе за прошлый учебный год, характеристика класса
Расписание школьных звонков
1. 830-910 4. 1055-1135 7.1335-1355
2. 915-955 5. 1145-1225
3. 1005-1045 6. 1230-1310
Режим питания
Учащиеся класса питаются на большой перемене после третьего урока.
Льготным питанием обеспечены __ человек.
Список учителей, работающих в классе, администрации и обслуживающего персонала
№ п/п | Ф.И.О. | Должность |
Педагогический состав | ||
1 | Уч. литературы | |
2 | Уч. истории | |
3 | Уч. математики | |
4 | Уч. Биологии, ИЗО, тех. | |
5 | Уч. Музыки, технологии | |
6 | Уч. Английского языка | |
7 | Уч. Русского языка | |
8 | Уч. Бурятского языка | |
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
Администрация | ||
1 | директор | |
2 | зам.директора по УВР | |
3 | зам.директора по СР | |
Обслуживающий персонал | ||
1 | УСП | |
2 | гардеробщица |
Расписание уроков класса
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
1 природ. | 1 русс. Яз | 1 матем. | 1 матем. | 1англ. Яз | 1 |
2 русс.яз | 2 физ-ра | 2 русс. Яз | 2 бур. Яз | 2 русс. Яз | 2 |
3 матем. | 3 бур. Яз. | 3 природ. | 3 англ. Яз | 3 матем. | 3 |
4 русс.яз | 4 истор. | 4 русс. Яз | 4 литер. | 4 техн. | 4 |
5 литер. | 5 матем. | 5 истор. | 5 физ-ра | 5 техн | 5 |
6 ИЗО | 6англ. яз | 6 музыка | 6 физ-ра | 6 англ. Яз | 6 |
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Консультации по выполнению домашних заданий
Все дни после уроков
Расписание классного руководителя
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
1 био 9 | 1 | 1 био 9 | 1 | 1 | 1 |
2 био 6 | 2 | 2 био 7 | 2 | 2 био 8 | 2 |
3 био 7 | 3 | 3 прир.5 | 3 изо 7 | 3 хим.8 | 3 |
4 био 8 | 4 хим 8 | 4 изо 6 | 4 хим 9 | 4 тех.5 | 4 |
5 био 9 | 5 хим 9 | 5 | 5 | 5 тех.5 | 5 |
6 изо 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Расписание эколого-биологического кружка
«Симбиоз»
Понедельник 1400-1600
Среда 1400-1600
Расписание эколого-биологического кружка
«Юный цветовод-дизайнер»
Четверг 1400-1700
Пятница 1400-1700
План посадки учащихся
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | |||
1в | 2в | 1в | 2в | 1в | 2в |
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно:
- Работа с опаздывающими и отсутствующими;
- Организация питания;
- Организация дежурства;
- Индивидуальная работа.
Еженедельно:
- Проверка дневников;
- Проведение классных часов;
- Работа с родителями;
- Работа с учителями – предметниками;
- Работа с медсестрой;
- Работа с Дневником здоровья класса.
Ежемесячно:
- Посещение уроков в классе;
- Встреча с родительским комитетом класса;
- Проведение лектория для родителей.
Один раз в четверть:
- Оформление документации;
- Коррекция плана воспитательной работы;
- Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
- Проведение мероприятия;
- Анализ и составление плана работы.
Темы занятий по изучению ПДД
- Наш путь в школу и новые маршруты. Правила поведения на улицах и дорогах. Опасности перехода через транспортные пути в микрорайоне.
- Проверка знаний правил дорожного движения. Зачем нужно знать ПДД на улицах и дорогах. Знания движения по загородной дороге, переход улиц с двусторонним и односторонним движением. Повторение дорожных знаков. И в колонне
- Движение учащихся группам и в колонне. Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дорог, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы в общественный транспорт.
- Труд водителя. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.
- Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых авто.
- Предупредительные сигналя водителей. Виды предупредительных сигналов, указанных поворотом или рукой. Значение их для водителей и пешеходов.
- Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Спец. Авто. Преимущественное право проезда водителей авто и мотоциклов, оборудованных спец.сигналами и проблесковым маячком. Рассказ о дорожно-патрульной службе.
- Практические занятия на специально размеченной площадке. Движение по тротуарам и пешеходным дорожкам, вождение на велосипедах.
- Экскурсия по городу ( микрорайону)
- Итоговое занятие. Просмотр диафильмов по безопасности движения. Проведение викторины.
Темы занятий по изучению ППБ
- Причины возникновения пожаров
- Средства пожаротушения и правила поведения при возгораниях
- История и работа пожарных организаций города
- Проведение викторины по теме.
Темы классных часов по охране здоровья
Тематические классные часы
- «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»
- Достоинство и недостатки человека
- Честь. Что это такое
- Правонарушения
- Курение
- Пьянство
- Наркомания
Классные часы к знаменательным датам
- 1 сентября – День знаний
- День пожилого человека
- День учителя
- День памяти пострадавших от политических репрессий
- День единства и независимости
- День матери
- Новый год
- Рождество
- Сагаалган
- День защитника Отечества
- Международный женский день
- Масленица
- День смеха
- День Победы
- День семьи
- День защиты детей
Возрастной состав учащихся __5__ класса
Всего в классе ___31___ человек.
Г.р.2000 | г.р.2001 | г.р.2002 | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
3 | 2 | 10 | 8 | 3 | 4 |
Итого: мальчиков ___17___чел.; девочек ___14____ чел. |
Мясников Алёша, находящийся на домашнем обучении с 1997 г.
Русские-28
Буряты-3
Дни рождения учащихся по месяцам
ФИО учащегося | Дата Рожд. |
Внешкольные занятия детей
№ п/п | Фамилия и имя учащегося | Наименование занятия | Посещаемая организация | День недели и время |
1 | Танцевальный мозайка | ДК «САВВА» | Пон. Ср. 1700-1800 пят | |
2 | Экол-биол. «Симбиоз» | МБОУ СОШ 15 | Пон. 14-16 СР. 14-16 | |
3 | ||||
4 | бокс | МБОУ СОШ 31 | ПОН. 17-18 ВТ. Пят | |
5 | ||||
6 | ||||
7 | Танцевальный мозайка | ДК «САВВА | Пон. Ср. 1700-1800 пят | |
8 | Экол-биол. «Симбиоз» | МБОУ СОШ 15 | Пон. 14-16 СР. 14-16 | |
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | Экол-биол. «Симбиоз» | МБОУ СОШ 15 | Пон. 14-16 СР. 14-16 | |
13 | ||||
14 | Экол-биол. «Симбиоз» | МБОУ СОШ 15 | Пон. 14-16 СР. 14-16 | |
15 | ||||
16 | Экол-биол. «Симбиоз» | МБОУ СОШ 15 | Пон. 14-16 СР. 14-16 | |
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | Экол-биол. «Симбиоз» | МБОУ СОШ 15 | Пон. 14-16 СР. 14-16 | |
22 | УШУ «Золотой дракон» | МБОУ СОШ 19 | Пон. Ср. 1930-2000 пят | |
23 | Танцевальный мозайка | ДК «САВВА» | Пон. Ср. 1700-1800 пят | |
24 | ||||
25 | Танцевальный мозайка | ДК «САВВА» | Пон. Ср. 1700-1800 пят | |
26 | Танцевальный мозайка | ДК «САВВА» | Пон. Ср. 1700-1800 пят | |
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 |
Поручения в классе
Президент-
Заместитель-
Министр образования-
Заместитель-
Министр МВД-
Заместитель-
Министр культуры
Заместитель-
Министр экологии-
Заместитель-
Министр труда-
Заместитель-
Министр спорта-
Заместитель-
Министр здравоохранения-
Заместитель-
Цветоводы –
Художественная академия
График дежурства.
Первая, третья неделя месяца
День недели | Дежурные |
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница |
Вторая и четвёртая неделя месяца
День недели | Дежурные |
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница |
Общие сведения об учащихся
№ п/п | Ф.И.О., Мобильный телефон | № личного дела | Домашний адрес, домашний телефон | Ф.И.О. мамы, моб.телефон | Ф.И.О. папы, моб.телефон |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26 | |||||
27 | |||||
28 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
31 |
Родительский комитет
Председатель –
Секретарь –
Казначей –
Ответственный за учебную работу –
Ответственный за хозяйственную работу –
Ответственный за культмассовую работу –
Тематика родительских собраний
Сентябрь | Ноябрь | Январь | Апрель | |
1 кл. | Младший возраст и его особенности | Агрессивные дети. Причины детской агрессии | Наказания и поощрения в семье | Итоги года. Летний отдых |
2 кл. | Физическое развитие младшего школьника в школе и дома | Роль книги в развитии умственных способностей | Роль общения в жизни младшего школьника | Итоги года. Летний отдых |
3 кл. | Значение общения в развитии личностных качеств ребенка | Закаливание – профилактика простудных и инфекционных заболеваний | Учебные способности ребенка, пути их развития | Итоги года. Летний отдых |
4 кл. | Роль семьи в развитии моральных качеств подростка | Роль книги в развитии умственных способностей детей | Как общаться с ребенком? | Подготовка к переводным контрольным работам за курс начальной школы. Знакомство с будущим классным руководителем. Летний отдых |
5 кл. | Трудности адаптации пятиклассников к школе | О значении домашнего задания в учебной деятельности | Пятиклассник и телевидение | Итоги года. Летний отдых |
6 кл. | Первые проблемы подросткового возраста | Положительные эмоции и их значение в жизни человека | Физическое развитие школьников | Итоги года. Летний отдых |
7 кл. | Особенности развития организма в подростковом возрасте | Агрессия: ее причины и последствия | Поощрение и наказание детей в семье | Итоги года. Летний отдых |
8 кл. | Определяющие анатомо – физиологические и психологические особенности подростков | Как уберечь подростка от насилия | Приоритет семьи в воспитании ребенка | Итоги года. Летний отдых |
9 кл. | Определяющие анатомо – физиологические и психологические особенности подростков. Определение возможной траектории профессионального самоопределения | Курение и статистика | Как подготовить себя и ребенка к экзаменам | Знакомство с инструкцией о проведении государственной итоговой аттестации |
Тематика родительского лектория
1. Возрастные особенности
2. Беседа с врачом – педиатром
3.О значении домашнего задания в учебной деятельности
4.Пятиклассник и телевидение
5. Итоги года. Летний отдых
Помощь родителей классу
Составить план и фиксировать исполнение
По итогам года наиболее активные родители будут награждаться грамотами, благодарственными письмами.
Посещаемость родительских собраний
Ф.И.О. родителей | 11 октября 2018 г. | |||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
- | ||||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
+ | ||||
- |
Индивидуальные беседы с родителями
- Сентябрь. Беседа с по успеваемости и пропускам по телефону.
- Сентябрь. Беседа с по поводу курения сына.
Ведомость сдачи дневников учащимися на проверку
Ф.И. учащегося | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 12 | 19 | 26 | 12 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 | |||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка дневников родителями
Ф.И. учащегося | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 12 | 19 | 26 | 12 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 | |||||||||||||||||||||
План воспитательной работы на 2018 – 2013 учебный год
Основные цели:
1.Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всемерного развития личности.
2.Совершенствование методического мастерства классного руководителя
Задачи:
- Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
- Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности
- Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей накопленных поколениями
- Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности
Циклограмма
Ежедневно
- Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся
- Организация питания учащихся
- Организация дежурства в классном кабинете и в школе
- Индивидуальная работа с учащимися
Еженедельно
- Проверка дневников учащихся
- Проведение мероприятий в классе
- Работа с родителями ( по ситуации)
- Работа с учителями предметниками
Ежемесячно
- Посещение уроков в своем классе
- Встреча с родительским активом
- Совещание по планированию работы
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала 2. Анализ выполнения плана работы за четверть 3.Проведение родительского собрания
Один раз в год
- Оформление личных дел учащихся
- Анализ и составление плана работы класса Статистические данные класса ( 1 сентября)
План проведения родительских собраний
1 четверть
Сентябрь-знакомство с задачами и требованиями
Октябрь-« Как помочь ребенку успешно адаптироваться в 5 классе»
2 четверть
Ноябрь-« Традиции народного воспитания в семье»
Декабрь-« Посещение, дисциплина и успеваемость на конец первого полугодия »
3 четверть
Февраль-« Выявление увлечений и пристрастий »
Апрель-« Как противостоять давлению среды»
4 четверть
Май-« Наши успехи на конец учебного года.»
Месяц | Мероприятие | Ответственный |
сентябрь |
| Кл. рук. Кл. рук. Редколлегия, мин. культуры |
октябрь |
| мин. культуры президент Кл. рук. Кл. рук. Кл. рук. Мин. труда |
ноябрь |
| Кл. рук Кл. рук Кл. рук Актив класса Кл. рук |
декабрь |
| Кл. рук Кл. рук Редколлегия, Кл. рук мин. культуры мин. Образования, Кл. рук мин. культуры |
январь |
| мин. культуры Кл. рук мин. культуры |
февраль |
| Кл. рук Мин. культуры Мин. культуры Мин. культуры Физрук Актив Кл. рук |
март |
| Мин. культуры Редколлегия, Кл. рук. Кл. рук. Кл. рук |
апрель |
| Кл. рук Мин. труда |
май |
| Кл. рук Актив актив Кл. рук |
Анализ проведенных мероприятий |
Активность учащихся во внеклассной деятельности
№ п/п | Участие в подготовке классных часов | Выпуск листка здоровья | Посещение | Участие | |||
Экскурсий | Театров, концертов и т.д. | в подготовке классных мероприятий | в подготовке общешкольных мероприятий | в экологических десантах, субботниках | |||
1 | |||||||
Практика (7 рабочих дней)
ЛТО (с 14 лет) | Ф.И. | Дата прохождения | |
Ф.И. | Работа | ||
Внеурочная деятельность учащихся по предметам
Ф.И.О. | Проекты | Олимпиады | Конференции | Интеллектуальные марафоны | Творческие конкурсы | Выставки | Соревнования |
«Мисс золотая Осень» | |||||||
Игра «Поле чудес» По ПДД | |||||||
Конкурс цветов | Поделка Золотая осень | ||||||
Поделка Золотая осень | |||||||
Поделка Золотая осень | |||||||
Сводка успеваемости по четвертям
четверть | отлич | хорош | С одной «3»- | неуспев | % усп | % кач | Ср бал |
первая | 71 | 10 | 2,8 | ||||
вторая | |||||||
Третья | |||||||
четвёртая |
Индивидуальные беседы с учащимися
- Сентябрь . Беседа с о поведении во время уроков, в столовой
- Сентябрь. Беседа с о пропусках уроков.
- Сентябрь. Беседа с об успеваемости, пропусках без уважительной причины, о вреде курения.
- Октябрь. Беседа с о поведении на уроках бурятского языка и истории.
- Сентябрь Беседа с о поведении на уроках .
Итоги учебного года
(отличившиеся учащиеся и родители, которых требуется наградить по итогам года)
Предварительный просмотр:
Примерная тематика индивидуальных бесед с родителями
1,2 класс
«Детская психика»
« Внутренний мир ребенка»
« Созидательная сила любви»
« Здоровье ребенка»
« Взаимоотношения в семье»
« Индивидуальная работа дома, выполнение домашних заданий»
« Взаимоотношения в семье»
« Поведение в школе»
« Детская психика»
« Внутренний мир подростка»
« Созидательная сила любви»
« Речевое общение дома»
3, 4 класс
« Здоровье ребят и закаливание»
« Культура поведения в общественных местах»
« Оформление класса к празднику»
« Зимние прогулки с родителями»
« ПДД и их выполнение по дороге домой»
« Летний отдых детей»
Темы бесед с родителями, из семей СОП
5, 6 класс
« Обогащение словаря подростка в быту»
«Внимание к внутреннему миру подростка»
« Культура общения»
« Роль родителей в самовоспитании»
« Созидательная сила любви»
« Антиалкогольное воспитание детей»
« Психотехника общения»
« Воспитание читателя – забота общая»
« Личность и семья»
« Воспитание элементов экономической культуры»
7, 8 класс
« Взаимоотношения в семье»
« Родительский авторитет»
« Роль семьи в проявлении детской агрессивности»
« Трудный возраст и физическое состояние учащихся –подростков»
« Половое воспитание в семье. Атмосфера доверия и деликатности»
« Общение с детьми речью и жестами»
« Об уважительном отношении к старшим»
« Совместный отдых в каникулы и выходные дни»
« Культурное воспитание в семье»
« Развитие творческих способностей в семье»
«Родительский авторитет»
« Половое воспитание в семье»
« Общение с детьми»
9 класс
« Личность и семья»
«Родительский авторитет»
« Культура поведения»
« Трудовое воспитание в семье»
« Антиалкогольное воспитание»
« Подросток и деньги»
« Трудовое воспитание в семье»
«Личный пример родителей – основа нравственного воспитания в семье»
« Влияние физических упражнений на развитие детей и их здоровье»
« Дети и семейный конфликт»
« Антиалкогольное воспитание в семье»
« Авторитет родителей»
« Внимание к внутреннему миру подростка»
« Воспитание девочки-подростка в семье»
« Подросток и деньги»
« Непослушный ребенок»
« Переживания подростков»
« Личный пример родителей»
« Трудовое воспитание в семье»
« Преодоление трудностей в юношеском возрасте»
« Внешний вид учащихся»
« Пропуски уроков, причины их»
« Здоровье подростка»
« Взаимоотношения мальчиков и девочек »
« Выполнение режима дня»
« Вредные привычки, борьба с ними »
« Индивидуальное развитие и взросление »
« Планы на будущее».
Предварительный просмотр:
Родительское собрание №1.
ТЕМА : Жизненные цели подростков. Профилактика подростковой агрессии.
Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка. Форма проведения: дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения: жизненные предпочтения подростков: кто их формирует; что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков; как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.
В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада. Часто родители, пытаясь помочь, натыкаются на агрессию со стороны ребёнка.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
II. Предварительная работа на классном часе с учащимися. Тест «Вверх по лестнице жизни»
1.Учащиеся получают лист, на котором обозначены слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны поместить наиболее значимые события. Например:
2002год — я появился на свет;
- — я начал ходить и т. д.
Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест. Затем предлагается составить лестницу жизненных целей (можно оформлять не по годам).
2. Сочинение-размышление «Письмо самому себе»
Учащимся предлагается представить такую ситуацию: им не 14,5— 15 лет, а 24—25 лет. Они пишут себе письмо в свое прошлое. Определить, до какой цели дошёл и до какой не дошёл.
Учащиеся пишут о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли бы им в этом, о том, что не удалось и не получилось.
II. Обсуждение с родителями детских сочинений и обсуждение того, какая поддержка необходима ребятам для осуществления заявленных целей.
III. Подведение итогов. Выдача родителям памяток по профилактике подростковой агрессии.
IV. Комментарии по проведению классного часа
В ходе классного часа ребята обсуждают свои жизненные цели и определяют - какую помощь и поддержку должны и могут оказать взрослые, чтобы цели, поставленные учащимися, были реализованы.
В ходе классного часа, после обсуждения многие цели учащихся могут стать более определенными и четкими, ученики смогут убедиться в оправданности поставленных целей, их целесообразности. В ходе классного часа ребята должны учиться полемизировать, доказывать свою правоту, отстаивать свои убеждения и поставленные цели.
Родительское собрание №2.
ТЕМА: О трудностях учения.
Задачи: ознакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти; показать родителям достижения и неудачи в учебном труде подростков; проанализировать причины учебных неудач школьников. Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения: анализ учебных результатов школьников; зависимость учебных результатов от внешних и внутренних факторов; возможные пути улучшения учебных результатов школьников.
Подготовительная работа: анкетирование учителей по вопросам, связанным с учебной деятельностью учащихся 8б кл.; полезная информация (рекомендации психолога)
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшняя встреча посвящена результатам учебной деятельности нашего класса, сегодня мы с вами проанализируем учебные результаты, подумаем над тем, что можно изменить в тех листочках, которые лежат у вас на парте.
А теперь еще раз внимательно посмотрите на результаты ваших детей и ответьте на вопрос: что вас в этих результатах радует и что огорчает? (Родители работают и отвечают на вопрос классного руководителя. Затем классный руководитель адресует родителей к сводной таблице по классу и обращает их внимание на те предметы, которые вызывают наибольшую тревогу из-за низкой по ним успеваемости. О чем говорит таблица?)
Усвоение знаний по предмету зависит от многих факторов. Главным из них являются не только способности учащихся, но и отношение ребят к достижению учебных успехов, которое зависит:
- от усидчивости;
- развития у школьника собственно интеллектуальных умений (наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельный вывод и т. д.);
- контроля со стороны взрослых на уроке и дома.
Просмотр презентации «О трудностях учения»
II. Выступление психолога
Сравнительный анализ развития уровня интеллектуальных умений учащихся. Обсуждение проблемных вопросов с родителями
В своем выступлении психолог должен обратить внимание на характеристику тестов по изучению интеллекта, на широкое использование тестирования в реальной жизни: поступление в техникум и вуз, профессиональная деятельность.
В его задачу входит также знакомство родителей с возможными путями тренировки интеллектуальных умений учащихся:
- индивидуальные консультации психологов, индивидуальная коррекционная программа (по желанию ученика и его родителей);
- тренинги по развитию интеллекта и подготовки к будущим различным вариантам учебного тестирования (по предметам школьного курса);
- компьютерная тренажерная программа по подготовке к будущим экзаменам.
Обмен мнениями родителей по выступлению психолога.
III. Общий и индивидуальный анализ учебных результатов учащихся за учебную четверть
Классный руководитель должен ознакомить родителей с учебными достижениями всего класса.
- Для этого он составляет сводную таблицу по всем предметам и указывает результаты учащихся класса. Для того чтобы соблюсти этические нормы, он может зашифровать фамилии учащихся, тем более что перед каждым родителем на парте должен лежать листок с результатами учебной деятельности его ребенка.
В общей сводной таблице классного руководителя должно интересовать лишь количество низких и средних результатов по предметам. Такая сводная таблица результатов позволяет увидеть проблемные предметы, по которым у ребят большинство низких отметок. Когда учитель определит для себя такие предметы, он должен провести опрос среди педагогов, преподающих данные предметы, и подготовить информацию для родителей.
Индивидуальный анализ учебной работы по каждому ученику может быть составлен по следующему плану:
- Сводная ведомость учебных результатов четверти.
- Мнение учителей-предметников о результативности учебного труда школьника по предметам с низкими учебными результатами.
Учителям предлагается следующий план анализа:
- Отношение ученика к учебной деятельности на уроке.
- Отношение ученика к выполнению домашней работы.
- Личный вклад ученика в процесс учебной деятельности по
предмету:
- инициатива;
- добросовестность;
- ответственность;
- работоспособность;
- желание поработать дополнительно и т. д.
4. Возможные пути учебной коррекции.
Классный руководитель высказывает мнение об отношении ученика к результатам собственной учебной деятельности.
IV.Учителя-предметники дают рекомендации родителям ученика.
V. Подведение итогов
Родительское собрание №3.
ТЕМА: Как помочь подростку обрести
уверенность в себе.
Задачи: обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности.
Форма проведения: обучающий тренинг родительской эффективности.
Вопросы для обсуждения: влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то — змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.
Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.
П. Анализ анкет
- Анализ социометрического статуса детей в коллективе (без фамилий учащихся) – работа психолога с классом.
- Сопоставительный анализ анкет учащихся и родителей.
- Выступление психолога.
Ознакомление родителей с упражнениями по преодолению застенчивости и неуверенности в себе
Обсуждение памяток для родителей
V. Анализ текущих дел в классе – организация досуговых мероприятий.
VI. Подведение итогов
Родительское собрание №4.
ТЕМА : Проблемы компьютерной зависимости
Задачи: способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером; предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью учащихся.
Форма проведения: круглый стол: родительско - ученический ринг.
Вопросы для обсуждения: роль компьютера в учебных достижениях школьника; отрицательная сторона освоения информационного пространства; методы борьбы с нерациональным использованием ПК в доме.
Подготовительная работа: сочинение «Роль компьютера в моей жизни»; выставка работ учащихся, выполненных с помощью компьютера.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнетически воздействующим на человека устройством как компьютер. Он прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и т.д.
Видимо, наши дети рвутся занять место у компьютера не только потому,, что это интересно, ново, необычно, но и потому, что компьютер помогает заменить отсутствие общения с близкими людьми общением с техническим устройством.
Безусловно, компьютер играет огромную роль в жизни человечества. Не меньшую роль он играет в учении школьников.
Учеба с помощью компьютера — это:
- Написание текстов и упражнений.
- Составление таблиц и диаграмм.
- Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.
- Использование учебных дисков по различным предметам для
расширения своих знаний и кругозора. - Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий.
- Возможность эстетичного оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.
7. Возможность поиска информации по определенной учебной теме.
8. Возможность участия в олимпиадах различного уровня.
Компьютер дает школьнику возможность:
- находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках;
- бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения собственных знаний и интересов;
- посылать и получать электронные письма, развивать в себе умения писать письма.
П. Беседа с учителем информатики о значимости компьютерной грамотности.
- Выставка работ учащихся, выполненных с помощью компьютера (презентации, буктрейлеры, проекты)
- Обсуждение сочинений «Роль компьютера в моей жизни»
- Обсуждение памятки для родителей «Компьютер в жизни
школьника» . Рекомендации по рациональному пользованию компьютером. - VI. Родительско-ученический ринг
Вопросы для проведения ринга:
- Роль компьютера в учебных достижениях школьника.
- Отрицательная сторона освоения информационного пространства.
- Методы борьбы с нерациональным использованием ПК в доме.
VII. Подведение итогов. Значимость ПК и рациональное пользование им.
Предварительный просмотр:
Классный час: Безопасность в сети интернет
Цель: Формирование навыков безопасного поведения в информационном обществе.
Задачи:
- Привлечение внимания детей к проблеме информационной безопасности.
- Ознакомление школьников с перечнем опасностей, которые несет электронный мир.
- Воспитание осознанного подхода при работе с информацией.
- Разработка норм и правил поведения подростка в сети.
- Формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.
- Расширение знаний учащихся в сфере компьютерных технологий.
- Повышение уровня осведомленности о полезных, позитивных возможностях электронного мира.
Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов.
Место проведения: школьный кабинет.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего занятия актуальна для каждого из нас. Это то, что объединяет меня, вас, всех ваших друзей, родственников, соседей и жителей других стран.
Мы живем в прекрасную эпоху перемен. Семимильными шагами движется прогресс в науке, технике, медицине. Наши бабушки и дедушки со своими родителями ходили смотреть телевизор к соседям. Так как далеко не у всех было это чудо техники. А для родителей было в диковинку, что можно позвонить человеку, находящемуся в сотнях километрах от дома или вообще в лесу. Мобильный телефон тоже не все имели счастье использовать. А компьютеры были огромными машинами, за которыми работали в специальных залах только ученые.
Прошло не так много лет. Каких-то полвека, что меньше средней продолжительности жизни одного человека. И мы наслаждаемся чудесами мобильной связи ежедневно, даже не задумываясь об этом. Нашу жизнь сопровождают и упрощают различного рода гаджеты: смартфоны, планшеты, электронные книги.
Сегодня каждый двухлетний малыш ориентируется в электронном мире лучше любого взрослого. А дети постарше ежедневно выходят в Интернет. Его используют для учебы, приобретения новых знаний, игр, развлечения и общения. Проводят в «мире грез» большую часть жизни.
Наиболее ярко раскрывает этот момент статистика. По результатам социологических исследований 89% четырехлетних детей посещают сеть в сопровождении родителей. Младшие школьники (8-9 лет) все чаще отправляются в электронный мир самостоятельно. И только 7% родителей 14летних подростков знают, что делает их ребенок за компьютером. Каждый школьник проводит от 7 до 17 часов еженедельно в виртуальной реальности. А каждый пятый более 21 часа за тот же период времени. Больше половины из их числа просматривают нежелательный контент. Сюда входят: сайты для взрослых, сцены насилия, нецензурная лексика, виртуальные игры с агрессивным посылом, демонстрация оружия, экстремизм, религиозная пропаганда. Не так опасны азартные игры и вредоносное программное обеспечение, как травля в интернете, опасные знакомства и последующие реальные встречи.
Современные дети и подростки настолько интегрированы в цифровое пространство, что дискуссии о полном запрете или тотальном ограничении на использование устройств с выходом в интернет уже не имеют смысла. Но это не умоляет тревоги родителей и педагогов за своих воспитанников.
Сегодня поговорим о нашей общей безопасности в сети интернет.
Ведущий 1. Само слово «Интернет» сейчас звучит глобально, но мало кто знает, что когда только начинал свое существование он был просто соединением компьютеров посредством телефонной линии между штатами Америки. Служил для местной связи, передачи информационных (электронных) данных в виде текстовых сообщений. А стал международным после подсоединения телефонным кабелем Великобритании и Норвегии. И лишь к концу 80х введен в глобальную эксплуатацию. Сейчас сеть насчитывает более 15 миллионов пользователей и более 150 подключенных стран.
Ведущий 2 Интернет – это мировая электронная сеть, объединяющая миллионы региональных, ведомственных, частных и других сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами пользования. Давайте подумаем чем нам полезна эта система?
Идет обсуждение.
Предполагаемые ответы детей:
- Поиск информации.
- Помогает в подготовке домашнего задания.
- Оперативность получения информации, выполнения другого рода задач.
- Социальные сети дают возможность общения на любом расстоянии.
- Устраиваются конференции, выставки, интервью, обучающие семинары, собеседования.
- Возможность заказать практически любой товар или услугу на дом.
- Отличное место для общения, обучения и отдыха.
- Формирование навыка работы с компьютером и программным обеспечением. Получение информационной компетенции.
- Интернет облегчает жизнь людям с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды могут работать дома, реализовывать свой внутренний потенциал.
- Выполняет познавательную роль. Можно не выходя из дома ознакомиться практически в любой информацией, прочитать книгу, посмотреть экспонаты музеев мира.
- Онлайн игры, позволяющие интересно проводить свободное время, развлекаться, знакомиться и дружить с людьми из разных уголков планеты.
Итоги обсуждения записываются на доску.
Учитель: Все в жизни имеет две стороны: позитивную и негативную. Компьютерные технологии не исключение. Несмотря на колоссальную пользу, с использованием «мировой паутины» также связаны серьезные риски. Интернет – это не только копилка возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей Рунета составляет миллионы людей, и большая часть из них – дети, которые наверняка не догадываются об опасностях любимого развлечения.
Теперь разберем минусы интернета и возможные риски нашего пребывания в нем.
- Возможная встреча на просторах сети с мошенниками, маньяками и другими злоумышленниками.
- Подростковая агрессия, травля.
- Психологические травмы при столкновении с недетским контентом, попадании на сайты для взрослых.
- Ухудшение здоровья: портится осанка, снижается острота зрения. От долговременного сидения замедляются внутренние процессы организма, происходит застой крови.
- Снижается концентрация внимания, работоспособность.
- Ухудшается сон.
- Проведенное в сети время отвлекает от других, более полезных занятий.
- Возникает зависимость.
Из всего, что мы сегодня услышали и узнали, давайте вместе составим правила взаимодействия с информационным миром. И нарисуем памятку.
Правила безопасного поведения в сети интернет:
- Используйте вымышленное имя (ник) для регистрации на различных ресурсах.
- Не сообщайте фамилию, имя, номер телефона, данные родителей, адрес места жительства и номер школы, пароли, номера банковских карт, любимые места для прогулок и частые маршруты. Никому! Аккаунт приятеля могут взломать. И под именем друга окажется злоумышленник.
- Если вас что-то напугало, насторожило или шокировало на сайте, немедленно уйдите с него. Желательно выключить на время компьютер и рассказать об этом взрослым.
- Старайтесь не заводить в интернете беседы с незнакомыми людьми. Особенно с пользователями, чьи страницы безлики: явно вымышленное имя, нет фотографии, не указаны возраст и пол.
- Ни в коем случае не соглашайтесь на личную встречу с незнакомцами из интернета. При навязчивых просьбах, сообщите родителям.
- Прекращайте любое общение в социальной сети или по электронной почте, если кто-то задает вам личные вопросы или присылает фото интимного характера, ссылки на взрослый контент.
Учитель: Ребята, наше занятие близится к завершению. Остались ли у вас какие-нибудь вопросы.
Обратная связь в форме беседы. Если у детей нет вопросов, то их задает сам классный руководитель учащимся.
Предварительный просмотр:
НАГРАЖДАЕТСЯ
1.
за отличную учёбу, участие
в классных и школьных мероприятиях,
за доброту, внимание к людям,
за умение дружить
и активную помощь учителю.
2.
за отличную учёбу, участие
в классных и школьных мероприятиях,
за любознательность, внимание,
за доброту и понимание,
за умный взгляд пытливых глаз,
один из первых ты у нас.
3.
за отличную учёбу, участие
в классных и школьных мероприятиях,
за то, что все твои старания
тебе в учёбе помогли,
за самые труднейшие задания,
что ты решаешь на своём пути.
4.
за отличную учёбу, участие
в классных и школьных мероприятиях,
за любознательность, внимание,
и упорство в достижении цели.
5.
за отличную учёбу,
за доброту души и ум,
за смелость в овладении знанием,
за то, что справишься всегда
с любым из трудных испытаний.
6.
за хорошую учёбу
(за стремление учиться лучше)
и умение преодолевать трудности
на страшных контрольных
и в сложных домашних,
за умный взгляд пытливых глаз,
за звонкость радостного смеха,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
7.
за стремление учиться лучше,
за пытливый ум и доброту,
за то, что в борьбе с самим собой
научился находить правильное решение
и управлять своим поведением.
8.
за стремление учиться лучше
и умение преодолевать трудности,
за умный взгляд пытливых глаз,
за смелость при принятии решений,
за то, что станет пятый класс
ступенькой к новым достижениям.
9.
за стремление учиться лучше
и умение не унывать в трудной ситуации,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в любую минуту.
10.
за стремление учиться лучше
и умение преодолевать трудности,
за умный взгляд пытливых глаз,
за скромность и примерное поведение,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
11.
за стремление учиться лучше,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в трудную минуту,
за умный взгляд пытливых глаз,
за звонкость радостного смеха,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
12.
за стремление учиться лучше
и умение преодолевать трудности
на страшных контрольных
и в сложных домашних,
за умный взгляд пытливых глаз,
за звонкость радостного смеха,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
13.
за стремление учиться лучше
и умение не унывать в трудной ситуации,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в любую минуту.
14.
за активную работу на уроках,
за пытливый ум и умение дружить,
за то, что ты почти всё знаешь,
читаешь, пишешь и считаешь,
и что терпение и труд
тебя к победе приведут.
15.
за активное участие в жизни класса,
отличные дежурства,
за стремление учиться лучше
и умение не унывать в трудной ситуации,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в любую минуту.
16.
за активное участие в жизни класса,
за опрятность, аккуратность,
за тягу к знаниям и труд,
за то, что сложности в учёбе
тебе лишь силу придают.
17.
за участие
в классных и школьных мероприятиях,
за преодоление трудностей
на страшных контрольных
и в сложных домашних,
за аккуратные тетради,
старание и упорство в достижении цели.
18.
за участие
в классных и школьных мероприятиях,
за то, что все твои старания
тебя к успеху привели,
за ум, активность, хорошие знания
и за умение дружить.
19.
за скромность, трудолюбие, старание,
за тягу к знаниям и труд,
за то, что сложности в учёбе
тебе лишь силу придают.
20.
За вежливость и чувство меры
Способность быть во всем примером,
За прилежание, за активность,
Настойчивость, результативность,
Доброжелательность, опрятность,
Любовь к порядку, аккуратность.
За собранность и силу воли,
Старание и помощь школе!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 15"
В условиях современного общества растет процентный показатель детских и подростковых самоубийств, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов их профилактики. Педагогу-психологу приходится сталкиваться с суицидальными мыслями и желаниями детей разного возраста. Это подводит к осознанию важности анализа отношения ребенка к жизни и смерти, его желания покончить с собой в контексте профилактической и психокоррекционной работы с детьми.
Одна из главных целей образования — создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В рамках ее реализации разработана программа профилактики суицидального поведения для обучающихся 5–11-х классов.
Цель программы: профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Задачи:
- выявить обучающихся, входящих в суицидальную группу риска — с суицидальным поведением, суицидальными мыслями, имеющими попытки самоубийства;
- оказать профилактическую, консультационную и коррекционную помощь обучающимся, склонным к суицидальному поведению;
- провести соответствующую просветительскую работу среди учителей, обучающихся и их родителей.
Программа включает четыре этапа: просветительский, психодиагностический, коррекционно-развивающий и этап психологического сопровождения. Рассмотрим их подробнее.
1. Просветительский этап — беседы, лекции с учащимися, семинары для учителей, родительские собрания, проводимые педагогом-психологом с целью предоставления участникам мероприятия наиболее значимой информации по проблеме детского суицида.
Психологическая работа на данном этапе начинается с выступления педагога-психолога на классных часах и проведения беседы с учащимися по теме «Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?» (приложение). Сразу отметим, что данную беседу следует проводить не во всех классах подряд, а только там, где она действительно необходима.
После ряда бесед педагог-психолог самостоятельно или совместно с обучающимися оформляет информационный стенд «Если друг попал в беду» с указанием адресов и телефонов соответствующих служб в том городе, где находится ребенок (подросток), попавший в затруднительную ситуацию.
Можно также провести семинарское занятие с учителями «Предупреждение суицида среди обучающихся. Основные признаки суицидального поведения». В процессе данного семинара учителя знакомятся с типами суицидального поведения, мотивами попыток самоубийства, узнают, кто из детей входит в группу риска по проблеме суицида (наиболее склонен к его совершению), каковы типичные поступки, жалобы и проявления суицидента.
При необходимости педагог-психолог посещает родительские собрания для беседы на тему: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей в преодолении трудностей ребенка». Родителям важно знать признаки (словесные, поведенческие, ситуационные), мотивы и факторы суицидального поведения, наиболее распространенные причины суицида среди детей и подростков.
2. Психодиагностический этап — выявление обучающихся, входящих в группу суицидального риска (с суицидальным поведением, суицидальными мыслями и попытками самоубийства).
3. Коррекционно-развивающий этап — групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья, нормализации межличностных отношений, развития чувства собственного достоинства, преодоления неуверенности в себе.
4. Этап психологического сопровождения — сопровождение обучающихся с суицидальным поведением или суицидальными попытками до момента окончания ими школы.
По данным французских психиатров, после того, как обследованные совершали попытку самоубийства и были проконсультированы, 22% все же заявляли, что вновь попытаются свести счеты с жизнью.
Педагогу-психологу рекомендуется завести специальную картотеку со списком детей, склонных к суицидальному поведению, и периодически проводить с ними профилактическую работу.
Работа по программе проводится в соответствии с циклограммой.
Циклограмма деятельности педагога-психолога в рамках программы профилактики суицидального поведения подростков
Мероприятие | Период проведения |
Сентябрь | |
Собеседование с классными руководителями | 1-я неделя |
Выявление классов с детьми, входящими в группу риска | |
Беседа с обучающимися на тему: «Предотвращение самоубийства. Как помочь другу?» (приложение) | 2-я неделя |
Семинар для педагогов на тему: «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения» | |
Родительское собрание на тему: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей по преодолению трудностей ребенка» | 3-я неделя |
Подготовка к скрининг-диагностике | 4-я неделя |
Октябрь | |
Проведение скрининг-диагностики руководителями выбранных классов | 1-я неделя |
Обсуждение с классными руководителями результатов скрининг-диагностики каждого ребенка | 2-я неделя |
Формирование списка детей, входящих в группу суицидального риска | |
Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) учащихся, входящих в группу суицидального риска | 3-я неделя |
Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с учащимся | |
Индивидуальные консультации для обучающихся, входящих в группу суицидального риска | 4-я неделя |
Ноябрь | |
Разработка схем углубленной диагностики детей, входящих в группу суицидального риска | 1-я неделя |
Углубленная диагностика детей, входящих в группу суицидального риска | 2-я неделя |
Обработка и интерпретация результатов исследования каждого ребенка | |
Разработка рекомендаций | |
Индивидуальные консультации с обучающимися, входящими в группу суицидального риска, по результатам диагностики | 3-я неделя |
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики детей | |
Подготовка к проведению групповых практических занятий | 4-я неделя |
Декабрь | |
Групповые практические занятия для детей с суицидальным поведением на тему: «Мы выбираем жизнь!» | В течение месяца |
Индивидуальные коррекционные занятия (по необходимости) | |
Январь | |
Повторная диагностика обучающихся, входящих в группу суицидального риска, для определения результатов коррекционной работы | В течение месяца |
В рамках реализации одной из главных целей общего образования, а именно — создания и поддержания психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, программа профилактики суицидального поведения для обучающихся также включает:
1. Проведение скрининг-диагностики классными руководителями.
2. Обсуждение с классными руководителями (а также социальным педагогом) результатов скрининг-диагностики каждого ребенка. Формирование списка детей, входящих в группу суицидального риска. Обычно этот список не превышает 5–7 человек, в каких-то классах детей со склонностью к суицидальному поведению может вовсе не быть.
3. Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) учащихся, входящих в группу суицидального риска. Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с обучающимся.
Подобного рода работа проводится с детьми до 14 лет только с письменного разрешения родителей, с детьми 15 лет и старше — с их собственного согласия, поэтому одна из основных задач педагога-психолога на данном этапе — в доступной и понятной для ребенка и его родителей форме объяснить цель работы, для чего она проводится, какие методы будут применяться в работе с ребенком и т. п. Но главное — сделать акцент на том, что вся работа будет проводиться только на благо и в интересах ребенка с целью оказания помощи в возникших трудностях и предупреждения появления новых возможных проблем.
4. Индивидуальные консультации для обучающихся, входящих в группу суицидального риска. На данном этапе педагог-психолог выясняет причины неблагополучного эмоционального состояния ребенка, наличие у него проблем, а также нуждается ли он в помощи взрослых и конкретно в психологической помощи.
5. Разработка схем углубленной диагностики детей, входящих в группу суицидального риска.
6. Углубленная диагностика детей, входящих в группу суицидального риска. Обработка и интерпретация результатов исследования каждого ребенка. Разработка рекомендаций.
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе.
Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а значит, взрослые должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте.
Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Личностный смысл самоубийства может быть разным, поэтому ученые выделяют несколько видов суицидов:
1. Протест или месть. Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя.
2. Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида — изменить ситуацию с помощью других людей.
3. Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть рассматривается как способ избежать страданий.
4. Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя, он искупает свою вину.
5. Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было.
«СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО.
ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ».
Е.М. ВРОНО
Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется.
Выявление формирующихся аутоагрессивных тенденций
Самоубийство — это всегда результат аутоагрессивности, т. е. направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте, поэтому педагогам начальных классов необходимо знать способы раннего выявления формирующихся аутоагрессивных тенденций.
В своей работе «Раннее выявление тенденций аутоагрессивности и диагностика суицидальной опасности» А.А. Биркин анализирует эти способы. Негативную роль в появлении аутоагрессии ребенка играют перенесенные заболевания (инфекционные, поражающие центральную нервную систему, неврологические, а также черепно-мозговые травмы).
В этих случаях необходимо проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребенок, может ли то или иное его заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе.
Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: «мне все надоело», «мне надоело жить в таких условиях», «лучше не жить, чем жить с вами» (эта фраза — особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру).
Особенности поведения — также предмет внимательного наблюдения взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности те, которые осуществляются с трудом. Если он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой,
раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения.
Анализируя особенности речи ребенка, следует замечать, насколько он склонен к самообвинению, как часто называет себя «идиотом», «дураком», «уродом» и т. п. — все это признаки сформированной заниженной самооценки, которая является первой ступенью аутоагрессии.
Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение) — ломает игрушки (даже самые любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору и что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает.
Таким образом, наблюдение за младшими школьниками дает взрослым представление о степени сформированностиаутоагрессивных тенденций. При этом любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как опасное для его жизни и здоровья.
Роль семьи в формировании суицидального поведения ребенка
Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника.
Семейные факторы риска суицидального поведения детей:
- развод родителей;
- смерть близкого человека;
- конфликты с родителями;
- завышенные ожидания родителей от ребенка;
- отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;
- жестокое обращение с ребенком в семье;
- отчужденность в детско-родительских отношениях.
Корень нарушений отношений в семье — неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: «Неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного “Я”».
Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Проблема жестокого отношения играет немаловажную роль в принятии решения уйти из жизни. Психологическая сущность жестокости — «насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками… ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям».
В младшем школьном возрасте ребенок в силу возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от психологического и физического насилия со стороны родителей.
Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем:
- в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;
- ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;
- мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;
- не проявляется интереса к досугу ребенка;
- отсутствует доверительный диалог;
- отношения между родителями характеризуются конфликтностью.
Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте.
Следует отметить, что у детей существует особая, «маскированная» депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома и т. д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия — типичная «маска» депрессии у детей и подростков.
Если родители заметили признаки депрессии, необходимо:
- организовать ребенку щадящий режим дома и в школе;
- попросить педагогов временно снизить учебные требования к ребенку;
- посетить психолога;
- окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;
- побаловать ребенка его любимыми блюдами;
- стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.
Признаки депрессии:
- нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость);
- пищевые нарушения (полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде, к примеру ест только один продукт или блюдо);
- постоянные беспокойство, тревога;
- неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка);
- усиление жалоб на плохое самочувствие;
- частые смены настроения;
- отдаление от семьи, друзей, замкнутость;
- раздражительность;
- снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться;
- потеря интереса к любимым занятиям;
- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
- резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам;
- небрежное исполнение своих обязанностей по дому;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
- высказывания типа: «У меня все равно не получится», «Я это не смогу»
Направления работы школы по профилактике суицидального поведения детей
В суицидальном поведении детей, помимо нарушений детско-родительских отношений, играют роль школьные трудности, связанные с отношениями с учителями и одноклассниками.
Школьные факторы риска суицидального поведения детей:
- конфликтные отношения с учителями;
- проблема признания сверстниками;
- давление со стороны референтной группы (к которой ребенок чувствует свою принадлежность) сверстников;
- частая смена учебного заведения (как следствие — потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой).
ПРИ ЗАТЯЖНОМ ДЕПРЕССИВНОМ СОСТОЯНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПСИХОТЕРАПЕВТА ИЛИ НЕВРОЛОГА И МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ!
Наличие школьных и семейных факторов риска суицидального поведения учеников младших классов должно стать тревожным
сигналом для педагогов, тем более если при этом ребенок демонстрирует такие поведенческие отклонения, как резкое снижение
успеваемости; отсутствие интереса к окружающей жизни; изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения); пропуски школьных занятий без уважительных причин; противоправные действия; принятие роли потенциальной жертвы; употребление алкоголя, наркотических веществ. Неграмотные действия со стороны педагогов в этой ситуации могут стать для ребенка дополнительным толчком к осуществлению суицидального намерения.
Всемирная организация здравоохранения определила направления работы с обучающимися группы риска суицидального
поведения:
- Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные отношения с воспитанниками, безопасный диалог с ними позволяют оперативно выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
- Создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности.
- Предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей. На стенде в школе должны быть номера телефонов консультационных центров для детей, центров экстренной психологической помощи, телефона доверия. Важно, чтобы этой информацией владели и родители, а также чтобы все знали, что обращение может быть анонимным.
- Просвещение родителей в вопросах детского развития, возрастной специфики и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта.
- Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в среде школьников. Дети, подвергающиеся агрессии со стороны сверстников, терпят постоянное психологическое давление и унижение.
Трудность выявления и коррекции таких отношений заключается в неявном, скрытом характере подобных хулиганских действий отдельных школьников. Тем не менее, умение педагога работать с классом как с социально-психологической группой (изучение особенностей развития детского коллектива, детской субкультуры, целенаправленное формирование позитивных межличностных отношений, диалогическое взаимодействие) позволит выявить характер неформального общения в классе и вовремя осуществить педагогическую коррекцию негативных тенденций.
Профилактическое занятие «Жизнь»
Для изучения жизненных стратегий, выявления факторов эмоционального неблагополучия, профилактики суицидального поведения педгогу-психологу (можно совместно с классным руководителем) целесообразно провести с детьми занятие на тему
«Жизнь».
Тема заранее не сообщается. Можно сказать следующее: «Ребята, сегодня мы проводим занятие, но тему я вам пока не объявлю.
Вы мне потом скажете ее название. Я предлагаю вам заполнить анкету (показать ее всему классу),в которой нужно продолжить
предложения и заполнить небольшую таблицу. Если у вас появятся вопросы, поднимите, пожалуйста, руку, я подойду, и мы шепотом поговорим: шепотом зададите вопрос, а я шепотом на него отвечу». Данная инструкция необходима, чтобы снять установку ребенка на то, чтобы давать ожидаемый окружающими ответ, а также чтобы вопросы и ответы окружающих не мешали ему выражать собственные мысли, эмоции, переживания и т. д.
После того как ребята заполнят анкету и определят тему, проводится беседа с целью создания позитивного группового настроя. Вопросы для беседы:
- Что такое жизнь?
- Для чего человеку дается жизнь?
- Что есть хорошего в твоей жизни?
- Что самое дорогое в твоей жизни?
- Почему ты любишь свою жизнь?
Акцентировать внимание на отрицательных моментах, которые ребята описывали, продолжая фразы «Не очень хорошее в моей
жизни…», «Плохое в моей жизни…», нецелесообразно. Негативное содержание необходимо проанализировать, а затем определить характер дальнейшей педагогической работы (групповая или индивидуальная), в ходе которой дать ребенку выразить через рассказ, рисунок и т. п. свои проблемы, чтобы оказать ему индивидуальную психолого-педагогическую помощь.
Негативная информация может также стать поводом для проведения групповой беседы, например на темы: «Наш класс», «Я и
мои друзья», «Что такое дружба?» и т. д. А на родительских собраниях можно предложить такие темы, как: «Семья глазами ребенка», «Как помочь ребенку преодолевать учебные трудности?», «Причины суицидального поведения детей» и т. д.
Необходимо помнить, что, работая с анкетами детей, недопустимо оглашение каких-либо сведений о конкретном ребенке. Озвучивается информация лишь в целом по классу.