Представление педагогического опыта
Представление педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie2017.docx | 19.2 КБ |
elektivnoe_2014.docx | 562.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
педагогического опыта учителя математики
МОУ « Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 30» го Саранск
Малышевой Ольги Викторовны.
Педагогическая проблема.
«Самообразование как основное средство формирование математической компетенции школьника»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Новый век информационных технологий, требует не столько получения школьниками разнообразной информации, сколько умению самостоятельно получать нужные знания. Общепринятое понимание образования как усвоение школьниками социального опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с потребностью личности в самореализации, самоутверждении. Поэтому, в условиях модернизации образования, особое значение приобретают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию, понимающей основные законы и закономерности взаимодействия природы и общества, значение разнообразия окружающего мира. Новые задачи требуют непрерывного образования и самообразования.
Актуальность данной работы обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в формировании у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
Условия формирования опыта.
Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках математики, так как она тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплинирует учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа – это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы, как ясное представление цели работы, ее выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей.
Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроке различные ее виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задачи.
Теоретическая база опыта.
1. Гиршович В.С. Виды самостоятельных работ. МШ.-1998.-№3.- С.-40.
2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
3. Манвелов С.Г., Манвелов Н.С. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов: Книга для учителя .- 2-е изд., перераб. и доп. .- М. : Просвещение, 2005.
4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Просвещение, 1980.
5. Пидкасистый П.И. «Самостоятельная деятельность учащихся» М., Мир, 1984.
6. Есипов Б.П. «Самостоятельная работа учащихся на уроке» ч.1. М., Наука 1986.
7. Сабиров Т.П. «Формирование умений самостоятельной учебной деятельности школьников при обучении математики» М., Просвещение, 1985.
8. Приложение к газете «Первое сентября» «Математика».
9. Журнал «Математика в школе».
Технология опыта.
Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, пробуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
В своей работе я часто использую различные элементы самостоятельной работы учащихся. На занятиях я ориентируюсь на всех учащихся класса, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Я считаю, что такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого.
Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.
При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности группы и осуществлялась обратная связь (учащиеся – преподаватель). Для этого использую математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в решении задач, в работе с учебником в классе и дома. Культура мыслительной деятельности учащихся значительно повышается, они успешнее овладевают теоретическими знаниями, более умело применяют их в своей практической работе.
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяется серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию.
Для проведения текущего контроля на уроках математики я применяю различные карточки-задания. При их составлении я использую уровневую дифференциацию. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем учащимся. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.
Эти уровни должны быть открытыми, т. е. известными ученикам и понятны им. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность учащихся, на заинтересованность их в результатах своего труда. Так как, если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то ученик стремится к их осуществлению. Поэтому, открытость уровней подготовки, по моему мнению, формирует сознательное отношение к учебной работе и позволяет опираться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития.
Такой подход формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, развивает ответственность, самостоятельность и способность к принятию решений. Кроме этого, освободив учащихся от непосильной суммарной учебной нагрузки, можно будет направить его умения в область склонностей и интересов, способствуя развитию его личности и полному раскрытию его способностей.
Важным условием эффективности самостоятельной работы является умение учителя руководить познавательной деятельностью учащихся. Познавательный интерес носит избирательный характер. Большой интерес можно развить к тому, что имеет жизненно важное значение, тогда и обучение нужно строить, связывая его с жизнью, чтобы перед учащимися вставали значимые задачи. Лучшим мотивом активной самостоятельной деятельности является интерес к предмету, к выбранной профессии. Поэтому нужно активизировать самостоятельную деятельность учащихся при помощи профессиональной направленности преподавания математики. Для этого можно использовать карточки-задания с производственным содержанием, где задания способствуют развитию профессионального кругозора учащихся.
Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приёмам самостоятельной работы. Деятельность учителя по формированию у учащихся умений и навыков работы с книгой будет успешной лишь в том случае, если она осуществляется целенаправленно и систематически. Отсутствие навыков работы с книгой приводит к механическому заучиванию и поверхностному усвоению материала, быстрой утомляемости и перегрузке учащихся, снижает интерес к изучаемому предмету.
Любая самостоятельная работа учащихся с учебником должна осуществляться под руководством учителя. При этом он не должен самоустраняться или проявлять излишнюю активность, постоянно дополнять свои инструкции, мешая тем самым учащимся сосредоточиться. Наблюдая за работой всей группы, в то же время важно давать индивидуальные указания, уделять больше внимания нуждающимся в помощи. После выполнения самостоятельной работы учителю следует совместно с учащимися проанализировать её, отметь недостатки, дать указания о том, как их устранить, привести примеры хороших работ. При выведении оценки нужно учитывать не только результаты работы, но и наблюдения за учащимися в ходе её выполнения. Навыки вдумчивого и целенаправленного чтения, самостоятельной работы с книгой вырабатываются в результате многократных упражнений, поэтому нельзя ограничиваться проведением такой работы на 1-2 занятиях. Работа с учебником должна проводиться на всех этапах учебного процесса (при изучении нового учебного материала, закреплении и углублении знаний учащихся, повторении и обобщении изученного материала).
Анализ результативности.
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников. Все это приводит к высокой степени самостоятельности учащихся, к поисковой и познавательной деятельности и раскрытию потенциала детей.
Последние пять лет в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по математике – 60-70%; обученность по предмету составляет 100 %. Говоря о результативности опыта, хочется отметить стабильность результатов сдачи учениками экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Говоря о результативности опыта, хочется отметить стабильность результатов сдачи учениками экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ: 2014-2015 год - 44%; 2015-2016 год - 40%. Число детей, сдавших ЕГЭ и показавших результат выше среднереспубликанского - 40%. Результаты ГИА: 2013-2014 год - качество знаний 81%, средний бал - 3,8; 2014-2015 год - качество знаний 84%; средний балл - 4.
О хороших знаниях учеников свидетельствует тот факт, что выпускники выбирают специальности, связанные с изучением математики, в вузах и средних специальных учебных заведениях.
Трудности и проблемы при использовании опыта.
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач:
• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
• создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
• использовать различные средства для поддержания интереса к предмету;
• направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
• избегать перегрузки учащихся;
• принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей;
• контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
• создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
Трудность состоит в том, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе. Ему необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть адресован не только учителям математики, но и всем учителям, кто использует активные формы на уроках и во внеурочной деятельности. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, педсоветах, городских семинарах. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, города, республики, а также использую Интернет-ресурсы, где широко представлен опыт педагогов России. Опыт работы был обсужден на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла и получил положительную оценку.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Элективное занятие
«Производная функции в заданиях ЕГЭ»
11 класс
Учитель математики
Малышева О.В.
2014г
Цель занятия: развивать у учащихся навыки применения теоретических знаний по теме «Производная функции» для решения задач единого государственного экзамена.
Задачи
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
«Производная функции», рассмотреть прототипы задач ЕГЭ по данной теме, предоставить обучающимся возможность проверить свои знания при самостоятельном решении задач.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, навыков самооценки и самоконтроля; формированию основных ключевых компетенций (сравнение, сопоставление, классификация объектов, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости, контролировать и оценивать свою деятельность, находить и устранять причины возникших трудностей).
Воспитательные: способствовать:
формированию у учащихся ответственного отношения к учению;
развитию устойчивого интереса к математике;
созданию положительной внутренней мотивации к изучению математики.
Оборудование и материалы для урока: проектор, экран, ПК для каждого ученика тренажёр , презентация к уроку
Ход занятия
- Организационный момент.
- Сообщение темы, цели, мотивация учебной деятельности.
(Слайды 1)
Тема нашего занятия «Производная функции в заданиях ЕГЭ». Всем известно высказывание «Мал золотник да дорог». Одним из таких «золотников» в математике является производная. Производная применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других дисциплин. Она позволяет решать задачи просто, красиво, интересно.
Тема «Производная» представлена в заданиях части В (В8, В14) единого государственного экзамена. Некоторые задания С5 также можно решить с применением производной. Но для решения этих задач требуется хорошая математическая подготовка и нестандартное мышление.
Вы владеете теоретическими знаниями по теме «Производная». Сегодня мы будем УЧИТЬСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ О ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЕГЭ. (Ведь недаром Аристотель говорил, что “УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ” (Слайд 2
В конце урока мы вернёмся к цели нашего занятия и выясним, достигли ли её?
Задание В8 на геометрический и физический смысл производной функции.
Вопросы
Вспомним в чем состоит геометрический смысл производной ?
Как зависит знак производной от угла между касательной и осью Ох?
Слайд 3 Что можно сказать об угловых коэффициентах параллельных прямых?
Слайд 4
Ответ 0,5
Слайд 5
На рисунке изображён график функции y = f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой -1. Найдите значение производной функции f(x) в точке х₀ = -1.
Слайд 6 Задание №2 Прямая проходит через начало координат и касается
графика функции y = f(x). Найдите производную в точке х = 4. Ответ 0,75
слайд 7 Задание №3
Физический смысл производной
Слайд 8
Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость в (м/с) в момент времени с.
Слайд 9 Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 2 м/с?
Слайд 10 Закончить высказывание
Точки в которых производная функции равна 0 ………(стационарными
Если х – точка экстремума дифференцируемой функции f(x) ,то …….
Функция возрастает на промежутке, если …………
убывает на промежутке, если …………
Если производная меняет знак с плюса на минус при переходе через точку Хо, то
Хо-точка ……….
Если производная меняет знак с минуса на плюс при переходе через точку Хо, то
Хо-точка …………….
Слайд 11 Укажите точку минимума функции y = f (x), заданной на отрезке [-6;4], если на рисунке изображён график её производной.
Слайд 12 Укажите промежутки монотонности функции, используя график её производной.
Слайд 13 Используя график функции, укажите промежутки, на которых её производная положительна, отрицательна
Слайд 14 . Найдите точку минимума функции .
-Итак, вы повторили теоретические вопросы о производной функции, применили свои знания при решении прототипов заданий ЕГЭ (В8, В14),
-Мне приятно было с вами работать, и надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, вы сможете успешно применить не только при сдаче ЕГЭ, но и в дальнейшей своей учёбе.
- Закончить урок мне хотелось бы словами итальянского философа Фомы Аквинского «Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника»
Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!