"Учитель года - 2018"

Малков Сергей Борисович

Кем должен быть учитель для ребенка? Друг, товарищ, наставник, или один из родителей. А может суровый командир? Каждый конечно вправе выбрать для себя любую роль.

Ответ на этот вопрос формулируется при подготовке к конкурсу "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное выступление

«Социализация учащихся с нарушением интеллекта»

Малков С.Б., учитель столярного дела

 МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с нарушением интеллекта, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники коррекционных школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.

Проблема социализации учащихся с нарушением интеллекта становится всё более актуальной. Объясняется это стремительными современными социально-экономическими преобразованиями, которые затронули все сферы жизни.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества постепенно становится магистральной линией социального развития страны. И именно система образования является ключевым фактором, способствующим решению этой задачи.

Ведущую роль в совершенствовании процесса воспитания и социализации детей с нарушением интеллекта сыграл Федеральный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одна из основных идеологий данного стандарта - формирование жизненных компетенций учащихся, расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных для них пределах.

Учитывая современные требования общества к выпускнику, который на момент окончания школы должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду, возникает необходимость в разработке  мероприятий и создании специальных условий, направленных на  повышение качества образовательных услуг.

Всё это заставляет по-новому взглянуть на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: с позиции расширения путей коррекции и способов реализации потенциальных возможностей детей через поиск инновационных форм их воспитания и обучения.

Что же такое социализация?

Социализация - это процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. 

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

А может ли человеческий индивид овладеть необходимыми навыками  для полноценной жизни в обществе без трудовых навыков?

Конечно – нет, и надеюсь, вы со мной согласитесь. Ведь труд – это один из способов привить самостоятельность, которая и позволит человеку успешно жить и работать в обществе. 

В труде смысл жизни. Так было и будет во все времена.

В коррекционной школе трудовое обучение имеет особую значимость в обучении и воспитании детей с интеллектуальным нарушением, так как наряду с другими учебными предметами является одним из важных средств умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Но как приобщить ребенка к труду? Как сделать, чтобы он его полюбил?

Необходимо пробудить внутреннюю потребность в знаниях или умениях. Нужно создать условия:

- оживить скучное,

- увлечь творчеством,

- заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности.

А что может быть наиболее продуктивным в этом направлении? Конечно же, творчество, которое позволяет создавать новые по замыслу культурные и материальные ценности

Практическая работа с добавлением теории. Основное правило, которое я перенял от своего учителя.

Не следует забивать память ученика набором терминов, правил, сведений, лучше показать, как эти правила действуют, где  найти и получить сведения. И основное место для получения этих сведений, знаний для них является, конечно, школа.

В настоящее время все больше говорят о развитии творческой личности. Творческая одаренность учащихся - основной запрос сегодня и завтра. И если есть условия, способности развиваются.

Но учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, они развиваются в процессе деятельности.

Для учащихся с нарушениями интеллекта трудовое обучение должно быть привлекательной для них деятельностью, имеющей особую ценность. Поэтому, моя задача, как учителя технологии – создать творческую, созидательную атмосферу на уроках  трудового обучения, дать возможность учащимся проявить свои способности и таланты, создать оригинальные «свои» произведения, развить их творческий потенциал.

Таким образом, рефлексивно-деятельностный подход на уроках трудового обучения является ведущим фактором коррекции личности  ребенка, способствующим обрести доступную степень самостоятельности, подготовить ребенка к жизни в обществе и профессиональному самоопределению.



Предварительный просмотр:

Администрация Уйского муниципального района

МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»

Эссе

«Моя педагогическая философия»

                                             Малков Сергей Борисович,  

                                             учитель столярного дела,                    

                                             первая  категория

с. Уйское

2017

«Если вы удачно выберите труд и вложите

в него свою душу, то счастье само вас отыщет»

Аристотель

В своём эссе мне хотелось бы показать, как я вижу, в чем заключается труд учителя, его миссия.

Кем должен быть учитель для ребенка? Друг, товарищ, наставник, или один из родителей. А может суровый командир? Каждый конечно вправе выбрать для себя любую роль. Главное чтобы подвести ребенка к сознанию того, что он сам кузнец своего счастья. Для этого нужно любить и чувствовать детей, уметь с ними общаться.

Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребенок – личность.

В своей педагогической деятельности считаю самым важным – это научить детей верить в себя. Выявить и развить способности каждого ученика, помочь ученику найти себя. Сделать первое и важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Все мы стремимся к этому? Конечно. Все получается?..

А что мешает? Конечно, можно назвать много факторов. Но такой взгляд один из основных так называемая мнимая забота о маленьком человеке. Под этой заботой мы лишаем ребенка самостоятельности. Один из способов привить самостоятельность – это труд.

Труд – это то, что касается моего профиля. В труде смысл жизни. Так было и будет во все времена. Из этого вытекает моя педагогическая философия.

«Какие дети сегодня – такой народ завтра»

Значение труда для ребенка трудно переоценить.

Во-первых – труд организует ребенка.

Во-вторых – обязует.

В наше время, когда у ребенка становится все больше прав это конечно хорошо, но меньше обязанностей – это плохо. Мы воспитываем общество потребителей.

В-третьих – уважительность не только к себе, но и к сверстникам, к обществу, к старшему поколению, то есть к нам с вами. То, что утрачивается с каждым днем.

Ну и конечно общение. В наш век компьютеров, смартфонов. Это один из способов общаться и развиваться.

Но как приобщить ребенка к труду? Как сделать, чтобы он его полюбил? Наверное, все помнят свое детство, самое счастливое время. Но в это время закладывается основа. Я думаю, нет необходимости, называть какие бы то ни было знания. Необходимо пробудить внутреннюю потребность в знаниях или умениях. Просто нужно создать для этого условия. Практическая работа с добавлением теории. Основное правило, которое я перенял от своего учителя.

Не следует забивать память ученика набором терминов, правил, сведений, лучше показать, как эти правила действуют, где  найти и получить сведения. И основное место для получения этих сведений, знаний для них является, конечно, школа.

В настоящее время все больше разговоров идет о развитии творческих личностей. Творческая одаренность учащихся основной запрос сегодня и завтра. И если есть условия, способности развиваются. То есть способность развивается в деятельности. Основные правила в моей работе, которым я придерживаюсь:

  1. Любовь к детям: это не просто терпение и холодная улыбка, а во-первых, уважение маленького человека как личность.
  2. Профессионализм: не умея сам, чему можно научить другого.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Найти ключик к каждому.
  4. Инициатива: необходимо зажечь ребенка, подтолкнуть. Но не навязывать свою волю. Умение увлечь учеников, мне кажется это и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

И в заключении.

В начале эссе был тезис о труде и счастье, а в конце:

Я – счастливый, как никто!

Я – счастливый, лет уж сто!

Я – счастливый, я не вру!

Так счастливым и уйду!


Предварительный просмотр: