Игровая деятельность на уроках трудового обучения
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Игровая деятельность на уроках трудового обучения».
Задачи:
1. Обозначить значимость игры в развитии ребенка, ознакомление его с миром, окружающим нас, подготовка ребенка к самостоятельной жизни и труду.
2. Познакомить сотрудников школы с содержанием некоторых игр, влияющих на формирование положительного отношения к урокам трудового обучения.
3. Указать на коррекционную направленность игр.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Как и когда появилась игра? Ученые доказывают, что в жизни труд предшествует игре, определяет ее содержание.
Еще в играх первобытных людей изображалась война, охота, земледелие.
Несомненно, что сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертельно раненым товарищем, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе и связана с разными видами искусства.
Дикари играли как дети, в игру входили игры, пляски, песни, элементы драматизации. Играм иногда приписывали магическое действие.
В жизни же отдельного индивидуума наблюдаются обратные соотношения: ребенок вначале играет, подражая труду взрослых, и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе.
Игра служит средством подготовки к труду. Игра - образное, действенное отражение жизни, она возникла из Труда и готовит молодое поколение к труду. К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. Это подтверждается данными физиологов и психологов. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии, Так в творческой игре фокусом служит замысел, содержание игры и игровые переживания. От богатства замысла зависит сила эмоций, способность к умственному и волевому усилиям.
В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, которые требуют усилия мысли и воли. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Педагог и врач Е. Арпин называл игру психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, тесно связана с обучением, наблюдениями, происходит сложный процесс освоения знаний, умственных способностей, его воображение, память.
Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками, их объединяет общая цель, совместные усилия, общие переживания. Они оставляют глубокий след в сознании ребенка, способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, как в игре. Игра доставляет детям удовольствие. Игра дисциплинирует детей, приучает подчинять свои действия, чувства, мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых. Часто игра служит побуждением к работе: изготовление необходимых атрибутов. Игра - важное средство эстетического воспитания: развивается ритм, красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса, В играх «как будто» моют посуду, «готовят обед». Но наступают моменты, когда «как будто» переходит в реальный план процесса труда. В процессе труда всегда ставится цель. Процесс труда реален. В игре же дети, в идеально созданной обстановке воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение. Игра, как деятельность развивается самим ребенком. Педагог, осуществляя руководство, не всегда является участником игры. Игра может быть завершена на любой стадии ее развития.
Сюжетная игра самостоятельно не возникает, преобладают игры «рядом». Одни вообще самостоятельно не начинают играть, а фиксируют свои действия: «она - мама», «куклу одевает», «машина едет», «кирпичики возить надо». Так появляются играющие рядом, возникают игры вдвоем. Дети сами
становятся объектами действий, укладывают друг друга спать, кормят и т.д. Со временем появляются игры, в которых дети самостоятельно планируют несколько ролей и изображают игровую группу. Появляются различные сюжеты. Основным содержанием всех сюжетов становятся взаимоотношения людей. Наша задача - научить их играть. «Радость игры - это радость творчества». Наша задача - научить детей играть.
Игра необходима на уроках труда. Она намного раздвигает границы нашего общения, окрашивает его в эмоционально - мажорный тон. На уроках труда рассказываю, что такое фантазия. Для доказательства показываю детям иллюстрации: образцы крестьянского искусства с яркими образами: рисунки -беригини, единороги, Поланы - русские кентавры, двуглавые кони.
Я хочу вселить детям уверенность, что и они могут фантазировать, подобно русским мастерам. Делаем игрушки из глины, это самое дорогое, что есть у детей, это стало их верными друзьями, им дети доверяют свои тайны. Дети знакомятся с создателями различных изделий, рассматривают фотографии мастериц, обращаю внимание на то, какие у них добрые, приветливые лица, как у волшебников. В конце четверти провожу уроки обобщения в виде увлекательных состязаний - игр, кроссвордов, ребусов, конкурсы знатоков.
Составление и разгадывание кроссвордов и ребусов, способствуют расширению кругозора и словарного запаса учащихся.
Кроссворды и ребусы.
Разгадывая кроссворд или ребус, учащиеся закрепляют знания о труде, накапливают запас терминов и зрительных образов.
Решение кроссвордов — эффективный прием активизации познавательной деятельности, мышления, памяти, расширения словарного запаса. Очень важно, чтобы понятийное содержание слова совпадало с его образным содержанием, и поэтому при ознакомлении с новым понятием нужно давать рисунок — графический образ самого предмета или понятия. Эти образы использованы в оформлении кроссвордов и ребусов.
При составлении кроссвордов и ребусов следует учитывать, что они должны быть связаны с целями и содержанием урока, а их внешний вид и содержание должны соответствовать темам уроков, темам учебной четверти, теме учебного года.
Для поддержания интереса к разгадыванию кроссвордов и ребусов нужно продумать разные способы наложения и оформления заданий.
Само слово кроссворд произошло от английских слов кросс, что означает пересекатъ, и ворд — слово. Значит, кроссворд — это пересечение слов. Чтобы гадать его, в клеточках надо вписать ответы на вопросы. Если слова угаданы правильно, то в местах пересечений слов буквы будут совпадать.
Учитывая возраст учащихся и навыки правописания, первые кроссворды (вернее таблицы по закреплению терминов по трудовому обучению) не представляют собой традиционно оформленные кроссворды, основанные на пересечении слов со значениями, заданными по условиям игры, а включают отдельно написанные слова с опорной буквой или без нее. Иногда используется ключевое слово. Такой подход продиктован тем, что, сделав ошибку при написании какого-то слова, учащиеся практически не имеют возможности разгадать кроссворд до конца. Знакомя с новым словом, учитель, как правило, пишет его на классной доске, но эффективнее пользоваться специальными таблицами с написанными словами, где выделено правописание некоторых слов.
Данные таблички-слова могут быть использованы как справочный материал во время отгадывания кроссвордов, когда объем изучаемых слов уже достаточно велик (особенно при отгадывании классически оформленных кроссвордов). Методика работы по разгадыванию кроссвордов несложна: учитель читает понятийное содержание слова (можно сказать, из скольких букв оно состоит), учащиеся называют слово и вписывают его в нужную
строку.
В начале работы со словом хороши кроссворды с опорной буквой, когда даны первые или последние буквы всех слов.
Название слова ребус произошло от латинского слова, что в переводе означает буквально при помощи вещей. Для того чтобы отгадать ребус, надо знать некоторые правила:
1. Слова в нем могут быть заменены рисунками или сочетаниями букв.
2. В рисунках могут оказаться лишние буквы, которые читать не надо. Запятые своими хвостиками показывают, откуда нужно убрать одну или несколько букв (одна буква — одна запятая, две буквы — две запятые и т.д. Запятая с хвостиком вниз — берем букву в слове, запятая с хвостиком вверх — убираем букву в слове).
3. В комбинациях букв надо учитывать предлоги.
4. Если рисунок перевернут — слово следует читать с конца.
Кроссворд представляет собой игру-задачу, в которой фигура из ряда пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Большое значение при оформлении кроссвордов и ребусов имеет цвет, который воздействует эмоционально и выполняет роль опорного сигнала для ориентировки, поиска нужной строки для заполнения.
При составлении кроссворда используются методические приемы «возвращение к прошлому» и «забегание вперед». Часто включаются слова, изученные в предыдущем классе, так как если они будут в течение некоторого времени невостребованными, то постепенно сотрутся из памяти.
Кроссворд и ребус могут быть связаны с материалом конкретного урока, могут служить закреплением понятий в определенной области знаний, способствовать повторению терминов, с которыми учащиеся познакомились в течение последней четверти, полугодия, последнего года или нескольких лет. Для многократного использования кроссворды оформляют в виде перфокарт, т.е. места, куда будут вписываться буквы, вырезают, а сзади листа с изображением кроссворда подклеивают карман (в него каждый раз вкладывается лист отгадывающего кроссворд ученика). Кроссворд можно вставлять в мешочек из прозрачной пленки, слова вписывать в нужную строку на пленку. После выполнения задания слова с пленки легко стираются.
Кроссворды и ребусы – это эффективная и любимая форма повторения и закрепления знаний, расширения словарного запаса по предмету.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.
Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.
Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы.
Где же выход? Он лежит на поверхности. Любой человек выполняет с удовольствием ту работу, которая ему интересна. Ребенок с интересом играет. Значит, надо использовать игру как самый важный инструмент активизации познавательных способностей ребенка, его развития. Талантливый русский педагог П.Ф. Каптеров, подчеркивая важность использования игры в педагогическом процессе, писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по разным причинам... тугих на развитие, медленных в соображениях, ...не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, — таких детей много... Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры, требующей непременного участия телесной деятельности к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сиденьем учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, он может руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни...» Он подчеркивал, что в играх воспитываются внимание, наблюдательность, сообразительность, развиваются органы чувств, совершенствуются мышление.
Современные ученые-педагоги считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько инструментом для обобщения опыта ребенка, средством пробуждения у школьников умения мыслить, желания познать мир. Игра мобилизует умственные возможности учеников, развивает их организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
В работе с учениками широко используются дидактические игры, построенные как на учебном, так и не на учебном материале. Они включаются педагогом в структуру любого урока. Чтобы осуществлять учебную деятельность, ребенок должен владеть такими общеучебными интеллектуальными умениями, как:
• наблюдать, слушать и слышать;
• классифицировать и обобщать;
• осуществлять самоконтроль.
Для развития умения слушать и слышать широко используются дидактические игры, такие, как «Испорченный микрофон» (при произношении слова учитель на одном из слогов «выключает звук или слог» — кар(ти)на, (бо)лото, — а дети называют пропавший слог или все слово); «Чудесный мешочек» (ученик достает игрушку из мешочка, произносит ее название по слогам, называет количество слогов и ударный слог).
Развитию умения классифицировать способствует задание «Кто поможет Буратино?»: «Мальвина попросила Буратино разделить геометрические фигуры на группы. По какому признаку их можно разделить?»
При выполнении таких упражнений ученики оживляются, так как задания даны не в сухой учебной форме, а в живой, сказочной, с присутствием любимых персонажей.
С целью развития умения проводить обобщение и формирования навыка самоконтроля учителя предлагают следующие задания.
• Папа Карло отправил Буратино в школу. Перечислите, какие предметы Буратино положил в ранец? Сосчитайте их. На какие группы их можно распределить? (Игрушки и школьные принадлежности.) Какой предмет лишний? (Яблоко.) Почему? (Оно не относится ни к игрушкам, ни к школьным принадлежностям.)
• Ребята, я пытаюсь доказать Незнайке, что он допустил много ошибок при выполнении задания, но он меня не слушает. Может, вам поверит. Попробуйте!
Взрослея, дети не утрачивают интереса к игре. Но она облачается в новую форму. В III—IV классах эта игра принимает вид эстафеты, поединка грамотеев, соревнований «Кто скорее?», «Кто больше?», «Угадай-ка!».
Игры должны пронизывать весь учебный процесс. Поэтому играть с учениками нужно и на переменах, так как у детей группы риска слабо развита эмоциональная сфера. Одна из таких игр называется «Гостьюшка». Ребенок-водящий выходит за дверь, а дети-гости задумывают какое-либо движение. Водящий входит в помещение и говорит: «Здравствуйте, гости дорогие! Где были, что делали?» Дети-гости отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» — и изображают мимикой, жестами, пантомимой задуманное действие. Такая игра развивает способность понимать эмоциональное состояние других и адекватно выражать свое мнение посредством жестов и пантомимы, пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими друг перед другом и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности.
Большим потенциалом в плане воспитания у учеников интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры — аналоги телевизионных программ «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и др. При их проведении создаются условия для взаимодействия и взаимопомощи, сплочения участников игры (нередко у учеников именно после игры завязывается дружба), выявления их личностных качеств, развития воображения, возможности импровизации и получения мощного положительного эмоционального заряда. Часто в такой игре ученики раскрываются, так как именно здесь оказываются востребованными те положительные качества или знания, которые на уроках и в обыденной жизни не проявляются или не находят применения.
Таким образом, игра для младших школьников имеет огромное значение как средство развития личности.
В дидактических играх значительно легче и интереснее происходит усвоение новых знаний, развивается память, внимание, мышление, речь.
В интеллектуальных играх расширяется кругозор, развивается доказательная речь, умение общаться.
В сюжетно-ролевых играх развивается речь, фантазия, воображение, воспитывается уверенность в себе, усваиваются определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, закрепляются устойчивые нравственные качества личности, происходит усвоение социального опыта взрослых.
Именно в игре и создается зона ближайшего развития ребенка.
Игра делает доступным для сознания ребенка весь спектр отношений в обществе (личностные, правовые, производственные) и наиболее полно раскрывает нам своеобразие развития межличностных отношений, что доказывает ее значимость в их формировании.
Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы.
Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.