Классное руководство
«Классное руководство –
это не обязанность,
это бесконечное творчество»
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто-либо из членов педагогического коллектива. И поэтому он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие детей. Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой.
Именно творчество классного руководителя – главное условие совершенствования воспитательного процесса, повышения качества и эффективности деятельности школы.
Классный руководитель–педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Цель: совершенствование форм и методов воспитания детей с ОВЗ через повышение мастерства классного руководителя.
Задачи:
1. Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
2. Изучение и углубление имеющихся знаний о своеобразии психического развития школьников и особенностях процесса их воспитания.
3. Воспитание ответственного отношения к учению, формирование у школьников потребности в знаниях, предупреждение и преодоление неуспеваемости, и контроль за посещаемостью.
4. Формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.
5. Формирование патриотических чувств и гражданственности у учащихся с ОВЗ.
6. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Формирование у обучающегося уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Способы достижения целей:
Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
· совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
· совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
· самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
· гласность жизни (наличие детской прессы).
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
· творчество в процессе обучения (на уроках);
· творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
· возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
· проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их;
· проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).
Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
· проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности.
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
· учитывать развитие прирожденных задатков;
· создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
· предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
· предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
· предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
· слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
· согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
· создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
Основные направления воспитания:
Гражданско-нравственное (воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания);
Правовое (воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
Художественно-эстетическое (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Трудовое (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни);
· Военно-патриотическое
· Экологическое (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде);
Оздоровительно-спортивное (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);
· Работа с учащимися, имеющими трудности в поведении;
· Работа с родителями.
Каждый классный руководитель проводит:
Ежедневно:
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства по классу.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Каждый месяц:
1.Посещение уроков и классных часов в своем и других классах.
2. Встреча с родительским активом.
Один раз в четверть:
1.Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. МО классных руководителей.
3. Проведение родительского собрания.
4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
Один раз в год :
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
Два раза в год:
1.Анализ уровня воспитанности учащихся.
Основные проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя:
Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности работой учителя как предметника, оформление большого количества документов и прочей учебной деятельности.
Большая часть родителей не заинтересована в общении с классным руководителем, отсюда отсутствие интереса обеих сторон к воспитанию успешного учащегося, непонимание, раздражительность со стороны обеих сторон.
Замкнутость классного руководителя внутри своего класса, т.е. отсутствие взаимообмена опытом между классными руководителями внутри своей школы и классными руководителями разных школ.
Нужно:
Способствовать повышению компетентности классных руководителей в области классного руководства, знания психологии и возрастных особенностей учащихся, знания информационных ресурсов и освоения новых форм и методов работы с классом, расширения методической копилки классного руководителя.
Расширить рамки взаимодействия классных руководителей внутри школы и между школами района, с целью взаимообмена опытом.
Отрабатывать и приводить в систему воспитательную работу в классе.
Систематизировать все документы и материалы, педагогический опыт по работе классного руководителя в специальную папку-копилку.
С целью стимулирования активной и творческой работы классного руководителя, содействовать оказанию со стороны администрации школы эмоциональной и материальной поддержки классных руководителей ( денежное поощрение, доска почёта, стенгазета «Наш классный классный», благодарственное письмо и прочее)
Организовывать различные формы совещаний с родительским комитетом определённого класса или родительским комитетом школы, с целью более активного вовлечения родителей в совместную работу с классным руководителем по воспитанию учащихся.
Внедрить новые информационные технологии в работу каждого классного руководителя.
Контролировать качественное выполнение воспитательных программ классных руководителей.