Мои уроки

Кузнецова Фарида Фаритовна

Каждый учитель-предметник старается сделать так, чтобы его уроки были интересными, познавательными, запоминающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 5 классе по теме

"С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта.

Цель урока:

- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;

- познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;

-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

- развивать образное и эстетическое мышление;

-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира;

-уметь определять постоянные цветовые эпитеты в творчестве поэта( цветопись).

Ход урока

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня урок литературы. Давайте познакомимся. Меня зовут Фарида Фаритовна. А вас как? Давайте хором представьтесь. Как вас зовут? Вот и познакомились.

 Вступление (на фоне музыки)

 Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

слайд 1

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

слайд 2

(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

слайд 3

(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)

Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

слад 4

(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)

Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся- тема Родины, родного дома, природы)

Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома.
Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)

2.Объявляется тема: «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта.»

3. Биография поэта.

Слово учителя.

_Ребята, а вы когда-нибудь слышали  об этом поэте? Может фильм смотрели? Несколько лет назад вышел фильм, который называется "Есенин". В главной роли снимается С.Безруков. А актера С.Безрукова знаете?

( ответы детей)

Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

Презентация

слайд 5

Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельная”, - так писала поэтесса Мартьянова.

 слайд 6

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

 слайд 7

.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным человеком.

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

слайд 8

Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.

Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

 слайд 9

1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.

Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты родной природы.

3.Вывод:

“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

Проблемный вопрос

- А что называем мы своей «малой родиной»? ( ответы учащихся)

- Можно ли  соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

5.Физкульминутка "Рябинка".

На холме стоит рябинка.

Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивание-руки вверх)

Ей не просто жить на свете

 ветер крутит ,вертит  ветер.
(вращение туловищем вправо- влево).

 Но рябинка только гнется.

Не печалится- смеется.

(наклоны в сторону)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(дети машут руками, изображая ветер)

6. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»

Часто в своих стихах  Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».

- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год (аудиозапись)

-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

Чтение стихотворения

 Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно
яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)
- Проследим  своеобразие стихотворения.

Но сначала вспомним .  Какие  родЫ  литературы вы знаете?  ( ответы детей –эпос, лирика, драма)

-А к  какому роду относятся произведения С.А.Есенина? ( лирика)

-Какие изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений ,вы знаете?

(слайд 10)  Эпитет  [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.

-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.

Что мы представляем,  когда читаем эти строки?

Учитель: Скажите, какое настроение эпитеты придают стихотворению?

(Ученик: Эпитеты придают стихотворению весеннее, светлое, радостное настроение Устное словесное рисование:

Учитель: Представьте себе, что перед вами лист бумаги, краски и кисти. Скажите, какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать иллюстрации к стихотворению? ( голубой , розовый, зеленый)

Учитель: Итак, мы с вами решили, что иллюстрации к этому стихотворению должны быть по-весеннему светлыми, солнечными. В литературе есть специальный прием, который называется «цветопись» и служит для создания в стихотворении особого настроения.

Запись в тетради: Цветопись – это использование поэтом слов с цветовым значением. Найдите в тексте слова с цветовым значением

4.Ответ на проблемный вопрос.

-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли  соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

-Какие? Почему?

5. Рефлексия

-Ребята, понравился ли вам урок ?Что нового вы узнали на уроке?

- Какие факты  из жизни  С.Есенина  вам запомнились?

-Какая тема является главной в творчестве поэта?

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает

 С. Есенина?

6.Закрепление

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

Задание сверх программы.Работа в карточках

( подчеркнуть все эпитеты в стихотворении "Черемуха",  выписать  цветовые эпитеты -цветопись)

6. Домашнее задание.

Выучить стихотворение на выбор.

Оценки за урок.

-Ребята, спасибо за урок!

Приложение 1.

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока.

     Проведенный мною урок литературы в 5классе был посвящён теме «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве С.А.Есенина".

     Выбор данной темы не является случайным. Считаю, что в наше время проблема нравственного, духовного развития детей, любовь к родной природе. отчему дому  особенно актуальна.

     Произведения поэта лиричные. проникающие в душу. Произведения поэта ведут к пробуждению в детских душах любви к родине, к тяге не быть равнодушным и  желанию задавать себе вопросы и обязательно находить ответы.

     Основной задачей и научной необходимостью сегодня является формирование коммуникативной компетенции.

 

  Для решения этой задачи определила для себя следующие составляющие:

- использование технологии РКМЧЧП (развитие критического мышления через чтение и говорение). Но к этой технологии надо готовить детей заранее. Поэтому использовала только элементы. Технология предполагает следующие этапы:

- стадия вызова: поэтическая минутка,  вопросы, обращённые к личному опыту учащегося;

- стадия осмысления. Упорядочивание информации: чтение с остановками, вопросы, прогнозирование;

- стадия рефлексии: активное обобщение, выработка собственного отношения.

                                   На уроке решались следующие задачи:

-образовательные: развивать умение работать над понятием;

- воспитательные: воспитывать чувство любви к родному дому, природе;

- развивающие: развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо.

Чтение и письмо те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаём информацию. Следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идёт о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью чтения учащиеся рефлексировали,  размышляли о тех сведениях, которые получили при чтении.

 

                      В ходе урока применялись следующие методы обучения:

1. Словесный  (слово учителя)

2. Репродуктивный (беседа по рассказу)

3. Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации, )

4. Частично – поисковый (нахождение ключевых слов в тексте)

5. Исследовательский (    самостоятельное обобщение на основе собственных практических  наблюдений)

6. Практический (изучение текста)

   На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Работа    

   проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

   Осуществлялись межпредметные связи (история , литература) и связь с жизнью. Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование  и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.

     Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

 

 Считаю, что цели и задачи урока реализованы. Урок состоялся.



Предварительный просмотр:

Урок благотворительности. 

Тема урока : «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного» А.П.Чехов. 

Цели урока: 

1. познавательная – аналитическая работа с биографией  А.П.Чехова, своеобразный взгляд на его творчество через  анализ его врачебной деятельности;

2.практическая – проведение анализа сюжетно-композиционных особенностей произведений ; формирование умений и навыков пользования словарём, совершенствование навыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений;

3.общепредметная – на основе эпиграфа и языкового материала объяснить учащимся то, что хотел сказать автор своими рассказами; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, видеть главное;

4.нравственная- заострить внимание учащихся на милосердии писателя  по отношению не только к родным, но и обществу, окружающим его людям;

5.валеологическая- беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни.

1.обучающая: знакомство с биографией писателя А.П.Чехова.

2.развивающая:

3.коммуникативная:

4.валеологическая:

Метод урока: лекция учителя с сообщениями учащихся, с элементами беседы.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, портрет А.П.Чехова, фотографии, учебник, произведения писателя.

             Ход урока.

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого

человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно

 напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы

 он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет

ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери,

и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не

 видит и не слышит других.

А.П.Чехов

  1. Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя.

-Добрый день, ребята. Сегодня тема нашего урока посвящена творчеству  Антона Павловича Чехова. Прежде чем приступить к изучению его произведений, анализу его творчества, мы с вами познакомимся с его биографией, попытаемся понять, откуда же столько бескорыстного человекололюбия в этом скромном человеке. Эпиграфом к уроку я взяла слова А.П.Чехова(чтение эпиграфа). Смысл этих слов мы с вами поймем, когда ближе познакомимся с писателем. Итак, знакомьтесь, А.П.Чехов (лекция идет с показом презентации).

Запишите в тетради число и тему урока.

  1. Актуализация. Проверка домашнего задания. Усвоение нового материала.

1.Детство. Учеба в гимназии.(готовит и рассказывает ученик, идет показ слайдов)

Ученик 1.

 Родился Чехов в 1860 году на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца 3-ей гильдии. Отец и дед его были крепостными крестьянами, которые ценой напряжённого труда скопили деньги и выкупились из крепостной неволи.

Отец Чехова, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завёл собственное торговое дело. Из крепостных мужиков происходило и семейство матери писателя.

      В семье Чеховых было семеро детей .

Семья их была обычной патриархальной семьёй, каких много было в провинции. Но семьёй, которая стремилась к просвещению и осознавала значение духовной культуры. Всех детей Павел Егорович определил в гимназию. Дома учителя учили их языкам и музыке. Сам Павел Егорович был личностью незаурядной и талантливой: он увлекался пением, рисовал, играл на скрипке.: Вместе с тем отец Чехова придерживался домостроевской системы воспитания. Он был строг и даже суров. Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски. 

   Большое влияние на Антошу оказала его мать — Евгения Яковлевна — простая русская женщина. «Мать очень добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим», — писал позднее знаменитый писатель . Он говорил, что талант у него, братьев и сестры — со стороны отца, а душа, характер— со стороны матери.
Семья Чеховых была очень одарена. Старший брат Антона Павловича — Александр, и младший — Михаил, были беллетристами, рано умерший брат Николай был превосходным художником, Иван — выдающимся педагогом. Сестра, Мария Павловна — самый близкий друг писателя — художница. Антон же рано почувствовал необходимость противодействовать мещанской среде.  Именно самовоспитание и самообразование положили начало формированию Чехова — человека и писателя.
2.Учеба в университете.

Ученик 2.

     Вопрос о выборе факультета был решен на семейном совете еще до отъезда Антона Павловича из Таганрога в Москву. Сохранилось письмо матери, в котором есть такие строки: «…Терпенья не достает ждать, и непременно по медицинскому факультету иди, уважь меня, самое лучшее занятие». Тон письма  и просьба «уважить» мать  дают повод думать, что у Антона Павловича  имелись на этот счет свои соображения. Так или иначе , 10 августа 1879г Чехов подал заявление на медицинский факультет  и был зачислен в Московский университет со стипендией, как неимущий, от Таганрогской городской управы. В последующем он с лихвой рассчитался с городской управой, создав у себя на родине в Таганроге первоклассную библиотеку. Учеба в университете  сопровождалась напряженным журналистским и литературным трудом, постоянной заботой о куске хлеба.

3.Благотворительная деятельность А.П.Чехова.

  • В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта писателя стать землевладельцем, жить на природе, в деревне осуществилась . Мелиховский период- это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя.

 

  • Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами.
  • В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. Участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа.
  •  Организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
  • В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.
  •  Благодаря усилиям Антона Павловича в Таганроге появился памятник Петру Первому. В Париже Чехов сумел убедить известного скульптора Антокольского подарить изваяние городу, организовал бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог.
  • В 1891/92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний и сам выезжает на места бедствия. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню "только по Глебу Успенскому".

Имение в Мелихове было продано в 1899г. Чехов с матерью и сестрой едут на жительство в Ялту, где уже закончено строительство прекрасного дома. Здесь Антон Павлович снова начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции

  • Подвижническая работа была проведена А.П.Чеховым на Сахалине во время его путешествия в 1890 г. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу "Остров Сахалин". Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: "С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи".
  • Маршрут сахалинского путешествия таков: из Ярославля по Волге до Казани, затем по Каме до Перми, оттуда по железной дороге до Тюмени, а затем через всю Сибирь на тарантасе и по рекам. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, прибыв в порт Одессы, он на поезде возвращается в Москву.
  • В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.

4.А.П.Чехов и его семья.

. Чехов говорил: «У всех Чеховых есть одно свойство: их, как говорится, «слушаются» растения и цветы,- «хоть палку воткни, вырастет». Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник - лаконичную летопись мелиховской жизни, отражающей состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.

Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы: О.Л. Книппер, Т. Л. Щепкина - Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.

Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бывает  в редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях, официальных обедах и т.п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс в творческих кругах. В 1895 году Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомится с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму. А.П.Чехов становится лечащим врачом семьи Л.Н.Толстого.

В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин.

  В октябре Чехов узнаёт о смерти отца. Он пишет сестре: «...Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас... Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

5.Литературная деятельность А.П.Чехова.

  В конце 1890-х, начале 1900-х г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это - жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности. По этому поводу к Чехову в Ялту приезжает  В.Г.Короленко, с которым его связывали давние дружеские отношения.

6.Последние годы жизни А.П.Чехова.

 Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс - считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но, несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю, слабость и вялость душевных движений», - сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.). Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура + 12 и редко бывает + 13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер - это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов - его главный автор, а Книппер - исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Герои писем - Горький, Бунин, Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин, Комиссаржевская, Мейерхольд и другие известные личности. Иногда Чехов наведывался в Москву.

В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» - это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.

15 июля (1-го по ст. стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

  А.П.Чехов, почти всю свою сознательную жизнь

  1. Закрепление усвоенного материала.

Учитель:

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

меценат, -а, м. Богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто
покровительствует какому-н. делу, начинанию. Спортивные меценаты. II ж.
меценатка, -и. П прил. меценатский, -ая, -ое.

Филантропия -и, ж. Благотворительная деятельность, оказание помощи и
покровительства неимущим, нуждающимся. II прш.
филантропический, -ая, -ое.
Филантропическое общество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Слайд 2

Антон Павлович Чехов Выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Является общепризнанным классиком мировой литературы. Его пьесы, в особенности «Вишневый сад», на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира. Один из самых известных мировых драматургов.

Слайд 3

Отчий дом писателя в Таганроге 29 января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице в семье Павла Егоровича Чехова родился третий ребенок — Антон. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства».

Слайд 4

Отец, Павел Егорович Чехов (1825—1898) Унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Слайд 5

Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) Тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей — самой первой умерла дочь Евгения (1869—1871) в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Слайд 6

Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр и Митрофан Егорович. Сидят: Михаил, Мария, Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и её сын Георгий. 1874 год.

Слайд 7

Гимназия 2 имени А . П . Чехова Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание

Слайд 8

А. П. Чехов. Незаконченный портрет маслом работы брата Николая (1883) Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

Слайд 9

Дзержинский Эдмунд Иосифович- учитель математики А.П. Чехова в гимназии Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и его учитель математики Эдмунд Дзержинский — отец будущего первого представителя ВЧК

Слайд 10

Склифосовский Николай Васильевич- заслуженный профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт- Петербурге Григорий Антонович Захарьин- выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья.

Слайд 11

П.А. Архангельский- выдающийся врач- терапевт Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницы (Чикинской больницы). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

Слайд 12

Чехов в Мелихове с таксой Хиной,1897 Получив диплом врача, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку « Доктор А. П. Чехов » , он продолжает лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому. «Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Каждый день приходится тратить на извозчика более рубля. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёвки». — 31 января1885 года М. Г. Чехову.

Слайд 13

Портрет Чехова работы Осипа Браза В глубине души врач никогда не умирал в Чехове: «Мечтаю о гнойниках, отёках, фонарях, поносах, соринках в глазу и о прочей благодати. Летом обыкновенно полдня́ принимаю расслабленных, а моя сестра ассистирует мне, — это работа весёлая» —В.Г. Короленко, май 1888 года. Одним из мотивов поездки на Сахалин было желание «хотя бы немножко заплатить» медицине. Обследование санитарного состояния тюрем, лазаретов, бараков, местной педиатрии потрясло Чехова. Результаты его собственной работы в книге «Остров Сахалин» позволили ему сказать: «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учёности».

Слайд 14

А.П. Чехов личный доктор Л.Н. Толстого А в середине 1890-х годов Чехов ещё мечтает о собственном курсе частной патологии и терапии в университете. Для чтения его необходима учёная степень и защита диссертации. Антон Павлович предполагает в качестве таковой использовать «Остров Сахалин», но получает отказ декана факультета как в защите, так и чтении курса лекций.

Слайд 15

Памятник Чехову в Баденвайлере Чехов добровольно принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры в 1891-1892 годах, но постепенно практическая медицина даже в ограниченных размерах начинает тяготить писателя.

Слайд 16

Титульный лист прижизненного ПСС, 1903 Широко известны его признания А. С. Суворину: «Я одинок, ибо всё холерное чуждо душе моей, а работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог, так как нашёл удобным для себя и своей самостоятельности отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи» (письмо от 1 августа 1892 года). «Уж очень надоели разговоры, надоели и больные, особенно бабы, которые, когда лечатся, бывают необычайно глупы и упрямы». (И.И. Горбунову- Посадову, 20 мая 1893 года).

Слайд 17

Но даже в годы литературного признания и отхода от врачебной практики Чехов ощущал свою связь с миром медицины, его интересуют успехи науки в этой области, он хлопочет за медицинские журналы «Хирургическая летопись», «Хирургия», страдавшие от недостатка средств, долгие годы он был читателем газеты «Врач» и публиковался в ней. В 1895 году он принял участие в съезде московских земских врачей, собравшихся в земской психиатрической больнице в селе Покровском.

Слайд 18

Чехов начинает тяготеть к психиатрии. Такие произведения, как «Палата № 6», «Припадок» и «Чёрный монах» мог написать не просто любой пишущий врач, а именно «медицински мыслящий» в понимании Чехова писатель. И.И. Ясинский в «Романе моей жизни» свидетельствует, что Чехова «крайне интересуют всякие уклоны так называемой души». По его мнению, он стал бы психиатором, если бы не сделался писателем.

Слайд 19

Мелиховский период- это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

Слайд 20

В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах. Благодаря усилиям Антона Павловича в Таганроге появился . Памятник Петру Первому. В Париже Чехов сумел убедить известного скульптора Антокольского подарить изваяние городу, организовал бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог

Слайд 21

С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. В 1891/92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний и сам выезжает на места бедствия. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню "только по Глебу Успенскому". Имение в Мелихове было продано в 1899г. Чехов с матерью и сестрой едут на жительство в Ялту, где уже закончено строительство прекрасного дома. «Домик Чехова» на Малой Дмитровке, 2008 г.

Слайд 22

Подпись Антона Павловича Чехова Здесь Антон Павлович снова начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.

Слайд 23

Антон Павлович Чехов и Ольга Книппер Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 г. МХТ .

Слайд 24

Памятник Чехову в Серпухове, 2009 год Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Слайд 25

Могила Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. В годовщину смерти А. П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л.М. Браиловского. В 1933, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, по просьбе О.Л.Книппер состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря 16 ноября 1933 года в присутствии немногочисленных родственников и близких знакомых, могила была вскрыта и гроб на руках перенесён на новое место. Вскоре сюда были перенесены и оба надгробия — А. П. Чехова и его отца.