творческий отчет

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Бекринская муниципальная основная общеобразовательная школа

МО «Темкинский район» Смоленской области

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

            Учитель немецкого языка

              Петрова Любовь Сергеевна

                                    2012

Введение

     Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависит прежде всего от побуждения и потребности индивида; мотивации.

    Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов; питает и поддерживает мотивацию реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.  Очень остро стоит проблема мотивации иностранного языка в начальной школе. Исследовательские вопросы мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. Отмечают, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале изучения у учащихся высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то приключенческое, проникновение в новый незнакомый мир.

    Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется: многие разочаровываются, так как этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоление разных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

    Поэтому уменьшается мотивация, снижается успеваемость, которая негативно влияет на мотивацию. Возникает вопрос: нельзя ли противостоять спаду мотивации? Многие методисты согласны с мнением Г.В.Роговой, которая считает: «Чтобы учащийся захотел учить иностранный язык, нужен определённый психологически благоприятный климат на уроке, т.е. такие условия, когда учащемуся хочется слушать иноязычную речь, говорить на иностранном языке, когда ему нравится выполнять упражнения и задания по ситуациям, теме и тексту, когда ученик чувствует внимание учителя и

товарищей к себе, когда он вовлечён в иноязычную деятельность и испытывает чувство удовольствия, радости от того, что он делает, что он может делать на изучаемом языке»  [ 8 c/ 43]

    И, конечно же, одним из эффективных средств обучения, создающих на уроке естественную атмосферу общения на иностранном языке, способствующих развитию и дальнейшему сохранению положительной мотивации, является игра. Игра – эффективный приём активизации мыслительной деятельности учащихся. Он опирается на запросы и стремления детей, на их любознательность, на неиссякаемую потребность в самоутверждении, в выдумке.

Цель исследования – определить психолого-педагогические условия диагностики, коррекции и развития мотивации у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности на уроках иностранного языка.

В соответствии с  целью исследования были определены основные задачи:

1)  изучить состояние проблемы в теории и практике;

2) выявить особенности процесса формирования положительной мотивации в процессе игровой деятельности;

3) определить психолого-педагогические условия, повышающие мотивацию в процессе игровой деятельности.

I. ПОНЯТИЕ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Понятие  «игра». Функции игры

    Основной формой обучения иностранному языку является игра. Общение на чужом языке – всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и её законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.

    Для ребёнка игра – интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определённого типа диктуются внутренними потребностями игры.

    Если игры используются только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от них минимальна. Такие функции у игры есть, но они не ведущие, не главные.

    К сожалению, об этом иногда забывают, и  тогда на уроке мы вдруг слышим: «А теперь, дети, мы с вами поиграем!» появляется мяч, который начинает летать от одного ученика к другому, а они по очереди должны успеть произносить слова.

    Какое отношение к делу имеет мяч? Как он связан с задачей  - усвоить слова? А никак. Думается, что подобным физкультурно – языковым играм не уроке не место. Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением её должно быть учение, в нашем случае – овладение видами речевой деятельности как средствами общения. То, что игра – это серьёзно, утверждают её теоретики. Крупнейший знаток проблемы Д.Б.Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека функциями:

  1. средство развития мотивационно-потребностной сферы;
  2. средство познания;
  3. средство развития умственных действий;
  4. средство развития произвольного поведения.

    Игра как ведущая деятельность у детей определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности, именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С.Выготский, ведёт за собой развитие.

    Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

    Таким образом, игра – это:

  1. деятельность (в нашем случае – речевая);
  2. мотивированность, отсутствие принуждения;
  3. индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
  4. обучение и воспитание в коллективе;
  5. развитие психических функций и способностей;
  6. «учение с увлечением».

    Подобная характеристика игры ставит, конечно, высокие требования к её организации. Не следует думать, что сказанное относится лишь к детям. Во взрослой аудитории игра тоже полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения; группа превращается в субъект учебного процесса.

    Каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.

    Можно сделать вывод, что при должном подборе игр и их организации они окажутся полезными и в старших классах.

    В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка?

    Основных целей шесть:

  1. формирование определённых навыков;
  2. развитие определённых речевых умений;
  3. обучение умению общаться;
  4. развитие необходимых способностей и психических функций;
  5. познание (в сфере становления собственно языка);
  6. запоминание речевого материала.

    Но специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребёнком не в явном виде, а маскируются.

    Играя, ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается.

    Формы игры чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и лото, и домино, и шарады, и загадки, и конкурсы, и детские игры «Чепуха» и «Телефон», и лингвистические игры, и всевозможные жизненные события – оборудование квартиры, сборы в поход и т.п., а также разыгрывание действий всяческих профессий и поведения типов людей (например, оптимист, брюзга, капризный…), и даже приёмы мнемотехники.

    Как же организуются игры?

    Игра может быть одноразовая и многоразовая, её называют большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и такой урок, где проводится вся большая игра. Для такой игры каждый получает (выбирает) постоянную роль. Если игра требует этого, то каждый получает свою «легенду» - биографические и характерологические сведения, определяющие поведение человека в игре.

    Профессиональные игры могут сочетаться с ролями – типами, например, не доктор и пациент, а категоричный доктор и капризный пациент.

    Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры; что касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Скажем, учебной целью является формирование (совершенствование) навыка; в этом случае нужно дать образец высказывания (программу) и отработать его. Если же цель – развитие умения высказываться, то программу можно не задавать.

    Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлечённым и по возможности участвовать в игре.

    Когда проводится игра – соревнование, следует отметить победителей, утешить побеждённых и подбодрить их.

  1. Требования к игре как способу достижения задач обучения

Можно сформулировать следующие требования к игре как к приёму обучения:

А) Требования к игре как особому виду детской деятельности:

* обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатам может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери..

* осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;

* возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребёнком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.

    Не нужно забывать, что игра  на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач общения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

Б) Требования к игре как способу достижения задач обучения:

* необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируется в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребёнок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст, или только фразу, тогда ребёнок приобретает новые навыки;

* игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.

* большое значение для детей имеет поощрение учителя, но нужно помнить, что его похвала стимулирует ребёнка лишь в том случае, когда он рассматривает выполненное им задание как достаточно трудное.

1.3. Языковые и лексические игры на уроках немецкого языка

    Обучение лексической стороне иноязычной речи в начальной школе представляет определённые трудности как для учащихся, так и для тех, кто организует их обучение. Вся работа над иноязычным словом должна обеспечить:

А) создание мобильного словарного запаса;

Б) предотвращение его «утечки», забывания;

В) адекватное целям общения его использование в устной речи.

    Принимая во внимание, что лексические навыки – сложное действие, которое состоит из целевого комплекса отдельных простых действий – операций, их отработка должна проводиться на основе использования специальных упражнений.

    Учитель-практик вынужден искать новые, более эффективные способы и приёмы овладения программным лексическим материалом. Особенно актуален поиск таких способов и приёмов на начальном этапе овладения иностранным языком, где закладываются основы иноязычного общения. Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся  не владеют лексическим материалом.

    Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им.

    Практический опыт школьных учителей наглядно свидетельствует о том, что закрепление лексических единиц на уроке немецкого языка может проводиться, с одной стороны, путём выполнения упражнений, рекомендованных авторами УМК, и, с другой стороны, большую пользу могли бы оказать различные игры. Игры можно широко использовать на уроках немецкого языка, во внеклассной работе по предмету, в самостоятельной работе школьников.

    Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса; помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

    Лексические игры могут быть языковыми и речевыми. Целью языковых лексических игр являются тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова. В языковой игре процесс овладения лексическими единицами носит строго регламентированный характер. Всё внимание школьников направлено на воспроизведение учебного материала, при этом строго фиксируются и учитываются ошибки учащихся.

    Целью речевой лексической игры является решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами.

    При решении таких задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в первом случае.

    При проведении лексических игр (языковых и речевых) большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Он прежде всего определяет функцию игры и её место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Существенным при этом является тот факт, что учитель, организуя игру, должен вовлечь в неё как можно больше учащихся группы (класса), а затем незаметно и умело выйти из неё. Далее учитель только наблюдает за игрой, управляет ею, давая при этом какие-то рекомендации и подсказки, если в ходе игры возникают затруднения. В это время учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.

    Использование лексических игр на уроках немецкого языка регламентируется следующими положениями:

  1. в игре следует учитывать психологические особенности учащихся (младшие, средние и старшие классы);
  2. выбор игры и формы её проведения зависят от количества участвующих в ней;
  3. в игре должен отрабатываться лексический материал, работа над которым ведётся в классе в данный момент;
  4. выполнение игры должно осуществляться на материале, определяемом темой или ситуацией;
  5. в лексические игры включаются слова из других тем с целью их повторения;
  6. при выполнении лексических игр (языковых и речевых) нужно широко использовать компоненты действующего учебно-методического комплекса для соответствующего класса, и в особенности иллюстративную наглядность;
  7. определяется адекватная форма исправления лексических ошибок;
  8. объяснение правил игры и сама игра проводятся на немецком языке;
  9. организатором игры (её ведущим) дожжен быть не только учитель, желательно привлекать хорошо подготовленных в языковом отношении учащихся.

    Чтобы обеспечить активность учащихся класса при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы: парную, групповую и фронтальную.

    Работая в парах, один из учащихся выполняет задание, другой контролирует его, затем они меняются ролями.

    В процессе такой работы повышается активность школьников, воспитывается взаимопомощь. Объединяя учеников для парной работы, учитель принимает во внимание такие моменты, которые обеспечили бы равноправность каждого ученика, готовность помочь собеседнику, согласованность действий.

    Групповая форма работы позволяет повысить активность учащихся, даёт возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации, делает урок интересным. Учитель включает в такие малые группы разных по успеваемости учащихся. Хорошо подготовленные ученики занимают в малой группе лидирующее положение, их речевые действия служат ориентиром для других.

    Большинство игровых упражнений выполняется фронтально всем классом. При этой форме работы поддерживается внимание всего класса. Все учащиеся имеют одинаковую возможность практиковаться в речевой деятельности, применять полученные ранее умения и навыки.

    Форма проведения упражнения определяется учителем, исходя из:

А) содержания самой игры;

Б) характера лексических единиц, включённых в игру;

В) степени подготовленности учащихся.

    При выполнении упражнений, направленных на тренировку школьников в лексике в форме игры, учитель ставит перед учеником конкретную задачу. Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц из активного минимума, создать атмосферу соревнования и соперничества в ходе выполнения того или иного упражнения.

        

  1. Ролевая игра в обучении иностранного языка

    Ролевая игра определяется как спонтанное поведение обучающегося, его реакция на поведение других людей, участвующих в данной ситуации. Ролевая игра, которая обычно основывается на решении проблемы, обеспечивает оптимальную активизацию коммуникативной деятельности обучающихся на занятии.

    Необходимость найти решение поставленной проблемы обусловливает естественность общения, так как любая коммуникация вызывается её решения служат также развитию критического мышления у обучающихся. И наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска единственно правильного с точки зрения участника игры выхода развивает логическое мышление, умения аргументировано высказываться, убеждать собеседников, учитывая при этом их аргументы и факты.

Основные правила ролевой игры:

  • обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни. Это может быть всё что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации, например, деловых переговоров, конференций…
  • обучающемуся необходимо адаптироваться к определённой роли в подобной ситуации.  В одних случаях он может играть самого себя, в других – ему придётся взять на себя воображаемую роль;
  •  участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни; их поведение должно соответствовать и исполняемой ими роли.

    Дети с лёгкостью погружаются в игру, в то время как взрослые и многие подростки не выражают большого желания принять в ней участие, так как боятся показаться смешными товарищами по группе.

    Важно поэтому подготовить обучающихся к ролевой игре. Прежде всего следует по-иному разместить их в классе. Если они сидят по рядам друг за другом и их столы обращены к учителю, который находится в центре внимания, ни о какой естественности общения не может быть и речи.

    Наиболее рациональными признаётся размещение большим кругом, когда каждый обучающийся находится одновременно в контакте и с учителем, и с другими учениками; место в центре круга может быть использовано для проведения ряда ролевых игр.

правильно                                                                         неправильно

В ролевой игре выделяется три этапа:

1) подготовительный;

2) собственно игра;

3) заключительный.

    Некоторые авторы предлагают более детальный план:

  1. подготовительный этап в классе;
  2. подготовительный этап дома;
  3. ролевая игра;
  4. заключительный этап дома;
  5. заключительный этап в классе.

При этом подготовительный этап в классе предусматривает:

А) вступительную беседу преподавателя, которая знакомит с ролевой ситуацией, вопросами для обсуждения или проблемой;

Б) знакомство с лингвистическим наполнением игры;

В) предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур.

Подготовка дома включает:

А) чтение текста, справочников, дополнительного материала по поставленной проблеме;

Б) сбор информации для каждой конкретной ситуации.

    После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап дома, предусматривающий выполнение определённого задания (написание сочинения по теме, статьи в газету, письма другу…)

На заключительном этапе в классе проводятся:

А) обсуждение ролевой игры (оценка преподавателем коммуникативной деятельности каждого участника);

Б) дискуссия по данной или близкой ей проблеме.

    Как считают многие авторы, для успешного проведения ролевой игры желательно, чтобы каждый участник имел на груди карточку с указанием имени, и, например, профессии (должности) своего определённого реквизита для создания атмосферы места действия ролевой игры.

    В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности обучающихся ролевые игры могут проводиться в парах (такие игры направлены в основном на тренировку в употреблении определённых лексических единиц и грамматических структур), в подгруппах, включающих 3-5 человек, и в целой группе (при проведении игр в подгруппах обеспечивается выход в речь).

    Ролевые игры в парах – наиболее простой вид данного методического приёма. Многие авторы рекомендуют использовать для парной ролевой игры анкеты, которые участники должны заполнить, задавая друг другу вопросы. Время, отводимое на эту работу, должно быть ограничено.

    Ролевая игра в подгруппах может проводиться по-разному. Большинство авторов считают, что все подгруппы должны играть одновременно, их работу контролирует преподаватель, переходя от одной подгруппы к другой. Однако допускается вариант, когда подгруппы играют, а остальные наблюдают, оценивают её работу, с тем чтобы принять активное участие в последующем обсуждении выступлений.

    Например, каждая подгруппа – семья, планирующая свой отпуск. Эта  игра может быть эффективным приёмом для тренировочной работы – закрепления степеней сравнения прилагательных, будущего времени глагола, разговорных формул.

    Во время ролевой игры преподаватель или совсем не участвует в игре, или берёт на себя  второстепенную роль. И в этом и в другом случае он наблюдает за участниками, записывает ошибки, но не прерывает игру с целью их исправления. После ролевой игры он сначала анализирует ход игры, обязательно отмечая удачные моменты, а затем останавливается на наиболее типичных ошибках участников и в дальнейшем организует работу по их исправлению.

    Боязнь сделать ошибку лишь сковывает речь обучающихся и противоречит самой идее естественной коммуникации. Поэтому исправление ошибок во время проведения ролевой игры недопустимо, что требует от преподавателя соответственной психологической перестройки.

    Итак, многие методисты считают ролевую игру одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку.

Её особенности определяются следующим образом:

  1. Ролевая игра – это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.
  2. Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, приобретённые как в классе, так и за его пределами, т.е. их общий запас знаний и умений.
  3. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.
  4. Ролевая игра даёт обучающимся социолингвистическую «подсказку» - какими единицами и какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников.
  5. ролевая игра несёт в себе элемент неожиданности («моменты шока»), с  которым так часто встречаются обучающиеся в процессе реального общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, так как они не знают заранее, что скажут их партнёры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
  6. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
  7. Ролевая игра имеет определённые преимущества перед дискуссией и другими подобными приёмами. Во-первых, в ролевой игре гораздо легче создать такую ситуацию, когда ни один из её участников не сможет «отмолчаться». Во-вторых, робким, не уверенным в себе ученикам легче высказывать своё мнение «под маской» какого-либо действующего лица. Следует отметить также, что ролевая игра может стать основной для дальнейшей дискуссии по затронутым проблемам.

Лингвистическое обеспечение ролевых игр .

Секрет популярности ролевых игр среди учителей и учащихся прост. Являясь коммуникативными упражнениями, учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, ролевые игры легко вписываются в урок и, кроме всего прочего, доставляют учащимся неподдельное удовольствие. Вместе с тем успешное и систематическое использование ролевых игр на уроках иностранного языка возможно лишь при наличии соответствующих социально-психологических и лингвистических условий. Под социально-психологическими условиями подразумевается прежде всего благоприятный психологический климат, созданный и поддерживаемый учителем и учащимися на протяжении всего учебного года и даже ряда лет. Благоприятный психологический климат имеет, конечно, и самостоятельную ценность. Что касается лингвистических условий, то в данном случае под ними подразумевается уже сформированный у учащихся или, другими словами, уже достигнутый или некоторый исходный (пусть даже самый минимальный) уровень коммуникаций, а, следовательно, и лингвистической компетентности, позволяющий им успешно участвовать в ролевых играх на немецком языке.

  1. Значение игры при обучении немецкому языку

    Игра в настоящее время считается одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку. Она способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к изучению иностранного языка.

    На современном уроке иностранного языка, характеризующегося интенсивностью и требующем концентрации внимания учащихся, напряжения их сил, игровые моменты, различного рода соревнования являются не только средством развития активности и интереса учащихся к изучаемому предмету, но и помогают снять утомляемость детей.

    Игры позволяют в интересной, непринуждённой форме повторить и закрепить в памяти учащихся изученный ими материал в новых ситуациях, побуждают ребят  к употреблению его в речи, приучают их сосредоточивать внимание на смысле высказывания, развивают их творческую инициативу.

    Игра приучает к трудолюбию, к работе с полной отдачей сил как в ходе подготовки к ней, так и во время её проведения. Кроме того, учитель должен обращать внимание на то, чтобы отобранный для игры языковой материал был интересным и поучительным, чтобы ребята, познакомившись с ним, могли бы сформулировать определённые выводы и заключения нравственного, этического характера.

II ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

   

    Данная тема апробируется 4 года во 2-4 классах. В работе над данной темой принимают участие 11 учащихся начальных классов. Для решения данной проблемы огромную роль играет подготовка учителя к уроку. В чём проявилось принципиальное отличие в моей подготовке к урокам?  Приступив к работе в 2007 году, передо мной стал вопрос: «А как провести урок немецкого языка в начальной школе, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, а, наоборот, возрос?» В этом мне помогла девочка, которая робко подошла ко мне на перемене и сказала: «Вы знаете, вчера у меня был день рождения, и родители подарили мне куклу, посмотрите, какая она красивая! Я с ней разговариваю, а она мне поёт песенку» и тут я поняла -  дети хотят играть! В этом возрасте это нормально и необходимо. Сейчас я понимаю, что тогда мне просто не хватало игровых моментов на уроке.

    В настоящее время известно много педагогических технологий. Это и технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, оптимизация образования, технология проблемного обучения. Я в своей работе на уроках иностранного языка применяю разнообразные формы и методы игровой технологии. В организации процесса обучения с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник, рабочая тетрадь для учащихся. Но я кроме этого на уроках использую и другие средства обучения: программы, методические рекомендации, УМК, использую компьютер, для проверки знаний детей по теме «Животные», «Цвета», для просмотра дисков.

    Приступая к планированию системы уроков по теме, изучаю и учитываю:

  • своеобразие темы, степень её сложности;
  • место и роль данной темы в курсе, воспитании;
  • уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность, память;
  • содержание учебного материала;
  • соотношение предлагаемого в учебнике содержания материала  с 2минимаксимом»(необходимые и достаточные знания и умения);
  • поставить цель и задачи урока;
  • определить соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, её формы;
  • выявит  связь с предыдущим материалом;
  • обозначить тип и форму урока;
  • определить оптимальный набор приёмов, методов и средств обучения.

 

    Поэтому, готовясь к урокам мне, приходилось отбирать содержание материала, игр в том числе. Исходила я из задач обучения на данном возрастном этапе. Во втором классе это развитие языковых способностей, формирование позитивного отношения к языку, коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения и письма. Отсюда я и отбирала игры на отработку и закрепление произносительных навыков, лексики, грамматических умений. Однако, огромную роль в подготовке к уроку является подбор наглядности. Наглядность играет очень большую роль при изучении иностранного языка.

    При обучении всем видам речевой деятельности я использую зрительную и слуховую наглядность. Сюда можно отнести схемы предложений и словосочетаний, словесные элементы. Очень часто приходится использовать наглядность изобразительного характера: ситуативные и тематические картинки, грамматические таблицы, фотографии, открытки. Активно использую предметную наглядность – предметы классного обихода, макеты предметов, игрушки.

    Принцип наглядного обучения имеет большое значение, так как наглядность намного облегчает и ускоряет процесс усвоения новых грамматических явлений. Каждый учитель немецкого языка знает, насколько нелегко научить учеников спрягать глаголы. Поэтому при подготовке к урокам данной темы мною была сделано наглядное пособие, которое называется «Ромашка». Этим пособием я пользуюсь для тренировки спряжения глаголов в прошедшем времени, для тренировки спряжения модальных глаголов.

    Так при изучении темы «Предлог» мне помогает сделанное мною наглядное  пособие. На картон наклеены рисунки различных предметов и мяч, который находится в разных позициях по отношению к предмету. Мяч приводится в движение при помощи магнита на обратной стороне картона.

    Постоянное использование наглядности вызывает интерес к предмету, позволяет активизировать всех учащихся на уроке, создает условия для осознанного и прочного овладения навыками говорения на иностранном языке.

    Для развития интереса учащихся к изучению немецкого языка я активно использую в своей работе немецкие пословицы. При этом мною преследуются следующие цели:

  1. Совершенствование произносительных навыков.
  2. Объяснение и активизация некоторых грамматических явлений.
  3. Расширение и обогащение словарного запаса.
  4. Стимулирование речевой деятельности.

    Исходя из целей применения пословиц, использую их на разных этапах обучения. На начальном этапе обучения немецкому языку использую пословицы уже при проведении фонетической зарядки, при знакомстве со степенями сравнения прилагательных, при изучении модальных глаголов.

    В своей практике я использую сказки при изучении грамматических навыков. Именно использование сказки предоставляет широкие возможности для обучения грамматическим навыкам. Считаю, что сказка является средством творческого моделирования ситуаций общения. Грамматические сказки позволяют не только успешно освоить материал, но и активизировать познавательную деятельность учеников, повысить интерес к изучению немецкого языка.

    В своей практике гораздо шире я использую возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности. Однако в изобразительной деятельности это должно быть не просто рисование на тему, а тренировка детей в освоении лексического материала. Так при изучении темы «Цвета», я провожу игру «Нарисуй радугу». На партах у учеников лежат бумаги и цветные карандаши. Учитель показывает картинку с изображением радуги, называет цвета, ученики хором повторяют за учителем. Учитель предлагает нарисовать точно такую же радугу, он убирает картину и называет цвета на немецком языке. Ученики рисуют каждую полоску карандашом того цвета, который назвал учитель. Из игры выбывает ученик, который нарисовал полоску не тем цветом. Соответственно, выигрывает ученик, который правильнее и быстрее всех нарисовать радугу. Часто я задаю детям задания в виде создания аппликации (например, к песне «Guten Morgen»). Для проверки лексики я использую следующий вид задания: перед детьми лежат различные изображения на определённую лексическую тему. Я называю данное слово по-немецки и называю цвет, в который они должны закрасить данный предмет.  В процессе работы можно будет увидеть, кто из детей усвоил лексический материал, а кто – нет.

    При изучении темы «Животные» мною предлагается детям следующий вид задания:

«Продолжи рисунок»

На листе бумаги начат рисунок какого-либо животного, но не все детали прорисованы, например, отсутствует хвост или лапа и т.п. Дети должны закончить рисунок, выполнив соответствующие указания на немецком языке:

Zeichne ein Madchen auf den Rucken des Tigers.
Male dem Tiger gelbe und schwarze Streifen auf sein Fell.
Der Tiger hat einen langen Schwanz.
Neben seiner linken Hinterpfote sitzt eine kleine Maus. Usw

 Песни же не должны рассматриваться как элемент разрядки детей на уроке или служить «украшением» последнего. Увеличивая число использованных песен, я всегда помню, что они, по сути, являются учебными, то есть содержащими необходимый лексический материал. Поэтому использованные мною песни всегда связаны с сюжетом урока, с темой урока. Так, например, при коллективном заучивании текста песни наизусть (на первоначальном этапе работы над языком) я с учащимися провожу игру «Забывчивый учитель». Данный вид работы развивает слушание иноязычной речи, но также и умение догадываться о значении незнакомой лексики. Поскольку учитель не переводит вместе с детьми текст и отдельные слова, то содержание всего текста дети пытаются понять по знакомым им словам и речевым образцам. Первым этапом в усвоении лексики является её проговаривание учащимися, при этом я стараюсь сделать это так, чтобы оно не носило формальный характер, а приобретало игровой оттенок, например, осуществлялось с разной силой голоса, в разном темпе, с разной эмоциональной окраской, в игре «Эхо».

    Большое значение имеет узнавание нового слова в речи учителя. Для этого существует ряд приёмов, которые я использую в своей практике:

1. игра «Угадай»: учитель называет слово и показывает на предмет, который оно обозначает или нет (или выполняет то или иное действие); ребёнок реагирует на это утверждением Ja или отрицанием   Nein;

2. игра «Найди на картинке (на столе, в шкафу и т.д.)»: учитель называет слово, ребёнок показывает на картинке (на столе, в шкафу) обозначаемый этим словом предмет или выбирает соответствующую картинку / предмет;

3. игра «Что пропало?»: учитель показывает предметы, затем закрывает их «волшебным» платком, и один из предметов «исчезает»; дети должны назвать пропавший предмет;

4. игра «Найди в незнакомом тексте новое слово»: учитель предъявляет детям новый текст (стихотворение, считалку), дети просматривают его и подчёркивают (прочитывают, показывают) новые слова.

    Дальнейшую активизацию новой лексики провожу в процессе выполнения упражнений из раздела учебника «Ubung macht den Meister» и рабочей тетради. Эти упражнения достаточно разнообразны: подстановка, трансформация слов, списывание, ответы на вопросы и т.д. Выполняемая работа и здесь не должна носить формального характера. Поэтому я проявляю, в этом случае, своё творчество, максимально используя наглядность: карточки, рисунки, цветные мелки.

    Игры позволяют в интересной, непринуждённой форме повторить и закрепит в памяти учащихся изученный ими материал в новых ситуациях, побуждают ребят к употреблению его в речи, приучают их сосредоточивать внимание на смысле высказывания, развивают их творческую инициативу.

    Например, существует целый ряд игр по тренировке и закреплению лексики по теме «Животные». Приведу примеры некоторых таких игр.

« Зоопарк»

Учитель – директор зоопарка. Он говорит ученикам о том, что звери сбежали из зоопарка и их нужно найти, просит помочь вернуть их в зоопарк. Стол может служить зоопарком. Каждый ученик берёт по игрушке, называет зверя, описывает его (можно по цвету или по нраву) и кладёт на стол (возвращает в зоопарк).

« Угадай зверя»

На столе учителя стоит корзина. Учитель-ведущий показывает на корзину и говорит, что в корзине сидит какой-то зверь. Он просит ребят отгадать, кто там сидит. Кто отгадает, тот и выиграет.

    Например: Ist das ein Hase?

                       Nein!

                       Ist das eine Katze?

                       Nein!

        Ist das ein Igel?

                       Ja, du hast Recht. Das ist ein Igel. Er ist zu Gast gekommen!

Учитель вытаскивает из коробки ёжика (мягкую игрушку).

«Охарактеризуйте животных»

Учащимся предлагаются картинки, на которых изображены животные. Они должны сказать как можно больше определений, характеризующих этих животных.

    Например: die lustige Katze, die weisse Katze…    

    Всегда хочется создать такие условия и обстоятельства, которые бы способствовали раскрытию и дальнейшему развитию творческих способностей учащихся; умению свободно выражать своё мнение, предположение, не бояться допущения ошибок; умению отстаивать свою точку зрения, свои взгляды по отношению к какому-либо вопросу. Всё это в комплексе способствует гармоничному развитию личности каждого ребёнка.

    Часто на уроках немецкого языка мы вместе с учащимися составляем небольшие рассказы в виде загадок о временах года, о любимом животном, о своей внешности, о своём хобби. Мы составляем предложения в классе, потом ученики самостоятельно записывают их дома и выполняют рисунки к своим рассказам.

    Например, учитель вызывает учащегося к доске, просит загадать какое-нибудь животное и описать его, сказав, что оно умеет делать: « Mein Tier ist braun. Mein Tier kann gut schwimmen. Es kommt aus Afrika.

    Остальные учащиеся пытаются отгадать загаданное животное: « Ist das eine Schlange? – Nein, das ist keine Schlange. ( Ja, das ist  ein Krokodil.)

    Для формирования грамматических навыков наиболее результативными  в моей практике являются грамматические игры типа лото или настольная игра с фишками.

    В современной методике на смену фронтальной работе на уроке всё более активно приходят так называемые социальные формы обучения. Выполняя парные, групповые или коллективные задания, учащиеся сосредоточивают своё внимание не на языковой форме высказывания, а на содержании. Важна при этом цель совместной деятельности: узнать новую информацию и определённым образом зафиксировать /оформить её, сделать что-либо совместно с другом, друзьями. В процессе таких заданий ребёнок активен, он проявляет творчество и самостоятельность, а не является пассивным исполнителем речевых действий. Всё это в целом является мощным стимулом личностного развития ребёнка, его умения социально взаимодействовать с окружающими, регулировать свои поступки, в том числе и речевые.

    В рамках отдельных тем я предлагаю  организовать проектную работу, позволяющую исключить формальный характер изучения языка («Надо знать») и активизировать взаимодействие учеников для достижения практического результата в обучении.

    С учащимися 4 класса при изучении темы: «В школе», был выполнен проект на базе проработанной темы «Наша классная газета».

    Проектная работа включает:

- формулировку конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (сделать что-либо вместе с другим);

- определение каждому ученику конкретной задачи по выполнению практического внеязыкового действия с помощью языка;

- оказание учащимся помощи в выполнении задания, не подавляя при этом их инициативу и самостоятельность. Особенно это важно на начальном этапе работы над проектом, когда учащиеся вместе с учителем обсуждают содержание и организацию предстоящей работы. При этом очень хорошо видно с каким энтузиазмом дети принимаются за проектную деятельность, в их глазах можно увидеть огонёк радости, желание выполнить конкретное практическое задание.

     Организуя урок, я стремлюсь, так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

    Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опыт это подтверждает, нельзя злоупотреблять попреками, замечаниями, двойками. Я стараюсь поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить – даже за незамеченный шаг впереди. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет.

    На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути её достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к. на мой взгляд – это необходимые слагаемые успеха. Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промаха, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперёд.

    Считаю успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Понимаю, что каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путём  - этого не изменить. Но как при этом не убить человеческое в человеке – вот задача обучения и воспитания? Не озлобиться и не озлобить ученика, вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом? А делаю я это, используя различные формы и методы обучения и воспитания: зачёты, диктанты, практические работы, кроссворды, игры.

    Моя профессиональная деятельность направлена на совершенствование образовательного процесса путём привития интереса учащихся к знаниям и активизации познавательной деятельности учащихся за счёт использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Решение этих задач будет успешным при применении технологии игровой деятельности на уроках иностранного языка.

    Опыт работы позволяет доказать влияние игры на:

  • психическое состояние ребёнка;
  • его социальное становление;
  • активизацию познавательной деятельности в процессе обучения.

    Кроме того, наиболее важными приоритетами в толковании игры считаю те, которые связаны с потребностями развивающейся личности ребёнка, его свободой, творчеством, совершенствованием природных сил. В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребёнка. Вот поэтому уделяю особое внимание игре в ходе учебного процесса.

    Учебный материал в игре усваивается через все органы приёма информации, причём делается это непринуждённо, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся. Формирует интерес к предмету. Работая над данной проблемой своего исследования, выделяю ряд причин низкой успеваемости учащихся и предлагаю использовать следующие формы, методы и приёмы обучения:

Причины низкой активности учащихся

Формы, методы, приёмы, используемые в работе

  1. недостаточное чувство коллективизма при решении учебных проблем

Использование игры (лексические, ролевые, грамматические), оптимальное сочетание игрового и проблемного обучения.

  1. высокая утомляемость учащихся, например, в результате однотипной работы.

Эффективное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения. Использование занимательных заданий, творческих, изобразительных заданий.

  1. учебный материал слишком сложен для учащихся.

Использование наглядности, пословиц, сказки, помощь «слабым», оценка деятельности, поощрение учащихся при возникновении неудач и трудностей.

  1. отсутствие занимательности в самом изучаемом материале.

Использование различных видов деятельности, игровых методов, состязательности.

  1. материал слишком легкий для усвоения.

Использование заданий с разным уровнем сложности.

  1. недостаточность подготовки учащихся к современной жизни.

Успешное сочетание учебной и внеурочной деятельности.

  1. недостаточная связь школы и семьи, проблема «отцов и детей»

Формирование аргументированной точки зрения учащихся через методы рефлексии(самоанализ); умелое сочетание учебной и внеурочной деятельности, нетрадиционных форм работы  с использованием игровых технологий.

    Рассматривая игру как самостоятельную и свободную деятельность ребёнка, исхожу из потребностей растущего организма в активных действиях, способствующих его развитию и совершенствованию. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как приём обучения, направленный на моделирование реальной деятельности; как приём обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности, как новая технология обучения.

    Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать формы игры. В своей практике использую следующие его формы:

  • творческие домашние задания:

! решение кроссворда

! задания – раскраски

! рисование портрета по его описанию

! восстановление зашифрованной пословицы

! рисование инопланетянина + описание внешности

! составление загадок.

Проводя анкетирование среди учащихся 2-4 классов, можно сделать вывод, что одни и теже уроки, проводя в традиционной форме и форме игровых технологий, вторые вызывают больший интерес и активность учащихся. 2-3 классы от 70% до 100% при игровых технологиях, 4 класс – от 68% до 88%

Диаграмма 1

    Положительных результатов достигаю за счёт создания успеха для каждого ребёнка: для этого подбираются такие задания детям, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы. Стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребёнка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально-положительный стиль общения. Это позволило создать благоприятный психологический климат на уроках, что выражается в качестве знаний.

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ 2009-2010ГГ

КЛАСС

КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ

УСПЕВАЕМОСТЬ

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

2009 – 2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

2 класс

4

100%

52%

3 класс

4

100%

50%

2010-2011учебный год

2 класс

4

100%

57%

3 класс

4

100%

52%

4 класс

4

100%

59%

    Благодаря играм возрастает качество и эффективность обучения, прочность и лёгкость усвоения учебного материала. Естественно, необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, их умения и навыки, дифференцированно подходить к каждому ученику, учитывать его психологические особенности. Учитель должен быть не только чутким, знающим своё дело педагогом, но и хорошим психологом, наделённым артистическими данными. Дети в младших классах непосредственны, часто они ведут себя импульсивно. Их нельзя обмануть, им нельзя сфальшивить, нельзя недооценить их возрастные возможности и интересы. Иначе  нас ждёт разоблачение, и мы никогда не сможем стать тем другом-учителем, который так ценится в наше время.

        Сравнительный анализ «типов» отношения         учащихся к предмету «Немецкий язык» выявляет динамику мотивации школьников к         предмету,

        наличие высокого уровня мотивации и учебной         активности познавательного мотива, стремление выполнять все предъявляемые учителем требования, а также мотивы самообразования.

Кроме того, на уроках эффективно использую важнейшие преимущества информационно - коммуникативных технологий:

- возможность организации процесса познания, подтверждающего деятельностный подход к учебному процессу;

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизируемых учебных программ;

- коренное изменение организации процесса познания путем смещения

ее в сторону системного мышления;

- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивидууму собственную траекторию  обучения и самообучения;

- создание эффективной системы управления информационно- методическим обеспечением образования.

Инновационная деятельность заключается в использовании игр в обучении , иностранного языка, развивающих познавательный интерес к предмету, активизирующих учебную деятельность учащихся на уроках, способствующих становлению творческой личности ученика. Но следует

отметить и то, что уроки с использованием игровых моментов дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно слабых и неуверенных в себе. Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Сравнительный анализ «типов» отношения учащихся к предмету «Немецкий язык»

Тип отношения к предмету

2010-2011

2011-2012

Активно-положительный

4

4

Положительный

3

6

Безразличный

1

2

Отрицательный

Крайне отрицательный

Анализ УМК и методических пособий, разработанных для начальной школы, показал, что игра является ведущей организационной формой на уроке иностранного языка. Объяснить это можно тем, что игра оказывает положительное влияние на память, внимание и мышление ребенка, способствует развитию его воображения и активизации всех познавательных процессов в целом. Она учит детей быстро принимать решение, спонтанно реагировать на возникающие ситуации, взаимодействовать друг с другом, а отсутствие в игре принуждения повышает мотивацию учащихся. Творческий, увлекательный процесс, которым является игра, позволяет младшим школьникам запоминать больше и лучше, чем в условиях, когда запоминание материала является целью обучения.  Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроке атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

    Можно сказать, что игра как методика, основанная на сочетании определённых знаний, умений, навыков и видов различной деятельности, эффективна при обучении детей.