Методическая копилка

Ломакина Антонина Александровна

 

smileyИспользование интерактивной песочницы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках 3 Регионального Фестиваля педагогического творчества в Воронежской области

 

smiley Рабочая программа кружка дополнительного образования "Юные исследователи"

smiley Интерактивный плакат "История денег"

https://www.thinglink.com/scene/1405273833006432258

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Юный исследователь»

Автор: Ломакина Антонина Александровна

Организация: МБДОУ БГО Детский сад №12 общеразвивающего вида

Пояснительная записка

Что я слышу – забываю

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

(Конфуций)

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течение двух лет.

 

Актуальность программы

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Рабочая образовательная программа разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  1. ФГОС ДО
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Конституция ст. 43. 72
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. СанПин 2.4.1.3049-13
  6. Устав ДОУ

 

Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

- создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

- воспитание самостоятельность

- развить интерес к изучению нового.

 

Программа рассчитана на 2 года обучения. В старшей и подготовительной к

школе группах.

Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25

минут.

Форма организации:

непосредственно-организованная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность.

Количество детей – 10 – 15 человек (подгруппа)

 

Место проведения:

- кабинет экспериментирования;

- участок;

- прилегающая территория детского сада.

 

Методические приемы:

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

- дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

 

Формы работы:

опыты и эксперименты;

- занятия путешествия;

- занятия – эксперименты;

- целевые прогулки;

- циклические наблюдения;

- проектная деятельность;

- трудовая деятельность;

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

Старшая группа:

- высказывать предположения об ожидаемом результате;

- определять цель деятельности, условия её достижения;

- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;

- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;

- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

 

Подготовительная к школе группа:

- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;

- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;

- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;

- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.

Календарно – тематическое планирование

 

1 год обучения 2020 -2021учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

 

2

«Наши помощники - органы чувств»

Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).

 

3

«Необычные кораблики»

Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет.

 

4

«Волшебная вода»

Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды

Октябрь

1

«Вода – растворитель»

Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.

 

2

«Воздух»

Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах.

 

3

«Звук»

Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой

 

4

«Волшебный свет»

Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света.

Ноябрь

1

«Что такое масса, длина и высота»

Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.

 

2

«Песок»

Выявить значение почвы

 

3

«Глина. Камень»

Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.

 

4

«Соль. Сахар»

 

 

Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.

Декабрь

1

«Почва»

Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.

 

2

«Само удивительное вещество на земле»

Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.

 

3

«Дерево»

Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

 

4

«Бумага»

Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.

Январь

1-2

«Ткань»

Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

 

3-4

«Стекло»

Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло

Февраль

1

«Зеркало»

Выявить особенности отражение в зеркал.

 

2

«Мыло-фокусник»

 

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри

 

3

«Резина»

Познакомить со свойствами резины и её качествами

 

4

«Пластмасса»

Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.

Март

1

«О мире растений»

Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений

 

2

«Как дышат растение»

Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород

 

3

«Строение, значение, функции и видоизменения частей растения»

Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь поверхностью листьев и потребностью их в воде

 

4

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Апрель

1

«Дружба красок»

Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.

 

2

«Металл»

Познакомить с металлом, его качествами и свойствами

 

3

«Магнит»

Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.

 

4

«Цветы в вазе»

Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.

Май

1

«Вес, притяжение»

Определить, почему все падает на землю.

 

2

«3 состояния вещества»

Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное

 

3

«Секретные записи»

 

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность.

 

4

«Все обо всем»

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

2 год обучения 2021-2022 учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

 

 

 

2

«Вода бывает тёплой, холодной, горячей»

 

Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.

 

3

«Водяные весы»

 

Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

 

4

«Поможем воде стать чистой»

Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

Октябрь

1

«Делаем облако»

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

 

2

«Растущие малютки»

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

 

3

«Свет и тень»

Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

 

4

«Волшебный круг»

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра

Ноябрь

1

«Радуга на стене»

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

 

2

«Необычное рисование»

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

 

3

«Кислород и пламя»

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.

 

4

«Упрямы предметы»

Знакомство с инерцией

Декабрь

1

«Вкусовые зоны языка»

 

Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

 

2

«Откуда берётся голос?»

Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

 

3

«Влажное дыхание»

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы

 

4

«Изготовление цветных льдинок»

Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях

Январь

3

«Где рождается снег»

Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой

 

4

«Полярное сияние»

Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать

умение работать с различными материалами.

Февраль

1

«Вырастим кристаллы»

Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

 

2

«Появление островов»

Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

 

3

«Появление гор»

Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто

 

4

«Плавление парафина»

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина

Март

1

«Путешествие капельки»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

 

2

«Как не обжечься?»

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность)

 

3

«Мир ткани»

Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их применения

 

4

«Мир металлов»

Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования

Апрель

1

«Мир пластмасс»

Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства.

 

2

«Скорость звука»

Выявить особенности передачи звука на расстояние

 

3

«Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

 

4

«Необычная картина»

Действие магнитных сил

Май

1

«Что такое молния»

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии.

 

2

«Волшебная расческа»

Знакомство со статическим электричеством

 

3

«Поющая струна»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).

 

4

«Какими мы были исследователями?»

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
  3. Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.
  4. Николаева С. Н. Юный экологПрограмма экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  6. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
  7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Борисоглебского Городского Округа Детский сад№12 общеразвивающего вида

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

на 2020-2021 учебный год 

Содержание программы

1. Пояснительная записка.

- Введение,

- возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы;

- цель, задачи программы

- режим занятий;

2. Содержание программы;

3.  Календарно-тематическое планирование 

4. взаимодействие с семьями

5. Список источников


1. Пояснительная записка

Введение

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой. Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МБДОУ БГО Детский сад №12 .

Цель программы -  помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы  дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет, разработанной Банком России, с учетом Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.

Срок реализации программы – 2 года обучения.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

Для реализации  программы «Финансовая грамотность» в старших и подготовительных группах создается зона «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала. Таким материалом может стать подборка художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации. Обязательно оборудуются контейнеры или ящики с выносным материалом для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне экономического игрового пространства размещаются дидактические игры, наглядные пособия (альбомы, фотографии, тренировочные диаграммы, фотографии).

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Цель программы помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Ожидаемый результат

В результате освоения программы дети:

- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические

понятия (в соответствиис используемой Программой);

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

-  в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить своюили чужую оплошность;

- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

-  бережно, рационально, экономно используют расходные материалыдля игр и занятий (бумагу, карандаши,

краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего  не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

-  проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно

относятся к природе;

- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Режим занятий  на 2020– 2021 учебный год

Программа «Финансовая грамотность», реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со взрослыми  деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с моделью реализации образовательной программы в течении дня не менее одного раза в неделю в игровой форме. Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования.

2. Содержание программы

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»; в каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

Занятия по данной программе включают:

1.        Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

2.        Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.

3.        Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

4.        Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк).

5.        Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

6.        Решение арифметических задач, кроссвордов.

Перечень базовых финансово-экономических понятий

 №

Понятие

Описание

5-6 лет

11

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

22

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

33

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

44

Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

55

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка»

66

Долг, должник, займ

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

6-7 лет

71

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

82

Потребность, капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

93

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

14

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

15

Богатство, бедность, жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

  1. Календарно – тематическое планирование

Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность.

Первый год обучения. Старшая группа.

№ п/п

Тема

Содержание образовательного мероприятия

Педагогические технологии

Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

1

Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

2

Домашний труд.

Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности

3

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

4

Все работы хороши, выбирай на вкус (1)

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

5

Все работы хороши, выбирай на вкус (2)

Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

6

Трудиться  - всегда пригодиться

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем

7

Мини-спектакль «В волшебном лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини-спектакль

8

Труд во благо

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

9

Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ

10

Какие бывают деньги

Виды денег (монеты, банкноты).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»

11

Как выглядят деньги и откуда берутся

Изготовление денег: печать, чеканка.

Беседа, исследование, чтение,– придумываем деньги для группы.

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»

12

Как деньги попадают к нам в дом.

Труд и доходы.

Вознаграждение за честный труд.

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»

13

Трудовая денежка всегда крепка

Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Считай деньги в своем кармане, а не в чужом.

Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын»

14

Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом»

Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы».

Веб-квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу»

15

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

16

Потребности и желания (1)

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное»

17

Потребности и желания (2)

Соотносим потребности, желания и возможности.

Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

18

Мини-спектакль «История про заек Мазаек»

Различаем разницу между желаниями и потребностями.

Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

Интерактивный мини-спектакль

19

Где покупают и продают разные товары? (1)

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение, папка-передвижка «Мы идем за покупками»

20

Где покупают и продают разные товары? (2)

Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд.

21

Наша мастерская (1)

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

22

Наша мастер - класс (2)

Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

23

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

24

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Рекламируем собственные поделки.

25

Создаем рекламу

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей

26

Выгодно – невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно».

27

Обмен – подарок  

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение

28

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.

29

Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр»

Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама.

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

30

Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр»

Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели».

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Второй год обучения, подготовительная группа

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

№ п/п

Тема

Содержание образовательного мероприятия

Педагогические технологии

1

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда богаче.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев»,

игра «Открываем бутербродную»

2

Мини-спектакль «Лисенок Рыжик»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно.

Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.

Интерактивный мини-спектакль

3

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем»

4

Мини-спектакль «Копилка»

Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный мини-спектакль

5

Творческое занятие «Наша мастерская» (1)

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома.

6

Творческое занятие «Наша мастерская» (2)

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр.

7

Мини-спектакль «День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить.

Интерактивный мини-спектакль

8

Экскурсия в магазин «Продукты»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем продукты к празднику»

9

Экскурсия в магазин «Игрушки»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем подарки на день рождения»

10

Досуг «Сберегаем и экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).

Итоговое мероприятие по теме

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

11

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем».

12

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

13

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Обсуждаем русские пословицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

14

Мини-спектакль «Долг»

Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник».

Интерактивный мини-спектакль

15

Досуг «Долг и ответственность»

Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 6. «Учимся планировать»

16

Учимся планировать

Знакомим с понятием «план».

Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования.  Начинаем с планирования своего дня.

Учимся организовывать свое время.

Технология «Клубный час».

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.

17

Планируем свои расходы

Учимся решать несложные экономические задачи.

Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

18

Творим добро

Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Сюжетно-ролевая игра

(работа в подгруппах)

19

Сделал дело – гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки

20

Мини-спектакль «План лисенка Рыжика»

Закрепляем понятия: цель, план, планировать.

Интерактивный мини-спектакль

21

Ставлю цель и планирую  

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Технология «Ситуация месяца».

22

Планируем свои дела

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Итоговое мероприятие

Тема 7. «Что такое богатство?»

23

Все работы хороши, выбирай на вкус

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

24

Наше богатство

(1)

Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

 

25

Наше богатство

(2)

Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство».

Конкурс проектов «Наше богатство»

26

Щедрость и жадность (1)

Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо.

Читаем и обсуждаем рассказ

В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы

27

Щедрость и жадность (2)

Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы

28

Бережливость

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки»

29

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Закрепление материала по теме

Сюжетно – ролевая игра

30

Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

Праздник в рамках «Финансовой недели».

Сюжетно – ролевая игра

 

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

 

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

Литература

1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019

2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019

3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.

4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.

7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.

8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Борсоглебского Городского Округа ДЕТСКИЙ САД №12 общеразвивающего вида

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

«Основы финансовой грамотности»

Подготовила: Ломакина А.А

Пояснительная записка

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

· следить за состоянием личных финансов,

· планировать свои доходы и расходы;

· формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

· знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

· рационально выбирать финансовые услуги;

· «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

· знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

· способен распознавать признаки финансового мошенничества;

· знать о рисках на рынке финансовых услуг;

· вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

С целью реализации  стратегии повышения финансовой грамотности возникла необходимость разработать и реализовать образовательные программы по повышению финансовой грамотности, в том числе, учебно-методические комплекты для различных возрастных групп в ДОУ.

Методическая разработка «Основы финансовой грамотности» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Введение

Методическая разработка  «Основы финансовой грамотности» включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
  • принципы реализации проекта,
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
  • сроки и этапы  реализации проекта,
  • управление и обеспечение проекта,
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
  • планируемые мероприятия в рамках проекта,
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение              детского развития.
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий   ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования:
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Данный проект реализован с воспитанниками МБДОУ БГО Детский сад№12 общеразвивающего вида

Актуальность и социальная значимость

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, особенно в ДОУ.

Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Содержание методической разработки предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.  Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему  нужно для жизни.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
  7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста,  как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Задачи:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,     необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Выполнение проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативной; познавательной; речевом развитии; художественно-эстетическом развитии; физическом развитии.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
  • воспитатели группы, родители.

Сроки реализации проекта:2020-2021 учебный год.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».
  • Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально –познавательного квеста «Страна Экономика».

Управление и обеспечение проекта

Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет 25 минут.

Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач, кроссвордов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
  • анализ, классификация предметов;
  • обобщение по заданному признаку;
  • сравнение и выделение главного;
  • простые умозаключения;
  • действия по предложенной схеме-алгоритму
  • Игровые упражнения для развития математических способностей:
  • овладение счетными операциями;
  • формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
  • сравнение количества предметов;
  • освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
  • решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Ресурсное обеспечение:

  • Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм,
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • ИГРОТЕКА:  « Дороже -дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»,«Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
  • Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова,
  •  Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
  • Компьютерное оборудование
  • Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
  • Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».

Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Методы, повышающие познавательную активность:

  • элементарный и казуальный анализ;
  • сравнение;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических проблем;
  • экспериментирование и опыты.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении  знаний о мире:

  • игровые;
  • сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

  • индивидуальная беседа,
  • сравнительный анализ,
  • оценка,
  • разъяснение,
  • воображаемая ситуация,
  • совместный поиск выхода из ситуации,
  • проигрывание положительных ситуаций,
  • обсуждение способа действия,
  • прием опосредованного воздействия.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  • Представлять о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 
  • Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 
  • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
  • Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
  • Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

         В рамках реализации Проекта проводился мониторинг уровня финансовой грамотности.