Творческое объединение "Трудовое воспитание детей в природе"
На этой странице вы можете познакомиться с кружковой работой в творческом объединении "Трудовое воспитание детей в природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_trudovaya_deyatelnost_2-aya_ml.gr_.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Трудовое воспитание детей в природе» 2-ая Младшая группа
Цель: Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия, воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Актуальность выбранной темы
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда… » На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделяется большое внимание:
- считается важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.
Умственному и трудовому воспитанию детей младшего возраста в природе способствуют две предпосылки: стремление детей к самостоятельности (ее развитие) и формирование наблюдательности.
Дети 3-4 лет часто хотят проявить самостоятельность. Чтобы развить в них это стремление, можно заняться трудовым воспитанием детей. В этом возрасте малыши очень наблюдательны, поэтому обучение трудовым навыкам может произойти только при наглядно-действенном способе обучения. Например, задавая ребенку вопрос о том, какой стебель у растения, какой формы лист, попросить потрогать его, понюхать, воспитатель непринужденно помогает понять индивидуальные признаки растения.
Дети могут помогать воспитателю, как в группе, в живом уголке, так и на участке, ухаживая за растениями. Задача воспитателя поочередно, каждого ребенка заинтересовать и привлечь к небольшой работе. Показывая навыки труда младшей группе, при обучении нужно объяснить каждый этап трудовой операции, подробно, сочетая показ с объяснением. Дети учатся под наблюдением педагога, обязательно оценивается их труд только положительно, для стимуляции последующих действий.
Чтобы ребенку детям было более понятно, с какой целью они трудятся – воспитатель должен рассказать о последствиях труда: «птица будет нам петь весной, если мы ее покормим»; «Цветочек зацветет и будет вкусно пахнуть… ». Детям младшего возраста огромную радость доставляет помогать взрослым, быть полезными. Это нужно использовать, чтоб труд стал в радость.
Обучение уходу за комнатными цветами начинаем с полива, с правильного держания леечки. Воспитатель учит, как отличить влажную почву от сухой. Важно отметить, что без полива у цветка листья поникшие.
Когда на улице еще не сезон для посадки растений можно в группе вырастить семена овса. Детей очень радует появление маленьких ростков. Видя результаты своего труда, дети понимают конечную цель и желание сделать что-нибудь еще.
Зимой детям нужно отметить, что птицы, оставшиеся на зиму, ждут поддержки в качестве семян, хлеба. Дети могут в определенное время пополнять кормушку. Также дети любят помогать воспитателю в расчистке дорожек от снега, а в теплое время суток подметать от листьев. Своим одобрением воспитатель стимулирует дальнейшие трудовые действия детей.
У детей младшего возраста воспитывается устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, ответственное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Ухаживая за растениями, наблюдая за их ростом, дети привыкают ответственно относиться к порученному делу.
Ожидаемые результаты:
Формы обучения- Групповая. Индивидуальная.
Формы работы- Создание коллекций. Трудовые поручения.
Методы работы: Наблюдения. Беседы. Дидактические игры. Сюжетно-ролевые игры. Экскурсии.
Необходимое оборудование: Наличие программы. Тематический план.
Наглядный материал (иллюстрации, картинки, фото, диафильмы).
Оборудование и инструменты для осуществления трудовых действий.
Блок 1. ТРУД В ПРИРОДЕ
Опытно-экпериментальная работа в уголке природы
НОД «Огород Буратино»
НОД «Фея цветов в гостях у ребят»
НОД «Посадка лука»
Образовательная ситуация «Уход за обитателями живого уголка»
НОД Как трудятся животные
№ п/п | Наименование темы | Дата проведения | Программное содержание |
1 | Сбор семян цветов на участке детского сада. | 3.09 | Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян. Учить различать семена различных цветковых растений. Воспитание желания работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда. |
| Конспект НОД «Вода нужна всем». | 9.09 | Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.
|
2 | В. В. Бианки для детей – «Лесные домишки» | 17.09 | чтение книгио природе поможет воспитать у дошкольника чувство бережного отношения к природе в целом, сформировать потребность заботиться об экологической чистоте. Правильное экологическое воспитание может предотвратить многие экологические проблемы человечества. |
| « Аквариум» | 23.09 | Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. |
3 | « Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый»)». |
1.10 | Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями в экологической комнате. |
| « Жизнь лесных зверей зимой». |
7.10 | Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям. |
1 | Экспериментальная деятельность «Разноцветные шарики» | 15.10 | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. |
2 | «Дерево » |
21.10 | Расширять представления детей о растениях. Дать представления о свойствах дерева. Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность |
3 | «Комнатные растения» |
29.10 | Расширять представления детей о растениях. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к растениям и желание проявлять о них заботу. |
4 | «Пророщенные семена » | 05.11 | Формировать представления о растительном мире, вызывать интерес к исследовательской деятельности |
1 | «Семечко» | 11.11 | Расширять представления детей о растениях. Дать представления о том, что в плодах есть семена из которых прорастает будущее растение. Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к растениям и желание проявлять о них заботу. |
2 | Экспериментальная деятельность «Может ли менять форму камни и глина» | 19.11 | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) |
3 | «Песочная страна» | 25.11 | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. |
«Каждому камешку свой домик» | 03.12 | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | |
1 | Экспериментальная деятельность «Вода/Лед/Снег |
09.12 | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). |
3 | «Срезанные веточки» |
23.12 | Задачи: Расширять представления детей о растениях. Дать представления о том, что на веточках сначала набухают почки, а затем распускаются листочки., если веточки стоят долго к них появляются корешки. Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к растениям и желание проявлять о них заботу. |
« Рост и развитие растений. Посадка лука». | 30.12 | Цель – познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Дать понятие о том, чем лук полезен (много витаминов). |
1 | Дид/игра Кто, где живет? Что где растет? | 13.01 | Играть можно один на один с ребенком или с группой детей. Взрослый называет любого зверя, птицу, рыбу, насекомое. Ребенок как можно быстрее называет место обитания этого существа. Принимаются ответы как общие: лес, луг, озеро, море, река или норка, дупло, улей, так и более конкретные: в лесу в дупле на дереве и так далее.Так же можно играть и загадывая растения, хотя это может оказаться сложнее для детей. В этом случае попробуйте совместить обе игры в одну, то есть загадывайте по очереди то животное, то растение. |
| Коллективная работа. « Ёжики» | 21.01 | Цели: Познакомить детей с ёжиком, дать элементарное представление о нём; Вызвать у детей интерес к изготовлению поделки; Развивать у детей чувство коллективизма, наблюдательность, а также мелкую моторику рук. |
2 | « Лото» | 26.01 | Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах. Игровые правила. Закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи – на карте, где нарисован огород, фрукты – где нарисован сад, цветы – на цветнике и клумбе. |
| «Лакомство для животных» | 03.02 | Цель: дать детям знания о питании животных Педагог встает с одной стороны комнаты или площадки. Ребенок или дети – с другой стороны. Взрослый говорит: «Сейчас я буду кормить животных. Сначала ко мне будут прыгать зайчики!»Дети, изображая зайчиков, прыгают ко взрослому. Детям двух-трех лет ведущий говорит: «Зайчиков я буду кормить морковкой!» Дети изображают, что берут из рук взрослого еду, а потом бегут обратно. Затем ведущий объявляет следующих животных, которых он собирается кормить. Дети четырех-пяти лет, подходя ко взрослому, сами называют ту еду, которую нужно дать изображаемому животному. В процессе игры можно спрашивать у детей, как говорит то или иное животное. А дети, приближаясь ко взрослому, будут изображать нужные звуки. |
1 | Угадай, кто это? | 09.02 | Взрослый называет характерную особенность какого-либо животного, а ребенок пытается угадать, кто это. Если загадка не разгадана, взрослый называет еще одну особенность (до пяти подсказок). Если ребенок угадал с первого раза, получает пять жетонов, со второго – четыре и так далее. |
| « Попугай» | 17.02 | Цель – познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. |
2 | Эксперимент - проращивание фасоли | 25.02 | Цель: вырастить свое собственное растение и понаблюдать за всеми стадиями его роста. Для этого понадобится: стеклянная баночка, салфетка и фасоль. Поместить в банку салфетку, а между банкой и салфеткой фасоль. Следить за тем, чтобы салфетка всегда была влажной! |
| « Рост и развитие растений. Посадка лука». | 02.03 | Цель – познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Дать понятие о том, чем лук полезен (много витаминов). |
«Бабочка» | 10.03 | Цель: формирование у детей умений и навыков создания поделок из различных видов природного материала, развитие их творческих способностей , фантазии, воображения. Материал:Листья клена среднего размера (3 штуки)Косточка сливы или вишни (1штука)Семечки арбуза ПластилинЦветной картон для фона |
«Мы в лес идем (перелетные птицы)» | 16.03 | Цель – дать понятие «перелетные» (почему некоторых птиц так называют?), познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания кукушки и ласточки, рассказать, как они приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к меняющимся условиям неживой природы, составить модель «Птицы». |
« Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной». | 24.03 | Цель – уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу. |
« Зоопарк (экологическая игра)». | 30.03 | Цель – продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). |
« Домашние животные (кошка, собака)». | 07.04 | Цель – познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным. |
«Когда это бывает?» | 13.04 | Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает её тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока её не отгадают. Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки. Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года 2-3 картинки. Например, может быть изображен пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры. Эта самая сложная игра из предложенных детям, т.к. знания у детей о характерных признаках времён года, о труде и забавах детей малы. Дети не сразу «входят» в игру. Дети часто путают времена года. Затрудняются с рассказом о картинке. При выполнении игрового задания дети редко доходят до поставленной цели. |
« Экскурсия по участку детского сада» | 21.04 | Цель – продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с деревьями ; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. |
« К деревьям в гости» | 27.04 | Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада (тополь); дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. |
Найди дерево по описанию | 04.05 | Дидактическая задача. Найти предмет по описанию. |
Тема: « Здравствуйте, травушка и золотой одуванчик». | 12.05 | Цель – уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. |
« Первые садовые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)». | 18.05 | Цель – познакомить детей с первыми весенними садовыми цветами (тюльпан, нарцисс), с особенностями их внешнего вида и строения. |
26.05 | Экскурсия по экологической тропе. Цель – прощание с весной, знакомство с летом. |
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Дети могут:
- осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за растениями, на участке в соответствии с сезоном и погодными условиями;
- организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- овладение детьми трудовыми навыками и умениями;
- расширение представлений детей о труде взрослых;
- развитие творчества и инициативы при выполнении различных видов труда.