Проект "Познай себя"

Орлова Ольга Вячеславовна

Описание методики

Школьный тест умственного развития разработан учеными НИИ ОПП РАН и предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Процедура проведения

Данный тест является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

Время проведения субтестов:

Субтест

Число заданий в субтесте

Время выполнения, мин

1. Осведомленность 1

20

8

2. Осведомленность 2

20

4

3. Аналогии

25

10

4. Классификации

20

7

5. Обобщения

19

8

6. Числовые ряды

15

7

Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами:

"Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.

Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!".

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста, далее спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание и не создавать у них чувства напряженности).

По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом "стоп", предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.

Обработка результатов

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

Количественная обработка

1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субтеста 5) - балл по тесту и субтесту - выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;

2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценивать 2 баллами.

Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.

При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.

Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в таблицах.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению этого субтеста;

3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных результатов ШТУРа.

4) если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического.

Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:

первая - наиболее успешные - 10%;

вторая - близкие к успешным - 20%;

третья - средние по успешности - 40%;

четвертая - малоуспешные - 20%; 1

пятая-наименее успешные-10%.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат - процент выполненных каждой из них заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.

Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов;

5) установлено, что с возрастом от 6 к 8-му классу увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими учащимися одной и той же выборки, лучшая часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психологами: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов их умственного развития;

6) при анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного развития типа "лучше", "хуже", "выше", "ниже", основанные на подсчете баллов, полученных им при выполнении теста, и в сравнении с группой (или нормой) мало что дают для понимания своеобразия умственного развития. Однако в качестве первого шага для получения самого общего впечатления об ученике можно рекомендовать подсчитать его общий балл. При этом следует иметь в виду, что общие баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника ниже 40, восьми- девятиклассника ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умственном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75 у шестиклассника, 90-у семиклассника и 100 - у восьмиклассника.

Общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого субтеста. Поэтому следующий этап анализа - выяснение количества баллов, полученных учащимися по каждому субтесту.

Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит дополнительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.

Качественная обработка

1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;

Отнесенность заданий субтестов 1 и 2 формы Б к разным областям знаний

Область знаний

№ субтеста «Осведомленность»

 

Субтест 1

Субтест 2

общественно-политическая

2, 4, 7, 13, 17, 18, 20

2, 3, 9, 11, 13, 14, 15

научно-культурная

1, 3, 5, 6, 8, 9, 19, 11, 12, 14, 15, 16, 19

1, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12,16, 17, 18, 19, 20

2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.

По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития;

3) анализ качественной стороны субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим направлениям:

выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих заложенных в тест: вид - род, часть -целое, причина - следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения; :

выявление типичных ошибок при установлении логических связей;

Отнесенность заданий субтеста 3 формы Б к разным типам логических связей

«род — вид»

№№ 4, 11, 13, 15, 16

«часть — целое»

№№ 10, 18, 23

«причина — следствие»

№№ 9, 12, 20, 21

«противоположность»

№№ 1, 6, 14, 25

«порядок следования»

№№ 19

«родоположенность»

№№ 2

«функциональные отношения»

№№ 3, 5, 7, 8, 17, 22, 24

Характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.

Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;

4) анализ качественной стороны субтеста 4 "Классификации" проводится по следующим направлениям:

выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

выявление типа заданий - с конкретными или абстрактными понятиями, который провоцирует большое количество ошибок;

Отнесенность заданий субтеста 4 формы Б к разным типам понятий

Задания с абстрактными понятиями

№№ 3, 4, 8, 15, 20, 21

Задания с конкретными понятиями

№№ 1, 5, 6, 7, 9, 10, 13

Смешанные задания

№№ 2, 11, 12, 14, 16

5) анализ качественной стороны субтеста 5 "Обобщения" проводится по следующим направлениям:

определение характера типичных обобщений - по конкретному, видовому, категориальным признакам;

выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;

6) индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что и групповой: - на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития - осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления * представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:

по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;

каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;

7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам. ;

Отнесенность заданий субтестов 3, 4 и 5 формы Б к разным школьным предметам

Школьный предмет

№№ субтестов

 

Субтест 3

Субтест 4

Субтест 5

Литература, русский язык

3, 7, 11, 14, 18

1, 3, 8, 15, 19

10, 15, 19

Математика, физика

1, 8, 10, 12, 15, 17, 22

4, 5, 11, 18

2, 4, 8, 9

История

2, 9, 13, 19, 25

6, 7, 16, 20

6, 11, 13, 17

Биология

5, 16, 21, 23

9, 13, 21

3, 7, 18

География

4, 6, 19, 24

2, 10, 12, 14

1, 5, 12, 14, 16

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы к заданиям формы А

Набор заданий № 1

Набор заданий № 2

Набор заданий № 3

Набор заданий № 4

Набор заданий № 6

1.

б

1.

б

1.

г

1.

б

1.

24

2.

д

2.

б

2.

а

2.

а

2.

3

3.

в

3.

г

3.

д

3.

б

3.

11

4.

б

4.

а

4.

г

4.

г

4.

7

5.

в

5.

в

5.

б

5.

а

5.

36

6.

в

6.

г

6.

в

6.

в

6.

24

7.

г

7.

б

7.

б

7.

в

7.

18

8.

а

8.

г

8.

а

8.

б

8.

64

9.

а

9.

б

9.

в

9.

в

9.

37

10.

б

10.

г

10.

д

10.

г

10.

49

11.

в

11.

а

11.

г

11.

д

11.

92

12.

б

12.

в

12.

д

12.

а

12.

4

13.

г

13.

в

13.

б

13.

в

13.

5

14.

г

14.

б

14.

д

14.

б

14.

2

15.

а

15.

а

15.

в

15.

г

15.

4

16.

в

16.

в

16.

а

16.

в

 

 

17.

г

17.

а

17.

д

17.

а

 

 

18.

д

18.

г

18.

г

18.

д

 

 

19.

г

19.

в

19.

а

19.

г

 

 

20.

д

20.

б

20.

г

20.

б

 

 

 

 

 

 

21.

б

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

а

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

в

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

б

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов в заданиях субтеста 5-А «Обобщение»

№п/п

Количество баллов

 

2

1

0

1.

Устное народное творчество,фольклор

Литература, мудрость,творчество

Предание, выдумка,легенда, миф

2.

Мельчайшие частицы вещества,состав вещества, составные части вещества

Частица, вещество

Состав клетки

3.

Биология, наука о живой природе

Наука, предмет

Природа

4.

Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства

Искусство, творчество

Живопись, изображения,фрески, церковь

5.

Части света

Материки, континенты

Страны, экватор, климат

6.

Электрические единицы измерения

Физические величины,электричество, единицы измерения

Единица, учение, прибор

7.

Органы кровообращения

Внутренние органы,органы человека

Биология, сосуды, анато-мия, части тела

8.

Столицы

Города

Страны, острова

9.

Общественный строй, социально-экономическая формация

Общество, ступени развития

Классы, история, буржуа-зия, угнетение

10.

Положительные черты характера

Качества (черты)характера, характер

Сила, храбрость

11.

Искусственные водные сооружения,водные сооружения

Сооружение, водоем,водохранилище

Вода, энергия, строение,природа

12.

Результаты математических действий

Математические действия,операции с числами

Математика, решение

13.

Культура, виды деятельности

Творчество

Этика, знание, просвещение

14.

Органические вещества

Состав вещества, вещество

Витамины, углеводы, со-став клетки, молекулы

15.

Состояние вещества, агрегатноесостояние вещества

Вещество, состояние тела

Химия, физика

16.

Стихийное бедствие

Стихия

Разрушение

17.

Литературные приемы

Способы изложения

Творчество, рассказ,сравнение

18.

Направление в искусстве,художественный стиль

Литературныенаправления

Литература, формулировка

19.

Атмосферное явление,климатические явления

Климат, явление(состояние погоды)

Циклон, природа, дождь

 

 

 

Правильные ответы к заданиям формы Б

Набор заданий № 1

Набор заданий № 2

Набор заданий № 3

Набор заданий № 4

Набор заданий № 6

1.

д

1.

г

1.

в

1.

д

1.

29

2.

в

2.

б

2.

б

2.

а

2.

12

3.

д

3.

а

3.

б

3.

д

3.

7

4.

а

4.

б

4.

д

4.

в

4.

21

5.

г

5.

г

5.

б

5.

а

5.

30

6.

б

6.

в

6.

г

6.

г

6.

34

7.

г

7.

г

7.

г

7.

г

7.

8

8.

в

8.

в

8.

д

8.

а

8.

2

9.

а

9.

а

9.

г

9.

б

9.

43

10.

д

10.

б

10.

в

10.

в

10.

3

11.

б

11.

г

11.

г

11.

a

11.

94

12.

а

12.

б

12.

в

12.

д

12.

14

13.

а

13.

б

13.

в

13.

г

13.

8

14.

г

14.

а

14.

а

14.

в

14.

4

15.

в

15.

a

15.

г

15.

б

15.

198

16.

г

16.

a

16.

д

16.

г

 

 

17.

б

17.

в

17.

a

17.

в

 

 

18.

в

18.

в

18.

в

18.

б

 

 

19.

б

19.

г

19.

a

19.

б

 

 

20.

д

20.

a

20.

a

20.

д

 

 

 

 

 

 

21.

б

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

д

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

д

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

б

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов в заданиях субтеста 5-Б «Обобщение»

№п/п

Количество баллов

 

2

1

0

1.

Части света

Материки, континенты

Страны, восточное полушарие

2.

Состояние вещества

Вещества, состояние

Числа, физика

3.

Внутренние органы

Органы, части органов

Человек, части тела

4.

Математические действия

Действия, арифметические действия

Уменьшение, математика

5.

Столицы

Города

Страны, острова

5.

Социальный   строй, общественно-экономическая формация, строй

Эпохи развития государства

Классы

7.

Органы чувств

Органы, органы головы

Описание лица, лицо

8.

Разделы математики, математические науки, математика

Науки, школьные предметы

Школа

9.

Характеристики электрического тока

Физические величины,электричество

Физика,   зависят  одно от другого

10.

Отрицательные черты характера

Черты   человека, черты характера, характер

Измена, вред, чувства

11.

Средства угнетения, орудия угнетения

Власть, управление

Религия, отделены друг от друга

12.

Стихийное бедствие

Стихия,   бедствие, при-родные явления

Разрушение, смерть

13.

Ручное производство, способы производства с ручным трудом

Производство, предприятие

Завод, фабрика

14.

Искусственные водные сооружения,водные сооружения

Хранилища  воды, водо-снабжение

Вода, канал

15.

Проза, прозаические произведения

Литература, литературные произведения

Сказание, повесть

16.

Характеристики погоды

Погода, явления погоды

Прогноз, циклон

17.

Социальные изменения, социальные преобразования

Изменение, обновление,переворот

Исправление, событие, история

18.

Способы размножения

Размножение, растение

Зерновые культуры, семена

19.

Литературные приемы

Литературные термины,литература

Предположение, иносказание

Бланк для ответов

фамилия, имя, отчество__________________________________________________________________

дата рождения « _______ » ____________ 19 г.

класс_________________________________________________ «_______ » ______________

дата и время заполнения 20 ___ г. _______ ч ____ мин

Набор заданий № 1

Набор заданий № 2

Набор заданий № 3

Набор заданий № 4

Набор заданий № 6

1.

 

1.

 

1.

 

1.

 

1.

 

2.

 

2.

 

2.

 

2.

 

2.

 

3.

 

3.

 

3.

 

3.

 

3.

 

4.

 

4.

 

4.

 

4.

 

4.

 

5.

 

5.

 

5.

 

5.

 

5.

 

6.

 

6.

 

6.

 

6.

 

6.

 

7.

 

7.

 

7.

 

7.

 

7.

 

8.

 

8.

 

8.

 

8.

 

8.

 

9.

 

9.

 

9.

 

9.

 

9.

 

10.

 

10.

 

10.

 

10.

 

10.

 

11.

 

11.

 

11.

 

11.

 

11.

 

12.

 

12.

 

12.

 

12.

 

12.

 

13.

 

13.

 

13.

 

13.

 

13.

 

14.

 

14.

 

14.

 

14.

 

14.

 

15.

 

15.

 

15.

 

15.

 

15.

 

16.

 

16.

 

16.

 

16.

 

 

 

17.

 

17.

 

17.

 

17.

 

 

 

18.

 

18.

 

18.

 

18.

 

 

 

19.

 

19.

 

19.

 

19.

 

 

 

20.

 

20.

 

20.

 

20.

 

 

 

 

 

 

 

21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

 

 

 

 

 

Набор заданий № 5

1.

11.

2.

12.

3.

13.

4.

14.

5.

15.

6.

16.

7.

17.

8.

18.

9.

19.

10.

 

Правильные ответы к заданиям формы А

Набор заданий № 1

Набор заданий № 2

Набор заданий № 3

Набор заданий № 4

Набор заданий № 6

1.

б

1.

б

1.

г

1.

б

1.

24

2.

д

2.

б

2.

а

2.

а

2.

3

3.

в

3.

г

3.

д

3.

б

3.

11

4.

б

4.

а

4.

г

4.

г

4.

7

5.

в

5.

в

5.

б

5.

а

5.

36

6.

в

6.

г

6.

в

6.

в

6.

24

7.

г

7.

б

7.

б

7.

в

7.

18

8.

а

8.

г

8.

а

8.

б

8.

64

9.

а

9.

б

9.

в

9.

в

9.

37

10.

б

10.

г

10.

д

10.

г

10.

49

11.

в

11.

а

11.

г

11.

д

11.

92

12.

б

12.

в

12.

д

12.

а

12.

4

13.

г

13.

в

13.

б

13.

в

13.

5

14.

г

14.

б

14.

д

14.

б

14.

2

15.

а

15.

а

15.

в

15.

г

15.

4

16.

в

16.

в

16.

а

16.

в

 

 

17.

г

17.

а

17.

д

17.

а

 

 

18.

д

18.

г

18.

г

18.

д

 

 

19.

г

19.

в

19.

а

19.

г

 

 

20.

д

20.

б

20.

г

20.

б

 

 

 

 

 

 

21.

б

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

а

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

в

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

б

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов в заданиях субтеста 5-А «Обобщение»

№п/п

Количество баллов

 

2

1

0

1.

Устное народное творчество,фольклор

Литература, мудрость,творчество

Предание, выдумка,легенда, миф

2.

Мельчайшие частицы вещества,состав вещества, составные части вещества

Частица, вещество

Состав клетки

3.

Биология, наука о живой природе

Наука, предмет

Природа

4.

Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства

Искусство, творчество

Живопись, изображения,фрески, церковь

5.

Части света

Материки, континенты

Страны, экватор, климат

6.

Электрические единицы измерения

Физические величины,электричество, единицы измерения

Единица, учение, прибор

7.

Органы кровообращения

Внутренние органы,органы человека

Биология, сосуды, анато-мия, части тела

8.

Столицы

Города

Страны, острова

9.

Общественный строй, социально-экономическая формация

Общество, ступени развития

Классы, история, буржуа-зия, угнетение

10.

Положительные черты характера

Качества (черты)характера, характер

Сила, храбрость

11.

Искусственные водные сооружения,водные сооружения

Сооружение, водоем,водохранилище

Вода, энергия, строение,природа

12.

Результаты математических действий

Математические действия,операции с числами

Математика, решение

13.

Культура, виды деятельности

Творчество

Этика, знание, просвещение

14.

Органические вещества

Состав вещества, вещество

Витамины, углеводы, со-став клетки, молекулы

15.

Состояние вещества, агрегатноесостояние вещества

Вещество, состояние тела

Химия, физика

16.

Стихийное бедствие

Стихия

Разрушение

17.

Литературные приемы

Способы изложения

Творчество, рассказ,сравнение

18.

Направление в искусстве,художественный стиль

Литературныенаправления

Литература, формулировка

19.

Атмосферное явление,климатические явления

Климат, явление(состояние погоды)

Циклон, природа, дождь

 

 

 

Правильные ответы к заданиям формы Б

Набор заданий № 1

Набор заданий № 2

Набор заданий № 3

Набор заданий № 4

Набор заданий № 6

1.

д

1.

г

1.

в

1.

д

1.

29

2.

в

2.

б

2.

б

2.

а

2.

12

3.

д

3.

а

3.

б

3.

д

3.

7

4.

а

4.

б

4.

д

4.

в

4.

21

5.

г

5.

г

5.

б

5.

а

5.

30

6.

б

6.

в

6.

г

6.

г

6.

34

7.

г

7.

г

7.

г

7.

г

7.

8

8.

в

8.

в

8.

д

8.

а

8.

2

9.

а

9.

а

9.

г

9.

б

9.

43

10.

д

10.

б

10.

в

10.

в

10.

3

11.

б

11.

г

11.

г

11.

a

11.

94

12.

а

12.

б

12.

в

12.

д

12.

14

13.

а

13.

б

13.

в

13.

г

13.

8

14.

г

14.

а

14.

а

14.

в

14.

4

15.

в

15.

a

15.

г

15.

б

15.

198

16.

г

16.

a

16.

д

16.

г

 

 

17.

б

17.

в

17.

a

17.

в

 

 

18.

в

18.

в

18.

в

18.

б

 

 

19.

б

19.

г

19.

a

19.

б

 

 

20.

д

20.

a

20.

a

20.

д

 

 

 

 

 

 

21.

б

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

д

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

д

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

б

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов в заданиях субтеста 5-Б «Обобщение»

№п/п

Количество баллов

 

2

1

0

1.

Части света

Материки, континенты

Страны, восточное полушарие

2.

Состояние вещества

Вещества, состояние

Числа, физика

3.

Внутренние органы

Органы, части органов

Человек, части тела

4.

Математические действия

Действия, арифметические действия

Уменьшение, математика

5.

Столицы

Города

Страны, острова

5.

Социальный   строй, общественно-экономическая формация, строй

Эпохи развития государства

Классы

7.

Органы чувств

Органы, органы головы

Описание лица, лицо

8.

Разделы математики, математические науки, математика

Науки, школьные предметы

Школа

9.

Характеристики электрического тока

Физические величины,электричество

Физика,   зависят  одно от другого

10.

Отрицательные черты характера

Черты   человека, черты характера, характер

Измена, вред, чувства

11.

Средства угнетения, орудия угнетения

Власть, управление

Религия, отделены друг от друга

12.

Стихийное бедствие

Стихия,   бедствие, при-родные явления

Разрушение, смерть

13.

Ручное производство, способы производства с ручным трудом

Производство, предприятие

Завод, фабрика

14.

Искусственные водные сооружения,водные сооружения

Хранилища  воды, водо-снабжение

Вода, канал

15.

Проза, прозаические произведения

Литература, литературные произведения

Сказание, повесть

16.

Характеристики погоды

Погода, явления погоды

Прогноз, циклон

17.

Социальные изменения, социальные преобразования

Изменение, обновление,переворот

Исправление, событие, история

18.

Способы размножения

Размножение, растение

Зерновые культуры, семена

19.

Литературные приемы

Литературные термины,литература

Предположение, иносказание

 

 

 

 

 

 

 

Время проведения субтестов:

Субтест

Число заданий в субтесте

Время выполнения, мин

1. Осведомленность 1

20

8

2. Осведомленность 2

20

4

3. Аналогии

25

10

4. Классификации

20

7

5. Обобщения

19

8

6. Числовые ряды

15

7

Инструкция

Сейчас вам будут предложены задания, предназначенные для того, чтобы выявить ваше умение рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, что вам приходится выполнять на уроках.

Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!

Субтест 1. Осведомленность 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание и примеры набора заданий №1

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Пример Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ... ?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.

Правильным ответом будет «жизнеописание». Поэтому оно должно быть подчеркнуто.

Следующий пример Противоположным к слову «отрицательный» будет слово ... ?

а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный.

В этом случае правильным ответом является слово «положительный». Оно и подчеркнуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 1

1. Начальные буквы имени и отчества называются ...?

а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.

2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это ...?

а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

3. Система взглядов на природу и общество есть .?

а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.

4. Гуманный — это .?

а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) пренебрежительный.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется .?

а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.

6. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и .?

а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.

7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизнедеятельности, называется.?

а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.

8. Противоположностью понятия лицемерный будет.?

а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.

9. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о .?

а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.

10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему — это.?

а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.

11. Начитанность, глубокие и широкие познания — это .?

а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.

12. Этика — это учение о .?

а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.

13. Противоположностью понятия идентичный будет .?

а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.

14. Цивилизация — это .?

а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.

15. Оппозиция —это .?

а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.

16. Человек, который скептически относится к прогрессу, является .?

а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и .?

а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.

18. Коалиция — это .?

а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.

19. Противоположными по смыслу являются слова альтруизм и .?

а) человеколюбие, б) взаимоотношение, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это .?

а) закон, б) эмиграция, в) воззвание, г) действие, д) эмансипация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субтест 2. Осведомленность 2

Описание и примеры набора заданий №2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

Пример Век —

а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс.

Правильный ответ: «столетие». Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример Прогноз —

а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина.

Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и подчеркнуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 2

1. Прогрессивный — а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.

2. Аннулирование — а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.

3. Идеал — а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.

4. Аргумент — а) довод, б) согласие, в) спор, г) фраза.

5. Миф — а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.

6. Аморальный — а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.

7. Анализ — а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.

8. Эталон — а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.

9. Сферический — а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г) объемный.

10. Социальный — а) принятый, б) свободный, в) запланированный, г) общественный.

11. Гравитация — а) притяжение, б) отталкивание, в) невесомость, г) подъем.

12. Аграрный — а) местный, б) хозяйственный, в) земельный, г) крестьянский.

13. Экспорт — а) продажа, б) товары, в) вывоз, г) торговля.

14. Эффективный — а) необходимый, б) действенный, в) решительный, г) особый.

15. Радикальный — а) коренной, б) ответный, в) последний, г) отсталый.

16. Негативный — а) неудачный, б) ложный, в) отрицательный, г) неосторожный.

17. Мораль — а) этика, б) развитие, в) способность, г) право.

18. Модифицировать — а) работать, б) наблюдать, в) изучать, г) видоизменять.

19. Субъективный — а) краткий, б) общественный, в) личный, г) скрытый.

20. Сентиментальный — а) поэтический, б) чувствительный, в) радостный, г) странный.

 

 

 

 

 

 

 

Субтест 3. Аналогии

Описание и примеры набора заданий №3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Пример песня : композитор = самолет : ?

а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.

Правильный ответ: «конструктор». Поэтому это слово подчеркнуто

Следующий пример добро : зло = день : ?

а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки.

Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно подчеркнуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 3

1. Глагол : спрягать = существительное : ?

а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.

2. Фигура : треугольник = состояние вещества : ?

а) жидкость, б) движение, в) температура, г) вода, д) молекула.

3. Тепло : жизнедеятельность = кислород : ?

а) газ, б) вода, в) растение, г) развитие, д) дыхание.

4. Роза : цветок = капиталисты : ?

а) эксплуатация, б) рабочие, в) люди, г) класс, д) фабрика.

5. Холодно : горячо = движение : ?

а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух, д) взаимодействие.

6. Слагаемые : сумма = сомножители : ?

а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) число.

7. Числительное : количество = глагол : ?

а) идти, б) действие, в) причастие, г) часть речи, д) спрягать.

8. Растение : стебель = клетка : ?

а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление.

9. Молния : свет = явление тяготения : ?

а) камень, б) движение, в) сила тяжести, г) вес, д) Земля.

10. Стихотворение : поэзия = рассказ : ?

а) книга, б) писатель, в) повесть, г) предложение, д) проза.

11. Север : юг =осадки : ?

а) пустыня, б) полюс, в) дождь, г) засуха, д) климат.

12. Первобытно-общинный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ?

а) социализм, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство, д) феодализм.

13. Горы : высота = климат : ?

а) рельеф, б) температура, в) природа, г) географическая широта, д) растительность.

14. Старт : финиш = пролог : ?

а) заголовок, б) введение, в) кульминация, г) действие, д) эпилог.

15. Война : смерть = частная собственность : ?

а) феодалы, б) капитализм, в) неравенство, г) рабы, д) крепостные крестьяне.

16. Диаметр : радиус = окружность : ?

а) дуга, б) сегмент, в) отрезок, г) линия, д) круг.

17. Колумб : путешественник = землетрясение : ?

а) первооткрыватель, б) образование гор, в) извержение, г) жертвы, д) природное явление. 18. Папоротник : спора= сосна : ?

а) шишка, б) иголка, в) растение, г) семя, д) ель.

19. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?

а) ясная погода, б) циклон, в) климат, г) влажность, д) метеослужба.

20. Рабовладельцы : буржуа = рабы : ?

а) рабовладельческий строй, б) буржуазия, в) рабовладельцы, г) наемные рабочие, д) пленные.

21. Молоток : забивать = генератор : ?

а) соединять, б) производить, в) включать, г) изменять, д) нагревать.

22. Прямоугольник : плоскость = куб : ?

а) пространство, б) ребро, в) высота, г) треугольник, д) сторона.

23. Эпителий : ткань = аорта : ?

а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.

24. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?

а) крепостные крестьяне, б) личная свобода, в) неравенство, г) частная собственность,

д) феодальный строй.

25. Роман : глава = стихотворение : ?

а) поэма, б) рифма, в) строфа, г) ритм, д) жанр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субтест 4. Классификации

Описание и примеры набора заданий №4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник.

Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово — мебель. Поэтому оно

подчеркнуто.

Следующий пример а) идти, б) прыгать, в) танцевать, г) сидеть, д) бежать.

Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» — покоя. Поэтому подчеркнуто слово «сидеть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 4

1. а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.

2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник.

3. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс.

4. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть.

5. а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник.

6. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг.

7. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка, д) эпилог.

8. а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество, д) художественное ремесло.

9. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр.

10. а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказка, д) иносказание.

11. а) пейзаж, б) мозаика, в) икона, г) фреска, д) кисть.

12. а) цитоплазма, б) питание, в) рост, г) раздражимость, д) размножение.

13. а) дождь, б) снег, в) осадки, г) иней, д) град.

14. а) скорость, б) колебание, в) сила, г) вес, д) плотность.

15. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги.

16. а) Куба, б) Япония, в) Вьетнам, г) Великобритания, д) Исландия.

17. а) пословица, б) стихотворение, в) поэма, г) рассказ, д) повесть.

18. а) барометр, б) флюгер, в) термометр, г) компас, д) азимут.

19. а) углекислый газ, б) свет, в) вода, г) крахмал, д) хлорофилл.

20. а) длина, б) метр, в) масса, г) обьем, д) скорость.

 

 

 

 

 

 

 

Субтест 5. Обобщения

Описание и примеры набора заданий №5

Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Пример Ель — сосна

Правильным ответом будет: «хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример Дождь — град

Правильным ответом будет: «осадки». Это слово и следует написать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 5

1. Сказка — былина

2. Атом — молекула

3. Ботаника — зоология

4. Мозаика — икона

5. Азия — Африка

6. Ампер — вольт

7. Сердце — артерия

8. Копенгаген — Манагуа

9. Феодализм — капитализм

10. Стойкость — мужество

11. Канал — плотина

12. Сумма — произведение

13. Наука — искусство

14. Жиры — белки

15. Газ — жидкость

16. Цунами — ураган

17. Иносказание — описание

18. Классицизм — реализм

19. Облачность — осадки

 

 

 

 

 

 

 

 

Субтест 6. Числовые ряды

Описание и примеры набора заданий №6

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его.

Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример 2, 4,6, 8, 10, ...

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать «12», которое и будет следующим числом. Следующий пример 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12, ...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть «10». Его и нужно написать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 6

1)

6

9

12

15

18

21

...

2)

9

1

7

1

5

1

...

3)

2

3

5

6

8

9

...

4)

10

12

9

11

8

10

...

5)

1

3

6

8

16

18

...

6)

3

4

6

9

13

18

...

7)

15

13

16

12

17

11

...

8)

 1

2

4

8

16

32

...

9)

 1

2

5

10

17

26

...

10)

 1

4

9

16

25

36

...

11)

 1

2

6

15

31

56

...

12)

31

24

18

13

9

6

...

13)

174

171

57

54

18

15

...

14)

54

19

18

14

6

9

...

15)

301

294

49

44

11

8

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма В

Инструкция

Сейчас вам будут предложены задания, предназначенные для того, чтобы выявить ваше умение рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, что вам приходится выполнять на уроках.

Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субтест 1. Осведомленность 1

Описание и примеры набора заданий №1

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Пример Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ... ?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.

Правильным ответом будет «жизнеописание». Поэтому оно должно быть подчеркнуто.

Следующий пример Противоположным к слову «отрицательный» будет слово ... ?

а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный.

В этом случае правильным ответом является слово «положительный». Оно и подчеркнуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 1

1. Эволюция — это ...?

а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.

2. Бодрое и радостное восприятие мира — это .?

а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.

3. Одинаковыми по смыслу являются слова «антипатия» и ...?

а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.

4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, :является .? а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим, е) единым. 5. Систематизированный перечень каких-либо предметов (книг, картин и пр.) — это ...?

а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.

6. Предельно краткий и четкий ответ называется ...?

а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным, д) спонтанным.

7. Миграция — это ...?

а) развитие, б) условие, в) изменение, г) переселение, д) жизнь.

8. Человек, обладающий чувством меры, умеющий вести себя подобающим образом, называется ...?

а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компетентным, д) скромным.

9. Интересная или законченная мысль, выраженная кратко и метко, называется .?

а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.

10. Универсальный — это ...?

а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный, д) разносторонний.

11. Противоположностью понятия «уникальный» будет ...?

а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный.

12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется .?

а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.

13. Одинаковыми по смыслу являются слова «самоуправление» и .?

а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависимость.

14. Противоположностью понятия «стабильный» будет .?

а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчивый, д) редкий.

15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, — это .?

а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.

16. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обозначается как .?

а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) гипотетическое, д) ошибочное.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова «гегемония» и .?

а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание.

18. Тотальный — это ...?

а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победоносный, д) быстрый.

19. Равноценный заменитель чего-либо — это ...?

а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка.

20. Конфронтация — это .?

а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) агрессия, д) противоборство.

 

Субтест 2. Осведомленность 2

Описание и примеры набора заданий №2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

Пример Век —

а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс.

Правильный ответ: «столетие». Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример Прогноз —

а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина.

Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и подчеркнуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 2

1. Аналогия — а) случай, б) явление, в) свойство, г) сходство.

2. Интернациональный — а) многочисленный, б) международный, в) нерушимый, г) известный.

3. Адаптироваться — а) приспособиться, б) научиться, в) двигаться, г) присмотреться.

4. Иронический — а) мягкий, б) насмешливый, в) веселый, г) настоящий.

5. Симптом — а) характер, б) система, в) желание, г) признак.

6. Импорт — а) собственность, б) товары, в) ввоз, г) фирма.

7. Компенсировать — а) терять, б) истратить, в) увеличить, г) возместить.

8. Надменность — а) чуткость, б) скрытность, в) высокомерие, г) торжественность.

9. Антагонистический — а) враждебный, б) убежденный, в) чужой, г) классовый.

10. Интеллектуальный — а) опытный, б) умственный, в) деловой, г) хороший.

11. Абсолютный — а) властный, б) спорный, в) раздельный, г) неограниченный.

12. Порицание — а) равнодушие, б) осуждение, в) внушение, г) преступление.

13. Дискуссия — а) мнение, б) спор, в) убеждение, г) беседа.

14. Утопический — а) невыполнимый, б) идеальный, в) жизненный, г) неопытный.

15. Консерватизм — а) косность, б) самостоятельность, в) героизм, г) повседневность.

16. Интерпретация — а) толкование, б) чтение, в) беседа, г) сообщение.

17. Нюанс — а) образ, б) чувство, в) оттенок, г) слух.

18. Сентиментальный — а) поэтический, б) радостный, в) чувствительный, г) странный.

19. Абстрактный — а) практический, б) опытный, в) несущественный, г) отвлеченный.

20. Объективный — а) беспристрастный, б) полезный, в) сознательный, г) верный.

 

 

 

 

 

 

Субтест 3. Аналогии

Описание и примеры набора заданий №3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Пример песня : композитор = самолет : ?

а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.

Правильный ответ: «конструктор». Поэтому это слово подчеркнуто

Следующий пример добро : зло = день : ?

а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки.

Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно подчеркнуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Светло : темно = притяжение : ?

а) металл, б) молекула, в) отталкивание, г) взаимодействие, д) движение.

2. Крепостные крестьяне : рабы = феодалы : ?

а) король, б) рабовладельцы, в) церковь, г) сеньоры, д) дворяне.

3. Глагол : спрягать = существительное : ?

а) понятие, б) склонять, в) название, г) обозначать, д) образовать.

4. Гольфстрим : течение = цунами : ?

а) Япония, б) катастрофа, в) шторм, г) Куросаво, д) волна.

5. Глаз : зрение = нос : ?

а) осязание, б) обоняние, в) лицо, г) рот, д) запах.

6. Запад : восток = обмеление : ?

а) фарватер, б) засуха, в) юг, г) паводок, д) пороги.

7. Существительное : предмет = глагол : ?

а) бежать, б) деепричастие, в) спряжение, г) действие, д) признак.

8. Квадрат : площадь = куб : ?

а) сторона, б) перпендикуляр, в) ребро, г) периметр, д) объем.

9. Жара : жажда = классы : ?

а) крестьяне, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство.

10. Лучи : угол = отрезки : ?

а) диагональ, б) точка, в) прямоугольник, г) хорда, д) линия.

11. Стихотворение : поэзия = былина : ?

а) сказка, б) богатырь, в) лирика, г) эпос, д) драма.

12. Нагревание : расширение = сила упругости : ?

а) пружина, б) взаимодействие, в) деформация, г) тело, д) вес.

13. Береза : дерево = рабовладельцы : ?

а) рабы, б) рабовладельческий строй, в) класс, г) эксплуатация, д) буржуазия.

14. Начало : конец = гармония : ?

а) беспорядок, б) мораль, в) антоним, г) гротеск, д) понятие.

15. Число : дробь = состояние вещества : ?

а) обьем, б) молекула, в) железо, г) газ, д) температура.

16. Птицы : воробьиные = млекопитающие : ?

а) кенгуру, б) лошадь, в) теленок, г) насекомые, д) грызуны.

17. Круг : окружность = шар : ?

а) сфера , б) пространство, в) дуга, г) радиус, д) сегмент.

18. Слово : буква = предложение : ?

а) союз, б) фраза, в) слово, г) запятая, д) тетрадь.

19. Феодализм : капитализм = капитализм : ?

а) социализм, б) феодализм, в) капиталисты, г) общественный строй, д) классы.

20. Повышение атмосферного давления : ясная погода = циклон : ?

а) осадки, б) солнце, в) антициклон, г) погода, д) метеослужба.

21. Дыхание : углекислый газ = фотосинтез : ?

а) воздух, б) кислород, в) хлорофилл, г) свет, д) лист.

22. Пила : пилить = аккумулятор : ?

а) включать, б) проводить, в) нагревать, г) превращать, д) накапливать.

23. Человек : толпа = клетка : ?

а) растение, б) плод, в) микроскоп, г) ядро, д) ткань.

24. Океан : глубина = климат : ?

а) географическая долгота, б) влажность, в) растительность, г) местность, д) рельеф.

25. Абсолютизм : демократия = товарно-денежные отношения : ?

а) натуральное хозяйство, б) торговля, в) ремесло, г) товар, д) промышленность.

 

 

Субтест 4. Классификации

Описание и примеры набора заданий №4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник.

Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово — мебель. Поэтому оно

подчеркнуто.

Следующий пример а) идти, б) прыгать, в) танцевать, г) сидеть, д) бежать.

Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» — покоя. Поэтому подчеркнуто слово «сидеть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 4

1. а) запятая, б) точка, в) двоеточие, г) тире, д) союз.

2. а) глобус, б) меридиан, в) полюс, г) параллель, д) экватор.

3. а) морфология, б) синтаксис, в) пунктуация, г) орфография, д) терминология.

4. а) движение, б) инерция, в) вес, г) колебание, д) деформация.

5. а) круг, б) треугольник, в) трапеция, г) квадрат, д) прямоугольник.

6. а) картина, б) мозаика, в) икона, г) скульптура, д) фреска.

7. а) рабочий, б) крестьянин, в) раб, г) феодал, д) ремесленник.

8. а) легенда, б) драма, в) комедия, г) трагедия, д) пьеса.

9. а) аорта, б) пищевод, в) вена, г) сердце, д) артерия.

10. а) Канада, б) Бразилия, в) Вьетнам, г) Испания, д) Норвегия.

11. а) тело, б) площадь, в) объем, г) вес, д) скорость.

12. а) направление, б) курс, в) маршрут, г) азимут, д) компас.

13. а) корень, б) стебель, в) лист, г) тычинка, д) цветок.

14. а) землетрясение, б) цунами, в) гора, г) тайфун, д) смерч.

15. а) метафора, б) монолог, в) эпитет, г) аллегория, д) преувеличение.

16. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги.

17. а) цилиндр, б) куб, в) многоугольник, г) шар, д) параллелепипед.

18. а) пословица, б) басня, в) поговорка, г) сказка, д) былина.

19. а) история, б) астрология, в) биология, г) астрономия, д) медицина.

20. а) питание, б) дыхание, в) раздражимость, г) рост, д) сознание.

 

 

 

 

 

 

 

Субтест 5. Обобщения

Описание и примеры набора заданий №5

Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Пример Ель — сосна

Правильным ответом будет: «хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример Дождь — град

Правильным ответом будет: «осадки». Это слово и следует написать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 5

1. Европа — Австралия.

2. Жидкость — твердое тело.

3. Почки — желудок.

4. Деление — вычитание.

5. Лиссабон — Луанда.

6. Феодализм — социализм.

7. Hoc — глаз.

8. Алгебра — геометрия.

9. Сила тока — напряжение.

10. Предательство — трусость.

11. Государство — церковь.

12. Землетрясение — смерч.

13. Мастерская — мануфактура.

14. Водохранилище — арык.

15. Роман — рассказ.

16. Температура — атмосферное давление.

17. Реформа — революция.

18. Спора — семя.

19. Метафора — аллегория.

 

 

 

 

 

 

 

 

Субтест 6. Числовые ряды

Описание и примеры набора заданий №6

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его.

Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример 2, 4,6, 8, 10, ...

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать «12», которое и будет следующим числом. Следующий пример 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12, ...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть «10». Его и нужно написать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор заданий № 6

1)

5

9

13

17

21

25

...

2)

3

7

6

7

9

7

...

3)

1

4

3

6

5

8

...

4)

6

8

11

13

16

18

...

5)

2

4

6

12

14

28

...

6)

1

4

8

13

19

26

...

7)

11

12

10

13

9

14

...

8)

128

64

32

16

8

4

...

9)

1

3

7

13

21

31

...

10)

255

127

63

31

15

7

...

11)

3

4

8

17

33

58

...

12)

47

39

32

26

21

17

...

13)

92

46

44

22

20

10

...

14)

256

37

64

31

16

25

...

15)

1

2

4

7

28

33

...