УЧАЩИМСЯ
1. Буквы
2. Памятка морфологического разбора
3. Памятка разбора предложения
4. Памятка правила русского языка
5. Это нужно знать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy.doc | 26 КБ |
pamyatka_morfologicheskiy_razbor.doc | 36.5 КБ |
pamyatka_razbor_predlozheniya.doc | 45 КБ |
pamyatki_-pravila_russkiy_yazyk.doc | 171.5 КБ |
skorogovorki.doc | 32 КБ |
Это нужно знать! | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Гласные буквы
А Я О Ё У Ю Э Е Ы И
Гласные звуки:
А И О У Э Ы
Гласные йотированные буквы
Я Ё Ю Е
Дают два звука в позиции:
1. После гласного (милую – (йу).
2. После Ь или Ъ знаков: (Илья – (йа), съел – (йэ).
3. В начале слова (Ёж – (йо).
Согласные парные по звонкости / глухости
Б – П Д – Т З – С Г – К В – Ф Ж – Ш
Всегда твёрдые согласные
Ш Ж Ц
Всегда мягкие согласные
Ч Щ Й
Сонорные звонкие согласные
Й Л М Н Р
Буквы, которые обозначают мягкость согласных
Е Ё И Ю Я Ь
Буквы, не обозначающие звуков
Ь Ъ
Гласные буквы
А Я О Ё У Ю Э Е Ы И
Гласные звуки:
А И О У Э Ы
Гласные йотированные буквы
Я Ё Ю Е
Дают два звука в позиции:
1. После гласного (милую – (йу).
2. После Ь или Ъ знаков: (Илья – (йа), съел – (йэ).
3. В начале слова (Ёж – (йо).
Согласные парные по звонкости / глухости
Б – П Д – Т З – Т Г – К В – Ф Ж – Ш
Всегда твёрдые согласные
Ш Ж Ц
Всегда мягкие согласные
Ч Щ Й
Сонорные звонкие согласные
Й Л М Н Р
Буквы, которые обозначают мягкость согласных
Е Ё И Ю Я Ь
Буквы, не обозначающие звуков
Ь Ъ
Предварительный просмотр:
Памятка
к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов
в начальных классах.
Фонетический разбор слова.
- Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
- Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове?
Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - м - согл., непарн., зв., тв.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн., зв., тв.
к - к - согл., парн., глух., тв.
о - о – гласн., ударн.
в - ф – согл., парн., глух., мягк.
ь -----------------------------
7 букв, 6 звуков
Морфологический разбор имени существительного.
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п., ед.ч.).
- Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.
Морфологический разбор имени прилагательного.
- Часть речи.
- Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
- Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).
- Часть речи.
- Начальная форма.
- Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п.).
- Лицо.
- Число.
- Род (только в 3 лице ед.ч.).
- Падеж.
- Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Порядок разбора слова по составу.
- Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
- Выдели основу слова.
- Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
- Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
- Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
П р и м е р: з а м о р о з к и .
Разбор предложения
- Какое предложение по цели высказывания?
- Какое предложение по интонации?
- Распространенное оно или нераспространенное?
- О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
- Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
- Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
- Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
- Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.
Пошли (когда?) после дождей – это Вт.член.
После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член.
Предварительный просмотр:
Разбор предложения по членам предложения Образец: В магазине мама купила мягкую игрушку. | ||
Главный член предложения – подлежащее. Кто? Что? Обозначает предмет – о ком, о чём говорится. | 1.(Кто?) мама – это подлежащее, выраженное существительным. Подчеркну одной линией. | Мама |
Главный член предложения – сказуемое. Что делает? Обозначает действие предмета. | 2. Мама (что сделала?) купила – это сказуемое, выраженное глаголом. Подчеркну двумя линиями. | купила |
Второстепенный член – дополнение. Кого?Чего? Что? Кому? Чему?Кем? Чем? Обозначает предмет, с которым связано действие. (Вопрос от глагола или сущ-го) | 3. Купила (что?) игрушку – это дополнение, выраженное существительным. Подчеркну пунктиром. | игрушку |
Второстепенный член – определение. Какой? Чей? Обозначает признак, качество предмета. (Вопрос от существительного) | 4. Игрушку (какую?) мягкую – это определение, выраженное прилагательным. Подчеркну волнистой линией. | мягкую |
Второстепенный член – обстоятельство. Как? Когда? Где? Откуда? Куда? Поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. (Вопрос от глагола) | 5. Купила (в чём? где?) в магазине –это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. | в магазине |
Разбор предложения по членам предложения Образец: В магазине мама купила мягкую игрушку. | ||
Главный член предложения – подлежащее. Кто? Что? Обозначает предмет – о ком, о чём говорится. | 1.(Кто?) мама – это подлежащее, выраженное существительным. Подчеркну одной линией. | Мама |
Главный член предложения – сказуемое. Что делает? Обозначает действие предмета. | 2. Мама (что сделала?) купила – это сказуемое, выраженное глаголом. Подчеркну двумя линиями. | купила |
Второстепенный член – дополнение. Кого?Чего? Что? Кому? Чему?Кем? Чем? Обозначает предмет, с которым связано действие. (Вопрос от глагола или сущ-го) | 3. Купила (что?) игрушку – это дополнение, выраженное существительным. Подчеркну пунктиром. | игрушку |
Второстепенный член – определение. Какой? Чей? Обозначает признак, качество предмета. (Вопрос от существительного) | 4. Игрушку (какую?) мягкую – это определение, выраженное прилагательным. Подчеркну волнистой линией. | мягкую |
Второстепенный член – обстоятельство. Как? Когда? Где? Откуда? Куда? Поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. (Вопрос от глагола) | 5. Купила (в чём? где?) в магазине –это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. | в магазине |
Разбор предложения по членам предложения Образец: В магазине мама купила мягкую игрушку. | ||
Главный член предложения – подлежащее. Кто? Что? Обозначает предмет – о ком, о чём говорится. | 1.(Кто?) мама – это подлежащее, выраженное существительным. Подчеркну одной линией. | Мама |
Главный член предложения – сказуемое. Что делает? Обозначает действие предмета. | 2. Мама (что сделала?) купила – это сказуемое, выраженное глаголом. Подчеркну двумя линиями. | купила |
Второстепенный член – дополнение. Кого?Чего? Что? Кому? Чему?Кем? Чем? Обозначает предмет, с которым связано действие. (Вопрос от глагола или сущ-го) | 3. Купила (что?) игрушку – это дополнение, выраженное существительным. Подчеркну пунктиром. | игрушку |
Второстепенный член – определение. Какой? Чей? Обозначает признак, качество предмета. (Вопрос от существительного) | 4. Игрушку (какую?) мягкую – это определение, выраженное прилагательным. Подчеркну волнистой линией. | мягкую |
Второстепенный член – обстоятельство. Как? Когда? Где? Откуда? Куда? Поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. (Вопрос от глагола) | 5. Купила (в чём? где?) в магазине –это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. | в магазине |
Предварительный просмотр:
Образование форм слова | |||
существительное | прилагательное | глагол | |
Есть (что?) гора Нет (чего?) горы Дам (чему?) горе Любуюсь (чем?) горой | (какой?) белый (какая?) белая (какое?) белое (какие?) белые | (что делал?) думал (что делала?) думала (что делало?) думало (что делали?) думали | |
Формы слова – это слова, имеющие одинаковую основу, но разные окончания. | |||
Образование родственных слов | |||
Гора – горный – пригорок – горочка – горнолыжный. | Белый – беленький – побелка – побелили – белок. | Думал – задумался – думающий – дума – выдумка. | |
Родственные слова – это слова, имеющие разные основы, образованные от одного корня с помощью суффиксов и (или) приставок. | |||
Приставки | Суффиксы | ||
По-, под-, при-, пере-, в-, во-, вы-, вз-, до-, за-, на-, над-, о-, об-, обо-, с-, со-, из-, у-, | -Ок, -ик, -ек, -ёк,-очк, -ечк, -ичк, -к, -ск, -ал,-ач, -ушк, -ешк,-ышк,-инк,-оньк, -еньк, -онок, -ёнок, -ость, -ост, -есть, -н, -нн, -ник,-чик,-иц,-ниц, -ист, -щик, -ов, -ив,-ян,-ин,-лив,-лин Глагольные суффиксы:-е, -а, -и, -ы, -у, -ть, -ся. | ||
Образование форм слова | |||
существительное | прилагательное | глагол | |
Есть (что?) гора Нет (чего?) горы Дам (чему?) горе Любуюсь (чем?) горой | (какой?) белый (какая?) белая (какое?) белое (какие?) белые | (что делал?) думал (что делала?) думала (что делало?) думало (что делали?) думали | |
Формы слова – это слова, имеющие одинаковую основу, но разные окончания. | |||
Образование родственных слов | |||
Гора – горный – пригорок – горочка – горнолыжный. | Белый – беленький – побелка – побелили – белок. | Думал – задумался – думающий – дума – выдумка. | |
Родственные слова – это слова, имеющие разные основы, образованные от одного корня с помощью суффиксов и (или) приставок. | |||
Приставки | Суффиксы | ||
По-, под-, при-, пере-, в-, во-, вы-, вз-, до-, за-, на-, над-, о-, об-, обо-, с-, со-, из-, у-, | -Ок, -ик, -ек, -ёк,-очк, -ечк, -ичк, -к, -ск, -ал,-ач, -ушк, -ешк,-ышк,-инк,-оньк, -еньк, -онок, -ёнок, -ость, -ост, -есть, -н, -нн, -ник,-чик,-иц,-ниц, -ист, -щик, -ов, -ив,-ян,-ин,-лив,-лин Глагольные суффиксы:-е, -а, -и, -ы, -у, -ть, -ся. |
Изменение имени существительного по падежам (склонение) | Личные окончания существительных | |||||||
Падеж | Слово-помощник | Вопросы | Предлоги | 1склонения Доска | 2склонения Окно | 3склонения Степь | ||
И.п. | Есть | Кто? Что? | Не имеет | а, я | о, е, я, -, -(ь) | -(ь) | ||
Р. п. | Нет | Кого? Чего? | У,для,возле,без,вблизи,от, из.с | и, ы | я, а | и | ||
Д.п. | Дам | Кому? Чему? | К,по. | е | у, ю | и | ||
В.п. | Вижу | Кого? Что? | За,через,во,в,над,под.на | у, ю | о, е, я, а, -,-(ь) | -(ь) | ||
Т.п. | Любуюсь | Кем? Чем? | Перед,за,с,над,под | ой, ей, ёй | ом,ем,ём | ю | ||
П.п. | Думаю о | О ком? О чём? | О,об,в,на, при | е | е | и | ||
Определение склонения имён существительных Начальная форма (Кто? Что? Ед.ч.) род окончание склонение | ||||||||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||||||
Ж. род А, Я (мама, тётя) М. род А, Я (папа, дядя) | С. род О, Е. Я. (село, поле, пламя) М. род __, Й, (Ь) (рак, музей, пень) | Ж. род __ (Ь) (мать) |
Изменение имени существительного по падежам (склонение) | Личные окончания существительных | |||||||
Падеж | Слово-помощник | Вопросы | Предлоги | 1склонения Доска | 2склонения Окно | 3склонения Степь | ||
И.п. | Есть | Кто? Что? | Не имеет | а, я | о, е, я, -, -(ь) | -(ь) | ||
Р. п. | Нет | Кого? Чего? | У,для,возле,без,вблизи.от, из,с | и, ы | я, а | и | ||
Д.п. | Дам | Кому? Чему? | К,по. | е | у, ю | и | ||
В.п. | Вижу | Кого? Что? | За,через,во,в,над,под,на | у, ю | о, е, я, а, -,-(ь) | -(ь) | ||
Т.п. | Любуюсь | Кем? Чем? | Перед,за,с,над,под | ой, ей, ёй | ом,ем,ём | ю | ||
П.п. | Думаю о | О ком? О чём? | О,об,в,на, при | е | е | и | ||
Определение склонения имён существительных Начальная форма (Кто? Что? Ед.ч.) род окончание склонение | ||||||||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||||||
Ж. род А, Я (мама, тётя) М. род А, Я (папа, дядя) | С. род О, Е. Я. (село, поле, пламя) М. род __, Й, (Ь) (рак, музей, пень) | Ж. род __ (Ь) (мать) |
Личные местоимения. Склонение личных местоимений. | ||||||||
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||||
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |||
Я | Ты | Он | Она | Оно | Мы | Вы | Они | |
И. п. | я | ты | он | она | оно | мы | Вы | они |
Р. п. | меня | тебя | его | её | его | нас | Вас | их |
Д. п. | мне | тебе | ему | ей | ему | нам | Вам | им |
В. п. | меня | тебя | его | её | его | нас | Вас | их |
Т. п. | мной | тобой | им | ею | им | нами | Вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нём | о нас | О Вас | о них |
Личные местоимения. Склонение личных местоимений. | ||||||||
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||||
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |||
Я | Ты | Он | Она | Оно | Мы | Вы | Они | |
И. п. | я | ты | он | она | оно | мы | Вы | они |
Р. п. | меня | тебя | его | её | его | нас | Вас | их |
Д. п. | мне | тебе | ему | ей | ему | нам | Вам | им |
В. п. | меня | тебя | его | её | его | нас | Вас | их |
Т. п. | мной | тобой | им | ею | им | нами | Вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нём | о нас | О Вас | о них |
Личные местоимения. Склонение личных местоимений. | ||||||||
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||||
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |||
Я | Ты | Он | Она | Оно | Мы | Вы | Они | |
И. п. | я | ты | он | она | оно | мы | Вы | они |
Р. п. | меня | тебя | его | её | его | нас | Вас | их |
Д. п. | мне | тебе | ему | ей | ему | нам | Вам | им |
В. п. | меня | тебя | его | её | его | нас | Вас | их |
Т. п. | мной | тобой | им | ею | им | нами | Вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нём | о нас | О Вас | о них |
Таблица определения спряжения глаголов | ||||
1 спряжение | Все глаголы на –еть и–ать, кроме 11 глаголов- исключений | Все остальные глаголы на: –оть, –ть, –уть, –овать, –ять, –ыть | Три глагола на –ить: Брить, стелить, зиждиться. | Глаголы на –ять: Лаять, реять, веять, сеять, блеять, таять, хаять, баять, лелеять |
2 спряжение | Все глаголы на –ить, кроме: брить, стелить, зиждиться. | 7 глаголов на -еть,4 глагола на -ать: Слышать, видеть и обидеть. Гнать, держать и ненавидеть. И дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть. | Некоторые глаголы с ударением на – ать, -ять | |
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например: он читает =>они читают => он читает | ||||
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например: он спешит =>они спешат =>он спешит |
Таблица определения спряжения глаголов | ||||
1 спряжение | Все глаголы на –еть и–ать, кроме 11 глаголов- исключений | Все остальные глаголы на: –оть, –ть, –уть, –овать, –ять, –ыть | Три глагола на –ить: Брить, стелить, зиждиться. | Глаголы на –ять: Лаять, реять, веять, сеять, блеять, таять, хаять, баять, лелеять |
2 спряжение | Все глаголы на –ить, кроме: брить, стелить, зиждиться. | 7 глаголов на -еть,4 глагола на -ать: Слышать, видеть и обидеть. Гнать, держать и ненавидеть. И дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть. | Некоторые глаголы с ударением на – ать, -ять | |
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например: он чита?т =>они читают => он читает | ||||
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например: он спеш?т =>они спешат =>он спешит |
Таблица спряжения глаголов | ||||||
Местоимение. Лицо. Число. | окончания I спряжения | образец | окончания II спряжения | образец | ||
я | 1 | Ед. число | -у, -ю | думаю | -у, -ю | строю |
ты | 2 | -ешь | думаешь | -ишь | строишь | |
он, она, оно | 3 | -ет | думает | -ит | строит | |
мы | 1 | Мн. число | -ем | думаем | -им | строим |
вы | 2 | -ете | думаете | -ите | строите | |
они | 3 | -ут, -ют | думают | -ат, -ят | строят |
Таблица спряжения глаголов | ||||||
Местоимение. Лицо. Число. | окончания I спряжения | образец | окончания II спряжения | образец | ||
я | 1 | Мн. число | -у, -ю | думаю | -у, -ю | строю |
ты | 2 | -ешь | думаешь | -ишь | строишь | |
он, она, оно | 3 | -ет | думает | -ит | строит | |
мы | 1 | Ед. число | -ем | думаем | -им | строим |
вы | 2 | -ете | думаете | -ите | строите | |
они | 3 | -ут, -ют | думают | -ат, -ят | строят |
Таблица спряжения глаголов | ||||||
Местоимение. Лицо. Число. | окончания I спряжения | образец | окончания II спряжения | образец | ||
я | 1 | Мн. число | -у, -ю | думаю | -у, -ю | строю |
ты | 2 | -ешь | думаешь | -ишь | строишь | |
он, она, оно | 3 | -ет | думает | -ит | строит | |
мы | 1 | Ед. число | -ем | думаем | -им | строим |
вы | 2 | -ете | думаете | -ите | строите | |
они | 3 | -ут, -ют | думают | -ат, -ят | строят |
Посмотри внимательно на таблицу и скажи, в каком числе и лице окончания не зависят от спряжения.
Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак,
глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.
К первому спряжению относятся
- Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
- Все глаголы на -овать.
- Два глагола на -ить: брить и стелить.
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например:
он чита?т => они читают => он читает
Я | читаю | пишу |
Ты | читаешь | пишешь |
Он | читает | пишет |
Мы | читаем | пишем |
Вы | читаете | пишете |
Они | читают | пишут |
Нач. форма | читать (lesen) | писать (schreiben) |
К второму спряжению относятся
- Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
- Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).
- Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать - он лежит, стоять - мы стоим.
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например:
он спеш?т => они спешат => он спешит
Я | говорю | лежу |
Ты | говоришь | лежишь |
Он | говорит | лежит |
Мы | говорим | лежим |
Вы | говорите | лежите |
Они | говорят | лежат |
Нач. форма | говорить (sagen) | лежать (liegen) |
Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:
Ко второму же спряженью |
- смотреть:
я смотрю - он смотрит - они смотрят - видеть:
я вижу - он видит - они видят - слышать:
я слышу - он слышит - они слышат - ненавидеть:
я ненавижу - он ненавидит - они ненавидят - дышать:
я дышу - он дышит - они дышат - держать:
я держу - он держит - они держат - обидеть:
я обижу - он обидит - они обидят - терпеть:
я терплю - он терпит - они терпят - - зависеть:
я завишу - он зависит - они зависят
Особые спряжения глаголов
Глагол "хотеть" называют разноспрягаемым, т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:
Я | хочу |
Ты | хочешь |
Он | хочет |
Мы | хотим |
Вы | хотите |
Они | хотят |
Infinitiv | хотеть (wollen) |
А какой глагол в в одной из форм состоит только из окончаний первого спряжения? Назови его начальную форму?
Я | ем |
Ты | ешь |
Он | ест |
Мы | едим |
Вы | едите |
Они | едят |
Начальныя форма | ???? |
Предварительный просмотр:
С к о р о г о в о р к и
1.Воробья врачи спасали, 8.Лена искала булавку,
В вертолёт его несли. А булавка упала под лавку.
Вертолёт вертел винтами, Под лавку залезть было лень,
Волновал траву с цветами. Искала булавку весь день.
2.В огороде рос горох, 9.Мышь в углу прогрызла норку.
а за речкой – гречка. Тащит в норку хлеба корку.
Старый наш козёл Тимоха Но не лезет корка в норку.
В огороде рвал горох, Велика для норки корка.
Гречку рвал за речкой.
10.Приготовила Лариса
3.Грачиха говорит грачу: Для Бориса суп из риса.
«Слетай с грачатами к врачу, А Борис Ларису
Прививки делать им пора Угостил ирисом.
Для укрепления пера!»
11.Сидел воробей на сосне,
4.Встретил в чаще ёж ежа: Заснул и свалился во сне.
-Как погода, ёж? Если бы он не свалился во сне,
-Свежа. До сих пор бы сидел на сосне.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
12.Летел на болото усатый удод.
5.Девчонка везла на возу Глядел на удода усатый Федот.
Козлёнка, козла и козу. Покуда не сел на болото удод,
Лесок проезжала – Стоял и глядел на удода Федот.
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала 13.Был в саду переполох -
Козлёнка, козу и козла. Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
6.Все клёны стали рыжие, Прополи чертополох.
И ни один не дразнится.
Раз всё равно все рыжие - 14. Черепаха, не скучая,
Кому какая разница. Час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит,
7.Огорчённая сорока Потому что не спешит.
Возвращается с урока. А куда спешить тому,
Весь урок болтала с сойкой Кто всегда в своём дому.
И домой вернулась с двойкой.
С к о р о г о в о р к и
15.Было весело на горке 21.Этой щеткой чищу зубы,
Сане, Соне и Егорке, Этой щеткой башмаки,
А Маруся не каталась – Этой щёткой чищу брюки,
В снег упасть она боялась. Все три щётки мне нужны.
16.Только Таня утром встанет, 22.Юлька-Юленька-юла,
Танцевать Танюшу тянет. Юлька юркая была.
Что тут долго объяснять! – Усидеть на месте Юлька
Таня любит танцевать. Ни минуты не могла.
17.Стала утка на пруду 23.Дубовый столб стоит столбом,
Учить своих утят; В него баран упёрся лбом.
Утята плавать на виду Хотя не жаль барану лба,
У мамы не хотят. Но лбом не сбить ему столба.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
18.В огороде Фёкла 24.Был у бабушки баран,
Ахала и охала: Бил он бойко в барабан.
- Уродилась свёкла И плясали бабочки
Не на грядке, около. Под окном у бабушки.
Жалко Фёкле свёклу,
Жалко свёкле Фёклу. 25.Возле грядки – две лопатки,
Жаловалась Фёкла: Возле кадки – два ведра.
-Заблудилась свёкла! После утренней зарядки
мы работали на грядке -
19.У Маши мошка в каше. И посадки все в порядке,
Что делать нашей Маше? Их теперь полить пора.
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.
20.Мышонку шепчет мышь: 26.Га-га-га! –
«Ты всё шуршишь – не спишь». Гогочет гусь,-
Мышонок шепчет мыши: Я семьёй своей горжусь!
«Шуршать я буду тише». На гусят и на гусыню
Всё гляжу – не нагляжусь!
Предварительный просмотр:
1. АЛФАВИТ.
В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.
Гласных звуков – 10, согласных звуков -21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.
2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.
Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.
мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.
3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.
Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
∙ стоят после гласной, например: маяк – я-[ й] [а] обозначает два звука, так как стоит
после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
∙ стоят в начале слова, например: ёлка – е- [й] [о] обозначает два звука, так как стоит в
начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
∙ стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга –ю [й] [у] обозначает два звука, так как
после него стоит Ь.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э]. Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У]. Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить
твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.
5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.
Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.
К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].
7. СЛОГИ.
В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3
слога, так как в нём 3 гласные буквы.
8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.
- Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.
- Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.
- Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
- В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится,
например: кас-са, ван-на.
- Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.
- Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка,над-пись.
9. УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.
Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позиции
находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции
находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко, остальные – в слабой позиции.
Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.
10. ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.
С большой буквы всегда пишутся:
∙ Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин.
∙ Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Россия, город
Орёл, Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка.
∙ Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.
Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.), остальные
слова являются нарицательными (нариц.).
11. ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.
12. ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.
Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака : точка, печник, перчик,
конторщик, женщина, венчик.
13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.
Разделительный Ь пишут после приставок, согласной и перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я. Например:
14. МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.
В конце имен существительных после шипящих женского рода пишется Ь, не пишется у
существительных мужского рода, например: речь, гуашь, но: ландыш, меч.
15. ЧАСТИ РЕЧИ
Части речи | Называют (обозначают) | Отвечают на вопросы |
Имя существительное | Обозначает предмет | Кто? Что? |
Имя прилагательное | Обозначает признак предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? Каков? |
Глагол | Обозначает действие предмета, состояние | Что делать? Что сделать? Что делают? Что будут делать? |