УЧИТЕЛЯМ ОДНКНР
Полезные материалы, ссылки, статьи для моих коллег!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_odnknr.doc | 67 КБ |
programma_6-7_odnk_nr_klass.doc | 152 КБ |
rabochaya_programma_mhk_10-11_klass.docx | 43.71 КБ |
pis_mo_moin_rf_2015.pdf | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №9 городского округа город Уфа РБ
Рассмотрено на заседании МО протокол № _________ от «___»____________20___г. Принято на заседании научно – методического совета протокол №____ от «___»____________20___г. | Согласовано зам. директора по УВР ___________Гориева Д.Р. | Утверждаю директор МБОУ Школа №9 ____________ А.З. Мулюков приказ №______ от_______________ |
Рабочая программа
по основам духовно-нравственной культуры для 5 класса
Составлена по УМК Н.Ф. Виноградовой
к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградовой
Разработана
Баяновой Э.М.
учителем ОДНК НР
Уфа – 2017
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах.
Рабочая программа курса ОДНК в 5 составлена на основе действующей программы по ОДНК Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова.
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 5 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание программы учебного предмета в 5 классе
Раздел 1. В мире культуры (5 часов)
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (9 часов)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни челтель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура (8 часов)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (7 часов)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир (6 часов)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематическое планирование
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
Курс 5 класс | ||
1 | Раздел 1. В мире культуры | 5 |
Человек – творец и носитель культуры | 2 | |
Величие многонациональной российской культуры | 3 | |
2 | Раздел 2. Нравственные ценности российского народа | 9 |
Береги землю родимую, как мать любимую | 1 | |
Жизнь ратными подвигами полна | 1 | |
В труде - красота человека | 1 | |
«Плод добрых трудов славен…» | 1 | |
Люди труда | 2 | |
Бережное отношение к природе | 1 | |
Семья – хранитель духовных ценностей | 2 | |
3 | Раздел 3. Величие многонациональной культуры России | 8 |
Роль религии в развитии культуры | 2 | |
Культурное наследие христианской Руси | 3 | |
Культура ислама | 1 | |
Иудаизм и культура | 1 | |
Культурные традиции буддизма | 1 | |
4 | Раздел 4. Как сохранить духовные ценности в обществе | 7 |
Забота государства о духовной культуре и ее развитии | 4 | |
Хранить память предков | 3 | |
5 | Раздел 5. Твой духовный мир | 6 |
Что составляет твой духовный мир | 6 | |
Итого | 35 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №9 городского округа город Уфа РБ
Рассмотрено на заседании МО протокол № _________ от «___»____________20___г. Принято на заседании научно – методического совета протокол №____ от «___»____________20___г. | Согласовано зам. директора по УВР ___________Гориева Д.Р. | Утверждаю директор МБОУ Школа №9 ____________ А.З. Мулюков приказ №______ от_______________ |
Рабочая программа
по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 – 7 класса
Составлена по программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для общеобразовательных учебных заведений, утвержденная приказом
Министерства образования РБ
от 6 июня 2017 г. № 738
Разработана
Баяновой Э.М.
учителем ОДНК НР
первой квалификационной категории
Уфа – 2017
Предлагаемая учебная программа составлена в соответствии с «Концепцией организации учебного процесса по дисциплинам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Республике Башкортостан. Уровень основного образования (5-9 классы)», рекомендованной Министерством образования Республики Башкортостан.
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 5 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год, в 6 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год, в 7 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год.
Планируемые результаты обучения
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в соответствии с ФГОС ООО направлено на достижение обучающимися трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
К важнейшим личностным результатам обучения относятся:
‒ уважение к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
‒ воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, к религиозным или атеистическим чувствам и взглядам людей;
‒ знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении и потреблении;
‒ формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
‒ осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
‒ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
‒ освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
‒ понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов;
‒ формирование представлений об исторической роли традиционных верований и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты отражают сформированность следующих умений:
‒ определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
‒ самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей, смысловое чтение;
‒ оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
‒ умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
‒ умение осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном поликультурном, многонациональном, поликонфессиональном сообществе;
‒ умение использовать потенциал метапредметных связей общеобразовательных курсов; знание исторических основ процесса духовного творчества.
Предметные результаты предусматривают:
‒ знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
‒ знание особенностей быта и поведения представителей различных конфессий, представленных в России и Республике Башкортостан;
‒ формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
‒ освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
‒ воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
‒ развитие потребности в общении с произведениями культурного наследия, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
‒ умение противостоять соблазнам представителей деструктивных сект и экстремистских религиозных организаций.
Содержание программы учебного предмета в 6 классе.
Модуль «Истоки духовно-нравственной культуры
народов России»
Основная цель: изучение обучающимися исторических и этнографических истоков духовной культуры народов России, ее материальных и духовных ценностей.
Раздел 1. Виды духовных ценностей народов России (2 часа)
Тема 1. Виды духовных ценностей народов России (2 часа)
Понятие «ценности» как общественно-значимого результата деятельности человека и общества. Деление ценностей на материальные, оформленные в виде предметов, и духовные, которые мы можем почувствовать и понять. Ценности, которые мы называем «эстетическими»: красота, гармония (сочетание красоты и пользы), духовный мир человека. Их отражение в национальном костюме, произведениях художественной культуры и в декоративно-прикладном искусстве (на примерах). Что такое «нравственность» и «нравственные ценности»? Главные нравственные ценности всех народов: семья, Родина, добро, справедливость, любовь, уважение к людям разных национальностей и вероисповеданий, труд, бережное отношение к Природе (к Земле, к животным и растениям). Сохранение нравственных ценностей в сюжетах фольклора, национальных обычаях и традициях, художественной литературе, в поступках обычных людей.
Раздел 2. Народы России (25 часов)
Тема 2. Народы России – творцы и хранители материальных и духовных культурных ценностей (2 часа)
Понятие «народ». Чем отличаются между собой разные народы? Библейская легенда о Вавилонской башне и происхождении разных народов. Мифы о происхождении разных народов России (на примерах). Язык – главный признак народа и хранитель духовных и нравственных ценностей. Деление народов на языковые семьи. Наша страна – большой дом для разных языковых семей народов (славянские народы, тюркские народы, финно-угорские народы, народы Сибири и Дальнего Востока, народы Кавказа). Общие нравственные ценности и уникальность культуры каждого народа России.
Тема 3. Славянские народы России (4 часа)
Истоки культуры славянских народов на территории Восточной Европы. Общность языка славянских народов России – русских, украинцев, белорусов. Традиции славянского язычества, обожествление Солнца, Огня, Воды и других природных стихий и Годовой круг языческих праздников. Главные особенности национального костюма, их связи с языческими верованиями, мотивы орнамента и декоративно-прикладного искусства славянского населения России. Традиционное деревянное жилище – изба. Нравственные поступки героев эпоса славянских народов России: защита семьи и Родины, установление добра и справедливости, трудолюбие, бережное отношение к Природе (к Земле, к животным и растениям).
Тема 4. Тюркские народы России (4 часа)
Истоки культуры тюркских народов России на Алтае и в Центральной Азии. Общность тюркских языков у народов России – татар, башкир, чувашей и др. (на примере отдельных слов) Традиции обожествления природных стихий (на примере мифологии). Тюркско-монгольский календарь 12-летнего животного цикла и главные праздники тюркских народов (Сабантуй, Навруз). Общие черты национального костюма, орнамента и декоративно-прикладного искусства тюркского населения России. Виды традиционного дома у тюркских народов России. Юрта как модель устройства мира. Нравственные поступки героев эпоса тюркских народов России: уважение к старшим членам семьи, защита Родины, установление добра и справедливости, трудолюбие, бережное отношение к Природе (к Земле, к животным и растениям).
Тема 5. Финно-угорские народы России (3 часа)
Истоки культуры финно-угорских народов на Севере России. Общность всех финно-угорских языков у народов России – мордвы, марийцев, удмуртов и др. Традиции и верования. Главные праздники и обряды. Общие черты национального костюма, орнамента и декоративно-прикладного искусства финно-угорского населения России. Оформление дома у финно-угорских народов. Нравственные поступки героев эпоса финно-угорских народов России: уважение к старшим членам семьи, защита Родины, установление добра и справедливости, трудолюбие, бережное отношение к Природе (к Земле, к животным и растениям).
Тема 6. Народы Кавказа, Сибири и Дальнего Востока (2 часа)
Многообразие народов Кавказа. Происхождение коренных народов Сибири в первобытную эпоху. Разнообразие языков и народов. Отношение к природе в мифологии народов Сибири и Дальнего Востока.
Тема 7. «Коренные народы» и «Народы-путешественники» (4 часа).
Понятие о коренных народах («пустили корни»), которые давно заселили территорию России, и переселенцах из других областей и стран («народы-путешественники»). Почему народы переселяются в другие страны и кого мы называем мигрантами? Народы-путешественники, давно поселившиеся в России (цыгане, немцы, армяне, евреи, народы из Средней Азии, Казахстана, Китая).
Тема 8. Семья народов Республики Башкортостан (6 часов)
Обобщение и интегрирование знаний о народах, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Раздел 4. Города России – центры духовно-нравственной культуры
народов России (7 часов)
Тема 11. Города в европейской части России (4 часа)
Древнейшие города России и их роль в культуре страны. Москва – сердце России и многонациональный город. Первые исторические сведения о столице России в XI веке. Основные исторические памятники Москвы и связанные с ними события (Кремль и Красная площадь). Главные музеи столицы – Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея. Российская государственная библиотека. МГУ – главный университет страны. Почему Санкт-Петербург называют культурной столицей России, «Северной Венецией», «городом трех революций»? Героические страницы истории города. Первый музей в мире по количеству картин – Государственный Эрмитаж. Русский музей – первый государственный музей русского изобразительного искусства. Военно-морской музей – собрание образцов воинской доблести русского флота.
Тема 12. Города между Европой и Азией (2 часа)
Казань – город с тысячелетней историей. Казанский Кремль ХI века. Роль города в истории России. Казанский государственный университет (Приволжский федеральный университет) – один из старейших вузов России. Екатеринбург – современная столица Урала. Город в истории страны.
Тема 11. Красота и величие городов Сибири и Дальнего Востока (1 час)
Новосибирск – столица Сибири и город ученых. Владивосток – самый восточный город боевой славы России.
Содержание программы учебного предмета в 7 классе
Модуль «Республика Башкортостан – крупный центр
духовно-нравственной культуры России»
Основная цель: изучение обучающимися исторических и этнографических истоков духовной культуры народов Республики Башкортостан, ее материальных и духовных ценностей.
Раздел 1. Истоки духовно-нравственной культуры
народов Башкортостана (7 часов)
Тема 1. Первые памятники материальной культуры на территории Башкортостана (2 часа)
Первые люди на Урале. Шульганташ – уникальный памятник природы и древней живописи. Изображения в Идрисовской и Бурановской пещерах. Историко-культурный комплекс городища «Аркаим», «Таналык». Археологические памятники первых обитателей Урала и Башкортостана; культура древних обитателей края (посуда, украшения, образ жизни). Сокровища Филипповских курганов. Золото сарматов. Исторические сведения о башкирах VII-XIV веков (арабские и византийские источники, Ибн-Хордадбек, Салам-Тарджеман, Ахмед Ибн Фадлан, М.Кашгарский, Идриси, Гардизи, Рашид-ад-Дин). Древние башкиры, территория их расселения. Характеристика родоплеменного состава башкир (юрматы, бурзян, усерган, тангаур, кыпсак, тамьян, катай; их объединение).
.
Тема 2. Эпические сказания народов Башкортостана – истоки духовной культуры и нравственности. Предания родословные – шежере как историко-литературный памятник (3 часа).
Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе. Мифологический эпос «Урал батыр» как памятник мировой литературы. Нравственные идеалы башкирских эпосов «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Алдар и Зухра». Схожесть сказаний разных народов: башкирского эпоса «Идукай и Мурадым» и дастана «Идегей»; башкирского эпоса «Кузыйкурпяс и Маянхылу» и казахского иртяка «Кузкурпяч». Образ гусляра в стихотворном героическом эпосе Древней Руси «Садко» и марийском героическом эпосе «Югорно». Образ правителя (Тюштя) в эпосе мордовского народа «Масторава». Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник. Их роль и значение в жизни башкир. Необходимость знания башкирами своей родословной (М.Лоссиевский, М.Уметбаев). Основные вехи истории народа в шэжэре.
Тема 3. Отражение исторических событий в духовной культуре края. Предания о героях страны, образ Салавата Юлаева (2 ч.).
Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир. Исторические песни и предания о героическом периоде в истории башкирского народа («Урал»,«Тэфтилэу», кубаиры «Карасакал», «Салават»), Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года (песня-предание «Кахым-турэ», песни «Кутузов» и «Иремель», предание «Рассказ башкирца Джантюри»). Песни о начальниках кантонов и их историческая основа («Кулуй кантон», «Тухват кантон», «Кагарман кантон», «Сибай»). Песни о беглых («Буранбай», «Бииш»). Песни о военных походах («Сыр-Дарья», «Перовский», «Порт-Артур», «Гайса-ахун»). Предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства («Семирод», «Урал»). Салават Юлаев – батыр, его биография. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа («Сын Салавата Хасан», «Салават после поражения восстания», «Раньше запрещали петь о Салавате»). Творчество Салават Юлаева («Мой Урал», «Стрела», «Вместе с Пугачевым», лирические произведения). Образ Салавата Юлаева в литературе, живописи, скульптуре (по выбору произведений учителем из вариативной части). Кинофильм режиссера Я.Протазанова «Салават Юлаев»; народный артист Арслан Мубаряков – исполнитель роли Салавата Юлаева в фильме. Балет Х.Ахметова и Н.Сабитова «Горный орел». Опера З.Исмагилова «Салават».
Раздел 2. Традиционная культура народов Башкортостана (11 ч.).
Тема 4. Духовно-нравственные традиции в ремесле и декоративно-прикладном искусстве Башкортостана (3 ч.).
Истоки декоративно-прикладного искусства, его связи с бытовым укладом башкир. Основное занятие башкир (скотоводство); лошадь (конь) в хозяйстве и бою; их образы в фольклоре башкир (по выбору учителя из вариативной части). Обработка кожи (домашняя утварь, одежда). Бортничество, башкирский мед. Национальные традиции в декоративно-прикладном искусстве башкир. Башкирский орнамент. Художественная аппликация. Обработка дерева (посуда), бересты, коры и лыка. Резьба по дереву. Ковроткачество и вышивка. Ювелирное искусство башкир. Яркость и самобытность изделий декоративно-прикладного искусства башкир.
Тема 5. Роль фольклора в духовной жизни народов Башкортостана. Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора (3 ч.).
Народное творчество как часть культуры. Отличия фольклора от профессиональной литературы (устность бытования, коллективность, вариативность). Основные жанры фольклора (сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни). Собиратели и исследователи башкирского фольклора (В.Н.Татищев, П.М.Кудряшев, Р.Г.Игнатьев, С.Г.Рыбаков, Л.Н.Лебединский, Г.Амантай, К.Мэргэн, А.И.Харисов, С.А.Галин, А.М.Сулейманов, Ф.А.Надршина). Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. Образ сэсэна в народном творчестве (кубаир «Айтыш-состязание Акмурзы сэсэна с Кубагуш сэсэном»). Творчество сэсэнов Башкортостана (Акмулла и по выбору учителя из вариативной части).
Тема 6. Образование и просвещение в Башкортостане. Великие просветители Башкортостана (2 ч.).
Школьное образование в Башкортостане. Типы учебных заведений (народные, уездные и ремесленные училища, классические гимназии, горнозаводские школы). Мектебе и медресе – основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века (Стерлибашевское, Каргалинское, «Расулия», «Хусания», «Гусмания», «Галия»). Неплюеевский кадетский корпус. Горнозаводское училище в Санкт-Петербурге, основанное по инициативе башкирского рудознатца Исмагила Тасимова. Творчество поэта XIII века Кул Гали. Дастан «Кысса и Йусуф» (народные варианты сюжета). Башкирские просветители-демократы М. Биксурин, Р. Фахретдинов, Х. Салихов, М.Акмулла, М.Уметбаев, М.Гафури, Ш.Бабич. Попытки создания письменности на башкирском национальном языке. Первые буквари на башкирском языке В.Катаринского, А.Бессонова, М.Кулаева. Башкирская письменность. Этапы развития. Современное состояние образования в Республике Башкортостан. Сеть современных библиотек. Национальная библиотека им. З.Валиди.
Тема 7. Башкортостан в произведениях художественной литературы (3 ч.).
С.Т.Аксаков, его жизнь и творчество («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука»). Памятные места в Башкортостане, связанные с его именем. В.Зефиров о башкирах (рассказ «Расказы башкирца Джантюри»), Л.Н.Толстой в Башкортостане (рассказ «Сколько человеку земли нужно»), Н.Асанбаев (драма «Красный паша»). Г.Ибрагимов (роман «Кинзя», рассказ «Дети природы»). История Башкортостана в произведениях художественной литературы (по выбору учителя из вариативной части).
Раздел 3. Современные культурные традиции
Республики Башкортостан (17 ч.).
Тема 8. Уфа – культурный центр Республики Башкортостан (2 ч.).
Основание г. Уфы, значение ее названия. Географическое положение. Городище «Уфа –II». Город на древних картах (карта Идриси). Исторические достопримечательности (здания в стиле классицизма, модерна, неоклассики – по выбору учителя из вариативной части). Аксаковский народный дом. Религиозные постройки г. Уфы (Первая соборная мечеть, мечеть «Ихлас», мечеть «Ляля-тюльпан»; церковь Сергия Радонежского, церковь Рождества Богородицы). Культурные центры (театры, музеи, библиотеки, учебные заведения). Дом дружбы народов Республики Башкортостан. Песни и стихи об Уфе.
Тема 9. Духовно-нравственные традиции в творчестве художников Башкортостана (3 ч.).
Живопись как вид искусства. Формирование профессионального изобразительного искусства в Башкортостане. Жизнь и творчество М.В.Нестерова. Три поколения живописцев Башкортостана: «старшее», «среднее» и «молодое». Художники – представители различных жанров изобразительного искусства: пейзажа – Б.Домашников, А.Тюлькин, натюрморта – А.Ситдикова, портрета – К.Давлеткильдеев, А.Лутфуллин, В.Меос, исторического – А.Лежнев, жанровой живописи – Р.Нурмухаметов, П.Салмасов. Особенности современной живописи Башкортостана: творчество групп «Сары бия», «Март», «Инзер», «Чингисхан». Деятельность Союза художников Республики Башкортостан.
Тема 10. Духовно-нравственные традиции в художественной литературе Башкортостана (3 ч.).
Творчество Н.А.Крашенинникова (рассказы «Песня кураиста», «Башкирские скачки», «После зимы», «Ночь на пасеке», «Батыр Малик»). М.Гафури – первый народный поэт Башкортостана (характеристика его творчества, знакомство с произведением «Черноликие», сравнение с картиной Р.Нурмухаметова «Жертвы шариата»). Ш. Бабич (биография поэта, его творчество, стихи «Жду», «Письмо башкирскому народу», «Кураю»). М.Карим как продолжатель традиций башкирских сэсэнов (характеристика его творчества, поэма «Улмесбай», повесть «Таганок»). Образ девочки в романе З.Биишевой «Емеш». Представители литературного творчества татарского, чувашского, марийского и мордовского народов Башкортостана (Г.Тукай, К.Иванов, Я.Ухсай, А.Филиппов и др.). Современная проза, поэзия и драматургия Башкортостана. Деятельность Союза писателей Башкортостана.
Тема 11. Духовно-нравственные традиции в театральном искусстве Башкортостана (2 ч.).
Театральная жизнь дореволюционной Уфы. Первые любительские театральные представления. Выступления Ф.Шаляпина в Уфе. Театральные здания (летний театр Видинеева, Аксаковский народный дом). Национальные театральные труппы («Нур» С.Г.Гиззатуллиной-Волжской, «Ширкат» В.Муртазина-Иманского). Формирование Башкирского драматического театра драмы им. М.Гафури. Башкирская драматургия и репертуар театра. Творческие портреты А.Мубарякова, З.Бикбулатовой, Г.Мубаряковой, И.Юмагулова. Труппы различных театров БАССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Театральная жизнь Башкортостана (Башкирский государственный театр оперы и балета, Башкирский академический театр драмы им. М.Гафури, Академический русский драматический театр Республики Башкортостан, Национальный молодежный театр им. М.Карима, Уфимский государственный татарский театр «Нур», Театр кукол, театральные труппы г.Салавата, г.Сибая, г.Стерлитамака, г.Туймазы).
Тема 12. Духовно-нравственные традиции в искусстве кино Республики Башкортостан (2 ч.).
Первый художественный фильм, снятый на территории Башкортостана («Много ли человеку земли нужно», реж. В.Р.Гардин). Фильм реж. Я.Протазанова «Салават Юлаев». Фильм-балет «Журавлиная песнь» (сцен. А.Г.Бикчентаев, реж. О.П.Николаевский, Э.А.Пенцлин). Кинорежиссеры и кинооператоры Башкортостана (А.Абдразаков, А.Аскаров, Т.Буракаева, Б.Юсупов). Башкортостан как место съемок известных фильмов («Гроза над Белой», «Пропавшая экспедиция», «В ночь лунного затмения», «Всадник на золотом коне», «Вечный зов»). Актеры театра и кино. Деятельность киностудии «Башкортостан» и студии «Тамыр». Киношкола Б.Юсупова. Документальные фильмы о Башкортостане. Фильмы С.Хамидуллина.
Тема 13. Архитектура Башкортостана: от истоков до современности (2 ч.).
Первые каменные постройки культового и мемориального значения (кэшэнэ). Деревянное зодчество на территории Башкортостана. Строительство первых религиозных построек (мечетей, церквей и храмов). Уфимский кремль. Караван-сарай – святыня башкирского народа. План развития города архитектора В.И.Гесте. Стили построек на территории Башкортостана (классицизм, модерн, неоклассика, хай-тек, эклектика). Религиозная архитектура Башкортостана. Деятельность Союза архитекторов республики Башкортостан.
Тема 14. Духовно-нравственные традиции в музыкальном искусстве Башкортостана (2 ч.).
Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Литературные произведения о музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты других народов Башкортостана. Зарождение и становление башкирской профессиональной музыкальной культуры (Г.Альмухаметов). Образ героизма в опере З.Исмагилова «Салават Юлаев». Идеал родного края в творчестве композитора Х.Ахметова. Нравственные уроки балетов для детей (Н.Сабитов «Буратино», «Мурзилка-космонавт»). Патриотизм в симфонической музыке (Р.Муртазин «Симфония № 7»). Музыкальные деятели, выходцы из Башкортостана (В.Спиваков, О.Киреев, Земфира, Ю.Шевчук). Деятельность Союза композиторов Республики Башкортостан.
Тема 15. Духовно-нравственные традиции в хореографическом искусстве Башкортостана (1 ч.).
Народная хореография. Танцы народов Башкортостана. Исторические, бытовые, лирические, шуточные танцы. Деятельность Ф.А. Гаскарова. Государственный академический ансамбль народного танца им. Ф.Гаскарова РБ. Стерлитамакский театр танца.
Тематическое планирование
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
Курс 6 класс | ||
1 | Раздел 1. Виды духовных ценностей народов России | 3 |
Что такое ценность? Материальные и духовные ценности. | ||
Эстетические ценности народов России. | ||
Нравственные ценности народов России, в том числе этикет. | ||
2 | Раздел 2. Нравственные ценности российского народа | 25 |
Народы России – творцы культуры. Уникальность культуры каждого народа России. | ||
Язык – главный признак народа и хранитель духовных и нравственных ценностей. | ||
Истоки культуры славянских народов. | ||
Традиции славянского язычества. | ||
Особенности национального костюма, орнамента и ДПИ славян. | ||
Нравственные поступки героев эпоса славянских народов России. | ||
Истоки культуры тюркских народов. | ||
Мифология тюркских народов. | ||
Особенности национального костюма, орнамента и ДПИ тюрков. | ||
Нравственные поступки героев эпоса тюркских народов России. | ||
Истоки культуры финно-угорских народов на Севере России. | ||
Традиции и верования финно-угорских племен. | ||
Нравственные поступки героев эпоса финно-угорских народов России. | ||
Многообразие народов Кавказа. Происхождение коренных народов Сибири. | ||
Мифология народов Сибири и Дальнего Востока. | ||
Понятие о коренных народах. | ||
Народы-путешественники. | ||
Почему народы переселяются в другие страны и кого мы называем мигрантами. | ||
Народы-путешественники, давно поселившиеся в России | ||
Народы Республики Башкортостан. | ||
Календарные праздники народов Башкортостан. | ||
Воины-защитники из эпоса народов Башкортостана. | ||
Портрет семьи в пословицах народов Башкортостана. | ||
Родина в пословицах народов Башкортостан. | ||
Итоговый урок по разделу «Народы России» | ||
3 | Раздел 3. Города России – центры духовно-нравственной культуры народов России. | 7 |
Древнейшие города России и их роль в культуре страны. | ||
Москва – сердце России | ||
Санкт-Петербург – культурная столица России. | ||
Казань – город с тысячелетней историей. | ||
Екатеринбург – столица Урала. | ||
Красота и величие городов Сибири. | ||
Повторительно-обобщающий урок. | ||
Итого | 35 |
Курс 7 класс | ||
1 | Раздел 1. Истоки духовно-нравственной культуры народов Башкортостана | 7 |
Первые памятники материальной культуры на территории Башкортостана | ||
Древние башкиры, территория их расселения. Характеристика родоплеменного состава башкир. | ||
Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе. | ||
Нравственные идеалы башкирских эпосов. | ||
Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник. | ||
Отражение исторических событий в духовной культуре края. | ||
Предания о героях страны, образы подвижников народных восстаний. Образ Салавата Юлаева. | ||
2 | Раздел 2. Традиционная культура народов Башкортостана | 11 |
Истоки декоративно-прикладного искусства, его связи с бытовым укладом башкир. | ||
Национальные традиции в декоративно-прикладном искусстве башкир. | ||
Яркость и самобытность изделий декоративно-прикладного искусства башкир. | ||
Народное творчество как часть культуры. | ||
Основные жанры фольклора. Собиратели и исследователи башкирского фольклора. | ||
Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. | ||
Образование и просвещение в Башкортостане. | ||
Великие просветители Башкортостана XIX века. | ||
Башкортостан в произведениях художественной литературы. | ||
С.Т.Аксаков, его жизнь и творчество Памятные места в Башкортостане, связанные с его именем. | ||
М.Карим, Х.Давлетшина, Д.Юлтый, З.Валиди и другие писатели и поэты, описывающие Башкортостан. | ||
3 | Раздел 3. Современные культурные традиции Республики Башкортостан в XX – XXI вв. | 17 |
Уфа – культурный центр Республики Башкортостан. | ||
Исторические достопримечательности города Уфа. | ||
Духовно-нравственные традиции в творчестве художников Башкортостана. | ||
Живопись как вид искусства. Формирование профессионального изобразительного искусства в Башкортостане. | ||
Три поколения живописцев Башкортостана: «старшее», «среднее» и «молодое». | ||
М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. | ||
М.Карим как продолжатель традиций башкирских сэсэнов. | ||
Современная проза, поэзия и драматургия Башкортостана. Деятельность Союза писателей Башкортостана. | ||
Театральная жизнь дореволюционной Уфы. Первые любительские театральные представления. | ||
Театральная жизнь Башкортостана. | ||
Первый художественный фильм, снятый на территории Башкортостана. | ||
Башкортостан как место съемок известных фильмов | ||
Первые каменные постройки культового и мемориального значения (кэшэнэ). | ||
Стили построек на территории Башкортостана (классицизм, модерн, неоклассика, хай-тек, эклектика). | ||
Зарождение и становление башкирской профессиональной музыкальной культуры. | ||
Народная хореография. Танцы народов Башкортостана. | ||
Повторительно-обобщающий урок. | ||
Итого | 35 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №9 городского округа город Уфа РБ
Рассмотрено на заседании МО протокол № _________ от «___»____________20___г. . | Согласовано зам. директора по УВР ___________Гориева Д.Р. | Утверждаю директор МБОУ Школа №9 ____________ А.З. Мулюков приказ №______ от_______________ |
Рабочая программа
по мировой художественной культуре для 10-11 класса
Составлена по УМК Л.А. Рапацкой
к учебнику «Мировая художественная культура» Л.А. Рапацкой
Разработана
Баяновой Э.М.
учителем МХК
Уфа – 2016
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» разработана на основе примерной федеральной программы по мировой художественной культуре, рекомендованной Министерством образования и науки программы.
Рабочая программа курса МХК в 10 – 11 классах составлена на основе действующей программы по МХК Л.А. Рапацкой.
В том числе в 10 классе -35 часов, в 11 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание программы учебного предмета в 10 классе
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ (10 часов)
Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность (2 часа)
Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии (2 часа)
Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая (2 часа)
Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья (2 часа)
Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2 часа)
Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (14 часов)
Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры (2 часа)
Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия (2 часа)
Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение: освоение христианской образности (2 часа)
Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2 часа)
Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2 часа)
Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.
Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей (2 часа)
«Переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2 часа)
Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (10 часов)
Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2 часа)
Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2 часа)
Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2 часа)
Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова
Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2 часа)
Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2 часа)
Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портретности. Шедевры храмовой музыки.
Содержание программы учебного предмета в 11 классе
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.
Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Сообщение о творчестве Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара.
Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.
Сообщение о творчестве Э.Мунка, Г.Тракля, А.Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков.
Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчествеЭ.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.
Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К.Брюллова, А.Воронихина,П.Федотова,Д.Захарова,И.Мартоса, П.Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского,М.Мусорского,Бородина, Н.Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.
Сообщение о творчестве В.Перова, И.Крамсакого В. Сурикова, Шишкина,Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.
Сообщение о творчестве М. Врубеля, А.Скрябина, В.Брюсова,А.Блока.К.Бальмонта..
Тема 9. Эстетика эксперемента и ранний русский авангард.
«Русский футуризм». Сообщение о творчестве И.Северянина,А.Маяковского, Ахматовой
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
Сообщение о творчестве В.Серова,Ф.Стравинского. Художественное обьедмнение «Мир искусств».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.
Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Жанр «иптеллектуальный роман».Постмодернизм.
Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот.
«Музыкальный авангард» 20 века.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.
Рождение и первые шаги кинемато¬графа. Великий немой. Ч. С. Чап¬лин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение наци-онального кинематографа.
Тема 14. Художественная культура Америки: обаяние молодости.
Творчество Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека,Э.Хеменгуэля. Американская музыка. Искусство Латинской Америки. Творчество Р.Кента и А.Сикейроса.
Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.
Творчество К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова.
Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.
Творчество А.А.Пластова,П.Д.Корина,И.Грабаря,Н.Крымова.
Тема 17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».
Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского
Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.
Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячилетия. Музыкальное искусство и театр.
Тематическое планирование.
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
Курс 10 класс | ||
1 | Раздел 1. Восточные художественные культуры – верность заветам предков. | 10 |
Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: художественная культура, олицетворяющая вечность. | 2 | |
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии | 2 | |
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая | 2 | |
Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья. | 2 | |
Тема 9. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. | 2 | |
2 | Раздел 2. История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции. | 14 |
Тема 6. Античность – колыбель европейской художественной культуры. | 2 | |
Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия | 2 | |
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья и Возрождения: освоение христианской образности. | 2 | |
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. | 2 | |
Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. | 2 | |
Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. | 2 | |
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. | 2 | |
3 | Раздел 3. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры. | 11 |
Тема 13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. | 2 | |
Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. | 2 | |
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. | 2 | |
Тема 16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров. | 2 | |
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. | 2 | |
Резерв | 1 | |
Итого | 35 часов | |
Курс 11 класс | ||
1 | Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века | 10 |
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека | 2 | |
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма | 2 | |
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты | 2 | |
Тема 4. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха | 1 | |
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков | 3 | |
2 | Раздел 2. Художественная культура России19-20 века | 11 |
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века | 2 | |
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа | 2 | |
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма | 2 | |
Тема 9. Эстетика эксперемента и ранний русский авангард | 2 | |
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм | 3 | |
3 | Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века | 6 |
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла | 1 | |
Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот | 2 | |
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость | 1 | |
Тема 14. Художественная культура Америки: обаяние молодости | 2 | |
4 | Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | 7 |
Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. | 1 | |
Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века | 1 | |
Тема 17. Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» | 2 | |
Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века (2 часа) | 3 | |
Итого | 34 |