"Воспитатель 2018" опыт работы

Николаенко Елена Анатольевна

опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №9 «Берёзка»

Опыт работы

«Включение дополнительного дидактического раздаточного материала

в организованную образовательную деятельность по формированию математических представлений у детей с ОВЗ 5-6 лет»

Учитель-дефектолог: Николаенко Е.А.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. 

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних воздействий.

Педагоги и психологи (У.В. Ульенкова,  В.И.  Лубовский,  Е.М.  Мастюкова  С.Г.  Шевченко, Г.М.  Капустина,  Р.Д. Тригер,  Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович и др.), наблюдая   за  детьми 5-6 лет  с задержкой психического развития,   выявили ряд особенностей  развития таких детей.

Задержка в развитии ребёнка-дошкольника может возникнуть вследствие   ряда условий и причин, среди которых в первую очередь выделяются:

- социальная  ситуация  развития  ребенка  (круг  общения  и  характер взаимоотношений «взрослый  —  ребенок», «ребенок —  ребенок» в семье, обществе в целом и т.п.):

•  дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечивается стимуляция  развития  эмоциональных,  познавательных  процессов,  речи  в  периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности;

•  травмирующее  действие  социальной  микросреды,  вызывающее  состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства  (робость,  безынициативность,  плаксивость,  замкнутость  и  т.п.)  или, наоборот,  защитно-агрессивные  свойства  (жестокость,  упрямство,  негативизм, грубость);

•  отсутствие  адекватных  (квалифицированных)  педагогических  условий, обеспечивающих  реализацию  полноценного  развития  ребенка  и  коррекцию неблагоприятных вариантов его развития;

-  негативное  влияние  на  развитие  ребенка  оказывает  отсутствие  полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка;

-  состояние здоровья (тяжелое  соматическое заболевание в первые годы жизни либо хронические формы заболеваний с частыми обострениями).  

Замедление  темпа  нормального  хода  развития,  недостаточное  формирование способностей к усвоению знаний могут быть обусловлены как действием отдельного неблагоприятного фактора (причины), так и их сочетанием. Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических  условиях  будет  ограничивать  возможности  развития  и  обучения ребенка.  В то же время у здорового от рождения ребенка общая микросоциальная и педагогическая  депривация,  негативное  и  зачастую  психотравмирующее  влияние семьи,  отсутствие  индивидуализации  в  воспитании  и  обучении  могут  обусловить отдельное недоразвитие тех или иных функций.

Таким  образом,  реализация  потенциальных  возможностей  развития  психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих  взрослых  к  развитию  ребенка,  с  другой  —  от  организации  педагогически  целесообразного  воздействия,  учитывающего  особенности  и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное выявление  и  квалификация  тех  или  иных  неблагоприятных  вариантов  развития необходимы  в  целях  профилактики  и  коррекции  трудностей  в  обучении  и воспитании детей.

В  коррекционной  педагогике  в  последние  годы  утвердилось  принципиальное положение о возможностях компенсации отставания в психическом развитии детей при  создании  адекватных  состоянию  ребенка  педагогических  условий.

Дошкольные  группы  для  детей  с  ЗПР  посещают   дети,  испытывающие трудности в усвоении  дошкольной программы. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной  недостаточностью  нервной  системы,  в  том  числе  из  неблагоприятной микросоциальной  среды,  дети  с  незрелостью  эмоционально-волевой  сферы,  а  также  имеющие недостаточное  развитие  познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи, мышления).

Таким образом, педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в образовательную  деятельность и это, будет способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут сложности, которые компенсировать будет сложно.        

Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. Именно в этом возрасте (5-6 лет) у ребёнка должны отложиться первые математические навыки, которые пригодятся ему в будущем.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Математическое развитие является мощным инструментом:

– для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);

– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);        

– для развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний,    логико-грамматических конструкций;

– для подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)

Программа С.Г. Шевченко по формированию  элементарных математических представлений для детей с ЗПР  предусматривает развитие  у  детей  элементарных  представлений  о  признаках  предметов,  количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

На занятиях  дети  учатся различать и  сравнивать  предметы  окружающего  мира,  обобщать  и  классифицировать  их, приобретают  навыки  преобразования  множеств  в  процессе  наблюдений  и совместных  практических  действий,  усваивают  элементарный  математический словарь.  

Важнейшей  задачей  обучения  является  развитие  у  детей  познавательных интересов, мыслительных операций и речи.

Бедность  запаса  сведений  об  окружающем  мире,  недостаточный  опыт  действий  с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что  дети   не  приобретают  многих  самых  элементарных  математических знаний  и  представлений. А  это  в  свою  очередь  вызывает повышенные  затруднения при их дальнейшем обучении в школе.

Большинство  детей  с  ЗПР  механически  запоминают  и  воспроизводят последовательность  числительных,  не  умеют  свободно  ориентироваться  в натуральном  числовом  ряду,  имеют  слабые  вычислительные  навыки,  с  трудом запоминают  цифры  и  знаки  отношений.  У  некоторых  детей   имеются нарушения  пространственной  ориентировки,  а  также  наблюдается  недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением,  черчением.  

На  обучении  математике  не  могут  не  сказаться  такие  особенности    детей,  как  сниженная  познавательная  активность, неравномерность  деятельности,  колебания  внимания  и  работоспособности  также недостаточное  развитие  основных  мыслительных  операций  (анализа,  синтеза, сравнения,  обобщения,  классификации).  

Ограниченность  объема внимания, его недостаточная концентрированность, повышенная отвлекаемость этих детей  приводят  к  тому,  что  они  не  видят  многого  из  того,  что  им  показывает  и объясняет педагог. Слабость анализа и других мыслительных операций препятствует выявлению  основных  существенных  признаков  объектов,  установлению  связей  и зависимостей между явлениями.

Недостатки  всех  видов  памяти,  особенно  произвольной,  выражаются  в  том,  что дети  в  состоянии  запоминать  лишь  небольшие  порции  информации;  для  них требуется  чаще  повторять  материал,  помогая  им  овладеть  приемами  запоминания. Они склонны механически  заучивать  материал без его  понимания  и рационального применения на практике.

Все  эти  особенности  дошкольников,  имеющих  задержку  психического  развития, создают  для  них  повышенные  трудности  в  овладении  математикой.  

Проанализировав методический и дидактический материал по ФЭМП программы С.Г. Шевченко, я увидела необходимость разработки дополнительного дидактического раздаточного материала для занятий, который бы отражал программные задачи, учитывал индивидуальные особенности ребёнка и уровень развития его психических процессов.

Основной   целью  использования данного дидактического материала является возможность  целенаправленного формирования ЭМП во время организованной образовательной деятельности (ООД) с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей ребенка, а также создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Основные задачи дополнительного дидактического материала к занятиям по ФЭМП:

  1. Формирование у детей с задержкой психического развития  ФЭМП, с учётом индивидуальных особенностей и уровня развития ребёнка.
  2. Развитие познавательной активности детей с задержкой психического развития.
  3. Формирование коммуникативной активности,  создание условий для овладения различными формами общения;
  4. Обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.

Для того чтобы занятия дали максимальный результат, я использую  наглядно-действенный характер проведения, провожу дидактические игры и упражнения, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности. Все математические понятия дети усваивают  в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя индивидуальные посильные задания, которые доставляют  им радость, помогают  снять умственное переутомление.

Каждое упражнение или игра, разработанная мной, имеет четкую дидактическую цель и всегда связана с изучаемым материалом и лексической темой недели.  

Дидактический раздаточный материал представляет собой набор карточек с заданиями и упражнениями, счетный материал по лексическим темам, конверты с игровыми заданиями (разрезные картинки с математическим содержанием, карточки для выстраивания сериационных рядов и т.д.), иллюстративный материал для выполнения заданий на закрепление пространственной ориентировки, состава числа и порядковый счёт.

Весь подобранный дидактический материал направлен на решение программных задач по ФЭМП у детей 5-6 лет.

  1. Действия с группами предметов (приложение 1, 1-а):
  • Признаки  предметов:  цвет,  форма,  размер;  соотношение  «одинаковые»  — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
  • Разные  способы  сравнения:  понятия  —  много,  мало,  несколько,  столько  же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара.
  • Способы  уравнивания  групп  предметов:  сопровождение  действий  словами  — прибавил (убавил), стало поровну (больше, меньше).

  1. Размер предметов (приложение 2, 2-а):
  • Размер  предметов:  большой  —  маленький,  одинаковые  по  размеру;  высокий  — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине; толстый —  тонкий,  одинаковые  по  толщине;  
  • способы  сравнения  (приложение,  наложение); сравнение  предметов,  отличающихся  одним  или  несколькими  параметрами;
  • составление групп из предметов с заданными свойствами.
  1. Геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат).
  2. Количество и счет (приложение 3):
  • счет  предметов  до  10  в  различном  направлении  и  пространственном расположении;
  • понимание  того,  что  последнее  числительное  относится  ко  всей группе предметов, а не к последнему из них;
  • независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета;
  • счет предметов на слух, по осязанию, счет движений;
  • счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого;
  • присчитывание  и  отсчитывание  предметов  по  одному  с  называнием  итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»;
  • соотнесение числа и количества;
  • знакомство с цифрами 1—5, цифра 0, соотнесение цифры, числа и количества;
  • состав  чисел  2—5  из  отдельных  единиц  и  из  двух  меньших  чисел  на  основе практических действий с предметами;
  • порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: «Который по счету?».
  1. Пространственные и временные понятия (приложение 4):
  • положение предметов в пространстве: справа — слева, спереди — сзади, сверху — снизу,  внутри  —  снаружи,  далеко  —  близко;  около,  рядом,  посередине,  между,  за, перед; умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги;
  • понятия:  сегодня,  завтра,  вчера,  раньше,  позже;  части  суток,  их последовательность;
  • графические  умения (проведение  на  клетчатой  бумаге  горизонтальных, вертикальных,  наклонных  линий;  обводка  заданного  количества  клеток,  рисование геометрических  фигур  и  несложных  по  форме  предметов;  штриховка  и  раскрашивание их цветными карандашами; обводка по шаблону и трафарету, рисование по клеткам тетради).

Изначально, необходимость включения дополнительного дидактического раздаточного материала была вызвана появлением в группе детей с ЗПР, отягощенной алалией и общим недоразвитием  речи 1 уровня. Эти дети в большинстве случаев не могли отвечать на мои вопросы,  так как речь либо отсутствовала, либо ребёнок использовал звукоподражания, либо грубое нарушение слоговой  структуры слов делало их речь невнятной. Такой ребёнок мог в любой момент замкнуться в себе, стать неуверенным в своих силах. Для предотвращения такой ситуации я предложила таким детям показывать свой ответ.  Так во время ООД по знакомству с образованием числа, порядковым счетом, соседями числа у ребёнка всегда под рукой была карточка с числовым рядом.

Наряду с этим я также заметила необходимость включения дополнительных заданий для детей с более высоким уровнем развития мышления. Выполнение некоторых фронтальных заданий не вызывало у них затруднений, они выполняли работу раньше остальных. Поэтому в ООД для этих детей я стала включать упражнения и задания, объединяющие в себе закрепление  изучаемого материала и развитие  психических процессов, которые недостаточно сформированы (память, внимание, восприятие) (приложение 5).

В зависимости от учебной задачи и образовательной ситуации я включаю этот материал  на любом  этапе ООД.

     Пример 1. Во время ООД по ФЭМП на тему «Знакомство с цифрой 3»  в конце занятия дети получают индивидуальные карточки с заданием, цель которого закрепление знания зрительного образа цифры и развитие внимания.  

Карточку №1 получают дети с низким уровнем развития  зрительного восприятия, которые не узнают знакомые цифры, буквы, предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении,  в  нечетком  графическом  изображении, объекты  перечеркнуты и   закрывают  друг  друга.  

 Карточка №2  для остальных детей.

Словесная инструкция педагога: «Найди и подчеркни все цифры 3»

Пример 2. Во время ООД по ФЭМП в помощь детям, которые плохо запоминают последовательность числительных и затрудняются в освоении приёма присчитывания и отсчитывания по единице, я предлагаю карточку с записанным на ней числовым рядом. С помощью такой зрительной опоры ребёнку легче показывать и называть предыдущее и последующее число, сравнивать соседние числа, присчитывать и отсчитывать по 1.

Разработанный мной дополнительный дидактический раздаточный материал имеет практическое значение, так как может быть включен в подгрупповые и индивидуальные занятия, как специалистами, так и воспитателями.      

После проведения целенаправленной коррекционной работы диагностическое обследование показало, что уровень развития математических представлений повысился с 51% до 82%.

8 из 12 детей группы усвоили состав чисел 2—5.

Практически все дети научились:

•  сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;

•  считать  различные  предметы  в  пределах  5;  умеют  отвечать  на  вопросы: «Сколько?», «Который,  по счету?»;

• отсчитывать заданное количество предметов и  обозначать  количество соответствующим числительным;

•  сравнивать  две  группы  предметов  на  основе  практических  упражнений  и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;

•  практически  иллюстрировать  состав  чисел  2—5  из  отдельных  единиц  и  из двух меньших чисел;

•  ориентироваться на листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);

•  понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.

Действуя с разнообразным дидактическим материалом,  дети научились выделять  свойства предметов (цвет, форму,  размер,  количество),  группировать  их  по  определенным  признакам. Выкладывая  карточки с изображением предметов,  сначала  по моему  наглядному  образцу,  а  затем  по   словесной  инструкции,  дети  научились выделять  существенные  и несущественные  признаки,  сравнивать  и  уравнивать  группы  предметов, располагать  их  в  заданной  последовательности.  При  этом  у детей сформировались  понятия  целого  и  части и  их  взаимоотношений:  больше,  меньше,  одинаково, столько  же  и  др.

Могу с уверенность сказать, что занятия по формированию элементарных математических представлений с включением разработанного мной дидактического материала вызывает  интерес  практически у всех детей. Желание справиться со своим заданием самостоятельно стало для них сильным мотивирующим фактором. Дети легко усваивают  программный материал во время занятий.

Следовательно, включение дополнительного дидактического раздаточного материала, подобранного с учетом индивидуальных особенностей детей, уровнем их развития,  программными задачами и лексической темой недели в работе по  ФЭМП    показало его эффективность, а значит, имело положительное влияние на развитие, воспитание и обучение детей 5-6 лет с ЗПР.

     В дальнейшем я планирую разработать дополнения к программе по ФЭМП с детьми 6-7 лет.