«Система подготовки учеников к ЕГЭ и ГИА по английскому языку»

Бараева Ольга Владимировна

«Система подготовки учеников к ЕГЭ и ГИА по английскому языку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система подготовки учеников к ЕГЭ и ГИА по английскому языку»

.

             Издревне считалось, что любой экзамен - это испытание не только для учеников, но и для их учителей.  Часто экзамены сопряжены со стрессом, поэтому сдавать их никто не любит. Не секрет, что экзамен по английскому языку считается одним из сложных, поэтому очень мало учащихся выбирают его. Как правило это мотивированные дети, которые принимают участие в олимпиадах и конференциях с 7-8 классов.

           Чем же вызвана такая сложность экзамена по английскому языку? Прежде всего тем, что учащиеся должны показать хорошие коммуникативные умения в аудировании, чтении, письме и говорении, а также лексико-грамматические навыки.

           ЕГЭ по иностранным языкам проводится с 2003 года в экспериментальном режиме. Но если ЕГЭ по русскому и математике является массовыми экзаменами и уже накоплен большой опыт по подготовке к ним, то ЕГЭ по иностранным языкам - не массовый. В своем выступлении я хочу поделиться некоторыми наработками при подготовке прежде всего к ОГЭ. В нашей школе уже на протяжении нескольких лет девятиклассника сдают экзамен по английскому языку и довольно успешно.

           На первой неделе сентября я провожу тестирование учащихся 9-11 классов по всем видам речевой деятельности, которые есть в ОГЭ и ЕГЭ, с целью выявить пробелы в знаниях учащихся за курс 5-8 классов и работать с этими пробелами на протяжении всего учебного года.

          Кроме этого, подготовка учащихся к сдаче ГИА по иностранным языкам, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспекты:

  • Ознакомление с форматом заданий;
  • Отработку четкого следования инструкции к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;

• Развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

• Ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму и говорению); объяснения предъявляемых требований;

• Отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

         

            Как показывает практика, раздел «грамматика и лексика» является наиболее проблемным при выполнении тестов в процессе обучения и при итоговом тестировании. При работе над разделом грамматика и лексика я даю задания:

  • На употребление правильных глагольных форм.
  • Задание: на словообразование (Word Formation)
  • Задание: на множественный выбор (Multiple Choice)
  • Обращать внимание на структуру предложений и порядок слов.

          При выполнении раздела «грамматика и лексика» я приучаю учащихся очень внимательно читать инструкции. Прежде чем начать заполнять пропуски, обязательно нужно прочитать весь рассказ, игнорируя все пропуски, чтобы понять его основное содержание. В тексте обязательно будет находиться подсказка. Для тренировки употребления видовременных форм глагола я использую связные тексты, которые помогают понять характер действий и время, к которому эти действия относятся. Я даю учащимся тренировочные задания, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении. Особое внимание

уделяю формам глагола to bе и to have как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях. Добиваюсь от учащихся понимания структуры предложений и соблюдения порядка слов, соответствующего построению предложений в английском языке. Это помогает избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска.

         При выполнении заданий в разделе «письмо» С 1 (личное письмо я обращаю внимание учащихся на внимательное прочтение инструкций и текста - стимула (отрывка из письма друга на английском языке). При ознакомлении с текстом - стимулом важно выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе; определить стиль (официальный или неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания я вырабатываю умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. Я приучаю учащихся к тому, что вступление и заключение не должны быть больше по объему, чем основная часть. Также напоминаю всегда, что для письменной речи характерно деление текста на абзацы. Я знакомлю учащихся с разными видами заданий по письму с тем, чтобы сформировать представление об особенностях каждого вида, а также тренировать учащихся в написании письменных высказываний разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании, который нужно соблюсти обязательно. Если в работе будет меньше слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в О баллов. Не стоит описывать лишние подробности. Важно помнить, что обязательные повторяемые элементы письма - адрес, обращение, благодарность за полученное письмо, заключительные фразы и ваше настоящее имя в конце письма и все это составляет уже около 20 слов. Мы заучиваем все эти фразы и схему расположения частей письма. Я даю задание такие, как расставить части содержания открытки и адреса в правильной последовательности, найти ошибки в организации, пунктуации и правописании в открытке, изменить формальный стиль письма на не формальный. На экзамене я учу действовать следующим образом:

1 . Сначала в черновике написать план первой половины вашего письма.

Обязательно нужно обосновать ответ. В письме всегда есть подсказки. 2. Не забывайте, что от вас не требуется писать про себя правду, фантазируйте! Главное вы должны показать, что вы владеете навыками написания личного письма.

3. Набросайте план второго письма. Можно задать вопросы по теме письма, а также любые стандартные вопросы, о какой - либо поездке вообще.

4. Зрительно восстановите в памяти макет письма. Начните писать, соблюдая правила написания личного письма.

5. Закончив ваше письмо, обязательно проверьте его на наличие

орфографических или грамматических ошибок.

          Написание ЭССЕ

         При выполнении задания С2 экзаменуемым важно решить коммуникативную задачу в полном объеме. Умение привести аргументы “за” и “против” или сформулировать собственное мнение и увидеть другие возможные точки зрения. Эссе должно четко демонстрировать Умение ясно выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений.

Одна из самых больших ошибок, которые совершают при написании эссе, — это наполнение его фактами, которые не относятся к заданной теме. Для того, чтобы отобрать только нужные и важные факты, необходимо сначала четко определить главную тему эссе. Она должна проходить красной линией по всей работе. А все остальные мысли, которые будут в ней, должны дополнять и подтверждать эту тему.

Учащиеся всегда должны задать себе следующие «контрольные» вопросы:

  • Ответил ли я на предложенный вопрос?
  • Ясно ли я выразил свою точку зрения?
  • Было ли все написанное выражено ясным и понятным языком, не было ли ошибок во время написания?
  • Важно сформулировать проблему в начале высказывания, не повторяя формулировку задания, а используя синонимические средства и синтаксический перифраз и разделить текст на абзацы.

          В ЕГЭ по-английскому включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:

1.Понимание основного содержания прочитанного (задание В8).

По-английски это звучит как reading for gist, skim reading или skimming. В отечественной методике также используется термин ознакомительное чтение. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую· структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения я объясняю, что достаточно пониманий 70% текста. Главное - это умение выделить и понять ключевые слова. Очень важно в целях экономии времени не прочитывать все тексты сразу, а сначала прочитать заголовки, и затем каждый текст в отдельности, уловить общий смысл - про что текст - про спорт, компьютеры и т.д. вернуться к спискам заголовков и выбрать те, которые подходят по теме. Очень важно научить учащихся обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такие встречаются. Я также учу догадываться о значении ключевых слов из контекста. Как показывает мой опыт, многие учащиеся не владеют этим способом чтения и сразу же застопориваются при виде первого незнакомого слова. По этому я всегда устанавливаю жесткие временные рамки на чтение текста и не объясняю незнакомые слова на этом этапе чтения. Так же учу их искать синонимы к тем словам, которые содержатся в отобранных заголовках и подчеркивать их. Если же попался какой-то трудный, совсем непонятный текст, то лучше отложить его и, подобрав заголовки к другим текстам действовать методом исключения. Если же вдруг начинает казаться, что ничего нельзя понять и начинается паника, то лучше перейти к следующему заданию. Я объясняю, что при повторном выполнении уже не будет казаться все таким не понятным и все разложится по полочкам. Очень важно уметь владеть собой и не поддаваться панике для успешного прохождения экзамена.

2.Извлечение необходимой информации (задание В9). В отечественной методике также используются термины поисковые (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую - либо полезную читателю информацию). При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждений.

, тот вид суждения подразумевает поиск конкретных ключевых синонимичных слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени.

3.Полное понимание прочитанного (задания А8-А14) . В отечественной методике также используется термин изучающее чтение. Здесь проверяется умение полностью понять содержание прочитанного, умение определять логические связи в предложении и между частями текста, умение делать выводы из прочитанного (что же имеется ввиду), а также умение догадываться о значении слова по контексту. Я учу учащихся сначала начать с вопросов, чтобы заранее определить, на что нужно обратить внимание, затем быстро прочитать весь,текст, не углубляясь в подробности с целью понять лишь общее содержание, ключевые моменты. Вернуться к первому вопросу, прочитать его, подчеркнуть ключевые слова и найти тот фрагмент текста, где должен быть ответ. Этим фрагментом может быть одно слово, выражение, целое предложение или абзац. Затем выбрать правильный ответ, обязательно найдя и отметя то место в тексте, которое подтверждает ответ. Не следует искать точно такие же слова и выражения, которые содержатся в вопросе, в самом тексте. Следует искать синонимичные способы выражения одной и той же мысли. Прежде чем окончательно принять решение какой вариант ответа правильный нужно отбросить все неправильные варианты ответов, которые, как правило, содержат слегка измененную информацию из текста.

             Несомненно, что подготовка к ГИА и ЕГЭ далеко не единственная, но одна из главных задач учебного процесса. Надо стараться совершенствоваться, менять что-то в работе в соответствии с требованиями в обучении иностранному языку, учитывать проблемы, связанные с ГИА и ЕГЭ и вместе со всеми коллегами стараться их решить. Дорогу осилит идущий!