Экологический проект
На данной странице представлен проект по экологии, который был реализован с учащимися 1 класса, т.к. в настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivi_listok.docx | 28.86 КБ |
otchet_ekologicheskogo_proekta.pdf | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АНГАРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
Экологический проект
«Живи листок»
Выполнен учащимися 1 «В» класса
МБОУ СОШ № 9
под руководством учителя начальных классов
Бронниковой Татьяной Владимировной
Ангарск, 2014-2015 уч. г.
Экологический проект "Живи, листок"
Автор: Бронникова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов 1
квалиф. категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Ангарск
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.
Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Именно поэтому с первоклассниками выбрали экологический проект "Живи листок". В качестве объекта исследований детьми выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни.
Проблема:
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи
растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
Цель проекта: выяснить представления детей о деревьях, заинтересовать проблемой, формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга.
Задачи проекта:
Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
- развивать мотивацию на здоровый образ жизни;
- прививать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
- Универсальные учебные действия:
Регулятивные
- Определять цель выполнения работы под руководством воспитателя;
- Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
- Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.
Коммуникативные
- Уметь согласованно работать в группе;
- Взаимодействие и сотрудничество;
- Уметь подчиняться правилам;
- Разрешать конфликты;
- Слушать и понимать речь других.
Познавательные
- Слушать и понимать речь других;
- Отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;
- Уметь классифицировать, наблюдать.
Личностные
- Делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения
- Работа с родителями
- вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: учащиеся 1 «В» класса, родители.
Сроки выполнения проекта: долгосрочный (2014-2015 учебный год)
Перечень форм и методов реализации проекта:
- Классные часы, КВН, презентации
- Досуги, развлечения
- Дидактические, творческие, подвижные игры
- Творческая деятельность: оформление «книжек-малышек» о деревьях, разработка экологических знаков
- Занятия оригами
- Природоохранные акции
- Экскурсии в природу
Ожидаемые результаты:
Для учащихся
- Расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы;
- Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье);
- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
- Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей
- Повышение уровня экологического сознания;
- Активное участие в жизнедеятельности класса.
Для педагога
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
- Личностный и профессиональный рост;
- Самореализация
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (реализация)
3 этап – заключительный (театрализованное представление, презентация проекта)
Одним из способов привлечения детей к окружающей природе являются экскурсии. Проводила с детьми прогулки в парк, учила детей наблюдать за природой, пробуждая интерес к окружающему миру, обращая внимание детей на форму и окраску листьев, знакомила с различными породами деревьев.
Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние («беспокоится», «радуется», «боится», «просит ласки»). Поэтому даю ребятам задания, связанные с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Темы таких заданий: «Распустила береза свои сережки…», «Выглянул из почки первый листочек, он подумал…». Ребятам очень нравятся задания такого характера. Они с удовольствием включаются в игру, используя при этом полученные ранее экологические знания. Использую словесные дидактические игры (игры «Что где растет?», « Узнай по описанию?»). Эти игры проводила во время прогулок для обобщения знаний о деревьях. Беседуя с детьми, спрашивала: «Почему нельзя шуметь в лесу?». Дети отвечают, что жители леса испугаются - убегут звери, улетят птицы,затаятся насекомые. Таким образом, дети сами приходят к выводу, что по лесу надо идти тихо и спокойно, только тогда в лесу можно увидеть много интересного. Так рождаются правила поведения в природе, экологические знаки «Правила поведения в лесу» в виде рисунков, коллажей.
Занимательный материал – загадки, ребусы, пословицы, кроссворды, стихи о природе – помогает детям глубже проникнуть в тайны природы, развить мышление и воображение.
Среди других форм экологического воспитания хочется отметить игру. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Это игры: КВН, экологические викторины, игра-путешествие, игра-соревнование, составление кроссвордов, интерактивные игры.
Ребятам нравятся дидактические игры "Чудо-дерево", "Волшебный круг", "Закончи предложение", "Не ошибись!", "Берёзка", "Кто, что, из чего и чем?", "Кто дружит с деревом?", "Какое время года?", "Пищевые цепочки", "Кто и что делает из дерева?", "Что вырастили люди?", "Природа и человек", "Путешествие в мир природы", "Угадай правило" и другие.
Дети дома, совместно с родителями, изготавливали кормушки для птиц, которые в дальнейшем развесили на территории школы и не забывали класть в них корм.
Огромное значение в формировании у детей экологического воспитания и интереса к природе имеет кружковая работа. Мною был выбран кружок по оригами. Занятия по оригами способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Итогом кропотливой работы стали выставки работ. Ребятами представлены различные поделки животных, насекомых, птиц, деревьев.
Занятия с бумагой увлекают детей, влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности.
Классные часы "Превращение бумажного листка", "Береги природу!", "Что такое Красная книга?", "Защитники природы", "Превращение бумажного листка" и другие способствовали воспитанию бережного отношения к природе, чувства ответственности за неё.
Экологический театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы.
Игра развивает эмоции и дает много нестандартных ситуаций для умственного развития. Участвуя в коллективной работе, ребенок увидит конечный её результат - спектакль, и почувствует важность своего вклада. Так на заключительном этапе проекта было организовано и проведено театрализованное представление «Путешествие колобка».
Основная идея спектакля сохранение и бережное отношение к природным богатствам окружающей среды: бережное отношение к деревьям, птицам, зверям в лесу, водным ресурсам.
Сказочный персонаж – колобок попадает в лес, и что он там видит: срубленные деревья, выжженные поляны, мусор, грязь. От такого положения в лесу страдают животные, птицы, насекомые. Герои сказки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, скоморохи призывают всех к бережному отношению к природе. Ребята видят мусор, сломанные ветки, делают вывод: природа красива, но требует заботы и бережного к ней отношения. Чрезвычайно важно научить детей самих видеть полезные дела. На театрализованное представление были приглашены дошкольники, а также ребята начальной школы.
Проблема экологического образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
План мероприятий по реализации экологического проекта "Живи листок".
1 этап- подготовительный | |||||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Взаимодействие с семьей | Примечание | ||
1.Беседа с детьми о деревьях (выявление уровня знаний детей о деревьях) | Рассматривание иллюстративного материала, чтение литературы по теме проекта. | Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. | На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта. | ||
2 этап - основной | |||||
1.Экскурсии в природу. 4.Игра-путешествие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?", игра-соревнование "Волшебница осень". | Помощь детям в подготовке сообщений "Откуда берется бумага" Изготовление кормушек для птиц |
| |||
3 этап - заключительный | |||||
| · Театрализованное представление "Путешествие колобка" для дошкольников, учащихся начальной школы. | | На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации | ||
|
Бюджет проекта:
Для реализации данного проекта особых финансовых затрат не понадобилось. Для изготовления кормушек в основном использовался бросовый материал: коробки из-под новогодних подарков и прочих товаров. Для театрализованного представления ребята приносили уже имеющиеся (купленные ранее к новогодним праздникам) костюмы необходимых персонажей. Для изготовления книжек-малышек, экологических знаков понадобились картон, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши. Данные материалы так же были в наличии у каждого ребенка, купленные для уроков технологии и изобразительного искусства.
План дальнейшего развития проекта:
1. | Посещение контактного зоопарка в Доме творчества детей и молодежи |
2. | Акции: Птичья столовая. Байкалу чистые берега. Чистый двор - чистая планета. |
3. | Конкурс рисунков «Природа глазами ребенка» |
4. | Школьные праздники: День Земли, День Воды, День Леса, День Байкала, День птиц, Посвящение в экологи. |
5. | Экологические декады |
6. | Исследовательская деятельность по направлениям: экология, биология, краеведение. |