Главные вкладки
УМК "Школа России"
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики
Башкортостан
МАОУ СОШ №1 г.Туймазы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курс
духовно-нравственного направления для 1-4классов
«Краеведение»
для начального общего образования
Срок реализации:4 года
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». второго) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры родного края.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий для учащихся начальной школы. Отводится 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 - 4 класс - 34 часов в год.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, беседы, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Планируемые результаты освоения курса обучения
Личностными результатами изучения курса «Краеведения» является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса «Краеведения» кружка является формирование следующих умений:
- Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание курса
Введение
Краеведение - наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Моя семья
Я и моё имя. Мои родные. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Обязанности в семье. Игры бабушек и дедушек. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа
Здравствуй, школа! «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Наши обязанности. Адрес школы. Дорога в школу Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.
Мой край на карте Родины
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Республика Башкортостан – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Башкортостан. Работа с географической картой Республики Башкортостан. Моя малая Родина –на карте Башкортостана.
Природа нашего края
Климат. Сезонные изменения погоды в Башкортостане. Растительный мир Башкортостана. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Башкортостана. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Башкортостана. Заповедник «Шульган-Таш». Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Республики Башкортостан. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек РБ.. Полезные ископаемые Республики Башкортостан. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Башкортостана». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – мой Башкортостан». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.
Город, в котором я живу
Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей возникновения города Туймазы. Работа с документами об истории родного города. Исторические места столицы Башкортостан. Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного города в годы Великой Отечественной войны. Люди, прославившие город. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города.
Мой край родной – мой Башкортостан
Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Столица Уфа. Башкортостан – сокровищница культурно – исторических памятников. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Современный Башкортостан. Географические названия населенных пунктов нашей местности.
Культура и быт родного края
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Башкортостан. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Башкортостане (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы Башкортостана.
Музей- хранилище истории
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Республики Башкортостан. Национальный музей Республики Башкортостан.. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова. Туймазинский краеведческий музей.
Итоговые занятия
Что узнали о Республике и родном городе? Проведение народного праздника «Сабантуй».
Календарно - тематическое планирование
1-й класс (33 часа)
№ | Раздел и тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Введение | 1 | |||
1 | Краеведение- наука о родном крае. | 1 | ||
2 | Экскурсия «Природа – наш второй дом» | 1 | ||
Моя семья | ||||
3 | Я и моё имя. | 1 | ||
4 | Мои родные | 1 | ||
5 | Моя родословная | 1 | ||
6 | Наша дружная семья | 1 | ||
7 | Традиции моей семьи | 1 | ||
8 | Игры бабушек, дедушек | 1 | ||
9 | Мои обязанности в семье | 1 | ||
Наша школа | ||||
10 | Здравствуй, школа! | 1 | ||
11 | Адрес школы. Дорога в школу | 1 | ||
12 | Мой сосед по парте | 1 | ||
13 | Наши обязанности | 1 | ||
14 | Традиции школы | 1 | ||
Мой край на карте Родины | ||||
15 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 | ||
16 | Республика Башкортостан – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Башкортостан. Работа с географической картой Республики Башкортостан. | 1 | ||
17 | Моя малая Родина.. Город Туймазы на карте Башкортостана. | 1 | ||
18 | Уфа- столица Башкортостана | 1 | ||
Природа нашего края | ||||
19-20 | Климат. Сезонные изменения погоды в Башкортостане. | 2 | ||
21-22 | Растительный мир Башкортостана. Лиственные и хвойные деревья региона. | 2 | ||
23-24 | Лекарственные растения нашего края. | 2 | ||
25-26 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 2 | ||
27-28 | Животный мир Башкортостана. | 2 | ||
29-30 | Птицы родного края. | 2 | ||
31-32 | Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Башкортостана. | 2 | ||
33 | Красная книга Республики Башкортотан. | 1 |
Календарно - тематическое планирование
2-й класс (34 часа)
№ | Раздел и тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Введение | ||||
1 | Краеведение- наука о родном крае. | 1 | ||
2 | Экскурсия «Природа – наш второй дом» | 1 | ||
Моя семья | ||||
3 | Корни моей семьи. | 1 | ||
4 | Моя родословная. | 1 | ||
5 | Наша дружная семья. | 1 | ||
6 | Традиции моей семьи. | 1 | ||
7 | Профессии в моей семье. | 1 | ||
8 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 1 | ||
Наша школа | ||||
9 | «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. | 1 | ||
10 | Знакомство с историей возникновения школы. | 1 | ||
11 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | 1 | ||
12 | Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. | 1 | ||
13 | Гордость школы. Традиции школы. | 1 | ||
Мой край на карте Родины | ||||
14 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 | ||
15 | Республика Башкортостан – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Башкортостан. Работа с географической картой Республики Башкортостан. | 1 | ||
16 | Моя малая Родина..Город Туймазы на карте Башкортостана. | 1 | ||
Природа нашего края | ||||
17 | Климат. Сезонные изменения погоды в Башкортостане. | 1 | ||
18 | Растительный мир Башкортостан. Лиственные и хвойные деревья региона. | 1 | ||
19 | Лекарственные растения нашего края. | 1 | ||
20 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 1 | ||
21 | Животный мир Башкортостан. | 1 | ||
22 | Птицы родного края. | 1 | ||
23 | Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Башкортостана (виртуальная экскурсия) | 1 | ||
24 | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Республики Башкортостан. | 1 | ||
25 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | ||
26 | Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек РБ и Туймазинского района. | 1 | ||
27 | Полезные ископаемые Республики Башкортостан. | 1 | ||
28 | Что дает наш край стране? | 1 | ||
29 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||
30 | Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? | 1 | ||
31 | Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – мой Башкортостан» | 1 | ||
32 | Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края» | 1 | ||
33 | Экскурсия на водоем родного города. | 1 | ||
34 | Проведение народного праздника «Сабантуй». | 1 |
Календарно - тематическое планирование
3-й класс (34 часа)
№ | Раздел и тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Моя семья | ||||
1 | Моя семья | 1 | ||
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | 1 | ||
3 | Герб моей семьи | 1 | ||
4 | Моя родословная | 1 | ||
5 | У семейного очага | 1 | ||
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | 1 | ||
7 | Подвижные семейные игры | 1 | ||
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | 1 | ||
Село, в котором я живу | ||||
9 | Исторические места села | 1 | ||
10 | Посещение школьного музея | 1 | ||
11 | Великая Отечественная война в истории моего села | 1 | ||
12 | Знаменитые земляки | 1 | ||
13 | Встреча с известными земляками | 1 | ||
14 | Знай, люби и гордись своим селом | 1 | ||
Мой край родной – мой Башкортостан | ||||
15-16 | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. | 2 | ||
17-18 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 2 | ||
19-20 | Столица Уфа | 2 | ||
21-22 | Башкортостан – сокровищница культурно – исторических памятников. | 2 | ||
23-24 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | ||
25-26 | Современный Башкортостан | 2 | ||
27-28 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | 2 | ||
Культура и быт родного края | ||||
29 | Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». | 1 | ||
30 | Культура и быт родного края | 1 | ||
31 | Народы родного края | 1 | ||
32 | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Башкортостан | 1 | ||
33 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | 1 | ||
34 | Устное народное творчество народов, проживающих в Башкортостане (сказки, пословицы, поговорки) | 1 |
Календарно - тематическое планирование
4-й класс (34 часа)
№ | Раздел и тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Село, в котором я живу | ||||
1 | Город, в котором я живу. | 1 | ||
2 | Экскурсия в краеведческий музей . Знакомство с историей возникновения моего города. | 1 | ||
3 | Исторические места моего города . | 1 | ||
4 | Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». | 1 | ||
5 | Беседа со старожилами об истории родного города | 1 | ||
6 | Мой город в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
7 | Люди, прославившие родной город. | 1 | ||
8 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края. | 1 | ||
Мой край родной – мой Башкортостан | ||||
9 | Сквозь столетия. Исторические корни нашего края. | 1 | ||
10 | Легенды и предания. | 1 | ||
11 | Уфа-столица Башкортостана | 1 | ||
12 | Башкортостан – сокровищница культурно – исторических памятников. | 1 | ||
16 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
17 | Современный Башкортостан | 1 | ||
18 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | 1 | ||
Культура и быт родного края | ||||
19 | Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». | 1 | ||
20 | Культура и быт родного края | 1 | ||
21 | Народы родного края | 1 | ||
22 | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Башкортостан. | 1 | ||
23 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | 1 | ||
24 | Устное народное творчество народов, проживающих в Башкортостане (сказки, пословицы, поговорки) | 1 | ||
25 | Устное народное творчество народов, проживающих в Башкортостане (сказки, пословицы, поговорки) | 1 | ||
26 | Народные промыслы Башкортостан. | 1 | ||
Музей- хранилище истории. | ||||
27 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 1 | ||
28-29 | Музеи Республики Башкортостан | 2 | ||
30 | Национальный музей Республики Башкортостана (виртуальная экскурсия) | 1 | ||
31 | Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова | 1 | ||
32 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||
Итоговые занятия | ||||
33 | . Что узнали о родном крае и селе? | 1 | ||
34 | Проведение народного праздника «Сабантуй». | 1 |
Литература:
- Е.Кучеров «Природа Башкортостана», Уфа. Китап, 2004г.
- Атлас Башкортостана «Люби и знай свой край», Уфа. Китап, 2000г.
- Н.Т.Зарипов «Башкирское народное творчество» Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа Китап, 1997 г.
- С.Н.Шитова «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап, 1995 г.
- Башкортостан Краткая энциклопедия, научное издательство «Башкирская энциклопедия», Уфа, 1996 г.
- Библиотека школьника «Благословенный край», Уфа Кипат, 2009 г.
- Красная книга Республики Башкортостан (объединенный том) / Под ред. А.А.Фаухутдинова. - Уфа: Полипак, 2007. - 528 с.
- Красная книга Башкирской АССР. Редкие растения и животные. Проблемы их охраны. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. — 200 с.
- Красная книга Республики Башкортостан. Т. 3. Животные / Под ред. М. Г. Баянова. — Уфа: Башкортостан, 2004. — 180 с; ил.