методическая разработка урока литературы 10 кл
урок по лирике Н.А.Некрасова, который может помочь отличать стихи Некрасова от стихов других поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10_kl._po_lirike_n.nekrasova_11.02.2016.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Особенности лирики Некрасова».
ЦЕЛИ:
Обучающая:
- Формирование умения анализа стихотворения, понимания его идейного содержания.
- Способствовать отработке навыков сопоставления текста с биографией поэта.
Развивающая:
- Уметь сосредотачиваться на собственных ощущениях и чувствовать настроение поэта, его эмоциональный настрой в данном стихотворении.
Воспитательная:
- Вызвать интерес к аналитическому чтению, желание продолжить знакомство с творчеством поэта.
ЗАДАЧА: уметь определить стиль Некрасова, «видеть» его стихи среди стихотворений других поэтов.
ТИП УРОКА: практическое занятие
МЕТОДИКА: развивающее обучение.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.А.Некрасова, раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
1. Преподаватель: Сегодня мы попробуем на практике увидеть, что стихи Н.А.Некрасова отличаются специфическим подбором слов для выражения собственных чувств,особым видением окружающего мира . В конце урока мы попробуем узнать стихи Некрасова в ряду стихов других поэтов. (0.30)
Перед вами два стихотворения. Одно из них написано Н. Некрасовым, другое - А.Фетом. Поэты родились в одно и то же время, начинали писать - тоже. Попробуйте определить: кому из поэтов какое стихотворение принадлежит. (0.30)
- Стихи в раздаточном материале. (читает преподаватель). (1.)
2. ЗАДАНИЕ: Разделите полстраницы пополам: в правую колонку выпишите слова, которые отражали бы ваши ощущения от прочитанного; с правой колонкой проделайте то же самое. (работу можно провести одновременно записывая слова на доске и в тетрадях, что значительно сэкономит время) (7.)
«Я сегодня так грустно настроен» (Н.) | «Ещё вена, - как будто неземной…» (Ф.) |
3.Теперь выпишем в обе колонки слова и словосочетания (как можно более коротко), отражающие ощущения лирического героя, а в правую – дополнительно слова, создающие образ окружающего мира. (7.)
«Я сегодня так грустно…» | «Ещё весна, - как будто неземной…» | |
Лирический герой | Образ окружающего мира | |
Грустно, устал от дум; истерзанный пыткою ум; недуг, сердце гнетущий; горько веселит; смерть грозящая; недуг, сокрушающий силы, близость могилы. | Иду молча, несбыточноегрезится, грудь вздыхает радостней, кого-то хочется обнять, душа взалкает обновиться. | Весна, неземной дух,ночной сад, аллеи, небесный свод синеет, душистый холод, соловьи поют.незе |
- Анализ выписанных слов делаем вместе с классом. (3.)
ВОПРОС: Обратите внимание, что последние строфы в обоих стихотворениях, в сущности об одном и том же: о желании жизни и о близости и неизбежности смерти .??Напишите в 3-4 предложениях ответ на вопрос: чем же отличаются эти строфы?
(на письменный ответ даётся 3 мин.)
Предполагаемый вывод: Лирический герой Некрасова очень пессимистично смотрит на жизнь, ждёт смерти, которая прекратит его земные страдания. Такое мировоззрение сформировалось в тяготах реальной жизни.
А.Фет, несмотря на тяжёлые жизненные обстоятельства, способен на светлые чувства, он как будто хочет сказать, что все мечты сбудутся в неземной жизни, а эта жизнь лишь начало пути.
(выслушать 2-4 ответа) (3.)
4. Теперь проведём ту же самую работу с двумя другими стихотворениями ( сначала определим, какое стихотворение кому принадлежит)
Теперь обратим внимание на видение окружающего мира обоими поэтами.
- Работа проводится устно. Стихи читают вслух ребята. (3.)
- ( Преподаватель записывает слова на доске под диктовку ребят) ( 7.)
«Под жестокой рукой человека..» (Н.) | «Люди спят; мой друг, пойдём в тенистый сад…» (Ф.) |
Жестокая рука, лошадь-калека, непосильная ноша, погонщик… бил её, бил её, бил; плачущие кроткие глаза; праздные прохожие; безответная жертва; | Тенистый сад, звёзды, соловей, песнь, сердце и рука, радости земли, счастье, к плечу невольно клонится плечо. |
ВОПРОС : Выскажетесь в 3-4 предложениях о том, каким видят окружающий мир оба поэта? Отразились ли факты биографии (какие) в стихах поэтов?
(на устный ответ даётся 3 мин.)
5.А теперь попробуем на слух определить стихи Некрасова. (запишите номера стихотворений) (7.) (см. приложение)
ИТОГ: Таким образом, зная биографию поэта и видя своеобразие поэтики Некрасова, вполне возможно на слух определить его стихи. (Выставляем оценки за ответы)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выучить одно стихотворение Некрасова и одно А.Фета наизусть (по выбору)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Н. А.Некрасов«Стихотворения», - М., «Детская литература», 1982г.
- А.А.Фет « Лирика» ,- Чебоксары, «Чувашское книжное издательство», 1982г.
- Л.Д.Фураева А.Н.Нелькин «Литература» учебное пособие для 10 классов средних учебных заведений – СП(б) СМИО «Пресс» 1998г.
Приложение.
- Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю — здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь природа сама заодно.
Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;
Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо… Хоть плачь!
Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам — железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.
Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Провезли — там уж ждут палачи.
Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут за город: будет дуэль.
Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.
Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит…
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.
Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел — кто-то покончил с собой.
- «Как нежишь ты, серебряная ночь…»
Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!
О! окрыли и дай мне превозмочь
Весь этот тлен, бездушный и унылый.
Какая ночь! алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре.
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля и теплится, как море.
Мой дух, о ночь! как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной,
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.
- «Из дебрей туманы несмело…»
Из дебрей туманы несмело
Родное закрыли село;
Но солнышком вешним согрело
И ветром их вдаль разнесло.
Знать, долго скитаться наскуча
Над ширью земель и морей,
На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней.
- О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
- Разбиты все привязанности, разум
Давно вступил в суровые права,
Гляжу на жизнь неверующим глазом...
Всё кончено! Седеет голова.
Вопрос решен: трудись, пока годишься,
И смерти жди! Она недалека...
Зачем же ты, о сердце! не миришься
С своей судьбой?.. О чем твоя тоска?..
Непрочно всё, что нами здесь любимо,
Что день - сдаем могиле мертвеца,
Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца?..
6. «Пророк»
Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»
Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь ему нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…
Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.
7. Встает мой день, как труженик убогой…
Встает мой день, как труженик убогой,
И светит мне без силы и огня,
И я бреду с заботой и тревогой.
Мы думой врозь, — тебе не до меня.
Но вот луна прокралася из саду,
И гасит ночь в руке дрожащей дня
Своим дыханьем яркую лампаду.
Таинственным окружена огнем,
Сама идешь ты мне принесть отраду.
Забыто всё, что угнетало днем,
И, полные слезами умиленья,
Мы об руку, блаженные, идем,
И тени нет тяжелого сомненья.
8. «Горящие письма»
Они горят!.. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала…
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?
Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала…
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!
Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени!..
Безумный шаг!.. быть может, роковой…