Радюшина Лариса Алексеевна

Эссе «Я – учитель»

                                                                                                                                                                                           Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…

                                                                                                                                                                             Конфуций

         Моё детство прошло в деревне Ракула Холмогорского района. Воспитывалась я в самой лучшей семье. Мы с сестрой росли в любви, понимании, доброжелательности и доверии. Родители до сих пор всегда готовы помочь, но научили нас самостоятельно принимать решения. Мой папа окончил всего восемь классов, но это не помешало ему получить водительское удостоверение и стать шофёром. Папа всегда говорит, что слишком поздно понял, как необходимо было учиться дальше. Мама мечтала стать продавцом, но, по стечению обстоятельств, была вынуждена получить специальность электромонтёра и работать на радиоузле. Наверное, поэтому родители позволили нам с сестрой самостоятельно выбрать любимые профессии и всегда поддерживали нас.

Почему я стала учителем? Отвечая самой себе на данный вопрос, я вспоминаю свою учёбу в маленькой сельской школе. Каждый человек, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, чей опыт и умения влияют на наше восприятие жизни. В маленьких деревнях и сёлах к учителям всегда относятся с уважением. Мы, деревенские дети, большую часть времени проводили в школе с учителями. После уроков у нас были соревнования, мы занимались в кружках, помогали пожилым жителям деревни, выращивали овощи для школьной столовой, ездили на туристические слёты. А наши учителя всегда были рядом, мы все были влюблены в них. Я до сих пор с теплом вспоминаю своих учителей. Так, что ответ на вопрос: «Почему я стала учителем?» прост - меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей.

Учёба мне давалась легко, поэтому поступить в педагогический колледж после окончания девятого класса не составило труда. Среди всех абитуриентов меня заметили и попросили передать огромное спасибо моему любимому учителю по русскому языку. Словами не описать ту гордость за своего учителя, которую я испытала в тот момент.

В колледже мне опять повезло с преподавателями. Они относились к каждому из нас, как к собственному ребёнку, учили нас добру, пониманию, сопереживанию. Получив в колледже прочный запас знаний, умений и навыков, я уверенно чувствовала себя в институте. И опять меня окружали доброжелательные преподаватели. Обучение давалось легко.

Все складывалось хорошо, но после окончания института я не пошла работать в школу. Решила, что не смогу также самоотверженно отдавать всю себя детям, как это делали мои учителя.

Вскоре у меня появились свои дети. Мой старший сын – ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы помочь ему в плане социализации, мне пришлось вспомнить всё, чему меня учили мои прекрасные педагоги. Именно в тот момент, когда усилия, направленные на моего ребёнка, стали приносить результат, я поняла, что моё призвание в том, чтобы помогать детям познавать окружающий мир.

До сих пор вспоминаю тот день, когда пришла в школу № 33, и честно призналась, что не имею опыта работы. Татьяна Валентиновна, наш мудрый директор школы, сказала тогда, что видит во мне огромное желание работать с детьми, а опыт –дело наживное. Я была счастлива, меня приняли на работу и доверили первоклассников.

Быть первым учителем — очень ответственно, я это прекрасно понимала. Образ первого учителя остаётся в сердцах каждого и сопровождает его всю жизнь. Дети, приходя в школу, хотят обрести нового друга, заботливого и неравнодушного, как мама, который всегда готов помочь в трудную минуту и поддержать в нужное время. Я твёрдо убеждена, что от первого учителя зависит не только отношение ребёнка к школе, но и вся его дальнейшая жизнь. Мне было страшно встретиться с детьми и их родителями. Но мне очень повезло: родители приняли меня, доверили самое дорогое, что у них есть - своих детей. Перед встречей с детьми, в голове звучала одна фраза, которая до сих пор является одним из правил моей жизни – «Не навреди!» Первая встреча: сияющие добротой, надеждой глаза детей, они уже доверяли мне. И понеслось…..

Мы стали одной большой семьёй. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» (А.Дистервег). Недавно дети сказали мне: «Вы для нас уже четвёртый год – учитель года!» Эти слова дорогого стоят. Значит, я смогла для этих детей стать тем самым Первым Учителем, которым мне так хотелось быть.

Моё педагогическое кредо – это десять правил, которые я определила для себя и в которые верю.

Первое, это то что каждый ребёнок уникален. «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!» (Сократ). Одному учёба даётся легко, а другой очень старается, но у него плохо получается. Один хочет узнавать новое по всем отраслям знаний, а другого интересует только астрономия. Один успешен в математике, а другой прекрасно рисует. Задача учителя – заметить сильную сторону ребёнка, сделать всё, чтобы помочь этой способности развиться. И самое главное, направить ребёнка по пути, на котором он будет счастливым и успешным. Чтобы это сделать, надо стать для ребёнка авторитетом, другом, соратником, а, самое главное, просто любить ребёнка и то, что ты делаешь, ни смотря ни на что. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...» (В. Ключевский)

«Уча других, мы учимся сами» (Л.Сенека). Второе, в чём я твёрдо убеждена, что не только мы учим детей, но и дети учат нас. Однажды я проходила обучение на получение водительского удостоверения. Было тяжело, не получалось, но я продолжала, потому что каждый день мои ученики спрашивали меня о моих результатах, я просто не могла их разочаровать. Когда я не сдала экзамен по вождению и сказала об этом своему ребёнку, он ответил: «Мама, не сдавайся!» Это фраза стала для меня правилом на всю жизнь. Именно она помогла мне успешно сдать повторный экзамен и помогает до сих пор.

Третье моё правило, «пока человек жив, ничего не пропало. Из любой ситуации всегда есть выход, причем не один, а несколько — и кто ты такой, чтобы оказаться первым человеческим существом во Вселенной, попавшим в действительно безвыходную ситуацию?!» (Макс Фрай). Согласна этой фразой и поэтому учу детей видеть разные выходы из сложившейся проблемы и выбирать наиболее подходящий для них.

Четвёртое, «под лежачий камень вода не течёт». Мы сами творцы своих судеб. Всё, что происходит в жизни, мы можем изменить, приложив усилия или просто плыть по течению. Каждый человек выбирает свой путь сам, а учитель не имеет права бездействовать.

Пятое, «только счастливый человек может воспитать счастливого человека. Разорвитесь на части, но станьте счастливыми, иначе вы не сможете воспитать детей» (А.Макаренко). Более того, я уверена, что только счастливый человек может быть хорошим учителем, тем, кто оставит свои проблемы за порогом школы.

Шестое, «будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...» (В. Одоевский). Пока в учителе живёт ребёнок, он будет интересен детям, будет им другом и наставником.

Седьмое, «призвание учителя, есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...» (Л. Толстой). Я живу в твёрдой уверенности, что я нужна: нужна детям, нужна их родителям, нужна семье. И понимание того, что во мне нуждаются делает меня счастливым человеком.

Восьмое, «вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...» (Д. Менделеев). Я горжусь каждым своим учеником! Я верю, что они станут счастливыми, успешными людьми.

Девятое, «учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» 
(Ш. Амонашвили). Я привыкла находить в людях хорошие качества, наверное, поэтому на моём пути встречаются и окружают меня только добрые, самоотверженные люди, готовые прийти на помощь. В окружении таких людей ты становишься таким же.

Десятое, «учиться никогда не поздно. Осуждают то, чего не понимают (Квинтилиан). Учитель – наставник, воспитатель, родитель, артист, врач, строитель, экспериментатор, классный руководитель. В свете современных требований, учителю необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, идти в ногу со временем.

То, что я делаю сейчас, проявится через годы и даст свои плоды. Моё будущее в моих учениках. «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце» (В.Сухомлинский). Я с гордостью ношу звание учитель и своё «сердце отдаю детям».

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов