Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgos_5_merzlyak.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени Подольских курсантов»
г. Подольск
Рабочая программа по математике
для 5 класса
(базовый уровень)
Составитель: Сидоренкова Е.А..
учитель математики
первой категории
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностным результатом изучения предмета является
- независимость и критичность мышления;
формирование следующих умений и качеств:
- воля и настойчивость в достижении цели,
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать и интерпретировать конечный результат выбирать средства достижения цели из предложенных, а также выбирать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметная область «Арифметика»
Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби; округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие; решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
Переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с простейшими математическими моделями; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; изображать числа точками на координатном луче; определять координаты точки на координатном луче; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»
Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела; в простейших случаях строить развертки пространственных тел; вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Планируемые результаты обучения.
Раздел «Арифметика».
Натуральные числа. Дроби.
Ученик научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием степени числа; вычислять значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем;
- применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
- оперировать понятием обыкновенной дроби, выполнять вычисления с обыкновенными дробями;
- оперировать понятием десятичные дроби, выполнять вычисления с десятичными дробями;
- понимать и использовать различные способы представления дробных чисел; переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая подходящую для конкретного случая форму;
- оперировать понятиями отношения и процента;
- решать текстовые задачи арифметическим способом;
- применять вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора нужных данных или поиска недостающих.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить несложные доказательные рассуждения;
- исследовать числовые закономерности и устанавливать свойства чисел на основе наблюдения, проведения числового эксперимента;
- применять разнообразные приемы рационализации вычислений.
Рациональные числа
Ученик научится:
- распознавать различные виды чисел: натуральное, положительное, отрицательное, дробное, целое, рациональное; правильно употреблять и использовать термины и символы, связанные с
рациональными числами;
- отмечать на координатной прямой точки, соответствующие заданным числам; определять координату отмеченной точки;
- сравнивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с положительными и отрицательными числами.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применяя при необходимости калькулятора;
- использовать приемы, рационализирующие вычисления;
- контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
- округлять натуральные числа и десятичные дроби;
- работать с единицами измерения величин;
- интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать в ходе решения задач представления, связанные с приближенными значениями величин.
Раздел «Алгебра».
Алгебраические выражения. Уравнения. Координатная плоскость.
Ученик научится:
- использовать буквы для записи общих утверждений (например, свойств арифметических действий, свойств нуля при умножении), правил, формул;
- оперировать понятием «буквенные выражения»;
- осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости: строить точки по заданным координатам, находить координаты отмеченных точек.
Ученик получит возможность:
- приобрести начальный опыт работы с формулами: вычислять по формулам, в том числе используемым в реальной практике; составлять формулы по условиям, заданным задачей или чертежом;
- переводить условия текстовых задач на алгебраический язык, составлять уравнение, буквенное выражение по условию задачи;
- познакомиться с идеей координат, с примерами использования координат в реальной жизни.
Раздел «Вероятность и статистика».
Описательная статистика.
Ученик научится:
- работать с информацией, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы.
Ученик получит возможность:
- понять, что одну и ту же информацию можно представить в разной форме ( в виде таблицы или диаграммы), и выбрать более наглядное для ее интерпретации представление.
Раздел «Геометрия»
Наглядная геометрия
Ученик научится:
- распознать на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;
- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пространственные геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию, описывать свойства фигур; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса;
- измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов, строить
отрезки заданной длины и углы заданной величины;
- изображать геометрические фигуры и конфигурации с помощью чертежных инструментов и от руки на нелинованной и клетчатой бумаге;
- делать простейшие умозаключения, опираясь на знания свойств геометрических фигур, на основе классификаций углов, треугольников, четырехугольников;
- вычислять периметры многоугольников, площади прямоугольников, объемы параллелепипедов;
- распознавать на чертежах, рисунках, находить в окружающем мире и изображать симметричные фигуры ;две фигуры, симметричные относительно прямой; две фигуры, симметричные относительно точки; применять полученные знания в реальных ситуациях.
Ученик получит возможность научиться:
- исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование, в том числе компьютерное моделирование и эксперимент;
- конструировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.;
- конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютер;
- определять вид простейших сечений пространственных фигур, получаемых путем предметного или компьютерного моделирования.
Основное содержание программы.( 204 часа)
Натуральные числа (23ч). Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание натуральных чисел (38ч). Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.Треугольники. Прямоугольник .Ось симметрии фигуры.
Умножение и деление натуральных чисел (45ч). Умножение, свойства умножения. Деление.Деление с остатком. Степень числа. Площадь. Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Обыкновенные дроби (20ч). Обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа.
Десятичные дроби (55ч). Десятичная запись дробных чисел. Сравнение. Округление чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Среднее арифметическое. Проценты .
Повторение (23ч).
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Тема 1. Натуральные числа и шкалы (23ч) | |||||
1/1 | Ряд натуральных чисел | ||||
2/2 | Ряд натуральных чисел | ||||
3/3 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. | ||||
4/4 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. | ||||
5/5 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. | ||||
6/6 | Отрезок. Длина отрезка. | ||||
7/7 | Отрезок. Длина отрезка. | ||||
8/8 | Отрезок. Длина отрезка.Ломаная | ||||
9/9 | Отрезок. Длина отрезка.Ломаная | ||||
10/10 | Решение задач | ||||
11/11 | Плоскость. Прямая. Луч | ||||
12/12 | Плоскость. Прямая. Луч | ||||
13/13 | Плоскость. Прямая. Луч | ||||
14/14 | Шкала. Координатный луч | ||||
15/15 | Шкала. Координатный луч | ||||
16/16 | Шкала. Координатный луч | ||||
17/17 | Сравнение натуральных чисел. | ||||
18/18 | Сравнение натуральных чисел. | ||||
19/19 | Сравнение натуральных чисел. | ||||
20/20 | Решение задач | ||||
21/21 | Решение задач | ||||
22/22 | Решение задач | ||||
23/23 | Контрольная работа №1. | ||||
Тема 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (38ч.) | |||||
24/1 | Сложение натуральных чисел. | ||||
25/2 | Свойства сложения | ||||
26/3 | Сложение натуральных чисел и их свойства | ||||
27/4 | Сложение натуральных чисел и их свойства | ||||
28/5 | Сложение натуральных чисел и их свойства | ||||
29/6 | Вычитание натуральных чисел | ||||
30/7 | Свойства вычитания | ||||
31/8 | Примеры на вычитание натуральных чисел. | ||||
32/9 | Правила вычитания числа из суммы. | ||||
33/10 | Вычитание чисел | ||||
34/11 | Решение задач | ||||
35/12 | Числовые и буквенные выражения. Формулы. | ||||
36/13 | Формулы периметра прямоугольника и квадрата | ||||
37/14 | Решение задач | ||||
38/15 | Контрольная работа № 2 | ||||
39/16 | Уравнение | ||||
40/17 | Понятие корней уравнения | ||||
41/18 | Нахождение корней уравнения | ||||
42/19 | Решение уравнений | ||||
43/20 | Угол. Обозначение углов. | ||||
44/21 | Угол. Его элементы | ||||
45/22 | Виды углов. | ||||
46/23 | Измерение углов. | ||||
47/24 | Прямой и развернутый угол. | ||||
48/25 | Понятие биссектрисы угла. Примеры. | ||||
49/26 | Решение задач по теме «Углы» | ||||
50/27 | Понятие многоугольника. | ||||
51/28 | Равные фигуры. | ||||
52/29 | Построение равных фигур | ||||
53/30 | Понятие треугольника. | ||||
54/31 | Треугольник и его виды. | ||||
55/32 | Построение треугольников | ||||
56/33 | Решение задач по теме «Треугольники» | ||||
57/34 | Понятие прямоугольника | ||||
58/35 | Прямоугольник и его элементы | ||||
59/36 | Ось симметрии фигуры | ||||
60/37 | Повторение и систематизация учебного процесса | ||||
61/38 | Контрольная работа № 3 | ||||
Тема 3. Умножение и деление натуральных чисел (45ч.) | |||||
62/1 | Действия с натуральными числами. Умножение. | ||||
63/2 | Переместительное свойство умножения. | ||||
64/3 | Применение переместительного свойства умножения | ||||
65/4 | Умножение натуральных чисел | ||||
66/5 | Решение задач | ||||
67/6 | Сочетательное свойство умножения | ||||
68/7 | Применение сочетательного свойства умножения | ||||
69/8 | Распределительное свойство умножения | ||||
70/9 | Применение распределительного свойства умножения | ||||
71/10 | Действие с натуральными числами. Деление | ||||
72/11 | Деление натурального числа на 10, 100, 1000 и т.д. | ||||
73/12 | Деление натуральных чисел | ||||
74/13 | Деление. Решение текстовых задач | ||||
75/14 | Решение текстовых задач арифметическим способом | ||||
76/15 | Деление. Решение уравнений | ||||
77/16 | Нахождение компонентов частного | ||||
78/17 | Решение задач | ||||
79/18 | Деление с остатком | ||||
80/19 | Запись делимого по формуле a=bq+r | ||||
81/20 | Выполнение деления с остатком | ||||
82/21 | Степень числа | ||||
83/22 | Возведение числа в степень | ||||
84/23 | Квадраты и кубы чисел | ||||
85/24 | Контрольная работа № 4 | ||||
86/25 | Понятие площади фигуры | ||||
87/26 | Свойства площади фигуры | ||||
88/27 | Единицы измерения площади | ||||
89/28 | Площадь прямоугольника | ||||
90/29 | Решение задач | ||||
91/30 | Понятие прямоугольного параллелепипеда | ||||
92/31 | Построение прямоугольного параллелепипеда. | ||||
93/32 | Понятие Пирамиды. | ||||
94/33 | Построение пирамиды. | ||||
95/34 | Понятие объема. | ||||
96/35 | Объем прямоугольного параллелепипеда | ||||
97/36 | Формула объема прямоугольного параллелепипеда | ||||
98/37 | Применение формулы при решении задач | ||||
99/38 | Решение задач | ||||
100/39 | Комбинаторные задачи | ||||
101/40 | Решение комбинаторных задач | ||||
102/41 | Составление комбинаторных задач | ||||
103/42 | Решение задач. | ||||
104/43 | Повторение и систематизация учебного материала | ||||
105/44 | Решение задач | ||||
106/45 | Контрольная работа №5. | ||||
Тема 4. Обыкновенные дроби (20 часов) | |||||
107/1 | Понятие обыкновенной дроби. | ||||
108/2 | Нахождение дроби от числа | ||||
109/3 | Решение задач на нахождение дроби от числа | ||||
110/4 | Нахождение числа по его дроби | ||||
111/5 | Решение задач на нахождение числа по его дроби | ||||
112/6 | Решение задач | ||||
113/7 | Правильные и неправильные дроби | ||||
114/8 | Откладывание дробей на координатном луче | ||||
115/9 | Сравнение дробей | ||||
116/10 | Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | ||||
117/11 | Примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | ||||
118/12 | Дроби и деление натуральных чисел. | ||||
119/13 | Понятие смешанного числа. | ||||
120/14 | Запись смешанного числа | ||||
121/15 | Преобразование смешанного числа в неправильную дробь | ||||
122/16 | Преобразование неправильной дроби в смешанное число | ||||
123/17 | Действия со смешанными числами | ||||
124/18 | Сложение и вычитание смешанных чисел | ||||
125/19 | Повторение и систематизация учебного материала | ||||
126/20 | Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби» | ||||
Тема 5. Десятичные дроби (55 час) | |||||
127/1 | Представление о десятичных дробях. | ||||
128/2 | Понятие целой и дробной части | ||||
129/3 | Десятичная запись дробных чисел | ||||
130/4 | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной и наоборот | ||||
131/5 | Решение задач | ||||
132/6 | Сравнение десятичных дробей | ||||
133/7 | Правило сравнение десятичных дробей по разрядам. | ||||
134/8 | Применение правила сравнения десятичных дробей | ||||
135/9 | Решение задач | ||||
136/10 | Понятия приближенного значения числа | ||||
137/11 | Правило округления натуральных чисел | ||||
138/12 | Правило округления десятичных дробей | ||||
139/13 | Действия с десятичными дробями | ||||
140/14 | Правило сложения десятичных дробей | ||||
141/15 | Свойства сложения десятичных дробей | ||||
142/16 | Сложение десятичных дробей | ||||
143/17 | Правило вычитания десятичных дробей | ||||
144/18 | Применение правила вычитания десятичных дробей | ||||
145/19 | Вычитание десятичных дробей | ||||
146/20 | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | ||||
147/21 | Действия с десятичными дробями. Умножение. | ||||
148/22 | Правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д. | ||||
149/23 | Применение правила умножения на 10, 100, 1000 и т.д. | ||||
150/24 | Правило умножения на 0,1; 0,01; 0,001и т.д. | ||||
151/25 | Применения правил умножения на 0,1; 0,01; 0,001и т.д. | ||||
152/26 | Правило умножения двух десятичных дробей | ||||
153/27 | Применение правила умножения двух десятичных дробей | ||||
154/28 | Умножение десятичных дробей | ||||
155/29 | Действие с десятичными дробями. Деление | ||||
156/30 | Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д. | ||||
157/31 | Применение правила деления на 10, 100, 1000 и т.д. | ||||
158/32 | Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001и т.д. | ||||
159/33 | Применения правила деления на 0,1; 0,01; 0,001и т.д. | ||||
160/34 | Правило деления двух десятичных дробей | ||||
161/35 | Применение правила деления двух десятичных дробей | ||||
162/36 | Деление десятичных дробей | ||||
163/37 | Выполнение деления десятичных дробей | ||||
164/38 | Решение задач | ||||
165/39 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | ||||
166/40 | Понятие среднего значения | ||||
167/41 | Среднее значение величины | ||||
168/42 | Среднее арифметическое значение | ||||
169/43 | Первые представления о процентах | ||||
170/44 | Запись процента в виде обыкновенной дроби. | ||||
171/45 | Нахождение процентов от числа | ||||
172/46 | Решение задач на нахождение процентов от числа | ||||
173/47 | Нахождение числа по его процентам | ||||
174/48 | Задача на нахождение числа по его процентам | ||||
175/49 | Решение задач на нахождение числа по его процентам | ||||
176/50 | Решение текстовых задач на нахождение числа по его процентам | ||||
177/51 | Задачи на проценты | ||||
178/52 | Решение задач | ||||
179/53 | Подготовка к контрольной работе | ||||
180/54 | Контрольная работа № 10 | ||||
181/55 | Анализ контрольной работы | ||||
Тема 6.Повторение и систематизация учебного материала (23 часов) | |||||
182/1 | Натуральные числа. Запись натурального числа | ||||
183/2 | Сравнение натуральных чисел. | ||||
184/3 | Действия с натуральными числами | ||||
185/4 | Уравнение | ||||
186/5 | Степень числа | ||||
187/6 | Комбинаторные задачи | ||||
188/7 | Обыкновенные дроби | ||||
189/8 | Действия с обыкновенными дробями | ||||
190/9 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | ||||
191/10 | Смешанные числа. | ||||
192/11 | Десятичные дроби | ||||
193/12 | Сравнение десятичных дробей | ||||
194/13 | Сложение и вычитание десятичных дробей | ||||
195/14 | Умножение и деление десятичных дробей | ||||
196/15 | Проценты. Нахождение процентов от числа. | ||||
197/16 | Нахождение числа по его процентам. | ||||
198/17 | Геометрические фигуры | ||||
199/18 | Площади фигур | ||||
200/19 | Объемы фигур | ||||
201/20 | Решение задач | ||||
202/21 | Подготовка к контрольной работе | ||||
203/22 | Итоговая контрольная работа | ||||
204/23 | Работа над ошибками |
Литература:
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
5. . Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис- пресс, 2005.
6. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2014.
7. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта+, 2014.
8. http://www.kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».
9. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: ИЛЕКСА, 2013.
11. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2013.