Рабочая программа по математике 5 класс

Сидоренкова Елена Александровна

Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fgos_5_merzlyak.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени Подольских курсантов»

г. Подольск

Рабочая  программа  по математике

для  5  класса

(базовый уровень)

                           

                                                                   

         Составитель: Сидоренкова Е.А..

                                                      учитель математики

первой категории

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностным результатом изучения предмета является

  • независимость и критичность мышления;

формирование следующих умений и качеств:

  • воля и настойчивость в достижении цели,

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать

учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать и интерпретировать конечный результат выбирать средства достижения цели из предложенных, а также выбирать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно  выбранные критерии оценки

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметная область «Арифметика»

Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;

переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;

находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби; округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие; решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

Переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с простейшими математическими моделями; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; изображать числа точками на координатном луче; определять координаты точки на координатном луче; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия»

Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела; в простейших случаях строить развертки пространственных тел; вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Планируемые результаты обучения.

Раздел «Арифметика».

Натуральные числа. Дроби.

Ученик научится:

- понимать особенности десятичной системы счисления;

- понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием степени числа; вычислять значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем;

- применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;

- оперировать понятием обыкновенной дроби, выполнять вычисления с обыкновенными дробями;

- оперировать понятием десятичные дроби, выполнять вычисления  с десятичными дробями;

- понимать и использовать различные способы представления дробных чисел; переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая подходящую для конкретного случая форму;

- оперировать понятиями отношения и процента;

- решать текстовые задачи арифметическим способом;

- применять вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора нужных данных или поиска недостающих.

Ученик получит возможность научиться:

- проводить несложные доказательные рассуждения;

- исследовать числовые закономерности и устанавливать свойства чисел на основе наблюдения, проведения числового эксперимента;

- применять разнообразные приемы рационализации вычислений.

Рациональные числа

Ученик научится:

- распознавать различные виды чисел: натуральное, положительное, отрицательное, дробное, целое, рациональное; правильно употреблять и использовать термины и символы, связанные с

рациональными числами;

- отмечать на координатной прямой точки, соответствующие заданным числам; определять координату отмеченной точки;

- сравнивать рациональные числа;

- выполнять вычисления с положительными и отрицательными числами.

Ученик получит возможность научиться:

- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применяя при необходимости калькулятора;

- использовать приемы, рационализирующие вычисления;

- контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

- округлять натуральные числа и десятичные дроби;

- работать с единицами измерения величин;

- интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом.

Ученик получит возможность научиться:

- использовать в ходе решения задач представления, связанные с приближенными значениями величин.

Раздел «Алгебра».

Алгебраические выражения. Уравнения. Координатная плоскость.

Ученик научится:

- использовать буквы для записи общих утверждений (например, свойств арифметических действий, свойств нуля при умножении), правил, формул;

- оперировать понятием «буквенные выражения»;

- осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

- выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости: строить точки по заданным координатам, находить координаты отмеченных точек.

Ученик получит возможность:

- приобрести начальный опыт работы с формулами: вычислять по формулам, в том числе используемым в реальной практике; составлять формулы по условиям, заданным задачей или чертежом;

- переводить условия текстовых задач на алгебраический язык, составлять уравнение, буквенное выражение по условию задачи;

- познакомиться  с идеей координат, с примерами использования координат в реальной жизни.

Раздел «Вероятность  и статистика».

Описательная статистика.

Ученик научится:

- работать с информацией, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы.

Ученик получит возможность:

- понять, что одну и ту же информацию можно представить в разной форме ( в виде таблицы или диаграммы), и выбрать более наглядное для ее интерпретации представление.

Раздел «Геометрия»

Наглядная геометрия

Ученик научится:

- распознать на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;

- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пространственные геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию, описывать свойства фигур; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса;

- измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов, строить

отрезки заданной длины и углы заданной величины;

- изображать геометрические фигуры и конфигурации с помощью чертежных инструментов и от руки на нелинованной и клетчатой бумаге;

- делать простейшие умозаключения, опираясь на знания свойств геометрических фигур, на основе классификаций углов, треугольников, четырехугольников;

- вычислять периметры многоугольников, площади прямоугольников, объемы параллелепипедов;

- распознавать на чертежах, рисунках, находить в окружающем мире  и изображать  симметричные фигуры ;две фигуры, симметричные относительно прямой; две фигуры, симметричные относительно точки; применять полученные знания в реальных ситуациях.

Ученик получит возможность научиться:

- исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование, в том числе компьютерное моделирование и эксперимент;

- конструировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.;

- конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютер;

- определять вид простейших сечений пространственных фигур, получаемых путем предметного или компьютерного моделирования.

Основное содержание программы.( 204 часа)

Натуральные числа (23ч). Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание натуральных чисел (38ч). Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.Треугольники. Прямоугольник .Ось симметрии фигуры.

Умножение и деление натуральных чисел (45ч). Умножение, свойства умножения. Деление.Деление с остатком. Степень числа. Площадь. Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Обыкновенные дроби (20ч). Обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Дроби  и деление натуральных чисел. Смешанные числа.

Десятичные дроби (55ч). Десятичная запись дробных чисел. Сравнение. Округление чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Среднее арифметическое. Проценты .

Повторение  (23ч).

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема 1. Натуральные числа и шкалы (23ч)

1/1

Ряд натуральных чисел

2/2

Ряд натуральных чисел

3/3

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.

4/4

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.

5/5

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.

6/6

Отрезок. Длина отрезка.

7/7

Отрезок. Длина отрезка.

8/8

Отрезок. Длина отрезка.Ломаная

9/9

Отрезок. Длина отрезка.Ломаная

10/10

Решение задач

11/11

Плоскость. Прямая. Луч

12/12

Плоскость. Прямая. Луч

13/13

Плоскость. Прямая. Луч

14/14

Шкала. Координатный луч

15/15

Шкала. Координатный луч

16/16

Шкала. Координатный луч

17/17

Сравнение натуральных чисел.

18/18

Сравнение натуральных чисел.

19/19

Сравнение натуральных чисел.

20/20

Решение задач

21/21

 Решение задач

22/22

Решение задач

23/23

Контрольная работа №1.

Тема 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (38ч.)

24/1

Сложение натуральных чисел.

25/2

Свойства сложения

26/3

Сложение натуральных чисел и их свойства

27/4

Сложение натуральных чисел и их свойства

28/5

Сложение натуральных чисел и их свойства

29/6

Вычитание натуральных чисел

30/7

Свойства вычитания

31/8

Примеры на вычитание натуральных чисел.

32/9

Правила вычитания числа из суммы.

33/10

Вычитание чисел

34/11

Решение задач

35/12

Числовые и буквенные выражения. Формулы.

36/13

Формулы периметра прямоугольника и квадрата

37/14

Решение задач

38/15

Контрольная работа № 2

39/16

Уравнение

40/17

Понятие корней уравнения

41/18

Нахождение корней уравнения

42/19

Решение уравнений

43/20

Угол. Обозначение углов.

44/21

Угол. Его элементы

45/22

Виды углов.

46/23

Измерение углов.

47/24

Прямой и развернутый угол.

48/25

Понятие биссектрисы угла. Примеры.

49/26

Решение задач по теме «Углы»

50/27

Понятие многоугольника.

51/28

Равные фигуры.

52/29

Построение равных фигур

53/30

Понятие треугольника.

54/31

Треугольник и его виды.

55/32

Построение треугольников

56/33

Решение задач по теме «Треугольники»

57/34

Понятие прямоугольника

58/35

Прямоугольник и его элементы

59/36

Ось симметрии фигуры

60/37

Повторение и систематизация учебного процесса

61/38

Контрольная работа № 3

Тема 3. Умножение и деление натуральных чисел (45ч.)

62/1

Действия с натуральными числами. Умножение.

63/2

Переместительное свойство умножения.

64/3

Применение переместительного свойства умножения

65/4

Умножение натуральных чисел

66/5

Решение задач

67/6

Сочетательное свойство умножения

68/7

Применение сочетательного свойства умножения

69/8

Распределительное свойство умножения

70/9

Применение распределительного свойства умножения

71/10

Действие с натуральными числами. Деление

72/11

Деление натурального числа на 10, 100, 1000 и т.д.

73/12

Деление натуральных чисел

74/13

Деление. Решение текстовых задач

75/14

Решение текстовых задач арифметическим способом

76/15

Деление. Решение уравнений

77/16

Нахождение компонентов частного

78/17

Решение задач

79/18

Деление с остатком

80/19

Запись делимого по формуле a=bq+r

81/20

Выполнение деления с остатком

82/21

Степень числа

83/22

Возведение числа в степень

84/23

Квадраты и кубы чисел

85/24

Контрольная работа № 4

86/25

Понятие площади фигуры

87/26

Свойства площади фигуры

88/27

Единицы измерения площади

89/28

Площадь прямоугольника

90/29

Решение задач

91/30

Понятие прямоугольного параллелепипеда

92/31

Построение прямоугольного параллелепипеда.

93/32

Понятие Пирамиды.

94/33

Построение пирамиды.

95/34

Понятие объема.

96/35

Объем прямоугольного параллелепипеда

97/36

Формула объема прямоугольного параллелепипеда

98/37

Применение формулы при решении задач

99/38

Решение задач

100/39

Комбинаторные задачи

101/40

Решение комбинаторных задач

102/41

Составление комбинаторных задач

103/42

Решение задач.

104/43

Повторение и систематизация учебного материала

105/44

Решение задач

106/45

Контрольная работа №5.

Тема 4. Обыкновенные дроби (20 часов)

107/1

Понятие обыкновенной дроби.

108/2

Нахождение дроби от числа

109/3

Решение задач на нахождение дроби от числа

110/4

Нахождение числа по его дроби

111/5

Решение задач на нахождение числа по его дроби

112/6

Решение задач

113/7

Правильные и неправильные дроби

114/8

Откладывание дробей на координатном луче

115/9

Сравнение дробей

116/10

Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

117/11

Примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

118/12

Дроби и деление натуральных чисел.

119/13

Понятие смешанного числа.

120/14

Запись смешанного числа

121/15

Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

122/16

Преобразование неправильной дроби в смешанное число

123/17

Действия со смешанными числами

124/18

Сложение и вычитание смешанных чисел

125/19

Повторение и систематизация учебного материала

126/20

Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби»

Тема 5. Десятичные дроби (55 час)

127/1

Представление о десятичных дробях.

128/2

Понятие целой и дробной части

129/3

Десятичная запись дробных чисел

130/4

Запись десятичной дроби в виде обыкновенной и наоборот

131/5

Решение задач

132/6

Сравнение десятичных дробей

133/7

Правило сравнение десятичных дробей по разрядам.

134/8

Применение правила сравнения десятичных дробей

135/9

Решение задач

136/10

Понятия приближенного значения числа

137/11

Правило округления натуральных чисел

138/12

Правило округления десятичных дробей

139/13

Действия с десятичными дробями

140/14

Правило сложения десятичных дробей

141/15

Свойства сложения десятичных дробей

142/16

Сложение десятичных дробей

143/17

Правило вычитания десятичных дробей

144/18

Применение правила вычитания

десятичных дробей

145/19

Вычитание десятичных дробей

146/20

Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

147/21

Действия с десятичными дробями. Умножение.

148/22

Правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д.

149/23

Применение правила умножения на 10, 100, 1000 и т.д.

150/24

Правило умножения на 0,1; 0,01; 0,001и т.д.

151/25

Применения правил умножения на 0,1; 0,01; 0,001и т.д.

152/26

Правило умножения двух десятичных дробей

153/27

Применение правила умножения двух десятичных дробей

154/28

Умножение десятичных дробей

155/29

Действие с десятичными дробями. Деление

156/30

Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.

157/31

Применение правила деления на 10, 100, 1000 и т.д.

158/32

Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001и т.д.

159/33

Применения правила деления на 0,1; 0,01; 0,001и т.д.

160/34

Правило деления двух десятичных дробей

161/35

Применение правила деления двух десятичных дробей

162/36

Деление десятичных дробей

163/37

Выполнение деления десятичных дробей

164/38

Решение задач

165/39

Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

166/40

Понятие среднего значения

167/41

Среднее значение величины

168/42

Среднее арифметическое значение

169/43

Первые представления о процентах

170/44

Запись процента в виде обыкновенной дроби.

171/45

Нахождение процентов от числа

172/46

Решение задач на нахождение процентов от числа

173/47

Нахождение числа по его процентам

174/48

Задача на нахождение числа по его процентам

175/49

Решение задач на нахождение числа по его процентам

176/50

Решение текстовых задач на нахождение числа по его процентам

177/51

Задачи на проценты

178/52

Решение задач

179/53

Подготовка к контрольной работе

180/54

Контрольная работа № 10

181/55

Анализ контрольной работы

Тема 6.Повторение и систематизация учебного материала (23 часов)

182/1

Натуральные числа. Запись натурального числа

183/2

Сравнение натуральных чисел.

184/3

Действия с натуральными числами

185/4

Уравнение

186/5

Степень числа

187/6

Комбинаторные задачи

188/7

Обыкновенные дроби

189/8

Действия с обыкновенными дробями

190/9

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

191/10

Смешанные числа.

192/11

Десятичные дроби

193/12

Сравнение десятичных дробей

194/13

Сложение и вычитание десятичных дробей

195/14

Умножение и деление десятичных дробей

196/15

Проценты. Нахождение процентов от числа.

197/16

Нахождение числа по его процентам.

198/17

Геометрические фигуры

199/18

Площади фигур

200/19

Объемы фигур

201/20

Решение задач

202/21

Подготовка к контрольной работе

203/22

Итоговая контрольная работа

204/23

Работа над ошибками

  Литература:

1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.

        2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.

        3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.

        4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.

            5. . Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-   пресс, 2005.

          6Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2014.

        7. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта+, 2014.

         8. http://www.kvant.info/  Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».

        9. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: ИЛЕКСА, 2013.

       11. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2013.