биографии писателей поэтов

Москалева Екатерина Юрьевна

биографии писателей и поэтов  в презентациях

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Семёнович Лесков

Слайд 2

Страницы биографии Н.С.Лескова Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда

Слайд 3

Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков ( 1789 — 1848 ), выходец из духовной средыПорвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела.

Слайд 4

Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях

Слайд 5

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлек на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы . Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком.

Слайд 6

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году ), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева .

Слайд 7

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.

Слайд 8

До 1860 года он жил с семьей в селе Николо-Райском Городищенского уезда Пензенской губернии и в Пензе . Здесь он впервые взялся за перо. Летом 1860 года он вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург.

Слайд 9

Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина» и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу. 1860 год

Слайд 10

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности», считающиеся его первой крупной публикацией.

Слайд 11

В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть « Житие одной бабы » (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в измененном виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман»

Слайд 12

В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах». Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением.Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Н. Катковым , который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант.

Слайд 13

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881). «Левша» подвергся сокрушительной критике, Лескова обвинили в национализме, сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Н. С. Лесков отвечал, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения.

Слайд 15

В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Н. С. Лескова « Запечатленный ангел » В том же году вышла повесть « Очарованный странник », произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом

Слайд 16

Поздние произведения В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов , было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года . Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью

Слайд 17

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю — 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Слайд 18

В 1974 году в Орле открыт дом-музей Н. С. Лескова

Слайд 20

В 1981 году, в честь 150-летия со дня рождения писателя в Орле установлен памятник Лескову.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов портрет работы Карла Брюллова

Слайд 2

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) - русский поэт, прежде всего известный в русской литературе как создатель большого числа басен. Сын офицера. Служил в армии, был домашним учителем, затем работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841). В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала « Почта духов » и ходившей в списках пародийной трагедии «Триумф», высмеивавшей Павла I.

Слайд 3

Крылов написал более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе . Сюжеты многих басен заимствованы из Эзопа , Лафонтена .

Слайд 4

Многие выражения из басен вошли в русский язык как крылатые фразы. А Ларчик просто открывался. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Как Белка в колесе. Ты все пела? Это дело:так поди же, попляши! Сильнее кошки зверя нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература XIX века. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писатиле. Расказ «Бежин луг»

Слайд 2

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Варвара Петровна Сергей Николаевич Родители Тургенева

Слайд 3

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет. И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Слайд 4

...Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

Слайд 5

«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Слайд 6

Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Слайд 7

Кто он – рассказчик?

Слайд 8

«Бежин луг» - самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Слайд 9

Вопросы по прочитанному Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Слайд 10

Композиция очерка Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

Слайд 11

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение , метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Слайд 12

Композиция очерка 2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Слайд 13

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) … Д/з: продолжить составление плана, посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята.

Слайд 14

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

Слайд 15

Композиция очерка Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Слайд 16

Композиция очерка 4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

Слайд 17

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Слайд 18

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка… «Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Слайд 19

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Слайд 20

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Слайд 21

Павлуша Ильюша 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 2. Какие истории он рассказывает? 2. Какие истории он рассказывает? 3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал? 3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра? 4. Как относится он к своим рассказам? 4. Как относится он к своим рассказам? 5. Как относится он к чужим рассказам (Ильюши, Кости)? 5. Как относится он к чужим рассказам? 6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? 6. Как он относится ко всему, что происходит у костра? 7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним? 7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе?

Слайд 22

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши? Как это связано со всем рассказом и финалом (прекрасное утро)?

Слайд 23

Домашнее задание Напишите рассказ об одном из героев очерка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здесь несчастье – лживый сон; Счастье - пробужденье».

Слайд 2

Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец – помещик А.И.Бунин, мать – пленная турчанка Сальха, привезенная во время войны крестьянами из-под крепости Бендеры и подаренной Бунину. Афанасий Иванович Бунин

Слайд 3

Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе, затем, с 1797 по 1801 год, - в Благородном пансионе при Московском университете. Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи, а в 1802 г. приобрел известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище». Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением.

Слайд 4

В том же 1802 году Жуковский начал занятия со своими племянницами Протасовыми. К одной из них – Марии Андреевне Протасовой (в замужестве Мойер) – поэт испытал чувство глубокой любви, которое нашло выражение во множестве элегий, песен и баллад. Мария Андреевна Протасова

Слайд 5

В 1808 – 1810 гг. Жуковский редактировал журнал «Вестник Европы». В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном и откликнулся на войну поэмой «Певец во стане русских воинов».

Слайд 6

С 1815 по 1818 год входил в литературное общество «Арзамас» и занимал в нем место секретаря. В начале 20-х годов путешествовал по странам Западной Европы. С 1815 по 1839 год служит при дворе. В 1815 г., когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим поэтом. Николай I

Слайд 7

В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне, а с 1826 по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии царя Александра II ). Александр II Мария Федоровна

Слайд 8

Преданный монархии, Жуковский требовал от монарха любви к народу, осуждал крепостное право как зло, несовместимое с нравственным достоинством человека. Александр II отпустил на волю своих крестьян, содействовал выкупу из крепостной зависимости Т.Г.Шевченко. Александр II

Слайд 9

В.А.Жуковский вставал на защиту ссыльных декабристов и неоднократно добивался смягчения участи А.С.Пушкина, пытался уберечь его от клеветы придворных интриг.

Слайд 10

Жуковский положил начало развитию русского романтизма . Человеческой душе, по мысли Жуковского присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.

Слайд 11

Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью и тихим «томлением» . Счастье может быть обретено только в потустороннем мире . Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.

Слайд 12

В.А.Жуковский – основоположник русской литературной баллады. Баллада «Людмила» (1808 г.), представляла собой вольный перевод баллады Бюргера «Ленора», как и «Светлана» (1808-1812). В 1831 году Жуковский создает третий, наиболее точный перевод баллады Бюргера уже под названием «Ленора». Если в балладах «Людмила» и «Светлана» образы и стиль перестроены на условный «русский лад» и героини носят славянские имена, то в балладе «Ленора» точно воспроизведены конкретные события из истории Германии.

Слайд 13

Жуковский также переводил крупные произведения («Орлеанская дева» Шиллера, «Наль и Дамаянти» - отрывок из «Махабхараты» и др.). Непревзойденным остался его перевод «Одиссеи» Гомера, который поэт закончил за границей, будучи уже слепым стариком. Умер поэт в Баден-Бадене. Прах Жуковского был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Слайд 14

В.А.Жуковский приводит некоторые из древних девических гаданий о «суженом». Девушки бросали за ворота на дорогу свои башмачки: чей башмачок будет первым поднят случайным прохожим, та девушка первой выйдет замуж. Или рассыпали по полу зерна и выпускали курицу. Чье зерно ранее других склюет курица, та девушка первой выйдет замуж.

Слайд 15

Докажите, что данное произведение – баллада. Было ли у вас в начале чтение ощущение, что должно произойти что-то необычное? Как создает поэт атмосферу таинственности? Какие слова в тексте баллады выражают отношение автора к Светлане? Как В.А.Жуковский передает душевное состояние героини? Героиня Жуковского чиста, невинна, она охраняема святым духом. Поэту она дорога. Он называет девушку «милая Светлана», «красавица», «моя Светлана» , подчеркивает ее глубокую веру в Бога, в его спасительную, животворящую силу. Любящее сердце Светланы сжимается от страха, но она твердо надеется на милость и покровительство творца, и это спасает ее от злых мистических сил.

Слайд 16

Сравните балладу Г.-А.Бюргера «Ленора» и балладу В.А.Жуковского «Светлана». Как известно, баллада Бюргера послужила основой для баллады Жуковского. Чем отличаются эти баллады? Почему Жуковский дал своей героине такое имя? Жуковский оставляет в своем переложении лишь сюжетную линию: героиня – жених-мертвец. Идея и весь колорит баллады меняются. У Бюргера все страшное, мистическое опасно и воспринимается как нечто абсолютно реальное. В конце баллады Ленора умирает. Так она была наказана за свое отступничество за свое неверие в милость Бога, в его могущество. Финал баллады Жуковского оптимистичен и спасителен.

Слайд 17

Имя Светлана (старославянское) – светлая, чистая. Она верит в Бога. Лучший друг нам в жизни сей Вера в проведенье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье.

Слайд 18

5. Похожа ли баллада на сказку? Сравните балладу «Светлана» со сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна. Что роднит эти произведения?» Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского. Балладу и сказку объединяет мысль о том, что пробужденье влечет за собой счастье, а все дурное пусть кажется сном. Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.

Слайд 19

Выучить наизусть фрагмент из баллады «Светлана».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.) «Васюткино озеро» Урок литературы в 5 классе Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Пайская основная школа №8»

Слайд 2

Основные этапы жизни: Родился 1 мая 1924 года 1931год – осиротел ( мать утонула), воспитывался бабушкой и дедушкой 1939 год – попал в детский дом 1942 год – ушёл добровольцем на фронт, награждён орденом Красной Звезды, медалями. 1951 год – начало литературной деятельно- сти 1953 год- первый сборник рассказов «До будущей весны»

Слайд 3

Отец, мама, Витя 1931 г.

Слайд 4

Мама В. П. Астафьева 8-ми лет отроду, ее крестная (слева), бабушка Екатерина Петровна, дед Илья Евграфович Потылицыны, его брат Дмитрий Евграфович с женой, сын Василий Ильич

Слайд 5

В. П. Астафьев 1945 г. С фронтовым другом П. Г. Николаенко 1943 г.

Слайд 6

Астафьев - журналист "Чусовского рабочего" Однополчане в Ленинграде

Слайд 7

Река Енисей

Слайд 8

На родине Астафьева. Село Овсянка.

Слайд 9

Вид на село Овсянка со смотровой площадки

Слайд 10

Село Овсянка Красноярского края

Слайд 11

Семья 1955 г.

Слайд 12

В Овсянке с теткой Апронией и бабушкой Марией 1956г.

Слайд 13

Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте….

Слайд 14

Часовня в селе Овсянка

Слайд 15

Литературный музей в Красноярске

Слайд 16

Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске

Слайд 17

Человек и природа в рассказе Это автобиографиче- ский рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился.

Слайд 18

Зачем Васютка отправился в тайгу?

Слайд 19

Какие эпизоды рассказа видим на иллюстрациях?

Слайд 20

С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что узнали о её повадках?

Слайд 21

Почему Васютка попал в беду? Увлёкся охотой за глухарём. Нарушил наказ матери и потерял затеси.

Слайд 22

Почему Васютка разговаривал с белкой? Васютка встал,потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошен- но цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку -Ну, чего смотришь? Не узнала?

Слайд 23

Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная.

Слайд 24

С высоты она казалась огромным тёмным морем…

Слайд 25

Почему Васютка искал лиственные деревья в тайге? Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелё ного моря…,но кругом темнел сплошной хвойник.

Слайд 26

Что привлекло внимание Васютки в озере? Какую рыбу увидел Васютка? Почему он решил, что озеро проточное?

Слайд 27

Что помогло Васютке выжить в тайге? Знание народных при- мет, правил поведения в тайге. Умение разводить костёр. Смекалка Умение сосредоточиться. Желание вернуться домой

Слайд 28

Почему найденное Васюткой озеро навали его именем?