ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает важный период. Вступивший в силу закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в статье 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка.
В связи возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (далее ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства "семья + детский сад». Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях:
- работа с педагогами дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
Основные задачи детского сада в работе с семьей:
- установить партнерские, деловые отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ и родителями;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход к каждому родителю;
3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого воспитанника;
- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
- открытость и доступность детского сада для родителей;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- участие родителей в создании развивающей среды;
- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.
Функции ДОУ в работе с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь особо нуждающимся семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с социальными партнерами детского сада;
6) тесное контактирование родителей со специалистами учреждения.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации совместного семейного досуга.
Формы и методы работы ДОУ с семьей:
- Клуб по интересам
- "Круглые столы" по разнообразной тематике;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервьюривование родителей на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- издание тематического журнала для родителей;
- спортивные встречи и досуги, олимпиады по сезонам;
- телефон доверия для родителей
- организация почты для родителей;
- конкурс « Дружная семья»;
- семейные проекты "Наша родословная"; «Герб и флаг нашей семьи» и другие;
- открытые занятия для просмотров родителей;
- создание портфолио семьи.
Важные моменты при организации работы:
а) все материалы для ознакомления и изучении родителями должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов должно регулярно обновляться, иначе родительский интерес к этой информации быстро угаснет;
в) оформление материалов должно быть выполнено не стандартно, а так, чтобы привлечь внимание родителей: на цветной бумаге, с картинками, с рисунками и поделками детей, с фотографиями воспитанников;
г) тема и содержание материла должно исходить из запроса родителей.
Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И конечно, проблемных ситуаций и конфликтов не избежать. В современном обществе родители, отдающие свой детей в детский сад – сложная категория. Конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям по любым вопросам, жалобы педагогов на безактивность родителей, нежелание родителей прислушиваться к рекомендациям воспитателей, часто отсутствие авторитета педагогов у родителей создают проблемы в установлении контакта с семьей.
Сегодняшние родители порой невнимательно относятся к консультации специалистов учреждения: психолога, логопеда, врача и других. Что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство родителей считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимают во внимание опыт и образование педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих педагогов, постоянно подчеркивать их знания, умения, имеющийся опыт, творческие способности и т.д.
Как можно повысить авторитета педагога:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за другие педагогические заслуги;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений, их грамотами за определенные заслуги.
Вывод.
Важным моментом в предупреждении и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций является установление личного контакта, как руководителя дошкольного учреждения, так педагога с родителями, ежедневное информирование воспитателем родителя о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных интересных форм и методик. Очень важно избегать при этом формализма. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому сначала провести анализ социального состава родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее более эффективной. Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольного учреждения. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, качественное интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
Ребенок:
Ф. И. О.______________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Мать:
Ф. И. О. ______________________________________________________________________
тел. __________________________________________________________________________
Отец:
Ф. И. О_______________________________________________________________________
тел. _________________________________________________________________________
1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
а) может
б) не может
в) иногда
2. Дома вы, родители, играете с ребенком в такие игры как (перечислите):
_____________________________________________________________________________3. Вспомните и напишите две самые любимые игры с ребенком:
_____________________________________________________________________________
4. Подчеркните, чем чаще всего любит заниматься Ваш ребенок: рисовать, играть в игры, активно двигаться
5. Вы читаете ребенку:
а) ежедневно, т.к. это традиция
б) когда есть время
в) когда ребенок попросит
5. Сколько времени ваш ребенок проводит перед телевизором?
а) 10 – 30 минут
б) от 30 минут до часа
в) смотрит редко
г) категорически не разрешаем смотреть телевизор
6. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
— с детьми своего возраста – да – нет;
— с детьми старшего возраста – да – нет
— с незнакомыми взрослыми – да – нет
— с родными – да – нет
7. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным.
8. Что умеет ребенок делать самостоятельно ________________________________________________
9. Выполнение, каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)_______________________________________________________________________________
10. Какой аппетит у вашего малыша:
а) хороший; ест все;
б) плохо и мало;
в) в зависимости от того, что в тарелке.
11. На какие продукты у вашего ребенка есть аллергия? Что ему категорически нельзя кушать? (перечислите) _____________________________________________________
12. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Ваши пожелания и предложения воспитателям нашей группы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации к детскому саду детей второй младшей группы
и рекомендации родителям.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым еще неизвестным пространством с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в саду, переживает стрессовое состояние, поэтому адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме, которые протекают на всех уровнях и во всех системах, оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние детского организма.
В зависимости от того, как ребенок будет вести себя по приходу в сад, можно определить к какой степени адаптации он относится. Для нормального, спокойного прохождения адаптации необходимо создать условия:
- правильная организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов;
- согласованность действий родителей и воспитателей;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности умалыша.
Для успешной адаптации ребёнка в детском саду родителям рекомендуется:
- Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
- Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
- Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
- Расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
- Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
- В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
- Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
- В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;
- Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующий МБДОУ
детского сада №49 «Ручеёк»
_______________Л. Ю. Сиротина
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С СЕМЬЕЙ
Выполнила: Савичева Е.В.
г.Городец
2018 – 2019 уч. года
Семья для ребенка – это источникобщественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Проблема
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
∙ установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
∙ приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
∙ объединить усилия для развития и воспитания детей;
∙ приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
∙ обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
∙ привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
∙ добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
∙ постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;
Принципы взаимодействия с родителями.
В связи с выше изложенным, можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Планирование работы с родителями воспитанников
2018 – 2019 уч. год
Вторая младшая группа
№ | Формы работы | Тема | Цель | Сроки |
1 | Анкетирование | «Давайте познакомимся» | Собрать и уточнить сведения о детях и родителях | Сентябрь |
2 | Папка - передвижка | «Наша группа, наш детский сад» | Познакомить родителей с сотрудниками, традициями детского сада и группы | Сентябрь |
3 | Оформить стенд для родителей | «Режим дня» «Мы занимаемся» | Познакомить родителей с режимом дня, жизнью в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня дома | Сентябрь |
4
| Консультация | «Адаптационный период» | Дать рекомендации для быстрейшего привыкания ребенка к д /с | Сентябрь |
5 | Индивидуальные беседы | «Погода и одежда» | Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка | Октябрь |
6 | Конкурс на лучшую осеннюю композицию | «Красавица осень» | Раскрыть возможности родителей | Октябрь |
7 | Оформление альбома | «Моя семья» | Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе | Октябрь |
8 | Конкурс рисунков | Волшебные ладошки «Золотая осень» | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми | Октябрь |
9 | Обновить родительский уголок статьей | «Грипп и его осложнения» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | Ноябрь |
10 | Родительское собрание | «Особенности развития детей 3-4 лет . Возможности самообслуживания детей этого возраста» | Познакомить родителей с задачами на учебный год, особенностями развития, Какие задачи решаются в д/с по формированию у детей КГН | Ноябрь |
11 | Посещение семей | «Когда все дома» | Выяснить условия проживания ребенка и взаимоотношения в семье | Ноябрь |
12 | Анкетирование | «Читаете ли Вы дома ребенку и что ? » | Выяснить отношение родителей к книге в процессе воспитания | Ноябрь |
13 | Консультация | «Как справляться с детскими капризами» | Дать родителям возможность задуматься о поведении ребенка | Ноябрь |
14 | День открытых дверей | «Водичка, водичка, Умой мое личико ….» | Познакомить с художественным словом во время формирования КГН | Декабрь |
15 | Индивидуальные консультации | «Если ребенок плохо ест» | Дать конкретные советы для улучшения аппетита ребенка | Декабрь |
16 |
Консультация | «Телевизор друг или враг?» | Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора | Декабрь |
17 | Папка-передвижка | «Самостоятельность прививаем и про нее не забываем» | Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности | Декабрь |
18 | Праздник | «В гости к Деду Морозу» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Декабрь |
19 | Выставка | «Елочка красавица» | Предоставить возможность родителям вместе с детьми поделиться впечатлениями о прошедших праздничных каникулах | январь |
20 | Консультация | «Роль родителей к приобщению ребенка к чтению» | Январь | |
21 | Памятка в родительском уголке | «Читаем детям» | Январь | |
22 | Посещение семей | «Когда все дома» | Выяснить условия проживания ребенка и взаимоотношения в семье | Февраль |
23 | Презентация семьи | «Здоровье детей зависит от нас» | Дать конкретные советы и рекомендации по здоровьесбережению детей | Февраль |
24 | Индивидуальные консультации | «Способы реагирования на негативное поведение ребенка» | Помочь понять родителям мотивы поведения ребенка, предложить необходимую литературу | Февраль |
25 | Поручить родителям сделать нестандартное оборудование для физкультурного уголка | «Мешочки для метания» | Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе | Февраль |
26 | Праздник | «Мамочка на праздник к нам пришла» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Март |
27 | Участие родителей в изготовлении поделок на 8 марта | «Портрет моей мамы» | Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери | Март |
28 | Папка- передвижка | «Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет» | Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга | Март |
29 | Индивидуальное консультирование | «Режим дома» | Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на здоровье ребенка | Апрель |
30 | Консультация с папами | «Роль папы в воспитании ребенка» | Активизировать участие папы в жизни ребенка и группы | Апрель |
31 | Субботник | «Цвети наш сад» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке | Апрель |
32 | Фотосессия с привлечением родителей | Май |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №49
«Ручеёк»
Программа социального партнёрства с семьями воспитанников
Выполнила:
Воспитатель 2 младшей группы
«Капелька»
Савичева Е.В.
2022-2026 г.
Содержание
1.Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
2. Актуальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
3.Цель программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
4.Задачи программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
5.Реализация программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
6.Ожидаемые результаты программы . . . . . . . . . . . . . . . .
7.План работы с семьями воспитанников в младшей группе 2022-2023г.
8. План работы с семьями воспитанников в средней группе 2023-2024г
9 План работы с семьями воспитанников в старшей группе 2024-2025г
10. План работы с семьями воспитанников в старшей группе 2025-2026г
11. Результативность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12.Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Сроки реализации программы - 4 года.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Информационно - аналитические:
- Анкетирование
- Тестирование
- Вопросы – ответы
- Познавательные:
- Родительские собрания
- Круглые столы
- Консультации
- Беседы, дискуссии
Совместное создание предметно-развивающей среды
- Наглядно - информационные:
- Папки-передвижки
- Родительский уголок
- Фотовыставки
- Библиотека-передвижка
- День открытых дверей
- Досуговые:
- Праздники и развлечения
- Дни здоровья
- Экскурсии
- Выставки, творческие конкурсы
- Выставка семейных коллекций
Основные педагогические принципы.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Ожидаемые результаты программы.
- Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Планирование работы с семьями воспитанников
2022 – 2023 уч. год
Вторая младшая группа
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1 | Анкетирование | Адаптация к детскому саду. | Дать рекомендации родителям по адаптации детей к детскому саду и как вести себя по отношению к ребёнку. | Сентябрь |
2 | Родительское собрание | «Давайте познакомимся» | Познакомить родителей с психологическими и возрастными особенностями детей | Сентябрь |
3 | Выставка рисунков | «Дорога глазами детей» | Единый подход по обучению детей правилам дорожного движения в семье и детском саду. | Сентябрь |
4
| Папка - передвижка | «Всё о детском питании». | Познакомить родителей с режимом дня, формирование единого подхода к правилам питания в детском саду. | Сентябрь |
5 | Индивидуальные Беседы | «Погода и одежда» | Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка | Октябрь |
6 | Выставка поделок из овощей. | «Огородные фантазии» | Раскрыть возможности родителей | Октябрь |
7 | Оформление отовыставки | «Бабушка рядышком с дедушкой» | Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе | Октябрь |
8 | Индивидуальные беседы | «Режим дня в детском саду» | О положительном влиянии соблюдения единого режима дома и детского сада. | Октябрь |
9 | Разместить информацию в уголке | «Осторожно ОРВИ» | Познакомить родителей с мерами по профилактике ОРВИ и гриппа. | Ноябрь |
10 | Консультация | Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».
| Познакомить родителей с особенностью чтения детской литературы(на примере чтения сказок о животных) | Ноябрь |
11 | Фотовыставка | «Хорошо рядом с мамочкой» | Создание доброжелательной атмосферы в группе | Ноябрь |
12 | Анкетирование | «Что вы читаете ребёнку дома ? » | Выяснить отношение родителей к книге в Процессе воспитания | Ноябрь |
13 | Советы родителям | Родительская копилка: «Как играть с ребёнком дома» | Повышение родительской компетентности в вопросах организации развивающих игр. | Ноябрь |
14 | Акция | «День добрых дел» | Привлечь родителей к оказанию посильной помощи в создании предметно-развивающей среды в группе. | Ноябрь |
15 | Родительское собрание | «Развитие мелкой моторики рук при помощи тестопластики» | Познакомить родителей с тестопластикой ,дать советы в использовании для всестороннего развития ребёнка. | Декабрь |
16 |
Консультация | «Телефон ,планшет ,компьютер?» | Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора ,компьютера ,телефона ,планшета. | Декабрь |
17 | Выставка поделок | «Раз- снежинка ,два снежинка» | Вовлечение родителей к совместному с детьми творчеству. | Декабрь |
18 | Праздник | «Снеговик в гостях у ребят» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Декабрь |
19 | Выставка | «Наша ёлка нарядилась» | Предоставить возможность родителям вместе с детьми поделиться впечатлениями о прошедших праздничных каникулах | январь |
20 | Консультация | «Роль родителей к приобщению ребенка к чтению» | Помочь понять родителям что живое чтение благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. | Январь |
21 | Памятка в родительском уголке | «Читаем детям» | Январь | |
22 | Фотовыставка | «Воскресные прогулки» | Привлечь родителей к организации совместной с детьми фотовыставки .Создание положительных эмоций. | Февраль |
23 | Привлечение родителей к совместному труду | «Расчистка снега на участке» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Фвраль |
24 | Оформление альбома | «Физкультура и спорт в моей семье» | Привлечь родителей к созданию альбома | Февраль |
25 | Поручить родителям сделать нестандартное оборудование для физкультурного уголка | «Массажные коврики» | Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе | Февраль |
26 | Праздник | «Маму поздравляют малыши» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Март |
27 | Конкурс поделок | «Подарок любимой мамочке» | Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери | Март |
28 | Папка - передвижка (фото репортаж с праздника) | «Интересные моменты» | Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника | Март |
29 | Индивидуальное консультирование | «Учебные навыки» | Повысить уровень осведомленности родителей в области учебных навыков на конец года | Апрель |
30 | Консультация с папами | «Роль папы в воспитании ребенка» | Активизировать участие папы в жизни ребенка и группы | Апрель |
31 | Субботник | «Облагораживание участка» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке | Апрель |
32 | Родительское собрание | «Итоги воспитательно-образовательной работы | Подведение итогов за учебный год. Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени. Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени | Май |
Планирование работы с родителями воспитанников
2023 – 2024 уч. год
Средняя группа
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1 | Анкетирование | «Давайте познакомимся» | Получение новых сведений о родителях и детях. | Сентябрь |
2 | Родительское собрание | «Возрастные особенности детей 4-5 лет» | Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей | Сентябрь |
3
| Выставка поделок | «Дары осени» | Совместная деятельность детей и родителей | Сентябрь |
4 |
Консультация | «Опасные ситуации в жизни ребёнка» | Привлечь родителей к созданию безопасных условий в разной деятельности детей и контродю за ней. | Сентябрь |
5 | Оформление фотоальбома | «Моя семья» | Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе | Октябрь |
6 | Выставка рисунков | «Осень раскрасавица» | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми | Октябрь |
7 | Подготовка к осеннему празднику | Подготовка | Привлечение родителей к подготовке к осеннему празднику(совместное разучивание песен и стихов) | Октябрь |
8 | Осенний праздник | «Праздник осени» | Демонстрация творческих способностей детей ,сформированных творческих умений и навыков. | Ноябрь |
9 | Консультация | «Воспитание толерантности в семье» | Расширение педагогического опыта родителей | Ноябрь |
10 | Папка –передвижка | «Нашим мамам посвящается» | Вызвать положительные эмоции ,доброжелательное отношение | Ноябрь |
11 | Информационный стенд для родителей | «Развиваемся играя»(игры ,книги) | Педагогическое просвещение родителей | Декабрь |
12 | Консультация | «Растим здорового ребёнка» | Приучать к бережному отношению к своему организму ,различать что полезно ,что нет. | Декабрь |
13 | Подготовка к новогоднему утреннику | Изготовление украшений для группы. | Участие родителей в украшении группы | Декабрь |
14 | Привлечение родителей к совместному труду | «Расчистка снега на участке» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Декабрь |
15 | Утренник | Новогодний праздник | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Декабрь |
16 | Родительское собрание | Мир детей +мир взрослых | Повысить педагогическую компетентность родителей. | Январь |
17 | Консультация | «Давай поиграем мамочка» | Повысить педагогическую компетентность родителей. | Январь |
18 | Памятка в родительском уголке | «Отвечаем почемучкам» | Январь | |
19 | Выставка поделок | «Рождество Христово» | Создать радостное настроение от совместного творчества | Январь |
20 | Выставка | Программных книг | Познакомить родителей с художественной литературой для детей 4-5лет | Январь |
21 | Консультация | «Роль чтения художественной литературы в жизни дошкольника» | Расширение педагогического кругозора родителей. | Февраль |
22 | Привлечение родителей к совместному труду | «Расчистка снега на участке» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Февраль |
23 | Папка-передвижка | «Учим стихи» | Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности | Февраль |
24 | Праздник | «День защитника Отечества» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Февраль |
25 | Беседа | Во что играют дети дома? | Практикум по организации игровой деятельности. | Февраль |
26 | Памятка в родительском уголке | «Развивающие игры» | Февраль | |
27 | Праздник | «утренник для мам» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Март |
28 | Выставка рисунков | «Мамин день» | Совместное творчество родителей и детей | Март |
29
| Выставка поделок | «Букет для мамы» | Совместное творчество родителей и детей | Март |
30 |
Советы доктора | «Как укрепить иммунитет?» | Привлечь внимание родителей к здоровью ребёнка. | Март |
31 | Оформление фотоальбома | «Весна» | Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе | Апрель |
32 | Выставка рисунков | «Весеннее настроение» | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми | Апрель |
33 | Подготовка к Весеннему празднику | Разучивание стихов,песен. | Привлечение родителей к подготовке к празднику. | Апрель |
34 | Праздник | Праздник весны | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Апрель |
35 |
Субботник | Благоустройство территории | Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями. | Май |
31 | Консультация | «Подвижные игры с детьми 4-5лет в семье» | Повышение педагогических знаний. | Май |
32 | Выставка | «Уважайте светофор» | Расширение знаний об опасностях на дорогах. | Май |
33 | Фотовыставка | «Наша группа» | С целью создания положительных эмоций ,радостного настроения . | Май |
34 | Родительское собрание | «Здравствуй солнечное лето» | Привлечение внимания родителей о безопасном поведении в летний период. | Май |
Планирование работы с семями воспитанников
2024 – 2025 учебный год
Старшая группа
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1. | Анкетирование родителей | «Социальный паспорт семьи» | Познакомиться с семьями воспитанников, их социальным паспортом. Выяснение благополучия и достатка в семьях воспитанников | Сентябрь |
2. | Консультация родителей | «Согласия на образовательную деятельность по адаптированной программе» | Ознакомления родителей с программными задачами на учебный год | Сентябрь |
3. | Фотогазеты | « Вот оно, какое наше лето» | Сплочение родителей в новой группе | Сентябрь |
3. | Папка - передвижка | «Как сохранить здоровье осенью» «Безопасность на площадке» «Учим правила дорожного движения вместе с детьми» «Осенняя прогулка с детьми» Наблюдения. | Расширение и оптимизация знаний родителей о воспитании и развитии своих детей | Сентябрь |
4. | Фото - стенгазеты | «Здравствуй, Осень!» «Безопасное движение» | Формирование у родителей представлений о жизни детей в ДОУ | Сентябрь |
5. | Посещение семей на дому | «Я иду в гости» | Выявление неблагополучных семей | Сентябрь |
5. | Групповое родительское собрание- онлайн консультация | «Жили – были детки в детском саду…» | Оптимизировать учебно – воспитательный процесс и эффективно начать работу в новом году. Знакомство родителей с новыми требованиями, с изменениями в договоре сотрудничества | Октябрь |
6. | Консультация в родительский уголок | « Особенности развития ребенка 5-6 лет и 6-7 лет» | Познакомить родителей с особенностями развития ребенка 5-6 и 6-7 лет | Октябрь |
7. | Беседа с родителями | «Ребенок и родитель» | Познакомить родителей о роли всех членов семьи в воспитании ребенка | Октябрь |
8.
| Консультация родителей | «Безопасность и осторожность» | Знакомство с правилами детского сада (не приносить в группу игрушек, сладостей, колющих, режущих предметов). А также масочный режим и дезинфекция помещения | Октябрь |
9. | Анкетирование родителей на начало учебного года (приоритеты воспитания, изменения ситуаций) | «Мы ребята из старшей группы..» | Оценить приоритеты родителей, с учетом чего выстроить план работы на предстоящий год | Октябрь |
10. | Анкетирование родителей по теме безопасность дорожного движения | «Взрослые и дети на улицах города» | Создание условий для безопасного передвижения родителей с детьми | Октябрь |
11. | Выставка поделок из природного материала | «Осенний вернисаж» | Приобщение родителей к активной жизни в детском саду | Октябрь |
12. | Папка - передвижка | Фото отчет связи социума и детского сада | формирование у родителей представлений о жизни детей в ДОУ | Ноябрь |
13. | Стенгазеты | Фото отчеты: «Физкультурный досуг», «Дружба с библиотекой» | Знакомство родителей с занятостью детей в ДОУ, о связи с социумом | Ноябрь |
14. | Дополнение в родительский угол информацией | «Грипп. Прививать или нет» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | Ноябрь |
15. | Консультация в родительский уголок | «Учим личным примером» | Сформировать знания у родителей по данной проблеме | Ноябрь |
16. | Участие родителей в осеннем празднике | «Именины - Осенины» | Приобщение родителей к жизни ДОУ, тем самым налаживание контакта со всеми участниками образовательного процесса | Ноябрь |
17. | Анкетирование родителей в группе | «Безопасность ваших детей» | Оценить актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности детей и их родителей, целесообразность проведения специальной работы по данной проблеме | Ноябрь |
18. | Папка - передвижка | «Безопасность детей дома, на улице и на природе» | Обращение родителей на важную информацию о бдительности и внимательности | Декабрь |
19. | Помощь в создании выставки совместных детско-родительских работ | «Семейный вернисаж» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада а также совместная работа с детьми сближает и дает только положительные результаты | Декабрь |
20. | Анкетирование родителей | «Народная культура» | Оценить актуальную проблему по народной культуре детей | Декабрь |
21. | Привлечение посильной помощи в организации уголка по народному быту | «Народный быт» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада, а также совместная работа с детьми сближает и дает только положительные результаты | Декабрь |
22. | Беседа | «Принципы правильного общения с ребёнком» | Познакомить родителей с принципами правильного общения с ребенком | Декабрь |
23. | Совместная художественная деятельность родителей и детей | «Мастерская Деда мороза» | Создать радостное настроение от совместного творчества | Декабрь |
24. | Привлечение родителей к совместному труду | «Расчистка снега на участке» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Декабрь |
25. |
Проектная работа и участие в конкурсе проектов | «Лучший семейный проект » | Вовлекать родителей в накоплении учебного материала в группе | Декабрь |
26. | Консультация в родительский уголок | «Роль взаимодействия семьи и детского сада в воспитании и развитии детей » | Расширить представления родителей по данной теме | Январь |
27. | Внутригрупповой конкурс рисунков | «Зимние забавы» | Предоставить возможность родителям вместе с детьми принять участие в конкурсе | Январь |
28. | Консультация в родительский уголок | «Роль музейной педагогики в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры» | Расширить представления родителей по данной теме | Январь |
29. | Консультация в уголок | «Папа самый , самый!» | Привлечь внимание родителей рассмотреть информацию вместе с ребенком | Февраль |
30. | Консультация в родительский уголок | «Роль фольклора в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры». | Расширять представления родителей по этой теме | Февраль |
31. | Анкетирование | «Роль быта русского народа в вашей семье» | Выяснить, компетенцию родителей в данном вопросе | Февраль |
32. | Информация | «Что должно беспокоить родителей в ребенке?» | Поделится советами по данному вопросу | Февраль |
33. | Родительское собрание | «Ребенок и правила дорожного движения» | Создать радостное настроение от совместной работы | Февраль |
34. | Физкультурный досуг | «Мы – спортивная семья» | Создание благоприятных условий для общения взрослых и детей | Февраль |
35. | Социум с детской библиотекой им А.М. Горького совместное мероприятие | «Квест – игра по сказкам» | Привлечение родителей в организации мероприятия, создание благоприятных условий | Февраль |
36. | Посильная помощь родителей в организации атрибутов и костюмов на театрализованное представление | «Сказка под Грибом» | Оказание посильной помощи родителей, активизация взрослых и детей для создания театральной постановки | Февраль |
37. | Посильная помощь родителей | Участие в окружном конкурсе « Столовая для птиц» | Привлечение родителей в совместном мероприятии | |
38. | Праздник | «Моя мама лучше всех» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Март |
39. | Совместное мероприятие | «Веселая масленица» | Познакомить детей и родителей с народными традициями в праздновании масленицы. | Март |
40. | Совместное мероприятие | Поэзия доброты А.Л.Барто «Когда мамы были маленькими» + мастер класс | Приобщение родителей к совместной деятельности | Март |
41. | Родительское собрание | «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» | Повысить уровень родителей по данной теме | Март |
42. | Оказание помощи в подготовке к конкурсу чтецов | «Родная сторонка» | Помощь родителям в правильном заучивании стихов | Март |
43. | Совместная деятельность | Выставка совместных детско-родительских работ «Семейный вернисаж». | Создание комфортных условий для общения | Март |
44. | Индивидуальное консультирование | « Профилактика детского травматизма» | Повысить уровень осведомленности родителей в области травма опасных предметов в быту | Апрель |
45. | Беседа | «Соблюдаем режим дня дома» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке | Апрель |
46 | Социум библиотека «Заключительное мероприятие» совместно с родителями | Игровая итоговая программа «Отдыхаем всей семьей в библиотеке» с чаепитием | Вызвать эмоциональный отклик у родителей | Май |
47 | Участие родителей в оформлении прогулочной площадки | «Красота вокруг нас» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей | Май |
48 | Папка - передвижка | «9 мая – День Победы» | Иллюстрации, стихи о праздновании дня победы | Май |
49. | Посильная помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для театральной постановки | «Колобок собирает друзей» | Создание комфортных условий, привлечение родителей в организации развивающей среды в ДОУ | Май |
50 | Консультация в родительский уголок | «Скоро лето. Безопасное поведение дошкольника». | Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени | Май |
51 | Консультация для родителей | «Здоровье ребёнка .Советы по профилактике» | Май | |
52. | Беседа | «Развивающие игры летом». | Май |
Планирование работы с семьями воспитанников
2025 – 2026 учебный год
Подготовительная группа
№ | Форма работы | Тема | Цель | сроки |
1 | Оформление информационного стенда. | «Для Вас, родители» (информация о ФГОС ДО). | Знакомство родителей с основными положениями ФГОС ДО. | Сентябрь |
2 | Памятка для родителей. | «Возрастные особенности детей 6-7 лет» | Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей. | Сентябрь |
3 | Оформление информационного стенда. | «День Знаний» | Привлечь внимание родителей к событиям в детском саду. | Сентябрь |
4 | Фотовыставка. | «Как я провел лето». | Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотовыставки. | Сентябрь |
5 | Индивидуальные беседы, консультации. | Психологическая готовность ребенка к школе». | Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования. | Сентябрь |
6 | Практическая помощь. | «Подготовка группы к учебному году». | Сотрудничество организации с семьей в создании развивающей среды. | Сентябрь |
7 | Подготовка к конкурсу. | «Мой любимый воспитатель». | Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. | Сентябрь |
Октябрь
№ | Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
1 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Как организовать домашнее чтение». | Оказание необходимой помощи родителям при организации семейного досуга. | Октябрь |
2 | Анкетирование. | «Удовлетворение потребностей родителей в развитии детей в ДОУ». | Взаимодействие педагогов с семьей в вопросах образования. | Октябрь |
3 | Оформление выставки детских рисунков. | «Осень золотая в гости к нам пришла». | Развитие творческого взаимодействия. | Октябрь |
4 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Профилактика гриппа». | Оказание помощи родителям по охране и укреплению здоровья детей. | Октябрь |
5 | Утренник.
| «Праздник Осени». | Развитие творческого взаимодействия детей и родителей. Помощь родителей в изготовлении костюмов. | Октябрь |
6 | Родительское собрание. | «Скоро в школу». | Преемственность детского сада и школы. | Октябрь |
7 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Гиперактивный ребенок». | Дать рекомендации родителям по организации режима дня дошкольника. | Октябрь |
Ноябрь
№ | Форма работы | Тема | Цель | Сроки | ||
1 | Анкетирование. | « Какой вы родитель?». | Повышение педагогической культуры родителей. | Ноябрь | ||
2 | Оформление папки передвижки. | «Здоровый образ жизни». | Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни .Распространение педагогических знаний среди родителей. | Ноябрь | ||
3 | Создание семейного альбома. | «Папа, мама , я – дружная семья». | Активизация и обогащение воспитательных умений родителей. | Ноябрь. | ||
4 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Режим дня дошкольника». | Формирование единого подхода к соблюдению режима дня в вопросах воспитания детей. | Ноябрь | ||
5 | Объявление о проведении конкурса. | «Маленькие патриоты России». | Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. | Ноябрь | ||
6 | Создание совместной фотовыставки ко Дню Матери (последнее воскресение ноября). | «Моя мама - лучшая на свете!» | Приобщение родителей к совместному творчеству. | Ноябрь | ||
7 | Педагогический тренинг. | «Математика вокруг нас». | Выявление знаний программных задач по формированию математических представлений . | Ноябрь |
Декабрь
№ | Форма работы | Тема | Цель | Сроки | |||||
1 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Мы учимся – играя». | Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. Повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребенка в школе. | Декабрь | |||||
2 | Практическая помощь. | « Поможем нашим пернатым друзьям» (изготовление кормушек для птиц). | Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания . | Декабрь | |||||
3 | Конкурс творческих семейных работ. | «Зимняя сказка». | Привлечение родителей к работе детского сада.Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | Декабрь | |||||
4 | Практическая помощь. | «Изготовление костюмов для Новогоднего карнавала». | Привлечение родителей к активному участию в подготовке костюмов и атрибутов для Новогоднего Праздника. | Декабрь | |||||
5 | Оформление папки передвижки. | «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки?» | Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. | Декабрь | |||||
6 | Утренник для детей и родителей. | «Новогодний карнавал». | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. | Декабрь | |||||
7 | Оформление информационного стенда. | «Безопасный Новый Год». | Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей косновам пожарной безопасности. | Декабрь | |||||
Январь | |||||||||
№ | Форма работы | Тема | Цель | Сроки | |||||
1 | Оформление папки-передвижки. | «С Рождеством Христовым». | Знакомство родителей с православными традициями. | Январь | |||||
2 | Оформление приглашения-листовки. | «Строим снежный городок». | Привлечение родителей и детей к посильному участию в строительстве снежных городков. | Январь | |||||
3 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Грипп. Меры профилактики. Симптомы заболеваний». | Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада. | Январь | |||||
4 | Групповое родительское собрание. | «Оздоровительно – развивающие игры с детьми дома». | Привлечение внимания родителей к вопросам оздоровления детей. Реализация единых методов оздоровления в детском саду и дома. | Январь | |||||
5 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Как провести выходной день с ребенком?» | Предложения родителям ряда мероприятий и приёмов для проведения выходного дня с ребенком. Помощь в вопросах воспитания детей. | . Январь | |||||
6 | Памятка для родителей. | «Чаще говорите детям». | Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. | Январь |
Февраль
№ | Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
1 | Консультация. | «Роль отца в воспитании ребенка». | Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания детей. Внедрение положительного опыта семейного воспитания. | Февраль |
2 | Оформление совместной стенгазеты. | «Наши папы - Защитники Отечества». | Приобщение родителей к совместному творчеству. Формирование у детей уважительного отношения к Армии. | Февраль |
3 | Совместный спортивный досуг, посвященный Дню Защитника Отечества. | «Папа-самый лучший друг!» | Формировать у родителей готовность к совместной двигательно-игровой деятельности с ребенком. Способствовать установлению эмоционального контакта родителя с ребенком. | Февраль |
4 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Драчуны. Как исправить ситуацию?» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания. | Февраль |
5 | Совместная экскурсия. | «Посещение библиотеки». | Развитие партнерских взаимоотношений с учреждениями и организациями социума. | Февраль |
6 | Оформление папки-передвижки. | «Ребенок и компьютер». | Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. | Февраль |
Март
№ | Форма работы | Тема | Цель | Исполнители |
1 | Оформление родительского уголка на весеннюю тематику. | «К нам весна - красна пришла». | Привлечь внимание родителей к новой информации в уголке. | Воспитатели. |
2 | Оформление информационного стенда. | «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. | Воспитатели. |
3 | Оформление выставки детских рисунков. | «Портрет любимой мамочки». | Развитие творческого взаимодействия детей и педагогов. Привлечение внимания родителей к творчеству детей. | Воспитатели, дети, руководитель изо.студии. |
4 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Домашнее задание и как его надо выполнять». | Познакомить родителей с результатами мониторинга. Ответить на вопросы родителей. | Воспитатели, педагог-психолог. |
5 | Праздничный концерт с участием мам и бабушек. | «Для любимых и родных» ( К Дню 8 Марта). | Демонстрация творческих способностей детей, умений и навыков. | Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители. |
6 | Консультация для родителей. | «Взаимодействие детей и животных». | Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребенка.Практическая помощь родителям в воспитании детей. | Воспитатели, родители. |
7 | Фольклорное развлечение. | «Широкая масленица». | Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике. | Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители. |
Апрель
№ | Форма работы | Тема | Цель | Исполнители |
1 | Развлечение. | «День Смеха». | Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, развлечения. | Воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители, музыкальный руководитель. |
2 | Мастерская добрых дел. | «Скворечник своими руками». | Привлечение внимания родителей к мероприятиям творческого характера для объединения усилий семей в сохранении животного мира планеты. | Воспитатели, родители, дети. |
3 | Создание совместного альбома. | «Всё о космосе». | Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности по изготовлению дидактических пособий. | Воспитатели, родители. |
4 | Анкетирование. | «Растем здоровыми». | Получение информации о формах и методах оздоровления детей дома. Оценка готовности родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. | Руководитель физического воспитания , воспитатели, родители. |
5 | Индивидуальные беседы, консультации. | «Ребёнок на дороге». | Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома. | Воспитатели. |
6 | Проведение субботника на участке детского сада. | «Чтобы город был чистым». | Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей. | Воспитатели, родители, дети. |
7 | Организация совместной экскурсии. | «Достопримечательности нашего города». | Взаимодействие детей, родителей и педагогов по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом. | Воспитатели, дети, родители. |
Май
№ | Формы работы | Тема | Цель | Сроки | |
1 | Итоговое родительское собрание с просмотром открытого занятия. | «Чему мы научились». | Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей. Подведение итогов воспитательно- образовательной работы за учебный год. | Май. | |
2 | Создание совместной стенгазеты. | «9 Мая – Праздник Победы». | Укреплять дружеские взаимоотношения в группе. Воспитывать у детей родителей уважение к славным историческим традициям своей Родины. | Май. | |
3 | Праздничный концерт. | ««Этот День Победы». | Демонстрация творческих способностей детей. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, педагогов ДОУ. | Май. | |
4 | Совместная экскурсия | «К памятнику погибших героев». Возложение цветов. | Вовлечение родителей в деятельность ДОУ по патриотическому воспитанию детей. | Май. | |
5 | Консультация. | «Об особенностях питания детей летом» | Внедрение здорового питания в летний период.Профилактика желудочно-кишечных нарушений.Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом. | Май. | |
6 | Выпускной Бал. | «До свидания, детский сад!» | Развитие творческого содружества в детско-взрослом коллективе, создание благоприятной психологической атмосферы праздника. | Май | |
7 | Создание совместной стенгазеты. | «Наши любимые выпускники». | Привлечение родителей к совместному созданию с детьми стенгазеты. | Май |
Предварительный просмотр:
Виды закаливания детей от 3 до 7 лет в семье в период посещения ребёнком дошкольно-образовательного учреждения.
Прогулки (ежедневно)
Хождение по полу босиком
Обливание стоп
Душ
Полоскание горла
Воздушные ванны
Купание
Посещение бани
Посещение бассейна
Нужное подчеркнуть
Соблюдение режима дня детьми дома.
Время приёма пищи 4-разовое
Время приёма пищи 3-разовое
Время приёма пищи в неопределённое время
Своевременный дневной сон
Своевременный ночной сон
Общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе до 2 часов
Общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе до 4 часов
Нужное подчеркнуть
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Мы рады, что ваш ребёнок посещает нашу группу. Для более успешной работы воспитателей просим вас ответить на следующие вопросы:
- Фамилия, имя, отчество ребёнка ____________________________________________________________________________________________________________________________
- Ф.И.О. родителей, место работы
Мама____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование ________________________________________________________________
Папа ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование_____________________________________________________________________________________________________________________
- Полная, неполная семья _____________________________________________
- Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье вашего ребёнка_____________________________________________________________________________________________________________________
- О чём бы вы хотели поговорить с воспитателями вашей группы ____________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие проблемы вы испытываете в воспитании вашего ребёнка, консультации на какие темы вам необходимы ____________________________________________________________________________________________________________________________
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на ряд вопросов, ответы на которые помогут совершенствованию качества физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения. С целью получения предельно достоверной информации просим Вас заполнить опросный лист в течении 5 минут. Отвечать на вопросы нужно в строгой последовательности: только ответив на предыдущий вопрос, можно переходить к следующему. Отвечая, на вопросы, Вы должны подчеркнуть или дополнить выбранный ответ.
- Ваш ребёнок в семье:
- первый
- второй
- третий
______________________
- Если бы была возможность, то вы завели бы ещё ребёнка?
- да
- нет
- не уверены.
3. О ком мечтает ваш малыш?
- о сестрёнке
- о братишке
- не хочет других детей
________________________
4. Вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий?
- да
- нет
- не помешало бы
5. Вы проживаете в одной квартире сродственниками?
- да
- нет
6. Это родственники:
- мужа
- жены
7. У вас есть загородный домик или садовый участок с домиком?
- да
- нет
8. Вы гуляете вечером с ребёнком после того, как забираете его из детского сада?
- да
- нет
- иногда
9. Кто преимущественно гуляет с вашим ребёнком?
- муж
- жена
- старший ребёнок
- другие члены семьи
10. Вы считаете, что вечером гулять с ребёнком необязательно, так как он достаточно бывает на свежем воздухе в детском саду?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
______________________
11. Вы ежегодно вывозите ребёнка на море?
- не вывозим совсем
- ежегодно
- иногда
12. Вы гостеприимны, к вам часто ходят гости?
- да
- нет
- не совсем так
13. Ваш ребёнок находится среди гостей?
- да
- не всегда
- нет
14. Кто из вашей семьи курит?
- муж
- жена
- оба
- другие члены семьи
- все
15. Они курят:
- за пределами квартиры
- в специально отведённом месте
- где хотят
16. Посещаете ли вы тренажёрные залы, спортивные комплексы другое?
- да
- нет
- иногда
17. Вы не посещаете спортклубы, и т.п. по причине:
- недостатка времени
- недостатка средств
- не видите необходимости
18. Вы любите плавать?
- да
- нет
- не умею
19. Сколько раз вы с семьёй в среднем бываете летом на пляже?
- один раз в неделю
- два раза в неделю
- больше
- не бываем вообще
20. Вы бываете в бассейне?
- да
- нет
- редко
21. Ваш ребёнок смотрит телевизионные передачи?
- вместе со всеми
- только детские
22. У вашего ребёнка отдельная комната?
- да
- нет
23. Ваш ребёнок находится в одной комнате:
- с вами
- с вашими родителями
- с другим ребёнком
24. Вы ужинаете вечером:
- всей семьёй
- ребёнок ест отдельно
- когда как
25. Вы чистите зубы:
- утром
- утром и вечером
- когда как
26. У вашего ребёнка своя зубная щётка и полотенце:
- да
- нет
27. Какую зубную пасту любит ваш ребёнок?
_________________________________________
28. Он её ест?
- да
- нет
- не знаю
29. У вас есть в семье больные родственники, за которыми приходится ухаживать?
А) да
Б) нет
30. Ваш ребёнок принимает участие в уходе за больным?
А) да
Б) нет
В) иногда
31. Вашей семье есть родственники, имеющие вредные привычки?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
32. Эти привычки:
А) очень сильные
Б) умеренные
33. Что вы делаете утром:
- гимнастику, пробежку
- принимаю холодный душ
- завтракаю и иду на работу
34. Ребёнок присоединяется к вам?
- Да
- Нет
- Иногда
35. Ваш материальный достаток
- Ниже среднего по стране
- Средний
- Выше среднего
- Высокий
36. Образование жены:
- Среднее
- Среднее специальное
- Высшее
37. Образование мужа:
- Среднее
- Среднее специальное
в) Высшее
38. Вы работаете по специальности?
- Да
- Нет
39. Вы считаете, что чистить зубы ребёнку лучше:
- Дома
- В детском саду
в) Вообще лучше пользоваться жевательной резинкой
40. Вы даёте ребёнку сладости:
- Регулярно
- Каждый день
- Изредка
41. Кто в вашей семье большой лакомка?
- Муж
- Жена
- Все любят сладкое
42. Как часто члены вашей семьи, исключая детей, болеют гриппом, и ОРЗ?
- Не более одного раза в год
- Один-два раза в год
- Часто
43. Вы ложитесь спать:
- После одиннадцати
- До одиннадцати
- Раньше
44. В вашей семье все ложатся спать одновременно?
- Чаще всего так
- Не всегда
- Все ложатся в разное время
45.Вы укладываете ребёнка в одно и то же время?
- Да
- Бывает по-разному
46. Ваш ребёнок засыпает:
- Под звуки музыки
- Прослушав вечернюю сказку
- В абсолютной тишине
47. Ваш ребёнок спит:
- Не просыпаясь
- Беспокойно, но не просыпается
- Просыпается
48. У вас дома есть спортивный инвентарь (лыжи, мячи, коньки и пр.)?
- Да
- Нет
49. Кто-нибудь из членов вашей семьи занимается спортом?
- Да
- Нет
50. Вы делаете генеральную уборку:
- По будням
- В выходные
- Когда как придётся
51. Вы считаете, что в детском саду следует приучать ребёнка к хозяйственному труду?
- Да, следует
- Нет, пусть это делают родители
52. Вы довольны физическим развитием своего ребёнка?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
53. Вы знаете возрастные стандарты развития детей?
- Да
- Имею приблизительное представление
- Не знаю
54. Ваш ребёнок болеет чаще:
- Простудными заболеваниями
- Соматическими (не инф., ОРВ, коньюктивит, ларингит, бронхит…)
- Инфекционными
55. В своём питании вы придерживаетесь преимущественно:
- Растительно-молочной пищи
- Белковой пищи (мясо, рыба)
- Смешанной
56. Сколько человек в вашей семье:
- Двое
- Трое
- Больше
57. Вы используете для укрепления и профилактики здоровья народные средства?
- В системе
- В периоды межсезонья и гриппа
- Когда болеем
Анализ результатов опроса проводится следующим образом:
- Со знаком «плюс» оценивается:
- Ответ а) в вопросах 7,8,15,16,18,19,20,22,25,26,27,34,39,44.45,47.49,50,51,53.57,58 – оценивается в 3 балла. Максимально возможное число баллов – 66
- Ответ б) в вопросах 1,4,5,11,13,21,24,25,31.35,42,43,57 –
Оценивается в 2 балла. Максимальное возможное число баллов – 26
- Ответ с) в вопросах 1,35.36,37,39,40,43,46
Оценивается в 1 балл. Максимально возможное число баллов – 8.
Все ответы с положительным значением суммируются.
- Со знаком «минус» оценивается:
- Ответ а) в вопросах 1,4,5.10, 11, 13, 14. 17, 21,23,31,32,35,57,59
Оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов-15
- Ответ б) в вопросах
2,8,12,14,15,16,17,18,20,22,23,26.32,34,40,41,44,45,47,48,49,50,51,53,55
Оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов-25
- Ответ с) в вопросах 15,17,18,23,25,28,31,39,41,42,44,47,50,53,54,57
Примечание: некоторые вопросы не оцениваются. В вопроснике подчёркнуты ответы только для примера и последующей инрерпритации.
Порядок работы с опросным листом:
- Подсчитать общее количество баллов с положительным значением.
- Подсчитать общее количество баллов с отрицательным значением.
- Из суммы баллов с положительным значением вычесть сумму баллов с отрицательным значением.
- Дать интерпретацию (объяснение) специально-гигиенических условий семьи, пользуясь ключами к опроснику.
- Чтобы получить общее представление об условиях и образе жизни семьи группы, следует суммировать баллы всех опросных листов и полученный результат разделить на их количество. Мы получим «групповой портрет» семьи.
Ключи к опроснику:
101-80 баллов – ответы не достоверны
79-40 баллов – семья ведёт в целом здоровый образ жизни.
40-33 баллов – семья тяготеет к здоровому образу жизни
Ниже 32-19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился
Ниже 19 баллов – вас игнорируют.
Анкета для родителей
"Какое место занимает физкультура в вашей семье"
1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
_________________________________________________________________
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
_________________________________________________________________
3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
_________________________________________________________________
4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
_________________________________________________________________
5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
- Мама (да, нет),
- папа (да, нет),
- дети (да, нет),
- взрослый вместе с ребенком (да, нет).
- Регулярно или нерегулярно.
8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________
10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
11. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________
12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- Подвижные игры
- Спортивные игры
- Настольные игры
- Сюжетно - ролевые игры
- Музыкально - ритмическая деятельность
- Просмотр телепередач
- Конструирование
- Чтение книг.