Работа с родителями
На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование мнемотехники при разучивании стихотворений детьми дошкольного возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №148» Выполнила воспитатель: Нечаева О.С. Оренбург 2018г. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Этапы работы по мнемотаблице 1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется воспроизведение стихотворения. В младшей и средней группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно. 4 этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы 5 этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Объем произведения для заучивания с помощью метода мнемотехники : 1-2 четверостишия для младших групп; 2-3 четверостишия для средних групп; 3-4 четверостишия для старших групп; 4-5 четверостиший для подготовительных групп.
Предварительный просмотр:
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха.
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:
- Потеря, искажение смысла стихотворения.
- Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
- Длительность процесса заучивания (запоминания).
- Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.
Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, то есть применяем метод наглядного моделирования или мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру. Мнемотехника - это система методов и приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовать учебный процесс в виде игры.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текста.
Мнемотаблицы достаточно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д.
Методика использования мнемотехники включает в себя четыре этапа:
I этап: Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов.
На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома, услышанные и пр. слова. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. Также здесь необходимо вводить заранее слова, которые будут необходимы, при заучивании конкретного стихотворения. Дополнительно проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря.
II этап: Чтение и далее самостоятельное составление мнемодорожек, мнемотаблиц.
Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей собственной схемы.
III этап: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.
Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью можно проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. После проделанной работы детям предоставляется возможность воспроизвести текст с опорой на рисунки.
IV этап: Детское проектно-творческое моделирование.
На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности.
Требования к мнемотаблице:
- знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
- знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
- знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются.
При выборе текста нужно учитывать возрастные особенности:
- В младшем возрасте используются готовые цветные мнемодорожки, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. В данном возрасте мнемосхемы даются детям готовые, т.е. дети не принимают участия в их изготовлении для них это пока сложно. Традиционно при заучивании стихотворений с детьми младшего возраста, воспитатель может использовать игрушку в качестве демонстрации. При использовании мнемотехники данная демонстрация так же допускается. После заучивания мнемодорожки в младшем возрасте используются в основном в индивидуальной работе с детьми.бенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- С детьми среднего возраста так же используют цветные мнемотаблицы. Но изображения становятся более символичными, например, елочку мы можем обозначить двумя треугольниками, но зеленого цвета. Также происходит постепенный переход от мнемодорожек к мнемотаблицам. Количество мнемосхем в них увеличивается до 7-8 к концу года. В среднем возрасте, так же как и в младшем, дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. Пройденный материал необходимо постоянно повторять. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.
- В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется более символичное изображение одного основного цвета (черное, синее) изображение, например, рисунок домика изображается как черные квадрат и треугольник.
Так же при составлении мнемотаблиц можно использовать буквы, например, явления, времена года (весна-В), цифры.
Начиная со старшей группы, дети привлекаются к составлению мнемотаблиц, т.е. предлагают использовать тот или иной цвет, символ, форму, величину и т.д. В подготовительной группе мы им предлагаем составлять схемы самостоятельно (дети сами заполняют мнемотаблицу).
Объем произведения для заучивания с помощью метода мнемотехники:
1-2 четверостишия для младших групп;
2-3 четверостишия для средних групп;
3-4 четверостишия для старших групп;
4-5 четверостиший для подготовительных групп.
Предлагаю рассмотреть, в чем различие классического метода заучивания стихотворений и метода заучивания стихотворения с использованием мнемотехники.
Классическая методика:
1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей).
2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.
3. Беседа по содержанию.
4. Чтение с установкой на запоминание 5-6 раз (в старших группах можно предложить детям назвать отрывки, которые им очень понравились).
Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице:
1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)
2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.
3. Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.
4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)
5. Самостоятельное чтение.
Для того чтобы занятия мнемотехникой были эффективными, необходимо, чтобы у детей уже был определенный словарный запас, и конечно все занятия проводятся в форме игры. Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.
Результаты работы с мнемотаблицами:
У детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Практическая часть
А сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Задание № 1
Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.
Задание № 2
Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
Предлагаю и вам апробировать данную технологию на себе.