Мои выступления.
Выступления, доклады, опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовность педагога к работе в условиях ФГОС, | 33.35 КБ |
Личностная компетентность школьника и методы её оценивания | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад на тему:
Готовность педагога к реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Выполнила:
учитель начальных классов
В.М.Черниченко
г.Алексеевка, 2018 г.
С 1 сентября 2016 года началась реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ОВЗ и федеральных государственных стандартов общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Ключевой фигурой реформирования образования во все времена был и остается педагог.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал К.Д. Ушинский.
Основу любой школы составляют педагогические кадры.
От того, насколько учитель будет готов к реализации той или ной задачи, зависит успех всех реформ.
С чего же начать, как можно представить процесс подготовки педагога к внедрению новых программ?
Можно выделить несколько основных этапов подготовки педагога к реализации и внедрению новых образовательных программ.
1 – изучение нормативно-правовой базы внедрения ФГОС, методических материалов по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
2 - разработка необходимой документации, в частности составление адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.
3 -прохождение курсов повышения квалификации; личностный, профессиональный рост педагога.
4 - создание, обновление, пополнение УМК.
5 - использование современных образовательных технологий, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС.
6 - знание и соблюдение структуры урока по ФГОС.
7 - четкая ориентация на результат.
Рассмотрим основное содержание отдельных этапов.
- Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя обучающего детей с ОВЗ ?
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» | От 29.12.2012г | № 273 –ФЗ |
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | От 19.12.2014г | № 1598 |
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» | От 19.12.2014г | № 1599 |
Методические материалы по ФГОС обучающихся с ОВЗ:
1. федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.
2. Какую документацию необходимо разработать педагогу?
1. рабочую программу по учебным предметам;
2. коррекционно-развивающую программу;
3. программу внеурочной деятельности;
4. карту оценивания предметных достижений, позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ.
Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.
При разработке адаптивных рабочих программ по учебным предметам необходимо иметь ввиду, что ФГОС - это совокупность трех систем требований:
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
- Требования к организации образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ.
3. В условиях введения Стандарта учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога.
Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде:
Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения.
Способности. Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении. Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности. Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.
Личностные качества современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя понимают, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Учитель сам являться носителем образа человека, народа, страны и передает этот образ молодому поколению. Отсюда приоритетными следует признать воспитание духовно-ценностных качеств, творческого отношения к миру, умение взаимодействовать с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры.
Профессиональное самосознание -это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности. Профессиональный учитель любит свой предмет и своих учеников, обладает простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учит не только наукам, но и жизни.
5.Учителю необходимо владение современными образовательными технологиями, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
- ИКТ;
- личностноориентированные технологии;
- здоровьесберегающие и игровые технологии;
- коррекционно-развивающие;
- дифференцированное, «пошаговое» обучение;
- проектные технологии;
- исследовательские технологии;
- обязательная индивидуализация обучения;
6.Знание и соблюдение структуры урока по ФГОС
Урок по ФГОС – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход;
- организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии.
«Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- признание того, что развитие личности зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества;
- разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Опорный конструктор урока может быть следующим:
- Организационный этап
- Контроль за усвоением пройденного материала
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе
- Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Первичная проверка понимания изученного
- Этап закрепления новых знаний и способов действий
- Применение знаний и способов действий
- Обобщение и систематизация
- Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
- Коррекция знаний и способов действий
- Подведение итогов занятия
- Рефлексия.
Главным же при работе по ФГОС являются принципы, подходы педагога к самой организации урока.
Принципы деятельности педагога:
- пересмотр схемы и требований к уроку;
- изменение психологических условий обучения;
- создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
- создание психологической комфортности;
- равенство всех участников учебного процесса;
- привлечение детей к деятельности на добровольной основе;
- возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
- вера в каждого ребенка;
- способствовать речевому развитию;
- максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
7. Четкая ориентация на результат.
В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
. И в итоге хотелось бы отметить ещё раз: ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пожелаю же всем коллегам здоровых идей и здоровых детских душ!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Сообщение на тему:
«Личностная компетентность школьника
и методы её оценивания».
Подготовила: Черниченко В.М.
2018 г.
Главная задача современной системы образования — создание условий для качественного обучения. В «Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура состветствутоших компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).
2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).
3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников является информационная компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и наша задача формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.
№ | Показатели сформированности информационной компетентности | Средства оценивания |
1. | Компьютерная грамотность учащихся | Практическая работа |
2. | Умение пользоваться различными источниками информации | Интегрированные самостоятельные работы |
3. | Умение переводить информацию из одного вида в другую | Творческие задания |
Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков, создания условий для индивидуализации обучения.
В реальной жизни наши ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему необходимо учить воспитанников, формируя коммуникативную компетентность
№. | Показатели сформированности коммуникативной компетентности | Средства оценивания |
1. | Умение общаться и работать в группе | Результативность при работе в команде |
2. | Умение доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности | Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных) |
Воспитанники живут в социуме и необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
№ | Показатели сформированности социальной компетентности | Средства оценивания |
1 | Позитивная внеурочная деятельность | Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях |
2 | Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат | Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников |
3 | Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума | Результативность участия в социально направленных мероприятиях |
4 | Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта | Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников |
5 | Культура здоровья учеников | Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача школы |
6 | Самоуправление класса | Действующая система самоуправления класса |
Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие личностной компетентности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.