Просветительская и развивающая работа Сафоновой Натальи Александровны.
Информационный материал для родителей, педагогов. Консультации, рекомендации для родителей; занятия для воспитанников (2020 - 2021 уч.г.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Чем заняться с ребёнком дома?»
Ребенок с интересом прислушивается и присматривается к взрослым, к окружающему его миру, делает открытия для себя. И важно в этот момент стать настоящим другом ребёнку, научить его использовать свободное время, что бы он почувствовал его, необходимость своего труда, занятий, игр.
Для игр нужны игрушки. Совсем не обязательно дорогостоящие, магазинные. Игрушки можно сделать своими руками. На что следует обращать внимание на занятиях с детьми дома?
Во - первых, на самостоятельность - сам придумал, вырезал, склеил, построил и т. д. В то же время не следует отказывать малышу в помощи, когда он встречается с какими-то трудностями.
Во-вторых, что бы он бережно хранил свои поделки. Важно не упускать случая, чтобы подтолкнуть фантазию, воображение ребёнка. Например: малыш помогал вам перебирать фасоль, рис. По окончанию работы предложите сыну или дочери выложить из них «дорожку», «цветочек» или другие формы. Выпел малыш компот, съел варенье - остались косточки: соберите их, подвигайте по столу, что бы что-то получилось. Хороши для рассматривания воздушные рисовые хлопья. Их форма может напомнить кого-то или что-то.
Много говорится сейчас о трудовом воспитании детей, о профориентации. Дошкольникам, разумеется, рано выбирать будущую профессию: в этом возрасте одно влечение быстро сменяет другое. Но любовь и уважение к труду, элементарные трудовые навыки необходимо воспитывать уже сейчас.
К сожалению, мы, взрослые часто попусту растрачиваем своё свободное время. Что уж говорить о тех, кто не знает, что делать со своим свободным временем! Но будем помнить, что свободное время – это время, которое не просто свободно от чего-то, но должно быть свободно для чего-то. А если мы свободное время обращаем на обогащение своих творческих, духовных качеств, мы совершенствуем не только себя, но и своих детей.
Игра «Заметить все» Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их газетой. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали. Переменив местами два каких-либо предмета, показать снова предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены. Не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них. Положив один на другой восемь предметов, заставить ребёнка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20 секунд. Пять-шесть предметов разместить в разных положениях: перевернув, поставив на бок, приложив, друг к другу, положив один на другой и т. п. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет. В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста. Игра помогает развить память ребёнка, внимание, мышление, наблюдательность.
Игра «Ищи безостановочно» В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Игра способствует развитию наблюдательности и памяти.
Игра «Запоминай порядок» Играющим показать на руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности в их расположении. 5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящий становится другой. Игра развивает память, наблюдательность, внимание.
Игра «Разноцветное меню» Предложить ребёнку составить меню из продуктов одного цвета. Для начала вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трёх блюд: помидора, перца, свёклы. Эта игра помогает развить логическое мышление и воображение ребёнка, способствует сенсорному развитию – усвоению сенсорного эталона цвета.
Игра «Узнай на ощупь» Взять несколько предметов и внимательно рассмотреть их с ребёнком. Завязать ребёнку глаза шарфом. Нужно определить предмет, потрогав его поверхность, взяв его в руки. На ощупь определить, сахар это или соль; определить – какое зерно, какая крупа и т. п. Игра способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребёнка.
Играйте с удовольствием!
Предварительный просмотр:
Особенности возраста 5-6 лет.
Развитие психических процессов
В старшем возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной задачей, а не игровой. Появляется желание овладевать знаниями, показать свои умения, сообразительность. Активно развиваются все психические процессы.
Взрослому необходимо поддерживать интерес к знаниям ребенка, вместе с ребенком расширять его кругозор, поддерживать инициативу и стремление к самостоятельности.
Восприятие
Ребенок различает и называет основные цвета и их оттенки, выделяет форму предметов, знает: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Различает предметы по величине, выстраивает по принципу иерархии.
Во время прогулок обращайте внимание ребенка на цветовую гамму того или иного времени года, играйте в ассоциации форм, цветов и эмоций. В творческой деятельности: смешивайте цвета, угадывайте их оттенки.
Внимание
Возраст 5-6 лет - возраст устойчивого внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Ребенок лучше контролирует свои желания, может достаточно долго заниматься одним делом.
Давайте ребенку небольшие поручения, следите за тем, чтобы ребенок доделал их до конца. Играйте с детьми в настольные игры, где нужно прийти к определенному результату, следуя определенным правилам: шахматы, шашки, игры на развитие логического мышления; играйте в невербальные игры «Крокодил», «Мафия» пр., показывайте друг другу фокусы и т.д.
Память
В этом возрасте начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен запомнить 5-6 объектов (слов) как при помощи картинки, так и на слух.
Если ребенок испытывает затруднения: поиграйте с ребенком в игры на слуховое и зрительное восприятие, игры на развитие памяти. Игры: «Найди среди других предметов», «Горячо-холодно», «Слова», «Вам барышня прислала кусочек одеяла..», разучивание стихотворений, пересказ прочитанного текста и пр.
Мышление
Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу на наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Развиваются мыслительные операции обобщение и классификация.
Игры на развитие этих мыслительных операций: «Лото», «Домино», настольные игры на логику и мышление, «Найди лишнее», «Магический квадрат» и пр.
Воображение
Фантазия ребенка в этом возрасте яркая и интенсивная. Яркость воображения проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Ребенок детально продумывает ход игры и сюжет, распределяет роли, эмоции во время игры приближены к реальным событиям его жизни и окрашены собственными переживаниями.
В жизни ребенка эмоциональная сфера играет важную роль, развитие эмоций и воображения очень важно в этот период. Читая сказки на ночь, беседуя и фантазируя с ребенком, развивается эта сфера. Проявите творческий подход в развитие воображения ребенка.
Речь
Продолжает совершенствоваться речь, звуки становятся на свои места. Дети могут правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь.
При возникновении сложностей и проблем в речевом развитии необходимо обратиться к логопеду.
Уважаемые родители,
будьте внимательны к своим детям и терпеливы,
наблюдайте за развитием своих детей и мягко направляете их,
развивайте своих детей и учитесь вместе с ними.
Педагог-психолог Сафонова Н.А.
Предварительный просмотр:
Возрастные психологический особенности детей 2-3 лет
- Дети этого возраста эмоциональны. Однако эмоции непостоянны, малыш легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое. Поэтому в сложной ситуации важно переключить внимание ребенка на другую деятельность.
- Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога в детском саду, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.
- Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
- Дети играют «рядом, но не вместе». Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
- Детям 2-3 лет присуще наглядно-действенное мышление. Их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата и интересна окружающая среда. Она должна быть разнообразна и содержательна, чтобы ребенок мог исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
- Общая моторика: учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге, сидеть на корточках, спрыгивать с нижней ступеньки. Малыш учится аккуратно открывать ящик, не опрокидывая его содержимое, складывать вещи на место.
С интересом играет с песком и глиной. Учится красить пальчиковыми красками, восковыми карандашами и гуашью. Проявляет интерес к нанизыванию бус, собиранию пирамидки и т.п. - Речь находится на стадии формирования. Поэтому в этот период особенно важно с малышом разговаривать как можно больше, проговаривать все действия, которые вы совершаете. Ваша речь должна быть эмоционально окрашена, доступна для понимания ребенка этого возраста, наполнена
- Внимание, мышление, память - непроизвольны. В этом возрасте важно многие вещи проговаривать несколько раз, читать одни и те же книги многократно и т.п. Речь и мышление взаимосвязаны, эти два процесса имеют двусторонне влияние. Необходимо задавать вопросы о том, что малыш делает, во что играл, что ел и др. Вопросы должны быть связаны с практическим опытом ребенка, реальной жизнью. Тем самым концентрируется внимание малыша, становиться более устойчивым и тренируется память.
Родители должны помнить, что:
- Очень важно проявлять любовь, ласкать и хвалить ребенка.
- В то же время, обязательно установите ему рамки, границы дозволенного: если что-то нельзя, то нельзя никогда. И эти требования должны быть едины в семье.
- Для правильного воспитания детей в 2-3 года нужно соблюдать режим – это хорошо дисциплинирует малыша, а также нервная система ребенка будет более сохранна.
- Позволяйте малышу активно познавать мир, пробовать и ошибаться, но учитывайте физиологические особенности этого возраста и следите, чтобы ребенок не получил травму.
- Очень важна после двух лет адаптация в окружающем мире, учите малыша общаться с ровесниками. Научите его делиться игрушкой, меняться, вежливо просить.
- Не ущемляйте ребенка, не бейте и не оскорбляйте его. Он личность, просто ещё очень маленькая.
- Старайтесь поменьше произносить слово «нет», вместо этого предложите малышу выбор, а если это невозможно, на доступном ему языке объясните причину запрета.
- Приучайте малыша к самостоятельности и порядку: самостоятельно одеваться и раздеваться, есть, ходить в туалет, складывать на место игрушки. Это придаст ему больше уверенности в собственных силах и создаст положительный эмоциональный фон.
Игры для развития вашего ребенка:
Что в мешочке?
Возьмите не прозрачный мешочек и сложите в него знакомые ребенку игрушки. Попросите его просунуть руку в мешочек и взять одну игрушку. Пусть он попробует угадать, что за игрушка у него в руке, не вынимая руки из мешочка.
Строитель.
Учите ребенка не просто строить башенки из кубиков, а делать первые не сложные постройки – домики, ворота, гаражи для машин.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ
Познавательные процессы ребенка
Внимание и память непроизвольны: происходит концентрация на ярких, эмоциональных событиях. Делайте акценты на том, что у ребенка получилось, что он сделать правильно, подчеркните важные его открытия, обсудите с ним полученный ребенком опыт.
Восприятие. В этот период использование простых сенсорных эталонов поможет закрепить элементарные формы, цвет. Это заложит основу элементарных математических представлений у ребенка.
Речь. В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей речи. Беседуйте с ребенком, путь ваша речь будет не только эмоционально окрашена, но и наполнена прилагательными, речевыми оборотами. Читайте книги: стихотворения, сказки, рассказы. Вы приятно удивитесь, когда ребенок сам начнёт использовать в своей речи слова-связки, выстраивать сложные предложения.
Мышление. Переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению. Ребенок сравнивает все, что их окружает, в процессе делает выводы о природе и быте человека. Ребенок старается самостоятельно объяснить то, что происходит вокруг. Ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации. Объясняя ребенку что-то новое опирайтесь на реальный опыт малыша или рассмотрите это на наглядном материале, картинке, предмете.
Игра ребенка.
Предметно-манипулятивная игра – еще ведущая. Важно обеспечить игровое пространство «простыми» игрушками: кубики, пирамидки, ведерки, совочки, бытовые предметы. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: ребенок в игре «замещает» одни предметы другими, также можно наблюдать короткие сюжеты с одной-двумя ролями.
Личность ребенка
Завершается кризис 3 лет. Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в 1 лице. Раньше ребенок говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например, говорил о себе: «Миша упал».
Теперь ребенок входит в социум как один из членов нашего общества, становится частью этого мира и его роль не является управляющей, и у него даже появляются уже свои маленькие обязанности (самообслуживание, убрать игрушки).
Новое осознание себя проявляется также в стремлении во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда же, когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться и раздеваться, даже если он не умеет этого делать. В этом и проявляется кризис, он хочет как взрослые, но ещё не может. От этого возникают отрицательные эмоции, капризы и протесты у детей. Так же протест является проявление яркой позицией ребенка, он хочет равноправия.
Задачи взрослого в этот период:
- Предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, этим вы поддержите у ребенка новое представление о себе, заложит основы хорошей самооценки ребенка
- Постараться дать ребёнку возможность реализовать его намерения: «Я хочу» и «Я буду». Тем самым вы поддержите его самостоятельность, приучите к элементарным навыкам самообслуживания, заложите понятия взаимопомощи и взаимовыручки.
- Постарайтесь реагировать спокойно на отрицательные реакции ребенка. Попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Вспомнить какую собачку или кошечку вы видели на прогулке.
- Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание. Тем самым нервная система малыша не перевозбудится.
- Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно. Желательно подчеркивать, какой он уже большой.
- Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог!
Предварительный просмотр:
Мои секреты в воспитании ребенка.
Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам не нужно переносить его из его сферы в
нашу, а самим переселяться в его духовный мир.
(Н.И. Пирогов)
Каждый желает своим детям всего самого лучшего в жизни и мечтает воспитать их людьми умными, порядочными, успешными и счастливыми. Однако в вопросе воспитания детей очень много премудростей и секретов. Вообще о воспитании можно говорить много и не повторяться. Как правило, мы пытаемся воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладаем. Воспитываем себя, а уж после – детей.
Но хочется предостеречь от некоторых ошибок воспитания.
Ошибка 1. Слепая любовь.
Многие родители считают, что нельзя ни в чем отказывать ребенку. Ребёнок понимает, что все крутится вокруг него. Ему это, безусловно, нравиться. Только вот на пользу ему это не идёт. Ведь не планировали растить эгоиста. А потом, в социуме в коллективе ему тяжело. Когда ребёнок поймёт, что не он самый главный и единственный, можно себе представить, как больно ему будет?
Ошибка 2. Мой ребёнок особенный. Очень часто родители искренне верят в то, что их дети идеальны во всех отношениях. И если кто-то позволяет себе сделать какое-то замечание в адрес ребёнка или усомниться в его идеальности, он сразу попадает в разряд «врагов». А вместо того чтобы проявлять агрессию по отношению к другим, надо внимательно присмотреться к своему ребёнку и сделать правильные выводы.
Ошибка 3. Нерегулярное и непоследовательное воспитание. Психологи утверждают, что для детской психики важна регулярность и последовательность в воспитании.
Ошибка 4. Воспитание у ребёнка чувства вины. Постоянные обвинения ребёнка в его неудачах, невоспитанности, плохом поведении приводят к формированию комплексов неполноценности и снижают его самооценку.
Ошибка 5.Воспитание угрозами и неправильными словами. Как часто можно услышать от родителей, что если ребёнок сделает (не сделает) что-то, то его накажут (лишат, не пустят, отругают и ещё гораздо хуже). А это вызывает у детей желание действовать от противного и назло. И самое страшное, что родители произносят совсем недопустимые слова. Например: «Я тебя больше не люблю». Это приводит к страхам и душевным травмам.
Ошибка 6. Постоянные запреты. Переизбыток запретов приводит к невыполнению ребёнком элементарных правил и постоянной лжи. Поэтому все запреты должны быть обоснованными и хорошо понятными.
Ошибка 7. Лишение ребёнка индивидуальности. К сожалению, бывает так, что родители возлагают на ребёнка какие-то надежды, связанные со своими несбывшимися мечтами, и постоянно его к ним принуждают. Тем самым лишая ребёнка индивидуальности. Призываю рассмотреть в своём ребёнке его собственные таланты. И развивать их.
Ошибка 8. Излишняя опека ребёнка. Не надо забывать, что в любом возрасте дети могут делать что-то самостоятельно. И не стоит их лишать этой возможности. Тогда они будут людьми, приспособленными к жизни и более жизнестойкими. А вот излишняя опека приведёт к совсем противоположным результатам.
Ошибка 9. Равнодушие. Самое страшное, что может быть в семье,- это безразличие родителей к проблемам и к жизни детей. Есть семьи неблагополучные. И тогда все объяснимо и понятно, но ведь есть семьи вполне благополучные, просто они ошибочно считают, что воспитывают у детей самостоятельность. А ребёнок всегда должен быть уверен в том, что семья-это главное в его жизни и там его любят и принимают
таким, какой он есть.
Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения. Воспитывать ребенка нужно с раннего детства, чтобы не упустить своё чадо.
Я считаю воспитание – это путь по которому как педагоги, так и родители должны привести ребенка во взрослую жизнь. Часть дороги родители ведут малышей за руку и присматривают за каждым шагом, затем отпускают от себя на небольшие расстояния, но при этом соблюдают общее направление движения. Но дорога таит в себе много трудностей и опасностей, полна соблазнов, надеж, обманутых ожиданий и разочарований. Иногда можно сбиться с дороги и плутать вместе с ребенком, искать свой утраченный курс. Для этого нужны ориентиры, общее представление о конечном пункте.
Чтобы воспитывать ребенка правильно надо знать, куда ты его хочешь привести – родители должны представлять каким они хотят вырастить своего ребенка. Если они это знают им проще в воспитании и меньше ошибок и упущенных возможностей для развития личности своего ребенка. И если вели ребенка целенаправленно и прилагая усилия, чтоб придерживаться нужного курса, то он в будущем не разочарует своих родителей и педагогов.
Предварительный просмотр:
Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста «Скоро в школу».
30.03.2020г.
Игра на внимание «Найди отличия «На пруду»»
Ссылка на видео https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija/na-prudu
31.03.2020г.
Игра на мышление
Танграм «Птицы»
Ссылка на видео https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/tangramy/pticy
01.04.2020г. – 17.04.2020г.
Карта №1
Предложите ребенку рассмотреть каждый из четырех рисунков, размещенных на карте. Попросите его узнать и назвать все изображенные предметы (Кошка, лошадь, медведь, собака; кружка, ведро, зонт, чайник, мяч, рукавица, савок).
Карта №2
В верхней части карты изображены попугай, бабочка и рыбка. Предложите ребенку выбрать из попугаев, бабочек и рыбок, расположенных ниже на карте, по одному, похожему на верхний образец. Попросите его объяснить свой выбор.
20.04.2020г.
Карта №3
Задание «Кто, где живет?»
Рыба - аквариум; обезьяна - пальма; паук – паутина; бабочка – цветок; сова – дупло, конура – собака, птица – гнездо.
23.04.2020г.
Предложите ребенку на нижней части каждой карточки выбрать подходящий по аналогии предмет вместо вопросительного знака, расположенного в верхней части.
Например: курица – цыпленок, собака – щенок и т.д.
28.04.2020г.
Карта №4
Предложите ребенку сосчитать, сколько и каких предметов нарисовано на карте (Грибы, воробьи).
Усложнение задания: предложите ему сосчитать предметы одновременно: «Один гриб, один воробей, один лист, одна шишка, два листа, два гриба, две шишки, два воробья, три воробья, три шишки».
Карта №5
Предложите ребенку сравнить между собой картинки, изображенные на этой карте, и найти как можно больше различий.
Усложнение задания: сначала покажите ребенку один рисунок, затем закройте его и покажите другой, предложив ему по памяти рассказать, чем отличаются рисунки (дом от другого дома).
29.04.2020г.
Карточка №3
Покажите ребенку каждый из изображенных рисунков на несколько секунд. После этого предложите ему сразу же нарисовать увиденную фигуру как можно точнее.
Усложнение задания: ребенку показывают сразу по 2-3 рисунка на несколько секунд, а затем просят нарисовать фигуры, которые он запомнил.
30.04.2020г.
Карточка №4
Задание «Будь внимателен»
Образец: Ловил (кого?) брата; ловил (что?)…
Мыл (что?) руки; гладил (что?) юбку; гладил (кого?) котенка.
Заметил (кого?) воробья; заметил (кого?) паука; заметил (что?) парусник.
Предварительный просмотр:
18.05.2020г.
Консультация для родителей «Как общаться с ребенком?»
Многие родители не задумываются над этим вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Пока. Но есть взрослые, которые уже осознали огромное значение стиля общения для развития личности своего ребенка.
Экспериментально доказано, что если малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, он плохо развивается не только психически, но и физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Однако, как пища может быть вредной, так и неправильное общение может вредить психике ребенка, его эмоциональному благополучию и скажется впоследствии на его судьбе.
Как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.
И все-таки, общаться с ребенком просто. Потому что не всегда, но часто этот процесс приносит радость. А чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил.
Правило 1
Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не престанешь…(лениться, грубить, драться), не начнешь (слушаться, убирать игрушки)." В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, то есть любят, "только если…". Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры и внедряется в сознание с детства. Причина оценочного отношения к детям - вера в силу награды и наказания. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но на деле получается, что чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Потому что воспитание - это не дрессура, а родители существуют не для того, чтобы вырабатывать условные рефлексы.
Безусловное безоценочное принятие - это удовлетворение одной из фундаментальных человеческих потребностей - потребности в любви, в принадлежности, в нужности другому. Эта потребность удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне нравится делать это вместе с тобой." Подобны этим сообщениям и "бессловесные" формы принятия: взгляды, ласковые прикосновения, позы и жесты. Психологи говорят, что 4 объятия в день просто необходимы ребенку для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. А дети буквально понимают такие наши фразы, как: "Ты меня в могилу сведешь", "Ты постоянно мне мешаешь", "Как я от тебя устала", "Как мы были счастливы в молодости, до твоего рождения", "Я всем пожертвовала ради тебя". Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к мысли: "Меня не любят". Доводы типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат, т.к. для них тон важнее слов. Если обычно тон родительского голоса сердитый, строгий, то ребенок ощущает себя плохим, "не таким", несчастливым.
Значит ли это, что родители никогда не должны сердиться на своего сына или дочь? Нет. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Обратим внимание на
Правило 2
1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были.
3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим: иначе оно перерастет в неприятие.
Родителям мешает принимать своего ребенка настрой на воспитание, который выливается в требованиях, критике, напоминаниях и нотациях, в борьбе за послушание и дисциплину. Но дисциплина должна возникать не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их. Воспитательный настрой может быть связан со стремлением компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желанием доказать всем свою незаменимость или "тяжесть бремени родительского долга".
Другая причина, мешающая безоценочному принятию, - неосознаваемое эмоциональное отвержение. Например, родители не ждали ребенка, он появился в "неподходящий" момент, или ребенок не того пола, которого ждали, или слишком тяжело дались роды и первые дни, или уродился слишком болезненным.
Как определить, принимаем ли мы своего ребенка? Постарайтесь подсчитать, сколько раз за день вы обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой) и сравните результаты.
Теперь рассмотрим ситуацию, в которой ваш ребенок чем-то занят, но делает что-то плохо, "не так". Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не очень хорошо: детали рассыпаются, вставляются не в те дырочки, в которые хотел попасть ребенок, да и цветочек на цветочек совсем не похож. Вам хочется вмешаться, помочь, показать. И вот вы не выдерживаете: "Надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "А я хотел не так. Я сам.".
Вообще разные дети по-разному реагируют на родительское "не так ", одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи - бунтуют. Почему детям не нравится такое общение? Потому что мы навязываем ребенку "простоту" там, где ему трудно. Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца, делает первые неуверенные шаги. При этом он покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри как надо!". Или: "Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила: не маши руками! Ну-ка пройди еще раз и как следует".
Так же нелепы критические замечания в адрес ребенка, который учится чему-то. Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием.
Правило 3
Гласит: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
Если ребенок чему-то научится сам он достигнет сразу 4-х результатов:
1. знание или освоенное умение
2. тренировка способности учиться
3. удовлетворение и уверенность в себе
4. положительный след на взаимоотношениях с родителями.
Все мы чаще ориентируемся на 1-й результат, но для жизни важнее три других. Конечно, возникает вопрос: "Как же научить, если не указывать на ошибки. Да, это необходимо. Но указывать нужно уметь:
1. не стоит замечать каждую ошибку
2. ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке
3. часто ребенок и сам знает о своих ошибках, но он доволен уже тем, что что-то получается и надеется, что завтра будет получатся лучше.
Подходящим для родителей будет следующий алгоритм:
1. выберете несколько дел, которые ваш ребенок может сделать сам, пусть и не идеально
2. постарайтесь ни разу не вмешаться и одобрите старания ребенка, несмотря на результат
3. запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными.
Найдите подходящее время и тон, чтобы поговорить о них.
Правило 4
Казалось бы, противоречит третьему, но в действительности, дополняет его: если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Если ребенок наталкивается на серьезную трудность, с которой он не может справиться, тогда позиция невмешательства может принести только вред. Некоторые родители, особенно папы, слишком усердно стараются приучить детей не бояться трудностей и быть самостоятельными. Если ваш сын или дочь прямо просят вас о помощи или жалуются, что "ничего не получается", "не знаю как", или оставляют начатое дело после первых неудач, - значит им необходимо помочь. Всем родителям известно, что дошкольник может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может сам организовать свои дела в течение дня. Вот почему часто слышатся слова: "Пора", "Теперь мы будем…", "Сначала поедим, а потом…". Но постепенно круг дел, которые ребенок выполняет самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он выполнял раньше со взрослым.
Предварительный просмотр:
Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста.
Игры на внимание и память.
06.05.2020г.
Лабиринт «Кротик»
Ссылка на видео https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/labirinty/krotik
07.05.2020г.
Лабиринт «Птичка»
Ссылка на видео https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/labirinty/labirint-ptichka
08.05.2020г.
«Собери зверюшку» Игра 4
Ссылка на видео https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/soberi-zverjushku-igra-4
12.05.2020г.
Игры на логику и мышление.
Танграм «Здания»
Ссылка на видео https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/tangramy/zdanija
13.05.2020г.
Танграм «Транспорт»
Ссылка на видеоhttps://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/tangramy/transport
14.05.2020г.
Танграм «Цифры» Игра 2
Ссылка на видео https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry/tangram-cifry-2
15.05.2020г.
«Четвертый лишний» - развивающее логику и речь задание (подготовительная к школе группа)
Ссылка на видео https://youtu.be/bKQyLot9Ye0
18.05.2020г.
Развивающий мультфильм «Четвертый лишний»
(средняя группа)
Ссылка на видео https://youtu.be/BbGSb4Z97kc
19.05.2020г.
Индивидуальное занятие «Четвёртый лишний»
(компенсирующая группа)
Ссылка на видео Сафоновой Натальи https://vk.com/wall597916246_1
20.05.2020г.
Развитие мышления.
Индивидуальное занятие «Найди лишний предмет»
(компенсирующая, старше –подготовительная группы)
Ссылка на видео https://youtu.be/FRVUg_LqkZU
21.05.2020г.
Логика для детей.
Игры для детей. Подготовка к школе. Логические цепочки.
(компенсирующая группа)
Ссылка на видео https://youtu.be/_QVil4hGu_Q
22.05.2020г.
Логика для детей.
Игры для детей. Подготовка к школе. Логические цепочки.
(подготовительная к школе группа)
Ссылка на видео https://youtu.be/_Qvil4hGu_Q
25.05.2020г.
Развивающие игры для детей 3-5 лет.
Проводим время с пользой.
Ссылка на видео https://youtu.be/r-SWDrFCHcY
26.05.2020г.
Скоро в школу! Учимся быть внимательными (обучающие игры для дошкольников)
(компенсирующая, подготовительная группы)
Ссылка на видео https://youtu.be/zj2N7i1ujek
27.05.2020г.
Развитие мышления.
Игра «Найди лишний предмет»
(компенсирующая, старше-подготовительная группы)
Ссылка на видео https://youtu.be/FRVUg_LqkZU
28.05.2020г.
Логика для детей.
Игры для детей. Подготовка к школе. Логические цепочки.
(компенсирующая группа)
Ссылка на видео https://youtu.be/_QVil4hGu_Q
29.05.2020г.
Логика для детей.
Игры для детей. Подготовка к школе. Логические цепочки.
(подготовительная к школе группа)
Ссылка на видео https://youtu.be/_Qvil4hGu_Q
Предварительный просмотр:
23.02.2021г.
Педагог-психолог МБДОУ №30:
Сафонова Наталья Александровна
Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок - будущий первоклассник».
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Как сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков? Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать учителя, выполнять все правила организации учебной жизни в школе.
Поступление детей в школу - переломный момент в их жизни. Ожидание начала школьных занятий - это радость, и большая тревога. Поступление в школу - это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Нельзя забывать о том, что приходом в школу ребенок попадает в новый коллектив своих сверстников. Готовить ребенка жить в коллективе надо еще до школы. В детском саду навык общения формируют и дети, в основном, умеют общаться. Дома нужно его поддерживать и развивать. Если ребенок не ходит в детский сад, если общается только с родителями, не знает правил общения со сверстниками, то самый умный и развитый ребенок может оказаться изгоем в классе. Поэтому главная задача - формировать умение общаться в игре, в учебной деятельности. Если этого нет, то первоклассник может столкнуться отторжением сверстниками, с непониманием ситуаций общения с учителями. Так, даже у успешного ребенка, начинаются проблемы.
Как правило, дети хотят идти в школу, но встречаясь с первыми трудностями их желание угасает.
Очень важна для успешного обучения в школе привычка к дисциплинированному поведению, прилежание и аккуратность. Важно уже задуматься над тем, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям взрослых, умеет ли внимательно слушать, всегда ли он усидчив, доброжелателен. Для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, самостоятельность, инициативность, организованность. Организованность и самостоятельность проявляется и в малом, и в большом: умеет ли выполнить просьбу, поручении; убирать на место вещи, игрушки; соблюдать режим дня.
Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед самим собой. Ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него не получится. В процессе развития его надо хвалить, даже если не все получается, разбирать и анализировать неудачи. Важно все время искать, за что можно похвалить ребенка. Не формируйте страх перед учителем, перед учебным заданием.
Развитие речи.
До школы необходимо сформировать речь, чтобы ребенок смог пользоваться ею при обучении в школе. Если нет устной речи - не будет и письменной, даже если он будет писать идеальные крючочки и палочки. Развивайте речь ребенка. Больше читайте ему книги, пополняя словарный запас и беседуйте по прочитанному, задавайте вопросы, предложите пересказать прочитанное. Составляйте рассказ по картинкам. Ребенок должен уметь составлять рассказ не менее чем из 5-6 предложений. Необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, чтобы он умел выражать свои мысли.
Письмо.
Чтобы ребенок писал графически правильно, необходимо до школы научить его правильно держать ручку. У ребенка еще слабая рука, плохо развита мускулатура. Помогает развитию мелкой мускулатуры лепка из пластилина, вырезание из бумаги, ткани или картона разных фигур, выкладывание мелкой мозаики, штрихование фигур, раскрашивание. Все это и есть подготовка руки к письму.
Такой навык вырабатывается вами с помощью четкой организации того времени, которое ребенок проводит дома. Если он имеет определенный перечень домашних обязанностей, соблюдает режим дня, не спорит с вами, когда ему дают конкретное поручение, осмысленно смотрит телепередачи, то ему легко научиться за короткое время стать учеником, который своей учебой будет приносить радость самому себе, вам и учителям. Поэтому предлагаем вам:
- Разработать вместе с ребенком обоснованный режим дня, обязательно включающий в себя 20-30 минут чтения вместе с вами художественной литературы; просмотра телепередач, но не более 1-1,5 часов с пересказом вами того интересного, что ребенок узнал из них. При этом постарайтесь существенно ограничить просмотр детских и взрослых фильмов, где демонстрируются картины насилия, жестокости, запугивания. Они незаметно, но неуклонно расшатывают нервную систему маленького человека, усиливают разнообразные страхи и делают его склонным к проявлению неконтролируемой жестокости по отношению к животным и людям.
- Предусмотрите время для активного отдыха, обязательно включающего те физические упражнения, которые развивают ловкость, подвижность, быстроту реакции и терпение. При этом лучше всего проводить эти занятия на свежем воздухе. Важно, чтобы свободное время не было наполнено бездельем.
- Старайтесь чаще задавать ребенку такой вопрос «Зачем он делал нечто?» Например, смотрел телевизор, играл с друзьями в игры на компьютере или на улице, рисовал, лепил. Тем самым вы будете стимулировать ребенка постоянно думать о том, что он делает, а не механически подчиняться природным побуждениям, склонностям, желаниям.
- Старайтесь предъявлять ребенку только те требования, которые можете рационально обосновать. Лучше всего в спокойной обстановке объяснить причины, побуждающие человека. Вырабатывать самоконтроль, умение выполнять различную домашнюю работу, ограничивать имеющийся у себя эгоизм, себялюбие. Не сразу ребенок будет реагировать на ваши требования, иногда уходят месяцы и годы на выработку какого-то полезного навыка, который в настоящее время ребенок активно отвергает.
- Старайтесь при оценке своего ребенка отмечать прежде всего его успехи, связанные с преодолением собственной лени, вспыльчивости, неорганизованности. Только после этого указывайте на те недостатки, с которыми надо еще работать у самому. Известно, что развитие личности определяется уровнем зрелости ее гордости, чувства стыда, совести, наличием воли, терпения. Родители только помогают ребенку сформировать данные качества. Мы желаем вам терпения, спокойствия, оптимизма в организации той поддержки, которая требуется ребенку для обеспечения его успешного будущего.
- Должны знать и уметь выполнять распорядок дня дома и связанные с ним гигиенические процедуры. Уметь выполнять работы по самообслуживанию. Знать и уметь выполнять правила общения с взрослыми и сверстниками, правила поведения в общественных местах, дома.
Итак, ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться. Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения и готовности к сотрудничеству, преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при поступление в школу и помочь ему. Это не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.
Предварительный просмотр:
11.05.2021 г.
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
Педагог-психолог: Сафонова Н.А.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг).
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.
Первые годы развития ребенка имеют громадное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела. Особое значение имеет совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.
Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.
Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.
Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Получается, что психологическая готовность детей к обучению к школе - это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Предварительный просмотр:
Мамы и папы будущих первоклассников!
Существует мнение, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, это ошибка.
Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе?
В игре дети:
- учатся применять имеющиеся у них знания;
- ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
- получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
- в игре развиваются все психические
процессы - внимание, память, мышление, речь и, что особенно существенно,
воображение.
Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребёнка.
Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей.
Во-вторых, игра требует партнёров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой партнёр.
В-третьих, игра - своеобразное
общение, а участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.
Наиболее полезны для
подготовки детей к школе игры, которые:
- формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);
- развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
- развивают логическое мышление («Что
сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).
Несколько советов, как организовать игру:
- Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда.
- Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.
- Подробно объясняйте правила игры.
- Придумывайте новые игры вместе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 муниципального образования Усть-Лабинский район
«Значение игры при
подготовке ребенка
к школе»
Консультация для
родителей
Составила:
педагог-психолог МБДОУ №30
Сафонова Н.А.
Вашему вниманию мы предлагаем игры,
которые наиболее часто используют в
процессе подготовки ребенка к школе:
Назови три предмета
Эта игра развивает у ребенка словеснологическое мышление. Ведущий называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.
Графический диктант Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:
Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо.
Что изменилось?
Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.
Четвертый лишний
Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:
- с картинками: взрослый выкладывает 4
картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки
подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка - лишняя, т.к. это птица, а остальные - животные) или любые другие картинки
- со словами: взрослый называет четыре слова и спрашивает у ребенка, какое слово лишнее и почему. Например, нос, уши, очки, глаза.
Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы
Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.
Штриховка
Взрослый рисует любую
геометрическую фигуру (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные,
вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.
Последовательность событий Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают,
что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно, чтобы он говорил полными предложениями. Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.
Дерзайте, играйте и побеждайте!