кружок "Язык и культура татарского народа"
материал, подготовленный для занятий кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_tatarskiya_yazyk_poslednyaya.docx | 17.91 КБ |
igry_i_schitalki.docx | 14.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты освоения кружковой деятельности
«Язык и культура татарского народа»
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие родного (татарского ) языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах татарского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание и формы организации курса кружковой деятельности
«Язык и культура татарского народа»
Содержание курса
№ п/п | Содержание курса | Формы организации |
1 | Алфавит и звуки. История культуры татарского народа. Казань – столица Татарстана. Алфавит. Фонетика | игра, конкурс, викторина, просмотр видеороликов. |
2 | Синтаксис. Устное народное творчество. Составление предложений. Устное народное творчество (песни, пословицы и поговорки, сказки, игры и считалки) | конкурс, презентация творческих проектов. |
3 | Выдающиеся личности. Габдулла Тукай. Муса Джалиль. Детские писатели. Детская литература и периодика. Традиционная одежда. | поисковое исследование, выставка. |
4 | Традиции и обычаи. Сабантуй. Игры на свежем воздухе. Города Татарстана. Кухня. | Презентация творческих проектов, соревнование. |
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Алфавит и звуки. | 9 | 3 | 6 |
2 | Синтаксис. Устное народное творчество. | 8 | 2 | 6 |
3 | Выдающиеся личности. | 12 | 2 | 10 |
4 | Традиции и обычаи. | 8 | 1 | 6 |
Итого: | 37 | 8 | 29 |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество. Игры и считалки.
Игра «Изобрази предмет»
Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:
Алып килдек бүләкләр
Курчак, самолет, этләр
Аю, куян, песиләр
Нерсә кирәк, сайлап ал.
Ведущий ребенок называет что ему надо, например самолет и все дети изображают самолет, ведущий выбирает самый красивый самолет. Ведущий меняется.
Игра «Түбәтәй»
Дети стоят в кругу приговаривая слова передают Түбәтәй
Түп – түп түбәтәй
Түбәтәең укалы
Чиккән матур түбәтәең
Менә кемдә тукталды.
На ком остановилась Түбәтәй тот и дает команду к выполнению задания, например:
- Сикер, сикер (прыгай)
- Утыр, утыр (садись)
- Йөгер, йөгер (беги)
- Бие, бие (танцуй)
- Уйна, уйна (играй)
Все дети выполняют команду. Игра повторяется.
Игра «Су анасы» (Водяная)
Дети ходят по кругу взявшись за руки, проговаривая слова:
Су анасы, су анасы
Су анасын күр әле.
Каршында кем басып тора
Ялгышмыйча әйт әле.
Водяная стоит в центре круга с закрытыми глазами, после проговоренных
слов, водяная показывает на любого ребенка рукой и должна угадать кто это.
Су анасы кем бу?
Считалка
Ипи, тоз, матур кыз
Карга, чыпчик
Син кал, бу чык!
Считалка Кызыл алма
1 алма, 2 алма, 3 алма, 4 алма, 5 алма, 6 алма, 7 алма, 8 алма, 9 алма – 10 кызыл алма!
Считалка
Тәрәз каршына
Килгән бер чыпчык
Чык әле, ди, чык.
Считалка
Ак чәйниккә
Акча салдым.
Ничә булды? 10 булды
Әтәлчек, мәтәлчек
Сиңа туры килде, чык.