В помощь родителям

Сахарова Светлана Викторовна

На этой страничке - полезные рекомендации для пап и мам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризис младшего возраста

В развитии нервной системы выделяют несколько периодов, связанных с наибольшей уязвимостью детского организма. На психофизическое развитие организма сильно влияют различного рода травмы, инфекционные заболевания, психогенные воздействия, лекарственные поражения.

        Первый такой кризис приходится на 12-18 месяцев жизни ребенка. В этот период особенно опасно повреждение центральной нервной системы, формируется опасный неблагоприятный органический фон. Пограничные состояния, такие как, сосудистые нарушения, неврозоподобные расстройства берут свое начало именно в этот период. Поэтому так необходимо оберегать своего ребенка и быть особенно внимательным к его состоянию, когда его что-то беспокоит, когда он плаксивый, возбужденный или, наоборот, вялый, сонливый.

Оценивать психофизическое развитие ребенка нужно в комплексе, не догонять и не перегонять кого-то по показателям в развитии, не заставлять насильно выполнять какое-либо действие, а отталкиваться от достижений только своего ребенка, иначе результат может быть прямо противоположный.

        Ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть – он скоро устанет, лежать – то же самое, идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и, менее всего, долго думать; но он резвится и движется целый день, не устает ни на минуту, когда включается в разные виды деятельности. Неправильно требовать от маленького ребенка «посидеть спокойно», «не двигаться», моментально прекратить игру – такие требования непосильны малышу и выполнить их он не может. Вредны ребенку слишком сильные раздражители, такие, как, резкие звуки, яркий, бьющий в глаза свет, излишняя яркость в оформлении комнаты. Для поддержания активного бодрого состояния необходима периодическая смена характера игр и разных видов деятельности.

        .



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению диагностики.

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому психологам, работающим в специальных дошкольных учреждениях, приходится использовать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением. Их использование связано с адаптацией стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития. Все это требует от тифлопсихолога знания диагноза и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.

Имеются также  общие требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения.

  1. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне. Они также лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, нежели контурные.
  2. Среди особенностей построения стимульного материала следует обратить внимание на несколько положений, которые должны быть учтены психологом при выборе и адаптации методик: соблюдение в изображениях пропорциональности отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, более четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.
  3. Величина предъявляемых объектов должна быть определена в зависимости от 2 факторов: возраста и зрительных возможностей детей. Предъявление стимульного материала слабовидящим детям должно осуществляться с расстояния не более чем 30-33см от глаз ребенка.
  4. Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально (20-30 см). Картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов.
  5. Сложность фона: для детей дошкольного возраста фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качестве в соответствии с заданием.
  6. Цветовая гамма: желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона, особенно для детей дошкольного возраста.
  7. Насыщенность тонов – 0,8-1,0.
  8. При сходящемся косоглазии трудности детей связаны с восприятием материала вблизи, поэтому ребенку с дальнозоркой рефракцией при проведении тестирования необходимы очки для близи.
  9. При расходящемся косоглазии при высокой степени миопии детям также требуются очки для близи, а при миопии средней и слабой степени они не требуются (при отсутствии астигматизма).
  10. Детям с амблиопией и косоглазием от 5 до 10 лет с остротой зрения до 0,3 с нецентральной, но устойчивой фиксацией рекомендуется использовать тест-объекты преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, размеры которых менее 2 см. Детям в том же возрасте, с той же остротой зрения до 0,3, но с центральной и неустойчивой, а также нецентральной и неустойчивой фиксацией рекомендуется предъявлять тест-объекты тех же цветов, размеров. Однако время обследования желательно ближе к полудню.
  11.  Детям в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, со сходящимся косоглазием можно предъявлять объекты разнообразных цветов и размеров. Обследование можно проводить в любое время дня. На занятиях этой группе детей рекомендованы упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль).
  12.  Дети в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения выше 0,4 с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять объекты различных цветов и размеров. Обследование можно проводить в любое время дня.
  13.  Для детей от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 до 1,0 при одновременном, бинокулярном неустойчивом характере зрения и отсутствии косоглазия предъявление стимульного материала имеет лишь возрастные противопоказания.
  14.  При предъявлении стимульного материала требуется увеличение времени как минимум вдвое, а в тяжелых случаях время может быть увеличено до 10 раз.
  15.  Трудности координации движений, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, что также требует увеличения временных норм на их выполнение по сравнению с нормально видящими детьми в 2-3 раза.
  16.  Монокулярный характер зрения детей с амблиопией и косоглазием определяет недоразвитие микрокоординации движений, поэтому не следует учитывать неточность движений при выполнении заданий, а лишь их результативность. Удлиняется и время выполнения заданий.
  17.  Диагностическое обследование детей проводится со снятой окклюзией.


Предварительный просмотр:

Соблюдение режима дня детьми с нарушениями зрения

        Соблюдение режима дня детьми с нарушениями зрения имеет большое значение для детей с нарушениями зрения. При неправильной организации режима дня, недостаточном пребывании на свежем воздухе, нерегулярном, нерациональном питании, при систематическом недосыпании у детей ухудшается состояние здоровья, а также возможно ухудшение зрения.

В дошкольном учреждении следует использовать щадящий режим дня, рационально чередовать непосредственно образовательную деятельность с использованием отдельных физических упражнений, физминуток, подвижных игр, игр малой подвижности. Необходимо, чтобы в течение дня дети много гуляли. Пребывание детей на свежем воздухе повышает сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям.

При организации режима дня следует предусмотреть чередование различных видов деятельности.

При составлении режима дня, при регламентировании нагрузок для детей с нарушениями зрения следует учитывать общее физическое и психологическое состояние каждого ребенка, характер внешних условий, наличие других дефектов, состояние после перенесенных заболеваний, а также состояние органа зрения.



Предварительный просмотр:

Советы для родителей

Родители детей трехлетнего возраста сталкиваются с мыслью о том, что на данном этапе необходимо выбрать развивающие занятия для ребенка, ориентируясь на те виды деятельности, которые будут интересны и доступны его ребенку. Это может быть кружок изостудии или танцевальный кружок. Здесь выбор остается за родителем.

Каждый родитель должен учитывать, что ребенок еще маленький. На этом этапе развития, в трехлетнем возрасте, ребенок только начинает формировать свою волевую сферу, поэтому занятия, где требуется строгая дисциплина, могут оказаться достаточно трудны для ребенка. Там, где требуется дополнительное напряжение, есть опасность, что ребенок вообще не захочет что – либо делать или будет выполнять задание в своем темпе.

Именно игра является ведущей деятельностью для развития дошкольников. При выборе занятий, необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его речевые возможности, развитие моторики, двигательные навыки.

Насколько необходимы ребенку дополнительные развивающие занятия, кружки, выбор остается за самим родителем и здесь важно понять и выявить склонности и интересы ребенка, чтобы он оставался доволен собой и, конечно, радовал своими успехами родителей.



Предварительный просмотр:

Формирование функций цветовосприятия у ребёнка дошкольного возраста.

Особенности развития зрительных функций у детей дошкольного возраста.

В возрасте 2—3 месяцев появляется способность ребёнка фокусироваться на каком-либо объекте. Цвета, которые он может различать в период от 2 до 6 месяцев, находятся в волновом диапазоне широкого спектра: красный, розовый, коричневый. Возможность различать цвета короткой волны, синий и зелёный, появляется у него ближе к седьмому месяцу жизни, а полноценное цветовосприятие формируется у ребёнка к восьми годам.

Если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета, например, его любимая погремушка, он запомнит это обязательно и в будущем, когда он начнет осознанно говорить, вам будет легче объяснить разницу между цветами;

Начинаем учить цвета в такой последовательности: красный, затем знакомимся с желтым, затем зеленым и синим цветами.

Откажитесь от уменьшительно – ласкательных слов при назывании цветов. Произносите цвет в разном контексте так, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово. Произносите разные фразы, типа: это красный шарик, это шарик красного цвета и так далее.

Поиграйте с ребенком в игру «Какой шарик спрятался?» (выбор из 2-х-3-х).

Предложите ребенку найти предмет заданного цвета по показанному вами образцу (выбор из 2-х-3-х). Очень важно выбирать только предметы заданного цвета.

Предложите ребенку порисовать красками, при этом покажите ему краску красного цвета и скажите, что краска красная. Повтори, какого цвета краска (если ребенок уже умеет говорить). Да, эта краска красного цвета. Нарисуйте с ребенком предмет красного цвета. Пусть ребенок несколько раз скажет какого цвета и какой предмет он нарисовал. Если же ребенок не говорит, проговорите несколько раз за него сами все то, что вы хотели у него спросить.

В игре «Разложи по цветам» малышу нужно разложить большие синие шарики в большую коробку, а маленькие шарики – в маленькую коробку.

Затем предложите ребенку разложить шарики в разноцветные коробочки (сначала выбор из 2-х-3-х цветов, затем из 3-х-4-х).

В игре «Бусы для мамы» раскладывайте вместе с ребенком бусы красного цвета в ряд, подготовив заранее круги диаметром 2-3 сантиметра 2-х-3-х цветов.

Хвалите малыша, радуйтесь вместе с ним его большим успехам!

Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий!